Пенсионный квест - Процедура назначения пенсии

Если бы существовал народный антирейтинг государственных учреждений и организаций России, то Пенсионный фонд по праву занял бы в нём одно из призовых мест. Убедиться в этом совсем не трудно, достаточно зайти на любой интернет-ресурс пенсионной направленности и почитать комментарии к статьям и отзывы «благодарных» граждан о пенсионной системе, главное чтобы уши не завяли, т.к. лексика кое-где может быть и ненормативной.

Граждан России в пенсионной системе не устраивает практически всё. Прежде всего, конечно, людей не устраивает размер пенсий и несправедливость пенсионных законов. По этому поводу негатив выплескивается и на Президента, и на Правительство, и на депутатов Госдумы, и на всю российскую политическую и бизнес элиту.

Однако не менее раздражающим фактором является и то, как государством совместно с ПФР выстроены отношения пенсионной системы с Человеком и Гражданином, и здесь уже по полной программе достается ПФР, потому что именно с этой структурой, выступающей в отношениях с гражданами от имени государства, людям приходится непосредственно контактировать. Остальные высокие инстанции слишком высоки и недоступны.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Если государству «не хватает денег» на полноценное пенсионное обеспечение, то ему как-то нужно выкручиваться, урезать бюджет ПФР и обосновывать принимаемые непопулярные решения, сохраняя при этом хорошую социальную мину при плохой игре.

Для снижения доли своей ответственности государство, пользуясь неограниченным правом регулирования «под себя» пенсионной системы, постоянно изменяет пенсионные законы, включая в них новые хитрые и подлые механизмы снижения размеров пенсий. В результате мы имеем настолько запутанное и невнятное пенсионное законодательство, что в нём уже «сам чёрт ногу сломит».

Вместе с тем, многие моменты, связанные с персонифицированным учётом застрахованных лиц, расчётом и назначением пенсий, а также информационным сопровождением этих процессов, в законах вообще никак не прописаны, и тогда открывается широкое поле для инициатив и творческой деятельности Пенсионного фонда и Минтруда.

В одних ситуациях, требующих дополнительного регулирования, ПФР самостоятельно или совместно с Минтруда «дописывает» пенсионное законодательство, принимая нормативные правовые акты (постановления, инструкции, правила, приказы и т.п.), но формулирует их таким образом, что они облегчают и упрощают «жизнь» ПФР, но совершенно не отражают интересы застрахованных лиц.

В других ситуациях ПФР поступает наоборот, оставляет неотрегулированными неопределённости (или даже искусственно создаёт их) там, где выгодно трактовать свои действия или бездействие по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств, но явно не в пользу пенсионеров.

Выяснить, где заканчивается законодательная воля государства по регулированию пенсионной системы и начинается бесконтрольная самодеятельность ПФР (или Минтруда?) весьма сложно, кроме писаных законов параллельно вполне может существовать и институт устных указаний сверху.

Приведу самый простой пример по ситуациям «дописывания» законов и искусственного создания неопределённостей в пенсионном механизме на «пазле» процедуры назначения пенсии.

Казалось бы, услуга расчёта и назначения пенсии структурой, созданной государством и не имеющей собственного коммерческого интереса в этом вопросе, должна быть прозрачной, понятной и удобной для пенсионера. Если бы так и было, то в социальном государстве нормальная укрупненная модель процедуры назначения пенсии выглядела бы следующим образом….

Человеку при выполнении соответствующих условий назначают пенсию, выдают пенсионное удостоверение (пусть даже и с уплатой государственной пошлины тем, кто захочет) и одновременно документ-справку, внятно разъясняющий расчёт назначенной пенсии по наиболее выгодному для него варианту.
В личном кабинете ПФР пенсионеру и после назначения пенсии доступна полная информация о состоянии его индивидуального лицевого счёта и эта корректная информация соответствует данным использованным для расчёта и назначения пенсии.
Кроме того, на сайте ПФР, как публичной структуры, имеются полноценные вариативные калькуляторы, позволяющие самостоятельно рассчитать свою пенсию и среднюю зарплату за периоды до 2002 года, и таким образом убедиться, что расчёт произведён правильно.

