Семинар. Занятие 7

18.01.18г.  КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ ЦЕЛИКОМ, ПОЯСНЕНИЯ О ФОРМЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
(ответы участников)


АЛИСА


*      Часть 1.  Краткое изложение сюжета

Синопсис рассказа «Как Анита замуж собралась и что из этого вышло».

Экспозиция

В благородном семействе Вальехо, ведущем спокойную размеренную жизнь, случился переполох. Семья Вальехо проживала в небольшом городке, в собственном доме и на тот момент состояла из трёх человек: отца – дона Педро, матери – доньи Нилы и их дочери – Аниты. Были у дона Педро и доньи Нилы и сыновья, но они давно выросли, обзавелись собственными семьями и жили отдельно. Анита же была поздним ребёнком и единственной дочерью, светом очей её отца.


Завязка

И вот эта самая Анита, девушка 19-ти лет, вдруг пришла к матери и сообщила, что собирается выйти замуж. Всезнающая и решительная донья Нила, у которой и комар мимо носа не проскочит, потеряла дар речи. И какое-то время соображала, как она могла такое проморгать. Где, когда и с кем? Её домашняя послушная девочка, которую никуда не отпускали одну, и которой строго-настрого было наказано возвращаться домой не позже девяти.


Развитие действия.

Донья Нила выяснила обстоятельства знакомства дочери с молодым человеком и попыталась отговорить её от столь поспешного шага или хотя бы повременить с ним до окончания учёбы, мотивируя тем, что та ещё молода и не подготовлена к самостоятельной жизни. Анита ответила, что донье Ниле было столько же, и она тоже была не подготовлена, когда вышла замуж. Это была правда, и Донья Нила растерялась. И решила перевести стрелки на мужа, будучи абсолютно уверенной в том, что тот не захочет отдать свою любимую дочь и согласия на брак не даст.


Центральная сцена

Дон Педро, выслушав новость и незаметно смахнув слезу, подумал и задал два вопроса.
Первый – донье Ниле, что она знает о молодом человеке. К несчастью (для доньи Нилы), наведшей к тому времени все возможные и невозможные справки, характеристики претендента  и его семьи были безупречны.

Тогда он задал второй вопрос. Дочери. Действительно ли она этого хочет. Анита подтвердила.
Дон Педро выслушав многочисленные возражения жены, отверг их и сказал, что счастье дочери для него важнее.  И что пора знакомиться с семьёй жениха и готовиться к свадьбе.
В сердцах донья Нила заявила, что в таком случае молодому мужу придётся взять на себя обязательства по дальнейшей оплате обучения и содержания их дочери. Отец ответил, что это его дочь и его долг (дать ей образование).

Донья Нила не привыкла легко сдаваться. Молодых ни на секунду не оставляли одних, с ними постоянно была дуэнья или дуэний (сохранилась ещё такая традиция в старых и отдалённых селениях Латинской Америки). 
Тем не менее, в положенный день сыграли широкую официальную свадьбу. И новоявленный муж уехал в Кито, где жил и работал. А Аниту оставили дома, донья Нила не отпустила дочь, мотивируя тем, что брак не подтверждён церковью – венчание было назначено позже.  И так бывает в Латинской Америке (восток - дело тонкое(с))).

Некоторое время спустя донья Нила с дочерью приехали в Кито, чтобы оформить бумаги по переводу Аниты в столичный институт. Остановились они, естественно, у мужа Аниты. Ага! Не тут-то было. Донья Нила заявила, что Пабло будет спать в одной комнате, а они с Анитой в другой, так как брак не до конца оформлен.


Кульминация

Заснуть никому не удавалось.
В середине ночи Анита взбунтовалась и, не слушая возражений матери,  ушла к ожидавшему её мужу. А утром сказала, что останется с ним в Кито. Донья Нила пыталась отговорить её, расписывая, как той будет трудно. Но Анита ответила, что у них с Пабло на двоих четыре руки и они справятся. Пабло пообещал, что они приедут на венчание.


Развязка

В странном настроении возвращалась донья Нила домой. Ей было и одиноко, и обидно, и смешно. Когда она рассказала обо всём случившемся удивлённому мужу, тот усмехнулся и сказал обидную фразу: - А ты в самом деле думала, что всю жизнь будешь кормить её грудью? И вздохнув, пошёл заводить машину.


