Первая Учительница. Начало

               " " " " "

                Посвящается В.М.Новиковой



       Первая Учительница

\ не зная предстоящего объёма и времени\сил на этот рассказ\ малую повесть ? \ , пишу,"из головы сердца, из сердца головы", по главам .

            Глава первая


Пятьдесят пять лет ... Столько лет мы взаимно знакомы : Валентина Михайловна и мы, все её первые ученики ... Первый для неё, тогда двадцатидвухлетней учительницы, класс реальных, "настоящих", девчонок и мальчишек, в количестве сорока двух Душ ... Да , были тогда такие обыкновенные классы : послевоенное время, становилась чуть лучше и увереннее жизнь, люди больше верили будущему, действительно надеялись и реально понимали в той ежедневности свою востребованность, свою значимость для страны и государства.

Тот, свой -- наш -- первый "Г", до сих пор, --- пусть не так чётко и контрастно,-- в глазах, в памяти, в понимании радости, переходящей часто в счастье ...

И были ещё классы "Д" и "Е" ... такая вот была концентрация любви и доверия !

Учились тогда, да и все первые четыре года начальной школы, в отдельном двухэтажном здании, достаточно далеко от основного здания "десятилетней, всеобщей" ...

Полы в классах и в коридорах деревянные ; лестница на второй этаж, где были классы "третьи" и "четвёртые", "учительская" ... Парты классические, с откидной крышкой, со слегка наклонной рабочей поверхностью, с "ямочками" для чернильниц --- "непроливаек" ... но проливалось --- и немало, чернил ... Ручки перьевые, для них шили из тряпочек "средство очистки пера" --- иначе кляксы. Тетради с обязательными "промокашками", на "крайней" обложке тексты : "Октябрята ...", затем "Пионер ..." Знали наизусть, охотно, осмысленно выполняли те наставления.

Отопление вполне выдерживало нередкие в наших краях и минус "двадцать пять" и ниже ... Но в такие реально морозы в школу не ходили, зато столько удовольствия было от беготни в такую погоду во дворах и на улицах !
 Окна достаточно большие, солнечного света было много. Часто заглядывали в эти окна воробьи, синицы, снегири, голуби ... Пополняли кормушки в зимнее время ...


На первом этаже находились ещё --- достаточный для младших школьников --- спортивный зал и туалет ... О гардеробе не помню ... Есть "вспышка" ! В самих классах имелись металлические "вешалки" : для пальто, курток и сшитых дома мешочках под сменную обувь. На всегда горячих батареях --- в посёлке работала электростанция --- грелись и варежки и обувь : зимой обыкновенные валенки, в межсезонье иные "приспособления"...

С двух внешних торцевых сторон здания школы, со второго этажа, шли вниз аварийно-пожарные лестницы, на которых было так удобно греться, начиная с апреля, сидя на портфелях --- ранцев тогда не было --- обозревая начинающие набухать почки клёнов и лип, редких тогда прохожих и проезжающие мимо, в основном, автобусы ... Автовокзал был рядом,, в небольшом деревянном здании, практически похожим на обыкновенный тех лет частный дом, но без забора, сараев ...

Через дорогу находилось двухэтажное каменное здание Дома пионеров, в котором впоследствии "причащались" достаточно хорошей библиотекой и разнообразными кружками по интересам ...

Но всё это --- лишь "декорации", те внешние особенности того, нашего, "детского"  времени и тех обстоятельств, в которых нам было дано, --- кому после детских садов, кому непосредственно из семейных "гнёзд" --- соединиться, образовать класс в школе, вместе учиться, расти, обретать личные взаимоотношения приязни и неприязни, просто дальнейшую память о самих себе, об учительнице, которая постепенно становилась для очень многих своих учениц и учеников "второй мамой" ...


             Глава вторая


Валентина Михайловна ... Родилась за полгода до Великой Отечественной ...
ЧтО нам, более младшим поколениям, выразить особенного всем "детям войны", тем воинам и труженикам, которые одолели врага и победили ... благодарность, поклон уважения, трепет понимания пережитого, пройденного, понятого простыми в своём величии подвигов ... и Память : зримая, конкретная, человеческая, реальная ...

