Ключник. Часть 8

Ключник.

Часть восьмая


Не потребовалась Божену  волшба особая, чтоб во тьме видеть. В руке мерцал топор чудный светом голубоватым, и будто вторя ему, мерцали и стенки хода. Долго ли, коротко ли вилась нора эта, да вывела молодца в серую пещеру. Не видно было окон к светилу, не чадили лампады ли факелы, не горели свечи восковые, но светло было. Да как светло – словно утром пасмурным непогожим. Видит волхв по стенам люди стоят, только что за напасть: у кого по рубахам кровь запеклась, что из ран рубленых, кто раздут телом, что утопленник, кто пламенем опалён…Мертвецы! Как есть мертвецы, да не упокоены! И глядеть по одёжам- все как один русичи. Как вошёл Божен, зашевелились, головы подняли, устремили на волхва очи мёртвые.

- Как же так,  братцы? От чего ж вы здесь, а не в светлом Ирии?
- Смотри ка, волхв, и тебе загадкой это чудо заморское. – Говоривший хрипел тихо. Давила петля шею. На ней и висел только. Не держали ноги перебиты поломаны. – Слушай волхв, чем смогу пособлю тебе, глядишь и насолю ворогу. Гляди, чем все тут к стене прикованы – шнур со знаком кощеевом. Тут и отгадка твоя будет. Все мы думали, нечего нам с тем нововерьем биться, пусть его пройдём утопление, да во глуби старых богов удержим, веру не продадим. Да не вышло знать. Сильны колдуны кощеевы. На всякого опосля утопления хомут готов, да такой, что не вырвешься.
- И что же все так и маются, кто со знаком кощеевым?
- Не все, всяко. Те кто сердцем отдался, ему потехой служат. Держат их в ямах огромных. И нашлёт на них Кощей то язвы, то пламя, то зверьё дикое, то мух кусачих, то болезнь скорбную. А сам любит, чтоб его в это время славили, пели хвалы о мудрости его и счастии своём быть ему в услужении. Когда натешится ворог, тех кто до последнего славил проклятого, из ямы вынимает. Рядом с собою сажает. Им самим даёт право тех кто в ямах остался  мучить. Если перестанет  кто славить его, или мучить соплеменников по воле его откажется, тем в ямах до скончания дней гореть. Те же кто по воле его никого не пощадил, и мать, и отца, и сестёр, и братьев своих, и детей малых живьём резал, те в почёте и открывает он им путь в царство Яви. Те нарождаются, и нет им слаще творить волю кащееву. А более прочего, сам видел, сладко ему глядеть на муки человечии.
- А вы что же?
- Мы-то? Ждём. По времени и нас водят поглядеть как сладко живётся рабам его верным. Потом в ямах его три на десять раз умрём, опосля снова здесь окажемся, пока не передумаем.
- И много передумавших?
- Когда смертям лютым счёт потеряешь…
- А ну ко.- Божен потянул шнурок, что мертвяка держал, да лезвием топора полоснул. Топор словно сквозь морок прошёл, а вервие-то не поддалось ни на толику.
- Велика сила доброй веры нашей в господа дасуни – Кривая улыбка вышла у молвившего.
- Велика сила вер говоришь… - Призадумался Божен, да вбил топор в стену, да поперёк шеи того русича. Словно масло по сковороде голова по топору сползла и тело рядом осело. Только шнурок с руной проклятой на стене остался, скукожился.
Пошла Божену работа – словно серпом в поле колосья, рубил головы, освобождал от привязи поганой. Уже сотням счёт потерял, да вот последний. Ещё разок взмахнул топором волхв. На ногах стоит едва, да дело венчать надобно. Чертит на земле руну Семаргла Сварожича, поверху знаки Стрыя Стрибога кладёт, говорит слова верные. И поднялось в чертогах мрачных пламя светлое, задул ветер вольный, разнёс его всюду. Тела, что были мертвы, ярко вспыхнули, поднялось над землёй марево, не осталось ни пепла ни косточки. Лишь стоят пред волхвом русичи, земно ему кланяются.
- Сослужил ты нам службу великую. Позволь и нам послужить тебе, авось сгодимся на что.
Обратились они светом ясным, да втянулся тот свет в ладанку боженову, где схоронена была земля русская.
- Вот как значит ещё – Сам себе Своба молвил – для чего пошло новое червям скормление, взамест очищающего огня предками завещанного.