*      Часть 2. Одна из частей целиком

Кульминация

Никто не спал.
Анита, лежала тихо, повернувшись к матери спиной и дышала еле слышно и так ровно, но донья Нила понимала – не спит. И Пабло не спал – за стеной слышались его осторожные шаги, и пробивалась сквозь щель в двери тусклая полоска света. И донья Нила тоже не спала. Но она и не могла позволить себе уснуть. Так прошёл час, или два, или три. А потом Анита резко повернулась и села в кровати.
– Ты куда? – схватила её за руку мать.
– К мужу, мама. Я ухожу к мужу.
- Он тебе ещё не муж – вы не венчаны.
- Мама, а вы сами-то когда повенчались? Я ведь знаю. Мальчишки были уже большими. Бабушка рассказывала. Я пойду, мама.
- Да! – подтвердил молодой муж, появившийся в дверях, и протянул Аните руку. Донья Нила
 вскрикнула и прикрылась одеялом.
- Извините, донья Нила, - сказал Пабло.
- Спокойной ночи, мама, - сказала Анита, ухватилась за руку мужа и выскользнула за дверь.
Но донье Ниле так и не удалось уснуть,  всю она ночь невольно прислушивалась к слабым шорохам, шёпоту, смеху, вздохам. 
А утром её ждал ещё один удар.
- Я остаюсь, мама, - сказала Анита за завтраком, прервав таким образом напряжённое молчание, изредка перемежаемое вежливыми фразами.
- Как?! А что я скажу отцу?
- Что место жены рядом с мужем. Ты же сама всегда так говорила.
- Да! – подтвердил муж.
И опять донья Нила пыталась переубедить свою дочь, рассказывала, как ей будет трудно жить, справляться с учебой и хозяйством, да ещё и ухаживать за мужем – готовить, подавать и убирать.
- Пабло, ты можешь поднять левую руку? – спросила Анита.
- Конечно, - удивился тот и поднял.
- А правую?
Он поднял правую.
- Видишь, мама, - сказала та, - у Пабло две руки – левая и правая, и обе действуют. И у меня две руки, вместе – четыре, - и счастливо засмеялась.
И Пабло засмеялся следом. И донья Нила тоже не удержалась.
- Мы справимся, - сказал Пабло. – Не сердитесь, донья Нила. Не обижайтесь. Всё будет хорошо. Мы приедем на венчание.


*      Часть 3. Пояснения о выбранной форме изложения (описание, повествование, диалог или микс)

В целиковой части я использовала микс: повествование и диалог. Повествование необходимо для краткости и динамичности изложения, а диалог передаёт живые эмоции и делает картинку более яркой и живой.

В целом в рассказе в основном так и будет: повествование и диалог. Описания будут присутствовать, но в меньшей мере и лишь там, где необходимо замедлить действие или описать героев.



ВИКА


*      Часть 1.  Краткое изложение сюжета

Экспозиция

На пляже играют в волейбол.   Недалеко от волейбольной площадки расположились отдыхающие. Среди   отдыхающих под зонтом в шезлонге   молодая женщина. Она читает, изредка отрывается от чтения и наблюдает за игроками. Среди игроков выделяется  мужчина с красивой спортивной фигурой. Женщина сразу поняла, что это не праздный любитель покидать мяч на площадке, а профессиональный волейболист. Игра идёт к завершению. Женщина откладывает книгу и с  удовольствием  отмечает, что команда того, с красивой фигурой, побеждает.

Завязка

Женщина   принимает удобную позу, откладывает книгу и закрывает глаза.  Она перебирает воспоминания, связанные с работой, сыном, домашним бытом. Улыбка трогает губы. Она с удовольствием вытягивает ноги и тут слышит мужской голос.   Мужчина с красивой спортивной фигурой приветствует её. Отмечает её загар, сообщает, что его команда выиграла. В этот момент подбегает другой игрок из команды победителей и увлекает победителя-волейболиста за собой. Молодые люди убегают, а вечером того же дня женщина и волейболист случайно встречаются в кафе и знакомятся.

Основное действие

Основные события -  воспоминания от первого лица, частью описаны в дневнике.   Сын-школьник узнал об увлечении матери мужчиной младше её. Мать познакомила сына с возлюбленным, но сын мужчину не принял. Между матерью и взрослеющим сыном возникают напряжённые отношения.

Кульминация

Любовник матери   встречается с сыном.  Встреча окончилась стычкой. Волейболист не рассчитал  силы, и  сын получил небольшую травму – вывих ноги.  Волейболист сам восстановил вывих и отвёз школьника в скорую.  Между влюблёнными происходит выяснение отношений. Женщина понимает, что ей одинаково дороги и сын, и любимый.