В классе дети примерно одного возраста, но родители моих одноклассников, --- в пределах десяти --- пятнадцати лет, --- отличались заметно : участники Великой Отечественной --- фронтовики : ранения, контузии, боевые награды ... и другие, которым тоже было нелегко : на момент событий военных ... подростки ... станки, колоски, госпиталя, донорство, стройки, младшие сёстры и братья ...

Родительские собрания ... И вот взрослые, степенные, уважаемые, усталые от неизбежных забот, неравнодушные люди с таким вниманием, с такой заинтересованностью, с  видимым добрым настроем слушают нашу учительницу, Валентину Михайловну ...

Может быть, и поэтому, в домах, в семьях одноклассниц и одноклассников всегда уважительно произносили имя, отчество учительницы, столь "горящей", всегда искренной и по-человечески понятной ... Наши родители доброжелательно принимали мнение, советы, поддержку ... да и справедливые замечания по учёбе, поведению вполне ощутимо мы, ученики начальных классов, осознавали ... для кого-то было достаточно разговора домашнего, а кому-то доставалось --- делились опытом одноклассники --- и ремня и законного места в "углу" с последующим лишением 10-20 копеек на кино, прогулок во дворах, отсутствием ожидаемых подарков, поездок ...

Никто не обижался --- честная соразмерность тоже воспитывала ... "Виноват ? Получи ..."  Потому и редки воспоминания о глупостях, ошибках, больших проблемах в тех годах ...

Уроки были интересны и увлекательны : когда игра, когда соревнования, когда терпеливый труд ... Мы научились лепить из пластилина, рисовать --- в меру данных каждому способностей, вырезать ножницами и "снежинки" и многое другое ...
Валентина Михайловна увлекла весь класс вышиванием на полотенцах : цветные нитки,
по карандашным наброскам \ сами, она ? \ ... получались и цветы и дома и лица ...

Она же, Первая Учительница, помогала нам привыкать к почти швейному делу : кроили, сшивали игрушки, рукавички, "прихватки " ... готовили к праздникам подарки родителям, родственникам ... помню не всё.
Тогда вполне обходились без помощи очков ... "Орлы" и "орлицы" !

Весенними и осенними днями, по погоде, регулярно выходили в походы ; благо лес недалеко, в пределах полутора--- двух километров ... была "своя" поляна ...
Игры,рассказы о природе ... Всё понятно, приятно, увлекательно ...
Общий стол : кто что из дому ...

Ещё несколько лет,с новой "классной", с Людмилой Даниловной, с пятого по десятый,
мы имели радость этих лесных откровений ...

Недалеко от рабочего посёлка протекает река, местного значительного масштаба,
крутой левый берег, относительно пологий правый ...
Преодолевая насыпную, каменно-глиняную дамбу, почти всегда быстрым шагом, а то и переходя на разрешённый бег, стремились быстрее приблизиться к потоку всегда увлекающей воды, к линии берега с нашей стороны, практически без зарослей кустарников, деревьев ...
Нам говорили, что в военные годы , по необратимости необходимости, извели всё древесное с этой стороны ... ушло на топку печей в домах.

Противоположный берег более привлекателен : заросли черёмухи, шиповника, ольхи, клёна, вербы ... Став постарше, за неделю-другую до 8 марта, своими кампаниями девчонок и мальчишек,-- когда с одного двора, когда с одноклассниками, --- выбирались по надёжно замерзшей реке на ту сторону, набирали, с запасом --- соседям, знакомым --- этой страдалицы вербы ...

Было жалко, но не так, как весеннюю черёмуху ... Обычно во второй половине мая начинался аромат --- вблизи, невероятная красота --- издали ...
Со временем перестали обижать --- всех оттенков цветения --- черёмуху ...
Стало неинтересно ? Не поэтому. И сами "догадались" и Валентина Михайловна приучила беречь и не слишком угодничать своим "хочу" и "так все".

Зимняя физкультура обычно проходила по территории соседнего Дома пионеров.
На лыжи, --- / не помню --- свои, школьные, / классические, из дерева, по тому достатку ,--- вставали с удовольствием : движение, в меру морозный, приятный воздух ... только  валенки, резиновые крепления, деревянные или бамбуковые лыжные палки, а может, тогда уже, из дюралюминия ...