Процедура оказания государственной услуги по установлению пенсии законом 400-ФЗ не определена, но что мешало ПФР и Минтруда предусмотреть процедуру расчёта и назначения пенсии по логичному и одновременно удобному для пенсионеров алгоритму? Ничто не мешало, закон 400-ФЗ точно не мешал. Более того, если бы всё было сделано именно так, то поток пенсионеров в ПФР для получения различного рода справок, расчётов, перерасчётов «за детей», консультаций и т.п. снизился бы в несколько раз….

Однако ПФР при содействии Минтруда выстроил процедуру назначения пенсий совсем по другому алгоритму, сделав её максимально непонятной, непрозрачной и унизительной для пенсионера. Процедура назначения пенсии приобрела форму запутанного квеста по сценарию ПФР. Для придания этому квесту легитимности был издан Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий…". 

Административный регламент устанавливает, что «результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении поданного заявления. Факт и размер назначенной пенсии подтверждается справкой (сведениями) о назначенной пенсии».
Документ по объёму большой, но результат административной процедуры выражен совсем коротко, а всё остальное, непосредственно связанное с расчётом, документальным оформлением и информационным сопровождением назначения пенсии, стандартом государственной услуги сформулировано в очень общем виде или не регламентируется никак. Таким образом, все эти тонкие моменты процедуры назначения пенсии отданы на откуп ПФР.

После назначения пенсии с 2015 года пенсионное удостоверение пенсионерам не выдаётся. ПФР лукавит и объясняет отмену выдачи пенсионных удостоверений изменением пенсионного законодательства, в частности ссылается на закон 400-ФЗ, выдача пенсионных удостоверений которым не предусмотрена. Да, в указанном законе о выдаче пенсионных удостоверений ничего не сказано, но и в предыдущем основном пенсионном законе 173-ФЗ про пенсионные удостоверения также ничего не говорилось, но удостоверения выдавались.

Если докапываться до истины, то выяснится, что утратило силу совместное Постановление Минтруда и ПФР №17/19пб от 27.02.2002 «Об утверждении "Правил обращения за пенсией...", в котором была статья 39 - "Факт назначения пенсии... подтверждается соответствующей записью в пенсионном удостоверении, которое выдается на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации". Изданный ему в замену Приказ Минтруда от 17.11.2014 года №884-н  «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией...» аналогичную статью уже не содержит, поэтому можете сами сделать вывод - кто решил, что пенсионные удостоверения пенсионерам больше не нужны, а будет достаточно и справки.

Люди не хотят всю оставшуюся жизнь бегать в недружественный им орган за справками, которые быстро приходят в негодность и ассоциируются со справками об освобождении, а государство молчит. Кто-нибудь считал, сколько уйдёт бумаги на выдачу справок вместо пенсионных удостоверений за весь срок дожития пенсионеров, а сколько нужно содержать работников ПФР с компьютерами и принтерами для оформления и распечатки справок?
Выгода от отмены пенсионных удостоверений весьма сомнительна, а негатива выше крыши, и он будет с каждым годом нарастать. Государству это надо? Не высокая ли цена вопроса для мнимой экономии?

Далее, после подачи застрахованным лицом заявления-прошения о назначении пенсии и его регистрации, потенциальный пенсионер волевым решением Пенсионного фонда переводится в статус «пациента ПФР» (термин мой, подробнее в статье «Пациенты пенсионного фонда. Кто остановит ПФР?»).
Отныне пенсионеру навсегда закрывается полный доступ к информации в личном кабинете на сайте ПФР и в соответствующем разделе на портале государственных слуг.
Для пенсионеров такой информационный блэкаут становится полной неожиданностью.
В большинстве случаев пенсионеры до назначения пенсии в личном кабинете видели искаженные и неполные сведения о своём стаже и средней зарплате (которые к тому же периодически самоизменялись), а после назначения пенсии не видят уже ничего, в соответствующих разделах информационной справки формы СЗИ-6 стоят уже одни нули.

Для чего это делается?
Для того чтобы исключить возможность оценки «пациентом» произошедших в личном кабинете изменений персональных данных (и соответственно исходных параметров для расчёта пенсии) и не допустить сопоставления пенсионером этих данных со сведениями в трудовой книжке для выявления расхождений.
Пациент на сайте ПФР сможет узнать только размер назначенной ему пенсии после принятия решения о её назначении и получить в ПФР такую же справку на бумажном носителе.

