Т. Глобус. Книга 2. Часть 1. Глава 5. Гибель Зои
Перешагнули вечный ручеёк, Зоя споткнулась при этом, Крат нервно оглянулся - она потупилась. Справа остался пищевой погреб - тоже вариант в смысле долговременной огневой точки (ДОТ), но оттуда отхода нет, да и белокаменная грязноватая крепость возвышалась уже недалече.
Крат понадеялся, что своей тыльной стороной крепость примыкает к тыльной стене планетарного зала, это было бы стратегически выгодно для тех, кто держит оборону, но оказалось, что за крепостью пространство далее опять кудрявится грудами и россыпями, натюрмортами и мордами. Издали были видны динозавр и гигант-неандерталец с огромным ртом, чернеющим посреди кустарного психиатрического лица.
Крат не обратил внимания на то, что пулемёт оставляет в пыли тонкий парный след: он выбирал проходы, спеша к огневому укрытию.
Крепость оказалась обманом: только передняя, фасадная стена с башней и воротами была заявлена в пространстве, остального просто не было. Ворота стояли приоткрытые - как раз, чтобы отстреливаться. Заботливые, - ухмыльнулся Крат и протиснул максимку в щель, но качество постройки озадачило его. Объявился второй обман: крепость была сделана из войлока, натянутого на деревянный каркас. "То-то она вся мятая", - пояснил он для Зои, трогая войлок, побелённый известковым молоком.
Зою трясло; испуганное сознание готово было взорваться в ней, губы непроизвольно шевелились, глаза зияли чёрными дырами, показывая пустую глубину головы, откуда правительство сбежало, оставив Зою на произвол судьбы.
Он развернул пулемёт в сторону чужаков и принялся возиться с лентой, которая никак не устанавливалась …никак, потому что он не умел.
"Зоя Грушина и мужчина с пулемётом! - раздался настойчивый голос. - Оставьте оружие, выходите с поднятыми руками!"
Крат увидел голову в каске над кучей мебели, рядом вторую - напряжённые глаза над чёрными масками.
Наконец удалось: ленту защёлкнул замок пулемёта. Держитесь, гады!
В кучах реквизита всё беспричинно зашевелилось. Бочки, кресла, картины, знамёна, сапоги - всё заёрзало, словно кто-то невидимый принялся по всем предметам бегать. Шкафы приоткрылись. Книги распахнулись, качая страницами. И в некий новый миг тишина повисла несусветная, а потом раздался выстрел. Между Кратом и Зойкой-пулемётчицей пуля чиркнула по земле, обдав их мелкой сухой землицей.
И вдруг Зоя очнулась, она вскочила и выбежала из ворот, раскинув руки - душа нараспашку. Она грянула в сторону врагов, как будто для объятия. Зоя выкрикивала слитный звук, отсутствующий в русской речи, животный звук отчаяния, вопль отказа от человеческого образа и отречения от себя.
"Не выдержала", - эти слова Крат сдавил челюстями и нажал на гашетку. Он дал очередь поверх Зоиной головы - по макушкам куч, в щепки разнося реквизит былых постановок.
Зоя закрыла уши от грохота, сжалась в плечах, развернулась и пошла обратно, как пьяная. Через несколько шагов опустилась на колени. Крат подбежал к ней, поднял на руки. Она застонала, тёплое, липкое потекло по его локтю. Зою ранили в спину… он даже не услышал, как ранили. Пистолет с глушителем... падлы.
Он донёс драгоценный вес её тела до пулемёта. Куда дальше? Положил возле себя.
У неё прострелено лёгкое со спины. Зоя дышала неровно, кровь булькала у неё в бронхах. Он склонился к её лицу, чтобы оказаться как можно ближе - она обняла его одной рукой за шею и слабыми губами поцеловала. Был этот поцелуй актом передачи себя - актом дарения и завещания себя, своей души - другому человеку.
Он целовал её глаза. Она попыталась приподняться и сникла. Судорога пробежала по ней. Зоя покинула своё тело.
Возмущение, гневное несогласие переполнило Крата. Двух снежинок одинаковых нет на свете, двух песчинок… а тут Зоя! Единственная во вселенной - и умерла! Такого не может быть!
Слышит она или нет, он ей сказал, что любит её.
"Кто живой в крепости? Выходи с поднятыми руками, - раздался голос. - Крепость окружена".