Спортивной, специальной, для лыж, одежды,--- кроме трико, футболок и кед-полукед для помещений и для весны-осени,--- вроде и не было. Поэтому на лыжах все выглядели почти одинаково,--- шестидесятые годы ... --- серо-сталистого цвета брюки и почти гимнастёрки ребят, повседневные коричневые платья девчонок, с белым фартуком ; и на всех в основном тёмных тонов пальто ...

На мальчишках зимние шапки, с обязательной буквой "Ш" на месте кокарды,  та же буква и на обязательном тогда поясном ремне ... на девчонках чаще всего дома связанные цветные шерстяные шапочки ...

Эти картины только в голове ... не было тогда возможностей часто фотографироваться.
Традиционно делали памятные фото два раза в год в единственной в те годы поселковой  фотомастерской : в начале учебного года и обязательно весной, ближе к середине мая...
Пусть и чёрно-белые, но такие желанные ... практически "вечные" ...
За все годы , не помню почему, не достаёт двух общеклассных фотографий ...

                17.01.2018 



                Глава третья


Уточнение : после разговора по телефону с другом, имеющим наибольший дружеский "стаж" наших отношений в этом мире --- тогда, в 1962, Валерка, а теперь явно Валерий Николаевич ... мы  оба признали : на опушку "нашего" леса добирались почти всем классом явно не в "начальных", а начиная с весны , с мая месяца, когда учились в 5 "А" --- вышли в лидеры Алфавита. Так получилось, и впредь мы всегда и во многом были и оставались "первыми среди равных" : "десятых" было три, "А", "Б" и "В".

\ Сегодня вот более творческое --- и вообще --- настроение, и потому знакомое пишущим - рисующим - музицирующим ...  состояние, позволяющее "слегка" находиться в состоянии "личной левитации". Точно не на основе "спирты содержащих" ... \

От хроники и дискретных воспоминаний о начале школьных лет позволю себе высказаться конкретно о дружбе, имея и опыт "по всему тангажу" и значительные, весомые, так и не заживлённые Временем Душевные, Духовные раны, причинённые действительно трагическими Со-бытиями ...

\"Тангаж" от математического "тангенса" ... изменения по вертикальной оси --- в отличие от "синуса", "вихляющегося" вдоль оси горизонтальной. Такие вот глубокие знания хранятся и в моей голове  до сих пор, а школу "среднюю, общеобразовательную " и прочая и прочая ... закончили мы аж в 1972 году ...\

Чуть опережая последовательность событий, предваряя --- желаемое мной --- продолжение воспоминаний и аналитики о школе : после "Первой Учительницы. Начало." замыслил несколько менее объёмных рассказов --- "созрели", и, передав их
"когда надо кому надо", пойду в Путь более сложный, интересный, более памятный и детальный : повествование о нашем классе с "Пятого" по окончании "Десятого", в составе которого к тому моменту появились новые ученики и ученицы, "взамен" тех, кто после "Восьмого", получения Аттестата, по семейным или иным мотивам решили продолжить учёбу и свои жизни поступлением в техникумы и училища, для более быстрого обретения профессии и, попутно, резкого изменения в себе и об окружающем
мнения, отношений, привычек и прочих неизбежностей, особенностей действительно взросления ...

\\\ И, что более значимо для жизни и класса и каждого из нас, "появилась" новая замечательная Учительница, Судьба которую назначила быть классным руководителем,
по совместительству выполняя роль учителя истории, затем обществоведения .
Людмила Даниловна до сих пор радует нас всех своим долголетием, прошедшей осенью
она прошла рубеж "первых" девяноста лет ...

Лично для меня она стала по-человечески ближе именно после школы : и взаимные письма, и помощь для меня во время учёбы в Ленинграде, она же проживала со своей старшей сестрой в пригороде, на территории совхоза "Бугры" ; затем часто встречались у неё дома, после переезда в Балаково, Саратовской области, откуда
перебралась сначала в пригород, а затем в сам Краснодар, дав уговорить себя двум другим сёстрам ...