Развязка

Любящие люди расстаются. Оба страдают от расставания.  Он уезжает в другой город. Общаются  по телефону и скайпу. Сын успокаивается, но отношения между матерью и сыном заходят в тупик.

Финал

А с финалом у меня, как всегда, засада…



*      Часть 2. Одна из частей целиком

Экспозиция:

Четвёртый день наслаждаюсь морем, солнцем и песком. Песок золотисто-белого цвета ласкает ноги.  Впечатление приятное, как от морской воды. Правда песок несколько горячее морской воды, но окунать ноги в утренний, чуть прогретый песок также приятно, как заходить в море.

Позади ещё один сумасшедший год. Работаю в школе, а школа – это такой организм… нет, механизм…  короче, не хочу думать о школе. Я выбралась на море! Ну, имею я право один раз в год! отвлечься от всего и просто полежать на песке, посидеть в шезлонге, почитать, что хочется, а не что надо…

-  О, снова эта волейбольная команда …  Застучали мячом. Прям с самого раннего утра…  Видать, без завтрака…

Я-то привыкла. Встала, зубы почистила, шляпу на голову, на купальник – халатик, на ноги – шлёпки и на берег. В холщовой сумке – разная мелочь: расчёска, зеркальце, телефон, ну, и так… ерунда всякая.

Сижу, читаю - детективчик любимой авторши прихватила.

 - Ой, что-то громко болельщики кричат. Толпой стоят. Хорошо, что пока с той стороны, и обзор мне не загораживают. Я тоже иногда слежу за игрой.

На волейбольной площадке босые, загорелые, в плавках или спортивных трусах молодые мужчины и совсем юные мальчишки. Видно, сборная, не профессионалы, но заядлые, жадные до волейбола… Мужчины. Вон тот…  Из одежды  - козырёк  от солнца на голове да  синие спортивные трусы с какими-то пальмами. Этот, видать, по всем статьям профессиональный волейболист. Такие подачи вчера выдавал! Видно же, что его команда громит соперников.

Закрыла глаза и утопила ноги в нагретый песок.


*      Часть 3. Пояснения о выбранной форме изложения (описание, повествование, диалог или микс)

Форма изложения. По-моему, микс -   смесь – описание (будет), повествование (а как без него в рассказе), диалог (планирую).

Почему я выбрала такую форму изложения? Мне интересно писать, когда нет строгого задания по форме изложения. На основной работе – строгая отчётность, формуляры, ответы на вопросы – деловые бумаги. Для души, в свободное время – гуляй, душа!  Это, во-первых. Во- вторых, история наметилась романтически- трагическая, поэтому основные  типы речи будут востребованы. Так думаю…

Вика


ГЛАША

*      Часть 1.  Краткое изложение сюжета

Экспозиция

Сорокатрёхлетняя женщина по имени Вера хоронит мужа и вспоминает свою жизнь.

Завязка

Вначале она размышляет о семье матери, о том, как становилась взрослой. Следом всплывают мысли о знакомстве с первым мужем, свадьбе и нелёгкой жизни с наркоманом. Потом память возвращает её к моменту, когда она встретила второго мужа, как они увиделись повторно, и как он помог Вере пережить трудное время развода, как вновь стала невестой, а потом женой.


Основное действие

Вера вновь радуется моментам, связанные с рождением сынишки, закладки фундамента своего дома. Ей вспоминается сложный характер свёкра и скандалы с ним.

Вера сетует на трудности при воспитании сына и его «выкидонов» во взрослой жизни, которые привели к раннему инфаркту отца, мужа Веры. Только теперь она понимает, что её Миша душевный, неконфликтный, работящий человек, доведён до смерти родными, в том числе и ею самой.


Кульминация

Она уверена, что могла спасти его, продлить жизнь, если бы уважала, как человека, и заботилась, как о дорогом супруге.


Развязка

И, наконец, ставит мужа главным в своей жизни, решив, что достойным памятником ему станет достроенный дом, о котором он мечтал, и который муж не смог доделать при жизни, решая проблемы своих родных.

Финал

Но горе не отступает, вера опять сидит на пороге, измученная одиночеством.