Крат едва успел подумать, что крепости не существует, и тут ему в бок ткнулся ботинок и голос над головой пошутил: "Эй ты, некрофил, подымайся!"
Ещё берёг он соль слёз и сладость невинных губ, но гадкий, мерзкий сын Земли уже вызвал его на арену в гладиаторский театр. Крат лёжа повернулся. Противник улыбался глазами над маской, в мелкие лучики собрал подлую кожу. Знакомые лучики: так врачиха улыбалась над марлевой маской, ударив стальной палочкой ему в голый зубной нерв… не то чтобы проверить, а чтобы насладиться своей властью и кратким стоном юного пациента. Так наслаждался хорёк, перекусывая позвоночник цыплёнку: впитывал агонию податливой жертвы. В том документальном фильме было много цыплят, и каждый из них был шариком, пузырьком с волшебным флюидом; хорёк их прокусывал ради эффекта, ради излёта нежного облачка жизни. Об этом, конечно, не вспоминал оглушённый яростью Крат, зато его ненависть к адову злу давным-давно была наготове.
Человек-хорёк стоял над ним, смакуя лучиками глаз начавшийся парад своей власти, Крат-цыплёнок пришёл в ярость и проявил негаданную прыть. Он сумел вскочить из положения лёжа и вывернуть хорьку правую лапу. Пистолет упал. Боднув насильника головой в лицо, Крат выиграл секунду и завладел оружием.
- Это ты убил её? - пистолет глядел ответчику в лоб, делая вопрос приговором.
- Нет-нет, в неё стрелял командир, он и послал меня сюда, в обход...
- Почему ты в маске? Почему негодяи всегда в масках?! - закричал Крат и, не выдержав собственного крика, пнул палача в живот.
Опускаясь на колени, тот стащил с себя маску - открылось плотное лицо, слепленное из пельменного теста.
- Не стреляй, у меня дети!
- Ну да, тебе позволено быть подонком, потому что ты женатый человек! "Жена и дети, друг, - большое зло. От них всё скверное у нас произошло". Ты, поди и Пушкина не читал.
- Мы скоро уйдём наверх. Я скажу, что ты скрылся и что она мертва. Командир выстрелил в неё от испуга. Ему было приказано взять её живой. Отпусти, я ничего против тебя не имею. Зачем тебе моя смерть?
- Ага, я должен задаваться вопросами "зачем" и "за что", а для тебя таких вопросов нет! Тебя освободили от вопросов, потому что у тебя приказ, мразь!
- Я ведь на службе...
- Ты сам пришёл на такую службу, и теперь ты выставляешь своих детей и свою службу оправданием своему негодяйству. Так ты по своей воле негодяй? Или по чьей?
"Зачем я разговариваю?! Надо стрелять", - подумал и положил палец на курок, прижал, а нажать не смог: эта тварь - тоже на свете в единственном экземпляре, и даже гадину убивать грех. Всё неисправимое - грех, и убийца в себе самом убивает что-то человеческое, что-то главное - то, что человеку доверено и поручено. Отвращение перед грехом сковало его. Он кивнул пистолетом в боковую сторону, и палач быстро-быстро скрылся в лабиринтах реквизита.
Крат наклонился к Зое, опустил ей веки. Её лицо разгладилось и приобрело выражение покойного достоинства.
Где-то пальнула ракетница. Красный магний горел в здешнем воздухе тёмно-оранжевым светом. И тогда Крат умом ощутил, что здесь каждое явление отслеживается неким сознанием - хозяином этого зала, неким одним, главным наблюдателем.
(Удивительное дело - мышление. Человек думает поначалу не мыслями, а прикосновениями к смыслу. От этого прикосновения ум приходит в новое состояние, и вот это приобретённое состояние, заряженное смыслом, человек должен расшифровать и развернуть в понятийную конструкцию, в слова.)
Он стоял над остывающим телом Зои, но какие-то сторонние смыслы освещали его сознание, не успевая превратиться в устойчивые понятийные формы - не успевая, потому что Зоя перевешивала все окружающие предметы, и мысли, и события. У неё была жуткая гравитация. Она околдовала этот вселенский зал, ничего не делая: отказом от участия, полным бойкотом и равнодушием, непробудным весом смерти.