По всем адресам --- моя память и моя признательная благодарность ... Был, общался, помогал ... Взаимно радовались и общей памяти и нашей частной.
До сих пор общаемся по телефону, письма не всегда доходят, да и зрение не так позволяет ...

Настроены на близкое --- и нами всеми желаемое --- достижение следующих "круглых"
дат ... \\\


Мы же, оставаясь учениками в школе, и видели и чувствовали те перемены в своих когда-то одноклассниках, по-прежнему поддерживая с большинством из ушедших  после окончания "Восьмого" вполне дружеские и взаимно заинтересованные отношения ...

Встречались и в знакомых до "родственных" домах, квартирах, на улицах нашего небольшого рабочего посёлка, на танцах в ДК, на стадионе, на сеансах в двух отдельных кинозалах : кроме Дома Культуры "Энергетик" был и кинотеатр "Восток" .

Так что были в курсе всех основных новостей и событий, происходящих с кем-либо из нас. Даже взаимно помогали с выполнением "домашних заданий", присматривались к специфике учёбы в средних учебных ... было интересно и потому, что примеряли на себя то новое, что доносилось из-за стен школы.

Вполне было естественно в те времена, -- начало "семидесятых",-- тем более в наших краях, то не изобилие, то отсутствие ассортимента в любых магазинах --- продуктовых, промтоварных, которое вынуждало многие семьи, независимо от статуса жилья --- дом, квартира --- заводить подсобное хозяйство, содержать домашних животных, кур, гусей ... неизменно и непременно были посадки картофеля и прочих овощей --- на участке ли частного дома, в полях, выделяемых колхозами для работников предприятий промышленных ... даже директора которых, наравне со всеми,
имели "свои" "сотки" и своими руками и силами домашних так же сеяли, обрабатывали, собирали и перевозили столь желанный урожай в свои погреба.

Приходя же друг к другу в гости, мы тогда не особо думали о том, как и что появляется из продуктов. Обычным делом считалось вместе пожарить картошку, сварить пельмени, макароны ... к ним вкуснота из домашних разносолов ...

Взаимная поддержка происходила и на других "фронтах" : все знали, кто где живёт, с кем дружит, у кого были старшие сильные братья ... те есть, реально могли --- и помогали при необходимости вполне себе по-мальчишески, физически ... будь то реальные ситуации на улицах, на танцах ... самая искренняя, без лишних просьб, помощь по огороду, по саду ... в других делах : отремонтировать велосипед, мопед, затем доходила очередь и до мотоциклов ...

Автомашины в нашу эпоху ... частных было ну очень мало ... такая редкость. В основном марки "Победа", "Москвич " ... и 402 и 408, затем 412. "Волги", Газ-19, 21 ... только у директоров промпредприятий и "деятелей" райкомовских --- КПСС, ВЛКСМ ...

Из очень далёких детских воспоминаний ... Лето, жара, стадион, футбол ... рядом со стадионом настоящая ну очень красивая автомашина ... легковой то ли "ЗИС", то ли "ЗИМ" ... Откуда, у кого, как ... не задумывались.
Хозяин --- специально ! --- приглашал ребятишек посидеть внутри этой невероятной автомашины ... размеры, объём, красота ... наши восторги ...

В нашем классе если и была у кого в семьях техника, то в основном мотоциклы с колясками ... "Урал", "Днепр", "Иж" ...
Это было необыкновенно ! Металл, механизмы, хром, никель ... блестят ....ароматы резины, масла, пыли ...

Само собой, отцы этих счастливчиков приучали своих сыновей к технике, доверяя им вождение лет этак с тринадцати-четырнадцати ... силы была нужны и сноровка.
Нам же,"безлошадным", всё же доверялось принести канистры с топливом, вытирать грязь и пыль с этих красавцев ...

Иногда удавалось побыть и пассажиром, выглядывая из прицепной боковой коляски, гордясь защитным шлемом и большими защитными очками ... Восторг и только "белая" зависть ... и постепенно приходящие знания об устройстве и возможностях этого великого средства быстрого передвижения ...