*      Часть 2. Одна из частей целиком


Завязка:

В темноте опять нахлынули воспоминания. Впервые увиделась она с Мишкой у матери на работе. Веруня заскочила на пять минут сообщить, что её с мужем не будет пару дней, уезжают к друзьям в соседний город. Мать слегка огорчилась, намечался праздник. А в такие дни собиралась родня, друзья и гуляли на всю катушку. Семья была большая, родители, дети, тётки, племянники, их вторые половинки. Все любили вкусно поесть, повеселиться и выпить. Ну, что греха таить. Выпивали много, особенно по поводу, впрочем, его найти-то было проще простого. От того и деньги в семьях не держались, хотя работали все. Мать Веруньки заведовала посудным отделом в центральном универмаге. Должность по тем временам блатная. Да вот и Мишка приехал с записочкой от каких-то общих знакомых, сестра замуж выходила, нужен достойный подарок – столовый сервиз.

Особо парня не рассматривала, отметила лишь то, что красив, широкоплеч, с доброй открытой улыбкой. Немного смущалась его откровенных взглядов и заинтересованности. Но у Веруньки на тот момент был супруг, да и свадьбу сыграли всего три месяца назад, поэтому быстренько выскочила из кабинета матушки, к ожидающему мужу. Олег казался ей небожителем, светловолосый, высокий, умный, весёлый. Он не любил алкоголь, и всегда с усмешкой наблюдал за возлияниями новых родственников. Верочка считала это большим плюсом, и сама старалась не пить часто.

Потом начались страшные дни. Вначале Олежка запретил навещать родных, мол, приходит пьяная от них. Его не смущало то, что квартиру, которую снимали, оплачивала мать Веры. Затем выгнал грубо и бесцеремонно подруг. А в один из вечеров стало ясно, что муж наркоман.  В те годы про такое бедствие мало что знали. Олег оказался зависимым от героина, и как следствие, временами становился грубым, жестоким, агрессивным. Деньги на дозы он надеялся вытрясти из тёщи. Но та, любившая погулять, счёт деньгам знала, на что попало средства не выделяла. Олег посылал Верку занять рубликов под любым предлогом, но мать не слушала, а муж за отказ избивал её. Казалось, что нет выхода из этого замкнутого круга.


*      Часть 3. Пояснения о выбранной форме изложения (описание, повествование, диалог или микс)

Выбранная форма изложения – повествование.



ИРИНА


*      Часть 1.  Краткое изложение сюжета

Экспозиция

Неожиданное исчезновение нормального мира Лиза ощутила не сразу. То, что мир другой, становилось ясно при взгляде на странных хозяев её временного, как она надеялась, жилища: они были гномами. Числом семь, как в сказке. Отойдя от шока, обе стороны познакомились: она их стала называть по номерам, они её почему-то Белкой.  Лиза, она же Белка, принялась изучать местные окрестности и однажды набрела на заброшенный колодец, заглянуть не решилась.

Завязка

Прошла неделя, на пути вновь возникает странный колодец. В какую бы сторону она не направилась – ноги приводят в одно и то же место. И чужой заинтересованный взгляд в спину сопровождает её всюду. Какие прилипчивые здесь колодцы, со смехом обронила Белка и заметила, как насторожились гномы, особенно Седьмой. Он же и первым пробовал сопровождать Лизу, но всякий раз чья-то упрямая воля противилась его желанию.

Основная часть

Белка привыкла к своему колодцу, но заглянула в него не сразу: колодец был мелок, со дна смотрело на неё уродливое лицо. Утопленник, - ахнула Белка и не помнила, как добралась домой. Увидеть вновь жуткую картину стало наваждением, Белка похудела, пожелтела, безумие поселилось в её душе. Тенью бродила она по лесу в поисках колодца, гномы пребывали в сильном беспокойстве. Первый, как старший, отправился к лекарю Горного короля и вернулся с единственным советом: всё не то, чем кажется. Белка же едва вставала с постели, дни её, казалось, были сочтены.

Кульминация

Пришлось нести больную к колодцу. Белка едва смогла подойти к краю колодца, с усилием наклонилась она: уродливое лицо всё также смотрело на неё с искусно нарисованного портрета. Не смея отвести взгляд, Белка всматривалась в страшные черты. Что-то неправильное было в чертах, едва стоило протянуть руку, вода устремлялась вниз и дна было не разглядеть. Белка никак не могла решиться ни уйти, ни достать загадочный портрет. Кажется, что-то такое было с ней в другом мире, о котором она почти забыла.