Для того и было убрано древнее правило сжигания мёртвых и заменено на похороны, ибо так кащей набирает воинство мертвецов.
 Княжич пробует разорвать ремешки крестов, чтоб освободить родичей, но это не удаётся. Ремешки не рубятся не режутся. Тогда княжич рубит им головы. Кресты остаются вистеть на стене. Он складывает все тела покругу в большом зале, головы в центре. чертит в центре руну огня. Читает слова. Говорит о свободе . о том что всякий отживёт заслуженное в мире нави или прави но рабом не будет, а потом вернётся в мир.Все тела вспыхивают и мигом превращаются в прах. Раздаётся вздох. Он чувствует что какая-то сила вошла в ладанку, чувствует благодарность и желание послужить



Раздаётся голос кащея – айай, княжеский сын, вором оказался.
- что же я у тебя украл?
-Рабов моих отнимаешь
- они души вольные, принадлежать не могут.
Входит человек высокий тощий в длиннополом одеянии расшитом неравными крестами в высокой шпапке с крестом на золотой цепи украшенном алмазами. Поглаживает крест Мир начинает плыть, потихоньку превращаясь в солнечную зелёную полянку. Журчит ручеёк.
Княжич хватается за ведьмин топор начавший нагреваться– наваждение исчезает. Кащей недовольно морщится, но берёт себя в руки перестаёт поглаживать керест.
- я их создатель. Я создатель мира, потому всё мне принадлежит.
- так горячка создатель ночных миров – морок мара.
- а что настоящее в мире твоём?
- любовь.
- ну что ж – вот невеста моя коль любовь есть истина то и она мне принадлежит.
Они выходят наружу. Там стоит прекрасная девушка. Любишь ли ты меня жена моя? Спрашивает кащей.
 Она встаёт на колени и целует кащею руку – ты мой господин, а я раба твоя на все времена.
- убедился?
-какая же это любовь. Любовь с колен поднимает, богами делает. Я спою о ней.
Княжич достаёт волшебные гусли и начинает петь. Девушка как будто просыпается встаёт с колен. Ах тыж ворог лживый!
-Ты моя! Вам не уйти отсюда.
Он поднимает руку с крестом. Тут же со всех сторон к ним идут мертвецы. На них светятся нательные кресты. Княжич выхватывает топор и  рубит мертвецов, не справляется. Достаёт из ладанки горсть земли и бросает, появляется дружина. Дружина сражается, но кащей уже далеко на пригорке. Княжич прорубается к кащею отрубает руку с крестом. Мертвецы падают. Исчезает дружина. Он хватает девушку за руку и бежит. Кащей приставляет руку она приростает.
- я бессмертен, ибо я есть суть этого мира!
- он суть лжи и мрака, говорит девушка, не победить его так. Не уйти нам!
Вновь на встречу появляются мертвецы.
Княжич призывает бога ветра в образе крылатой собаки.
Садится верхом. Подлетает к кащею и рубит его на части, а ветры разносят куски в разные стороны.
Княжич бросает орлиное перо и оборачивается огромным орлом. Хватает свою суму . девушка вскакивает ему на спину и он летит к домику бабы яги. Девушка бросает гребёнку вырастает лес

изба крутится в окнах мелькает всё. потом черное поле, треноги над кострами, чаши из черепов. скатерть дорогу до камня. потом клубочек. это ещё не навь, это граница.



 Едва они залетают в лесок ветви за ними сплетаются не давая пройти мертвецам. Кланяются бабе яге за дары и помощь. На дворе стояла темень, лишь из глазниц черепов, насаженных на пики стоящие по кругу, шёл свет красного огня.

Там их ждёт огненный волк, которого Яга кормит лунным молоком. Берёт сухую жабью кожу и превращает её в жабу- по другому душу по миру яви не провезти. . Яга дарит девушке заколку с вороном. Взамен истраченной Если её бросить на землю и напоить кровью прилетит стая на помощь. Помогает потому что девушка по маме правнучка её и самого Велеса.


Отправляются к папе девушки.
Божен вдыхает дух девушки из лягушки остаётся только шкурка.
Выдыхает в рот спящей. Девушка оживает.
. Отец их благословляет жить вместе.

Отправляются за живой водой к алатырь камню. Из-за стены потоки смешиваются течёт одна река. Она не спроста щукой названа – оборачивается щукой видит отдельные волокна в воде набирает воду.

 Они отправляются к князю – лечить и за благословением.
Добираются до остатков капища. Княжич отпускает дух коня волка.
Непонятная сонливость . серое ничто. Вспышка, когда меч пронзает тело. Свет
. свет собирается в птицу. Птицей прилетает в сад чудесный яблоня.
 Он жар птица феникс воскресение. Тяжесть когда мёртвая вода и холод. Воронка когда живая вода. Открывает глаза в руке золотое яблоко. Отдаёт его девушке, раны зарастают.
 Девушка уходит собирать цветы. Княжич дремлет. Появляются Петр и Павел. Петр говорит, что Павел должен убить княжича. Тот отговаривается тем, что это брат по отцу. Петр приходит в бешенство и угрожает убить Павла и говорит, что братья и мать это те кто истинно в лоне церкви пребывают, а это язычник порождение сатаны. Павел пугается, подкрадывается и убивает княжича. Они замечают тюк с женской одеждой и отправляются искать девушку.
Павел едет впереди и сожалеет о содеянном. Говорит о матери о брате, о старой вере о сожженном отце. Петр приходит в ярость , цитирует если твои родные стали поклоняться иным богам убей их, берёт лук и пускает стрелу Павлу в затылок. Спешивается рядом с телом.
- господь мой! Господь истинный, господь израилев. Вот ещё один волк в овечьей шкуре, что прикидывался верным рабом твоим. Но шкура содрана обнажена суть изменника. Прими эту жертву всеблагой господь мой и благослови на великие дела во славу твою. И приготовь мне место одесную в стане праведников.