В семье одного из самых-самых своих друзей, проживающей в частном доме, проводил я тогда по несколько часов в день, -- после уроков, выходные ...-- в зависимости от погоды и времени года вместе с Серёжкой и младшей его сестрёнкой, Наташей, занимаясь то уроками , то рисованием, то играя в прятки у них во дворе и в огороде ... Домик был небольшой, даже детям. Не спрячешься ...
Там и начал "болеть" мотоциклом ...

В течении "девятого" класса -- не помню, в самой школе, или ещё где, --- мы, желающие, бесплатно, прошли обучение и все сдали экзамены в ГАИ, получили свои первые настоящие, взрослые "права" ...

Мотоциклом я так и не обзавёлся ... простого, типа "Восхода" или "Ковровца", не хотелось ... поездив, до армии, со знакомым, на минском "козле", --- марки не помню, "М" с цифрами ... точно не на этом, хотя и дешёвом, надёжном ...

Мечталось, --- так многие "страдали", --- о "Яве"-250 ... но в окрестных магазинах никогда их не было ... только в больших городах ... покупали, всякими способами, в основном в Москве и в Ленинграде ... с переплатой ... кто обратно своим ходом, не торопясь,-- первичные эксплуатационные ограничения, либо в контейнер и по "железке" ...

В соседнем городе долго простоял в витрине "ИЖ- спорт", "всего-то" за тысячу советских рублей ... почти цена обычного простого деревенского дома ...

Но слишком специфический, спортивный, скоростной, высокий ... да и денег было жаль -- без коляски,-- то есть по хозяйству бесполезный. Разве что быстрее ездить на рыбалку, да в лес, в поля ... Да девчонок аккуратно катать ...

Так и не решился в то время, до армии. А затем, само собой, это желание закончилось.Может,и к лучшему : столько знакомых "бились",бывало и "насовсем" ...

А друзья-одноклассники вполне освоили и технику и правила езды, пользовались, безусловно, в этой области "знаний и практики" большим авторитетом.
С некоторыми из них имел удовольствие совместных поездок, и к реке, что за дамбой защитной, и в тот же, теперь гораздо ближе, лес, и в соседние деревни и города ..

За руль не просился, понимая отсутствие реального опыта, риск --- свой и друга -- нечаянно попасть в неприятную ситуацию, да и работало в те времена ГАИ внимательней и строже. Но удовольствие получали вместе : от скорости, ветра, перемены окружающих пространств, взаимопонимания и доверия  ...

После стольких лет общения : встреч, писем, разговоров по телефону ... помнятся "заказы" на телефонной станции, тарифы, время ожидания ... интонации и высОты радости в голосах, интерес к новостям ... Проявлений понимания всяких и различных ситуаций по жизни , при оказанной реальной помощи, кто бы где ни был ...

После событий, сообща пережитых : свадьбы, новорождённые, комнаты, "малосемейки",
квартиры, домА ...

Потери, чаще трагические, совместных друзей -одноклассников ...

Иных корёжущих происшествий воздействия ...

После почти что родственных, да что "почти что" ! ---- естественно более высоких, самых космических, Высших : откровенных, доверительных и долгих ---
лучше, чем с иными родственниками, --- таких искренних и глубоких взаимоотношений между  родителями некоторых моих одноклассников и мною, после всего принятого в жизни неоднократно благодарил Судьбу и продолжаю быть верным в этом благодарении ...

Сами знаете, понимаете, чувствуете --- приходят такие моменты --- на расстоянии,
неожиданно, "вспышкой молнии" или "просто" телепатически воспринимаешь ...

Когда успокоение той уверенности радости, существующей  для твоих друзей ...
А иногда щемящее беспокойство , нападение - до поры - необъяснимой  тоски, идущей сквозь всего тебя, затрагивающей и ум и сердце и Душу ...

Настраиваешься --- внешними, внутренними силами ? Верой ? желанием понять и помочь ... --- и, действительно, проясняется ...

Телефонным ли звонком, способностями интернета ... бывает, до моего вопроса прозвучит успокаивающий ответ ... подтверждение истинности непостижимой связи между друзьями "по крови" ...


И теперь, в очередной раз "проверяя свой строй друзей", более и более  убеждаюсь в Даре, взаимном, действующем, способном столь многое беречь и допускающем --- в терпении и в уверенности нашей личной --- некоторые вольные периоды взаимного "безголосья", отсутствия "информации" о деталях бытия земного.