Развязка

Седьмой улыбнулся ободряюще, он один был спокоен. Девушка наконец решилась, встала на край колодца, приготовилась прыгнуть: умри или сделай, сказала она себе. Прыгать никуда не пришлось: портрет лежал под тонким слоем воды, стоит только протянуть руку.  Белка смотрела на своё изображение и плакала. Всё не то, чем кажется, - сказал Первый.

Финал

Белка сквозь слёзы взглянула на гномов: перед ней стояли рослые молодые мужчины в разноцветных колпаках. Она моргнула и всё исчезло.
…Усталая женщина нестарых ещё лет стояла у окна. Медленно взяла телефон и сказала кому-то: Серёжа, я согласна, давай разведёмся. И погладила лежавший на столе простого карандаша рисунок. Седьмой, - улыбнулась Лиза, его рука.


*      Часть 2. Одна из частей целиком

Экспозиция

Близко стучал дятел, листья бились в стекло, слышно было как шевелится трава под окном. Лиза резко вскочила: никакого дятла и травы не могло быть! Тук-тук-тук-тук опровергали здравый смысл звуки. Галлюцинации… Не зря белки на экране плясали, - пронеслось в голове. Лиза завернулась в плед, вышла из комнаты.

В доме никого не было, сам дом был непривычным, словно его перенесли из детской книжки в живой мир. За окном плескалась зелень, скудная, осторожная, как бывает на горных отрогах. Лиза вышла на крылечко, сидела, щурилась на солнце, задремала и не сразу услышала приближающиеся шаги. Семеро маленьких человечков в каких-то кукольных сказочных одеждах стояли перед ней. Разноцветные колпаки, белые бороды, лица грубые, как высеченные наспех.

– Проснулась, Белка! – сказал самый старший из них, – не бойся, мы не сделаем тебе худого.

– Вы кто? Вы как здесь? Я, наверно, ещё сплю…

Какой сон, когда всё выглядело слишком настоящим, даже боль от щипков на руке!

– Почему Белка? Какая Белка ещё, меня зовут… зовут… как же меня зовут?

Новоявленная Белка размазывала по щекам слёзы, гномы же бестолково суетились возле. Наконец, истерика закончилась чаепитием и всем прочим, что полагается к данной церемонии, будь она в нормальном мире или в сказочном.

Гномы представлялись два раза, но имена их на слух были столь причудливы, что Белка махнула рукой и объявила, что будет называть их по номерам: Первый, Второй и далее по списку. На том и порешили.

Потекли дни, заполненные спокойствием и безмятежностью. Белка занималась хозяйством, впрочем, гномы знали в этом деле толк, пожалуй, получше самой девушки. Чтобы занять свободное время, бродила она по окрестностям, отдыхала от прошлой жизни, впрочем, о той жизни думалось мельком, как о чём-то несуществующем. Стёрлись в памяти образы, люди, единственное, что тревожило – ощущение чего-то вязкого, неприятного, незавершённого. Это омрачало спокойствие безмятежных дней.

Колодец возник на пути внезапно, Белка едва не упала, споткнувшись о круглый его каменный край. Камни неровные, кое-где выступали острыми краями, затянутыми мелкой серо-зелёной травой, острой даже на вид. Трава издавала скрипящий звук, неприятный, остро резавший слух. Высота каменной кладки небольшая, ряда три-четыре. Верхний слой маслянисто влажен, скользок, пятна тёмной плесени делали его особенно неприятным, зловещим.

Так и не решившись заглянуть в круглый окоём колодца, Белка быстро пошла обратно, почти побежала: ужас охватил виски, тяжёлым холодом упал внутрь, вызывая озноб и мелкую дрожь высыпавших на руках пупырышков. Было страшно: будто кто-то решает, догнать или подождать, оставить наказание на потом.


*      Часть 3. Пояснения о выбранной форме изложения (описание, повествование, диалог или микс)

Описание и повествование.



КАТЕРИНА


*      Часть 1.  Краткое изложение сюжета

Я хочу написать рассказ о женщине, которая уже несколько лет каждую субботу  навещает могилу умершего мужа, но однажды на остановке сталкивается с мужчиной, и эта встреча меняет её жизнь.

Экспозиция

 Галина Викторовна, женщина лет пятидесяти с поникшим видом в строгой черной одежде стоит на остановке и нервно теребит в руках пакет, в котором резиновые перчатки, тряпка и бутылка с водой и мысленно ведет диалог с дочерью - Варей. Та требует от матери снять траур и прекратить ходить на кладбище каждую субботу, ведь со смерти отца прошло более трех лет. 

