Я и Отец - одно!

   [Статья предназначалась для минской газеты «Чистый Мир»] 

   Меня очень заинтересовал диспут, начатый Владиславом Екшибаровым и Иваном Мурзаевым на страницах «Чистого Мира» (№ 12 за 2000 год, статья «Не царского происхождения»). Решается вопрос: «Родственен человек Богу или нет?» Чтение статьи и размышления над ней заставили меня самого взяться за ручку.

   Владислав Екшибаров прав, когда говорит о непреодолимом различии между существующим и его Источником. Да, бытие и Корень бытия различны по своей природе. Предмет и его Причина, Суть – не одно и то же. Если бы материальный предмет был тем же, что и его Суть, то зачем тогда быть предмету? Но, с другой стороны, если бы материя не имела абсолютно ничего общего с Безначальной и Бесконечной Сутью, то как могло бы осуществляться БЕСКОНЕЧНОЕ развитие такой КОНЕЧНОЙ материи? А ведь развитию, как мы знаем, нет конца, значит – нет конца и начала материальному, и, значит, оно по своим свойствам оказывается идентичным своей Причине, также не имеющей конца и начала. И здесь уже приходится признать неправоту Владислава Анатольевича. Очевидно, чтобы быть совершенно правым, надо уклониться от прямого ответа на вопрос «Родственен ли человек Богу?» и не сказать ни «да», ни «нет» (или же сказать то и другое сразу; но об этом – дальше). Не надо пытаться разомкнуть сей заколдованный круг – это бесполезно.

   Уходя в Беспредельность в своём совершенствовании, материальное всё больше утончается – то есть, всё больше перестаёт быть собой, материальным, становясь Абсолютным (Богом). В этом смысле можно сказать, что Бог присутствует во всём материальном, в том числе и в человеке. Но, поскольку совершенствование, движение к Абсолютности, бесконечно, то ясно, что Абсолют ни в чём не присутствует в полной мере, ни в чём не реализован до конца, и никто никогда Им не станет. Получается, что, с одной стороны, Бог – во всём, с другой – ни в чём. И существующее – это одновременно и Бог, и Его творение. Бог творит самого Себя, служит самому Себе!

   То же самое делаем и мы. Наше развитие и познание – это развитие себя и познание себя. Но познание – вечный процесс, и, в таком случае, кем же я являюсь, раз буду познавать себя вечно?.. Если допускать моё развитие в бесконечности, то почему – только в одну сторону, то есть, в будущее? Если я буду существовать вечно, то, стало быть, я и прежде существовал вечно – бесконечности в одну только сторону не бывает. Значит, идя к своему будущему, я иду одновременно и к своему прошлому. И, становясь Абсолютом, я становлюсь Тем, чем уже был. А раз Абсолют, Бог – вне времени и пространства, и про Него нельзя сказать, что Он был или будет, а можно только сказать – есть, то выходит, что я уже сейчас – одно целое с Ним.

   Что такое существование, развитие? Возврат к Истокам. Развитие человека есть его воскресение из мёртвых. Я теперешний – это не я, а преддверие меня. Меня ещё нет. Моя задача – вспомнить и возродить Себя, стать Тем, кем был когда-то, вернуться к Себе Изначальному. В том, что я когда-то был своим Началом, нет сомнений, поскольку дело моего воскресения – только моё ВНУТРЕННЕЕ дело, и то, что я добываю, то, чем становлюсь, я добываю не извне, а из СЕБЯ САМОГО. Из себя беру Себя! Если бы не было моего кровного родства с моим Источником, как бы я смог открывать и находить Его в себе? Если бы не было этого родства, то не вздрагивало бы так мощно сердце в минуты озарения, не плакало бы от тоски, как ребёнок, увидевший вдали свою мать, с которой его разлучили! Откуда такая тяга и любовь к Отцу Небесному? Не от единой ли с Ним природы? Откуда ощущение, что всё, связанное с Ним, так знакомо и близко, как будто ты это знал всегда, а теперь забыл? Знал – даже не то слово, а именно – был, да, был Тем, что вспоминаешь и чем опять становишься! Познавший Истину разве чувствует себя в гостях? Нет, он чувствует, знает, что пришёл домой!