В завершение  совсем коротко, "философски", о некоторых "отличиях", несомненных и всенепременных, между  Знамёнами Бытия, Долга, Памяти, Дружбы, Любви ...

На всех -- Отношения ; Заинтересованность ; Поддержка ; Участие во всех смыслах ;
Доверие ; Надежда ; Сила ; Радость бесед и встреч ; Взаимное Уважение ; Взаимный Резонанс ; Взаимная Признательность ; Взаимное наложение Полей Духа, Души ...

 Сочетания цвета, яркости, глубины, долговечности, востребованности, Времени ...

 Последовательность и размеры --- выбор каждого, лично берегущего и дорожащего.

 Да будут всегда Друзья и Друзья Друзей !

                19.01.2018



                Глава четвёртая



\ Вчера перетрудился : более четырёх часов за ноутбуком  ... Пишется "из головы",
без черновиков и "заготовок". Да и засыпал после того "возвращения" долго ... Парадокс ? Внутреннее восприятие времени не совпадает с ходом настольных часов ... Внешние цифры значительно впереди ...

В три ночи по-местному улёгся в постель, не удалось "отключиться", потому в полу-сознании\ полудрёме приходили и мысли и воспоминания ... Решил проверить длительность этого состояния, включил светодиодную лампочку ... вновь удивился :
предполагал период в 20-25 минут ... реально часы показали половину пятого ...
зимой точно нОчи.  Удивился, произвёл медитацию, точно уснул.

Так вот и случилось, что "заодно" --- в который раз --- посмотрел "документальный фильм"... Удивительное существо человеческий мозг : движение лиц, выражение глаз, поведение одноклассников на уроках, на переменах, по дороге в школу ... наша беготня по улицам, мои тогда частые походы по гостям после уроков ... всё настолько реально, почти вещественно, до сих пор знАчимо и дОрого ... через многие события и гОды ...

Но голоса не слышны в бессознательном состоянии засыпания ...
Бодрствуя, при желании, вполне себе позволяю различать интонации и тембры голоса Валентины Михайловны, почти всех одноклассников ... \

\ И ещё отвлечение от "основного русла" : в завершение темы "мотоциклетной" --- вспомнил ещё вчера, но был настолько поздний вечер, перешедший в зимнюю ночь...

Отец мой постоянно ездил на работу и обратно на велосипеде,- так поступали многие
трудящиеся того времени относительно нормального социализма,- добирались мы, отец и я, часто на одном велосипеде и на рыбалки и на участки картофельные ...
И вот, подкопив денег,- а при тех зарплатах и стабильных ценах на основное некоторым удавалось набрать и на личный автомобиль, чаще марки Москвич" или "Запорожец " ... Вот только купить "повозку" было трудно : дефицит ... Нашей семье из двоих работающих и двух школьников о подобном даже не мечталось. Потому отец купил новый, в магазине, мопед, то ли "Карпаты", то ли "Верховина", но колёса были маленькие, не скоростные, да ещё неудобный, капризный
"кикстартер" для запуска двигателя ...

Хранился тот мопед в обычном сарае --- в многоквартирных домах во дворах специально были построены такие секционные сараи для всякого-разного и обязательно погреб ... Двери --- деревянные, замки --- чаще навесные -- самые простые.

Радость отцовская жила три-четыре дня ... Дверь взломали, мопед украли ...
Заявили в милицию, обещали искать.  Нашли, чисто случайно, местные сыщики и наш мопед и ещё пять-шесть в водах реки ... Оказалось, подростки крали, катались, бросали  ...

Каким-то образом наш мопед был застрахован и отцу через пару месяцев вернули те самые сто пятьдесят рублей ...

Мечта поездить на своём мопеде исполнилась и у отца и у меня, но гораздо позже и удалось более продолжительное время ... Об этом будет эпизод в другой повести, о годах, пришедших через семь-восемь лет. \


Вернёмся к "начальной" школе ... "Осталось" рассказать о деталях, памятных и определяющих, о тех моментах, вспоминая которые при встречах улыбаемся всем лицом и Душой.