Завязка

Подходит  автобус. Галина Викторовна пытается в  него сесть, но  при посадке происходит заминка.  Алексей Петрович, пожилой мужчина с тростью и сумкой, в которой гремит нечто стеклянное, роняет трость и, пытаясь её поднять, сталкивается с Галиной Викторовной. У них завязывается ссора. Автобус уезжает, они остаются на остановке.

Основное развитие сюжета

Оба ждут следующего автобуса, обмениваясь колкостями, каждый обвиняет другого.  Он называет её курицей, она –  выжившим из ума пнем. Автобус ходит редко. Остановка наполняется людьми, и, когда приходит следующий автобус, их оттесняет молодежь и они опять не уезжают. Он её успокаивает. Приносятся взаимные извинения. 

Приходит автобус. Он начинает размахивать тростью, чтобы дать ей возможность сесть в автобус. Она садится, но видит через окно, как Алексея Петровича толкает пьяный  мужчина, и тот падает. Она требует открыть дверь и выходит из автобуса.

Кульминация

Начинается дождь. Алексей Петрович снимает плащ и  сооружает из него  нечто подобие зонта и делится укрытием с Галиной Семеновной. Она колеблется, но потом, соглашается. Они знакомятся. Оказывается, он – тоже вдовец. И живут они недалеко друг от друга. И тут он приглашает её в гости пропустить по маленькой, чтобы не заболеть.

Развязка

Она возмущается и уходит.  Алексей Петрович  шкандыбает следом, но догнать её не может...  Поэтому кричит вслед, что будет  ждать её  в 19-00 около кинотеатра.

Финал

Галина Семеновна собирается выйти из дома. На вопрос дочери отвечает уклончиво: пройтись!


*      Часть 2. Одна из частей целиком

Финал

Из спальни матери донеслись всхлипывающие звуки… «Опять», - с досадой произнесла Варя. Еще минуту она сидела неподвижно, стиснув губы, потом резко поднялась со стула и решительно подошла к дверям спальни.

- Мама, к тебе можно?

- Ну, конечно, – голос звучал сдавленно. Варя старательно растянула губы в улыбке и вошла в комнату.

Галина Семеновна стояла у  окна, в светлом брючном костюме. Закатное солнце, запутавшееся в ветвях ивы, растущей у окна, набросило на её лицо ажурную тень, сделав его  незнакомым и таинственным.

- Ничего себе! – воскликнула Варя. – Ты что же, уходишь?

-  Вечер-то какой тихий,  - мечтательно сказала Галина Семеновна.  – А воздух  после дождя – как в деревне!

- Ну, ты даешь! И куда это ты?

Галина Семеновна пожала плечами, улыбнулась.

 -  Какая разница? Просто пройтись!


*      Часть 3. Пояснения о выбранной форме изложения (описание, повествование, диалог или микс)


Выдавила из себя немного описания,  чтобы показать, что Г.С почувствовала себя женщиной. Маленький диалог – чтобы передать ее настроение.

Выбрала финал. Потому что он немного короткий.

Катерина.



МАРИ



*      Часть 1.  Краткое изложение сюжета

Экспозиция

Солнечное тёплое утро. Студентки-второкурсницы Мила и Оля идут по городскому парку. Они решили пораньше попасть на новые заморские аттракционы, чтобы не стоять в очереди. Настроение у девушек отличное, рассказывают друг другу о летних приключениях, беспрерывно хохочут.

Завязка

Мила притормаживает возле деревянного павильона, похожего на корабль и, взмахнув рукой, громко коверкает слово:

– Галэра!

Ей тут же отвечают:

– Садись, покатаем!

Девушки оборачиваются и видят двух высоких симпатичных парней. Начинается весёлое умничанье, переходящее в знакомство. Саша и Толик учатся на пятом курсе в другом институте. Они тоже пришли на аттракционы и тоже не любят стоять в очередях. Вчетвером, оказывается, гулять гораздо интереснее. Время течёт незаметно, начинает темнеть, расходиться не хочется, но девушкам пора по домам.
Саша сопровождает домой Милу. Около парадного они прощаются и решают встретиться на следующий день.

Основное действие

Следующий день пролетает так же незаметно, как и предыдущий. Новый знакомый сразу рассказывает о себе всё: он заочник, работает на кафедре, хочет поступать в аспирантуру, живёт отдельно от родителей, с Толиком дружит всю жизнь и ещё вчера решил, как можно быстрее познакомить Милу со своими друзьями.