Тут он замечает девушку. Стреляет и ранит её в ногу подскакивает. Связывает. Ругает демоницей. Язычницей. Та отвечает демонов по делам узнают. Петр кричит что женщина должна чтить мужчину, что раба должна знать своё место. Начинает хлестать её плёткой по спине и лицу. Попадает по заколке с вороном, та падает на землю. Девушка капает на неё кровью из разбитых губ.
Откуда ни возьмись появляется огромная стая воронов и начинает налетать на Петра. Тот убегает отбиваясь. Сперва кричит господи спаси и сохрани – верую , что всё от тебя. Потом спаси от сил демонов. Спаси и приготовь мне место одесную. Вороны выклёвывают ему глаза, он спотыкается и падает в болото. И кричит – да будь ты проклят и тут же появляется пламя и Петр сгорает.

Рядом с девушкой садится белая птица с красной грудкой. Прибегают мышки и разгрызают путы. Девушка бросается к княжичу. Оживляет его. Прилетает птица и превращается в женщину. Княжич сокрушается, что больше не осталось волшебной воды.
Мама объясняет, что отец давно умер. С новой женой отвергли новую веру и их прямо в тереме сожгли попы, но она знает, что по делам своим он ушёл к духам предков.
Княжич сокрушается о напрасном путешествии
Мама указывает на сотворённые дела, на освобождённую невесту. Н понимание сути морока. На вопрос от чего всё так случилось на Руси, мать объясняет цикличность жизни. За бодрствованием следует сон. Потом будет новый день. А ученичество, как борьба с невежеством осталась той же, только будет проходить в душах каждого человека. Ответственность за свой выбор есть у каждого. И замочки в сердце, что истину от самого человека хранят выглядят одинаково. А он, и потомки их будут ключниками, помогающими эти замки открывать.
Кокора, кокорина - коряга, пень.

Колготиться - суетиться, шуметь. 'Не колготись


Рецензии
Здравствуйте дорогой Тёзка!
Читал медленно, вдумчиво. Сказать, что вы меня удивили, будет неправдой.
Какой кропотливый труд, надо ведь всё это увязать, создать то, что вы сотворили. Нет не зря я тогда остановился на вашей рецензии. Вы неординарный человек и большая умница.
Написать эпитет восхищён - вроде как экзальтация, скорее потрясён. Знаете, поймал себя на мысли, что я там, внутри вашего произведения и переживаю как за историческую реконструкцию вами созданного эпического полотна.
Редко со мной такое бывает.
Информации и знаний бездна, но главное, эта та философская нить добра
которую вы протянули через всю канву повествования.
Удивительно, вроде много читал и многим интересовался, но как много нового для себя открыл. Так здорово и огромное спасибо, отдельно, за глоссарий.
Конечно же вам надо опубликовать "Ключника". Мне кажется подобного ещё никто не писал.
Единственное, я на вас в обиде - вы скомкали финал. Написан торопливо, особенно вторая половина восьмой части.
Вы в личке написали об этом. Но вам надо пересмотреть, переписать или дополнить финал.
Да и почему-то резануло слово - гурии. Всё же Коран появился на шестьсот лет позже христианства, не говоря про язычество.
Но наверное я неправ. Это всё-же фэнтези.
И как хорошо, что я не читал вас отдельными частями. Так более цельное впечатление.
Как я за вас рад, искренне.
Очень зрелое произведение, мне трудно назвать это сказкой или фэнтези.
Издать бы с красочными иллюстрациями был замечательный подарок для всех тех кто любит Россию.
Хотя и враги найдутся среди богоизбранного народа, да и среди христиан, заклеймят как еретика.
Мой вам низкий поклон.
Ваш тёзка.
Батумец.

Сергей Одзелашвили   19.01.2018 17:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.

В последнее время вы мой единственный рецензент, но всякий раз ваши тёплые слова немного льстят моим скромным литературным талантам и сподвигают на новые пробы.
Сразу хочу извиниться за задержку с ответом – родилась ещё один малыш и сейчас очень трудно выкроить время для чего-то ещё помимо основной работы.