На этом процедура назначения пенсии для тех, кто НЕ сомневается в том, что Пенсионный фонд всё посчитает правильно, заканчивается. Доверие граждан к Пенсионному фонду пока ещё велико и пропаганда ПФР, направленная на выработку у пенсионеров стойкой уверенности, что «всё посчитают по наиболее выгодному варианту», делает своё дело и работает успешно.
По мнению ПФР и Минтруда пенсионеры должны согласиться с размером назначенной пенсии безоговорочно как с аксиомой, не требующей доказательств.  Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению пенсии полностью выполнен, и формально придраться не к чему.

Более любознательные пациенты переходят к следующему этапу пенсионного квеста и начинают собственное расследование правильности расчёта пенсии.

Внятных объяснений о закрытии информации в личном кабинете для пенсионеров ПФР не предоставляет. Отговорки типа «так устроен личный кабинет», «форма СЗИ-6 не предназначена для пенсионеров», «в форме СЗИ-6 стоят нули, потому что все сведения трансформировались в сумму назначенной пенсии», «не положено», «а где написано, что эти данные должны быть доступны пенсионеру», «не нравится – обращайтесь в суд» и т.п. наводят только на одну мысль, - ПФР есть что скрывать и есть стимул держать пенсионеров в неведении.

Для добычи информации о расчёте своей пенсии и других персональных сведений пенсионер должен быть морально готов обивать пороги ПФР и писать челобитные.  Пациент обречён «мешать работать» персоналу ПФР (потому как «все что вы хотите, в стандарт государственной услуги по установлению пенсии не входит», «делать вам нечего», «а зачем вам это») и натыкаться на лицемерное недоумение и недружелюбность работников ПФР.

Стойкий пациент, пройдя кордоны громкоголосых работниц ПФР, и получив от ПФР расчёт своей пенсии и другие имеющие значение персональные сведения, может с удивлением обнаружить, что некоторые периоды его трудовой деятельности 20-30 летней давности исключены из общего и страхового стажа, но уведомить об этом пациента ПФР нужным не посчитал.

Причины исключения периодов работы из стажа могут быть самые разные, от «нечитаемых» печатей в трудовой книжке (мнение работника ПФР приравнивается к заключению эксперта-криминалиста?!) и отсутствия сведений о поступлении страховых взносов в отдельные периоды, до банальных арифметических ошибок при подсчёте стажа и размера пенсии. Неверно может быть определено (или применено) соотношение среднего заработка для расчёта пенсионных прав до 2002 года и т.п. Проверить правильность этих расчётов пенсионер сможет только сам ручным способом, предварительно изучив пенсионное законодательство на уровне «не хуже работника ПФР».

Понятно, что специалисты ПФР своим пациентам пенсии вручную не считают, а используют для этих целей полноценные калькуляторы, но ПФР почему-то полагает, что застрахованным лицам будет вполне достаточно и калькулятора-дезинформатора на сайте ПФР. Тот, кто им пользовался, знает, что этот калькулятор нещадно врёт и рассчитывает пенсию в гораздо большем размере по сравнению с тем, который фактически будет назначен.

Информация на сайте ПФР поясняет предназначение своего калькулятора следующим образом: «Результаты расчета страховой пенсии в пенсионном калькуляторе носят исключительно условный характер и не должны восприниматься Вами как реальный размер Вашей будущей пенсии. Для простоты восприятия получаемых результатов все расчеты производятся в постоянных условиях 2018 года».
Вопрос – а зачем он вообще такой условно-фьючерсный калькулятор-дезинформатор нужен? Для введения потенциального пенсионера в заблуждение?
И снова придраться не к чему, нет ни слова в пенсионных законах о публичных калькуляторах ПФР для расчёта пенсии и требований к ним.

Следующий этап пенсионного квеста для стойких пациентов – доказательство факта расчёта пенсии работниками ПФР в заниженном размере относительно возможного.

Если представленные пациентом в территориальный орган ПФР собственные ручные расчёты пенсии и аргументы будут на 100% убедительны, то ПФР может с ними даже согласиться… и предложить написать заявление на перерасчёт пенсии. Стоит ли согласиться с таким предложением (и простить ПФР всю сумму недоплаты пенсии за весь период после её назначения) или идти до конца и требовать перерасчёта пенсии с момента её назначения – каждый должен решить сам, в зависимости от обстоятельств.