Девушка немного ошарашена – слишком быстро разворачиваются события, слишком подробно, хоть и с юмором, Саша рассказывает о себе, и, плюс ко всему, он старше на шесть лет. Поэтому решено для начала встречаться на нейтральной территории вдвоём или вчетвером – два друга и две подруги. Скоро Оля выбывает из компании из-за своего парня.

Мила не отказывается от походов в кино, в кафе, частых прогулок с новым знакомым. Ей весело и легко.

Через некоторое время, на день рождения Толика, Саша приглашает к себе в квартиру, потому что их компания отмечает все праздники там. Мила знакомится с новыми друзьями, вливается в коллектив.

Через месяц Саша везёт девушку к своим родителям. Встреча оканчивается успешно. Все друг другом довольны, в том числе и лучший друг. Однажды он рассказывает Миле, что Саша моет пол перед её приходом, носится по магазинам, готовит угощение, а такого никогда в жизни не было.

Мила принимает всё происходящее как должное, развлекается, но в близкие отношения с Сашей вступать не спешит. Он не настаивает, хоть и переживает, красиво ухаживает, говорит, что на майские праздники сообщит ей нечто важное.

Кульминация

В конце апреля Мила видит сон, в котором стоит перед дверью своего парня вместе с какой-то девушкой, рассматривает её внешность, платье, обувь. Та звонит, он открывает, девушка входит, Мила тоже. Смотрит, как гостья раздевается, ложится с её почти женихом на кровать и занимается сексом. Мила просыпается, помнит все подробности. Вечером не выдерживает, звонит Саше, рассказывает о курьёзном сне.

Развязка

 Саша приезжает к ней на такси, везёт к себе домой, рассказывает о женщине, с которой встречался четыре года, о том, что эта встреча была прощальной, а он хочет жениться на Миле и сожалеет о раскрывшейся тайне. Сокрушается, что его предал друг. Мила уходит, обещает позже позвонить, но не звонит, от встреч отказывается.

Финал

Через несколько лет Мила идёт по улице, неожиданно понимает – сейчас встретит Толика. Даже знает, в какой одежде тот будет. Они действительно сталкиваются. Мила расспрашивает о жизни. Толик рассказывает про маленького сына. На вопрос о Саше отвечает резко, мол, не знает ничего, потому что лучший друг отказался общаться с ним раз и навсегда.


*      Часть 2. Одна из частей целиком


Финал

Прошло два года.
Иногда в жизни человека наступает день, когда происходит событие, на первый взгляд, незначительные, но на самом деле завершающие незакрытый в прошлом вопрос.
Для Милы на такой день пришлось неожиданное понижение температуры после чуть ли не летнего тепла в конце апреля. Накрапывал дождь, ветер пытался выхватить из рук зонт, оборвать листья и цветы с кустов сирени, растущих вдоль тротуара.
Погода не позволяла ни на минуту расслабиться. Неожиданно девушка подумала о том, что сейчас свернёт за угол дома и встретит Толика. На нём будет серая шляпа и короткий плащ. Не успел возникший образ исчезнуть, как произошло столкновение. Перед ней, словно из-под земли, возник старый знакомый.

– Толик? – удивлённо спросила девушка.

– Да, – скорее машинально ответил человек в серой шляпе и коротком плаще. – Мила? Вот так встреча. Что ты тут делаешь?

– Иду. Я только что о тебе подумала и вдруг – ты тут возник. Ой, расскажи, как поживаешь, наверное, женился?

– Представь себе, женился на Ане. Помнишь светленькую докторшу? Так у нас сын! Назвали Сашкой.

Толик замолчал, улыбка исчезла.

 – Почему ты вдруг скис? А что с Сашей? Он женился на той барышне?

Повисла неловкая пауза. Ветер сник. Дождь вдруг прекратился. Мила почувствовала запах сирени и начала переживать, не понимая, почему её давний знакомый явно огорчился и собирается уйти.

– А ты не понимаешь, что произошло? Он прекратил со мной разговаривать. Мы дружили с детства, до тех разборок, до того бреда, что ты несла про какой-то сон. Зачем было это исполнять? Могла позвонить мне, пожаловаться на него. Нет, не понимаю, как ты узнала. Разве можно во сне увидеть цвет волос, глаз, рисунок на платье, даже обувь? Признайся, кто тебе доложил? С другой стороны, кроме меня ни одна живая душа не знала. Вот только не ври сейчас. Расскажешь? Впрочем, не говори. Важно то, что он мне не поверил. Всё. Надеюсь, больше мы не встретимся.