Берясь за «Ключника» я изначально преследовал две цели: во первых очень хотелось излить весь тот негатив, что накопился у меня по отношению к тупому, безграмотному и скотскому положению своих сограждан. При этом положению, которое их весьма устраивает. Устраивает в связи с уверенностью в истинности устоявшихся традиций и отсутствию сомнений, проистекающих от безграмотности. Когда очередной поп заявляет, что на Руси не было культуры и истории до прихода новой веры и, более того, сами русичи были не более чем животные (прямая цитата главпопа), а стадо обращённых в скот людей радостно сему рукоплещут и жаждут стать достойными рабами Израиля…

А во вторых, как я написал в эссе «авторская сказка», мне очень любопытно было разобраться с тем, как именно переплелись и во что вылились мои собственные знания. Как они взаимодействуют друг с другом и нет ли где конфликтующих противоречий. Так в повести увязались и учения дона Хуана, и тибетские школы буддизма, и ведическая культура, и знакомство с основами китайской философии и космогонией греческих гностиков.
Повесть, видимо, получилась скорее для себя…
Некоторые люди, что читали её ранее, главным негативным моментом называют – необходимость думать при прочтении…
В этом отношении я считаю работу неудачной. Как эталоны для меня существуют романы Пелевина и Лукьяненко, которые умудряются глубочайшую философию и серьёзнейшие вопросы спрятать в канве увлекательного повествования. Повествования увлекательного для самых непритязательных и малообразованных личностей, и тем заронить в кого-то, возможно, семена сомнения, интереса, стремления к поиску…
Но поскольку труда действительно было проделано много, работу я выложил, хотя я не стану дорабатывать, по крайней мере в ближайшее время.
Да, концовка не скомкана, как вы выразились, а просто не написана. Так у меня выглядел план произведения. Когда я расписывал кусочек подробно, я удалял абзац из плана…
И по поводу Гурий… События в книге происходят примерно в 1054 году. Т.е. ислам уже существовал. Но и гурии не являются персонажами исключительно исламской космогонии, но пришли туда из более ранних культов. Как и весь мир который описывается в шестой главе (стана Вобар, город железных колонн и пр.) существует в мифологии восточных народов много дольше ислама. И Божен попадает практически в другую реальность…
Самым интересным для меня лично оказалось разобраться с славянской космогонией. Всё то, что я смог найти в сети, поражало своей примитивностью и калькой с авраамических культов. Переосмыслив внешнюю форму в ключе ведической культуры получилось, на мой взгляд, красивое и гармоничное явление. Куда столь интересно вплелось тибетское учение о трёх основных омрачениях, проистекающих из невежества.
Игра, игра. Образ бабы Яги занятно слился с тибетской демоницей и защитницей учения Палдэн Лхамо, а на входе в пекельное царство стала местной цитата из Дантэ…
Ещё раз благодарю за работу по прочтению и тёплую рецензию.

Сергей Церинг   26.01.2018 11:27   Заявить о нарушении
Здравствуйте тёзка!
Написал вам ответ, а он пропал, пишу заново.
В целом вашим пояснения "Ключника" я принял, но с некоторыми вашими мыслями не совсем согласен.
Первое - за последнее время по всему Российскому Северу открыто десятки важных артефактов. И поиски прото-славянской культуры вовлекают всё больше и больше людей. Много подвижников. Так что в этом направлении есть прогресс.
Уникальные мегалиты по всей Сибири и возраст от двенадцати тысяч до нашей эры. Это уже не скрыть, век интернета, всеобщей информативности молчание только увеличивает сторонников уникальности славянской культуры. Уже ведь не скрыть канализацию а городищах типа Аркаима. А ведь это о многом говорит.
Теперь консерваторам от академической науки всё труднее умалчивать неудобные артефакты.
Конечно главпоп Гундяев будет всеми силами пытать дезавуировать важность нашего прошлого.
Вот и ваше творчество на самом острие в этом противостоянии.
Второе - не принижайте свою работу. Не все любят жвачку, ею перекормили, именно поэтому молодёжь потянулась к истокам своей идентификации.
Знаете, читая вас заглядывал в источники, уточняя для себя пробелы в своих знаниях. И это так здорово открывать окна познания в неведомый доселе Мир.
И компиляция разных учений у вас на высоте. Так что не сомневайтесь в себе.
Жаль, что печатают всякую "мутотень", вам бы хорошую рекламу и красочные иллюстрации, цены бы не было такой книге.
Знаете, я тоже поначалу сокрушался отсутствию рецензий. А сейчас нет, просмотрев тех авторов у которых обилие рецензий, понял, что подобных рецензий мне не надо.
Очень рад вам. И ещё раз поздравляю вас с рождением ребёнка.
Гармонии и искреннее уважение к вам, как Личности.
Батумец.

Сергей Одзелашвили   26.01.2018 16:29   Заявить о нарушении