   А откуда слова Христа – «Я и Отец – одно»? Очевидно, не об одном Себе сказал это Сын Божий – ведь и во всех остальных людях признавал Он сыновство, неоднократно повторяя фразу «ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ». Конечно, ведь у всего живого – один Источник, один Отец! И все мы – сыны Бога, как Христос, но только в неизмеримо меньшей степени. И каждый из нас, хотя и с разной степенью правоты, но всё же может сказать: «Я и Отец – одно». Признав это, мы станем истинными последователями Христа, взяв на себя свой крест и распиная на нём свою личность ежедневно, ежеминутно. Да, ведь уничтожать свою личность на благо Мира нельзя иначе, как только признав своё единство с Богом – и ощутив огромную пропасть между тем, кто ты есть сейчас, и Тем, кем ты должен быть! Отвращение к своей ничтожной личности тем сильнее, чем ярче осознание своего потенциального величия; духовная работа над собой тем яростнее, чем большую ответственность ты возложил на себя. Не бойся принять на себя ответственность Бога: если ты честен перед собой, эта ответственность только послужит тебе взрывом, бросающим тебя к звёздам. Но если ты слукавил, если назвал себя Богом не ради распятия себя, не ради спасения Мира, тогда тот же взрыв разорвёт тебя на части…

   Разумеется, называние себя Богом – условно и необходимо не как способ самовозвеличивания, а как неумирающий стимул для самоотверженного труда на ниве Господней. Ведь и сам Бог - условное понятие, отделённое от реальности, но вместе с тем нет на свете ничего более прекрасного и величественного, ничего более конкретного, несомненного и реального, чем эта Условность! Поэтому не будем смущаться кажущейся двойственностью, но легко примем в сердце совмещение несовместимого. Ведь на этом качестве и Будда испытывал Своих учеников.

   Признание себя одновременно Богом и Его рабом нисколько не абсурдно. Напротив, только от такого соединения конкретно-земного с Идеальным Абсолютом, конечного с Бесконечным, и рождается жизнь, бытие. Ведь если считать себя только одним конечным, то тогда твоё существование окажется под вопросом, ибо оно, лишившись возможности продолжаться в вечности, лишается своего смысла. Точно так же, считая себя одним Вечным Абсолютом, ты опровергаешь своё существование, потому что Абсолют, как вечно непостижимая Причина и вечно недосягаемая Цель, стоит в стороне от существования – процесса достижения, не участвует в нём.

   Такое сочетание в себе Земли и Неба – Материи и Духа – Женского и Мужского называется Любовью. Это не земная любовь, в которой человек, отделяя себя от своего Источника, живёт для своей личности и своего удовольствия, а Любовь Божественная, которой любил Иисус и которой каждый из нас может и должен любить в меру своих духовных сил. В такой Любви распинается, умирает моё маленькое личное «я», и его место занимает Отец, ибо природа не знает пустоты. Как же не воскликнуть в экстазе этой Любви: «Я и Отец – одно!»?..

   Как часто мы повторяем фразу: «Отдать себя Богу». Но надо крепче вдуматься: можно ли отдать, не получив? Такого не бывает – закон воздаяния непреложен. Чем больше отдашь, тем больше получишь. Отдай всего себя – и получишь Всё! А кем мы называем Того, кто обладает такой властью? – Богом! Так как же человеку не хотеть быть Богом? Чтобы не хотеть этого, надо не хотеть отдавать себя – не хотеть совершенствоваться – не хотеть жить.

   Не бывает самопожертвования без обретения власти. Можно ли бояться и избегать расширения границ своих возможностей, когда дух горит желанием помочь как можно большему числу нуждающихся? Бог есть наивысшее выражение такой возможности, и живущий ради Общего Блага мечтает о всемогуществе.

   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.