Крат не ожидал, что так сильно может переживать смерть постороннего человека. Потомок военных, человек ни в чём себя не щадящий, он без особого трепета относился и к жизни, и к смерти. Смерть - программное событие в ряду событий. Кто считает смерть проклятием, тот не должен рождать детей. И тем не менее, гибель всячески чужеродной ему Зои пронзила его. Потому что Зоя слишком доверчива, глупа, беззащитна.
Издали донеслась команда "строиться".
"Надо срочно похоронить её", - продиктовала мысль, желающая освободить его от страшной гравитации, освободить ради действия и, прежде всего, для мщения.
"Аскольдова могила", - произнесла мысль. Он вспомнил старинную оперу, постановочный материал для которой здесь где-то хранится, включая даже могилу Аскольда. И попадался на глаза этюд Билибина к декорациям оперы.
С тоской, будто совершая предательство, Крат засунул за брючный ремень трофейный пистолет и покинул её тело. Пошёл искать Аскольдову землю… и верно, оперная могила оказалась неподалёку за погребом.
Пологий муравчатый бугор с некогда прорезанными ступенями венчала каменная стела: "Дир и Аскольд почили здесь". Креста нет - ну да, братья не были христианами. Крат, забыв о том, что всё тут понарошку, поклонился могиле и огляделся.
Ладья с проломленным боком лежала на искусственном берегу, рядом с ладьёй лежали, точно игральные карты, разрисованные щиты, обитые кожей с медными позеленелыми бляхами. Тут же выглядывали из песка берестяная кружка и тряпочная лошадка.
Не было здесь могучего Днепра, но не просто не было, а специально не было, поскольку река - символ времени, а время тут постарались отменить.
Здесь хранятся предметы без времени, как на том свете - с той разницей, что на том свете предметы обходятся без времени легко, ибо сами они лёгкие, ибо сотканы из энергии творческого ума. А предметы здешнего хранилища кто-то постарался втиснуть в бессмертие вместе с их предметным мясом, со смертными костями и шерстями. Оттого получилось жалкое и страшное место - не жизнь без старения, а вечное кладбище. (Неизбежная подмена, если берёшься за вечность голыми руками.)
Ради безупречного реализма под каменным небосводом появился ворон - выедатель глаз. Крат поспешил вернуться к телу, бегом побежал - нет, слава Богу, возле тела никого не оказалось. Тело - это чья-то добыча; его надо сторожить, не то хищник или падальщик набросится.
"Тут сугубый реализм в почёте. Но чьим колдовским сознанием освещается это пространство? У кого в гостях я нахожусь?" - спросил себя Крат, или в нём кто-то задал этот вопрос. Мысли шумели и толпились в его сознании, как волны на Днепре. Он резко оглянулся - рядом стоял Фокусник с букетом чёрных гвоздик и готовой улыбкой.
Крат испугался от неожиданности. Фокусник покачал головой и сообщил о скором приходе неких соболезнователей.
- Зачем?
- Зою хоронить.
Крат поднял тело. На его руках оно полулежало, как послушный ребёнок. Фокусник шёл впереди, показывая кратчайший путь.
- Нужна лопата, - заметил Крат.
- Возьмём из могилы Йорика, - предложил демон. - Во дни Шекспира лопаты делали коваными, из оружейной стали, их даже закаливали, не скупясь на льняное масло.
На малой полянке увидели отверстую могилу: на дне валялся череп с костями, к земляной стенке привалилась лопата прямоугольной формы (по некоторым понятиям "заступ").
- Йорик, - произнёс Фокусник тоном экскурсовода и с красивой печалью ступил на край могилы. - Только Зою твою сюда нельзя.
- Разлагаться будет? - спросил Крат, поудобней перехватив тело.
- Вряд ли. Гармония замедляет ход времени. Тело подсохнет, мумифицируется. Нет, не в том суть. Могила должна оставаться открытой ради правдивости. ...Череп Йорика! Гамлет столько раз целовал эти губы, - Фокусник сокрушённо покачал головой. - Передохни, Юра. Да охолонись ты, положь бабу. В жизни их таскаем, после смерти таскаем. Перекури маленько. Здесь хорошо!
Демон огляделся и сладко вздохнул, как британский турист, гуляющий посреди зелёного благоуханного кладбища. Однако вокруг высились рифы обломков и деталей - деталей от колесницы истории, тут развалившейся. Крат уселся осторожно со своей тяжёлой ношей, ноги в могилу свесил.
Свидетельство о публикации №218011701287