Толик развернулся и ушёл. Мила подняла над головой зонт и, не замечая отсутствие дождя, пошла вперёд.


*      Часть 3. Пояснения о выбранной форме изложения (описание, повествование, диалог или микс)

Форме изложения микс – описание, повествование, диалог.


***

Задание выданное участникам к занятию 7:

Надеюсь, на собственном опыте, вы уже поняли, что тема, даже самая-самая актуальная (животрепещущая, неизбитая, оригинальная, глубокая и т.п.), не есть достаточное условие для создания рассказа. Необходимая, да, но не достаточная. Тему (мы оперировали понятием «тезис») надо сформулировать, разбить на этапы или операции, каждый из которых воплотить в определенной части композиции. Части расположить в порядке, который позволит выразить идею с максимальным эффектом. Также надо соотнести этапы развития литературного конфликта (или доказательства тезиса) с действиями героев, которых, тоже вдумчиво, с умом и воображением, распределить по повествованию. Проделав все это, вы поймете, что вы будете писать (содержание). Переходите к обдумыванию, как вы будете писать то, что запланировали. Другими словами, от частей композиции переходите к ее формам. То есть, к способам изложения – повествование, описание, диалог. Есть еще несколько, но мы упрощаем, т.к. не занимаемся теоретическими игрищами, а выделяем то, что полезно в практике.
Найдите в интернете определения повествования, описания, диалога, почитайте про их особенности. Если интересно, углубитесь в тему, там действительно интересно. При любом раскладе прислушивайтесь к своему здравому смыслу и в качестве эталона используйте принесенные вами рассказы. Задание будет посвящено описанию, диалогу, повествованию.

ЗАДАНИЕ

Вам опять предстоит сочинить рассказ. Тему, героев выбираете сами с учетом предыдущего опыта. Рассказ сочиняете в голове.

Первая часть задания. На бумагу переносите только краткое изложение сюжета. По аналогии с «Белоснежкой».
Новое: самостоятельно выделяете части композиции и обозначаете их в тексте.

Вторая часть задания. Выбираете одну из частей, любую, на ваш вкус, и делаете из нее полноценную часть, то есть, пишете ее.

Пример.

Экспозиция
Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова.

Завязка
И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак — это шаг серьёзный.

Основное действие
Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова: идёт Беликов, а под руку с ним Варенька и внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов еще не отошёл от случая с карикатурой, а тут выезжает Варенька на велосипеде со своим братом. Беликов цепенеет и бледнеет, ему кажется неприличным катание на велосипеде.

Кульминация
На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой. Коваленко спускает Беликова с лестницы.

Развязка
Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова. Она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. Этим смехом всё завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова.

Финал
Беликов уходит к себе домой, ложится и больше не встаёт. Через месяц Беликов умер. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение.

Экспозиция
Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленко, Михаила Саввича, из хохлов. Приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу... А она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет. Чуть что, так и зальется голосистым смехом: ха-ха-ха! Первое, основательное знакомство с Коваленками у нас, помню, произошло на именинах у директора. Среди суровых, напряженно скучных педагогов, которые и на именины-то ходят по обязанности, вдруг видим, новая Афродита возродилась из пены: ходит подбоченясь, хохочет, поет, пляшет... Она спела с чувством «Виют витры», потом еще романс, и еще, и всех нас очаровала, — всех, даже Беликова. Он подсел к ней и сказал, сладко улыбаясь:
— Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.
Это польстило ей, и она стала рассказывать ему с чувством и убедительно, что в Гадячском уезде у нее есть хутор, а на хуторе живет мамочка, и там такие груши, такие дыни, такие кабаки! У хохлов тыквы называются кабаками, а кабаки шинками, и варят у них борщ с красненькими и с синенькими «такой вкусный, такой вкусный, что просто — ужас!»
Слушали мы, слушали, и вдруг всех нас осенила одна и та же мысль.
— А хорошо бы их поженить, — тихо сказала мне директорша.

Третья часть задания. Обозначаете, какую преимущественно форму изложения вы выбрали (описание, повествование, диалог или микс), и аргументируете, почему вы выбрали то, что выбрали.

Работу высылайте на почту sekundant999@yandex.ru .
Срок представления: до 22:00 (мск) 17.01.18г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.