Если ПФР с представленными расчётами и аргументами не согласится, то у пациента останется одна дорога - в суд. Кстати, ПФР очень любит направлять несогласных пациентов по любому вопросу в суд, отлично понимая, что из числа даже самых стойких пациентов до суда дойдут не все.

Помимо квест-процедуры назначения пенсий существует ещё целый пласт проблем, связанных одновременно с расчётом или перерасчётом пенсий, персонифицированным учетом и отображением информации в личном кабинете застрахованного лица, и перечень претензий к ПФР по этим проблемам может быть бесконечно длинным, было бы кому их адресовать и решать.

Какие-то частные проблемы пенсионеры могут и решают в одиночку через суд, но есть множество общих проблем, для решения которых и в суд-то идти не с чем. Очевидно, что права пенсионеров в приведенном примере квест-процедуры назначения пенсии ущемляются, но формально закон не нарушен, и тогда всё чаще возникают вопросы – ПФР существует сам для себя или всё-таки для пенсионеров? Кто повернёт ПФР и Минтруда к пенсионеру лицом, а к лесу задом? К кому обращаться за восстановлением справедливости?

У нас есть омбудсмены по правам человека, правам предпринимателей,  правам ребёнка, а вот омбудсмена по правам пенсионеров у нас нет, хотя разговоры об этом идут уже давно.
У нас есть Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и этим законом (статья 3.1. последний абзац) предписано органам исполнительной власти «осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию».
Такой орган государственного надзора и контроля в России также до сих пор не создан.

Сложилась парадоксальная пенсионная система, в которой есть исполнитель в лице ПФР и куча «участвующих»: Правительство со своими Постановлениями, Гос. Дума, принимающая законы, ЦБ, Минфин, Минтруд, всяческие проправительственные структуры, сочиняющие хитрые пенсионные формулы, но нет единого органа отвечающего за пенсионное обеспечение в целом. Каждый гражданин, выходящий на пенсию, вынужден бороться за свои права в одиночку с возможностью отстаивать права только через суд, а это далеко не каждому под силу, большинство тихо соглашается с тем «что насчитали». Каких только контролирующих и надзорных органов у нас нет, а вот в пенсионной системе они считаются лишними.
Таким образом, государство экономит дважды, на каждом «обсчитанном» пенсионере в отдельности и на системе в целом. Очевидно, что государству так удобнее, создана пенсионная система с коллективной государственной безответственностью за результат, как очевидно и то, что с этим надо что-то делать…

P.S. В стандартном бланке Заявления на назначение пенсии с 01.01.2018 года в пункте 4 появился  интересный подпункт «О» (в ред. Приказа Минтруда России от 26.10.2017 N 756н), дополняющий квест-процедуру назначения пенсии новой фишкой:
«с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных документов о стаже и заработке (делается отметка в случае обращения за страховой пенсией, накопительной пенсией):
согласен/не согласен)
Пациент должен при подаче заявления по-быстрому сыграть в пенсионную рулетку и решить, в какой клеточке нужно поставить галочку….  Каких-либо пояснений о смысловой нагрузке нового подпункта и последствиях принятия решения по одному из двух вариантов ПФР не даёт. Потом узнаете, сюрприз будет…


Рецензии
"Причины исключения периодов работы из стажа могут быть самые разные, от «нечитаемых» печатей в трудовой книжке (мнение работника ПФР приравнивается к заключению эксперта-криминалиста?!) и отсутствии сведений о поступлении страховых взносов в отдельные периоды, до банальных арифметических ошибок при подсчёте стажа и размера пенсии." - и отсутствиЯ ??

==================================================================================

Всю эту камарилью, как у вас там верно указано, давненько бы уж к лесу задом
следовало бы.

Дмитрий Сухарев   15.09.2018 13:06     Заявить о нарушении
Всё карьеру отработал на должности старшего инженера, а пенсию мне назначили по зарплате сторожа, коим работал когда на развалинах Советского Союза работать было негде. Назначающая инспектор на полном серьёзе меня поздравила и порадовала, сказав, что у меня высокая и максимальная пенсия. Я мало встречаю пенсионеров, у которых пенсия была бы ниже моей. Русское чудо? Ура?! См. мой рассказ "Сторож России".

Сергей Елисеев   13.10.2019 15:44   Заявить о нарушении
Да, жду с нетерпением.

Сергей Елисеев   13.10.2019 19:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.