Уроки и вообще обучение большинству в нашем классе было в радость, и те наши желания больше читать, говорить, участвовать в выпусках стенгазеты, в конкурсах между классами, в достаточно частых организуемых просмотров диафильмов во время уроков, даже массовые походы --- школами ! --- для посещения киносеансов ...

Все эти открытия мира и откровения познания были создаваемы нашей неугомонной и всегда открытой учительницей, великой --- особенно через столько и таких лет,--Валентиной Михайловной, очень даже по-матерински, с добротой и заинтересованностью великого Душой Человека ... Она не "работала", она творила !
И мы, первые её ученики, начинали, класса со второго, наверное, понимать всю необыкновенность её отношений к нам, её способность по настроению каждого определить что и почему произошло с этим растущим человеком ...
Кого обнимая, кому вытирая глаза, нос ... с кем-то, наедине, "делясь секретами".

Всякое было-приключалось в наших домах и квартирах, в основном детей рабочих
и невысокого ранга служащих : и бедность, тогда почти поголовная, и большое количество послевоенных лет "урожая" братьев и сестёр ... да и бытовое насилие, в основном по "пьянке", имелось ...

Школа, класс становились по тем обстоятельствам "оазисом" ... настолько желанным для многих местом, что после окончания уроков не всем хотелось идти-бежать вприпрыжку по домам ... Группы-"продлёнки" были перегружены : достаточное число наших родителей работало посменно, по скользящему графику ... И потому остаться "на продлёнке", имея возможность бесплатно пообедать и спокойно выполнить свои домашние задания, было заманчиво, достойно, интересно.

Бывали дни, что наша Валентина Михайловна вела к себе домой не одного-не двух своих учеников и учениц ...

Сейчас вот слёзы наворачиваются от воспоминаний одноклассников,--- тех, которые делились со мною при наших массовых встречах, эпизодически происходящих по "датам", ---от их неравнодушного, неровного голоса, нервного тембра ... передающего "шероховатости" в пережитых, в одолённых совместно с нею днях ...

Помню ещё наша всеобщее, девчонок и мальчишек, увлечение --- в третьем ? в четвёртом классе? --- соревнованием : прыгали со скакалкой на счёт. Зимой в коридоре второго этажа --- пошли на повышение ---  в иные погодные условия на школьном дворе. Весело, напряжённо ... основательно успевая пропотеть за время прыжков на переменах ; обычные --- десять минут, большая --- обед --- целых пятнадцать ...
Собственный рекорд остался в сознании : за триста с чем-то раз.

Девчонкам --- той поры поголовной школьной формы --- "удавалось" разнообразить свой внешний вид : по будням светло-коричневое платье с тёмным фартуком, банты, по праздничным событиям платья вроде были те же, а вот фартуки \ правильнее передники ? \ должны сверкать белизной, равно и только белые\светлые банты ...

А тут почти каждый день чернила выливаются из относительных "непроливаек" ...
Слёзы, паника, ступор ... Тогда начинались "чудеса" : волшебное молоко в заботливых умелых руках Валентины Михайловны ... Отстирывалось !

Большинство, если вообще не все одноклассницы, тогда красовалось косами, весьма сложно заплетёнными ... от одной нормальной до нескольких десятков мелких ...

Кто-же в детстве не убегал от той, косу которой так резко да больно, порой весьма неумело, дёргали, добавляя смех и комментарии ...

В угол за это вроде бы не ставили, но меры происходили серьёзные : извинения, стоя перед всем классом, и более весомые ... Сажали за одну парту ...

Летом, после четвёртого класса, встречаясь в местах для купания, часто не узнавали одноклассниц : без косы ! короткая стрижка, или что-то необыкновенное до плеч ...
Мы, мальчишки и "горевали" и начинали понимать, что мир меняется ...

У самих же причёски самые популярные : "чубчик" и "под Котовского" ...
Просто, практично, дёшево. Десять копеек. Лишь с классов "шестых-седьмых" стали практиковать и "полу-бокс" и даже "канадку" аж за тридцать копеек ...

Детский киносеанс в кинотеатре и в Доме Культуры ... "Окно в мир" за те же десять копеек ... Хлеб ... ржаной ценой в четырнадцать, пшеничный за шестнадцать копеек.

Это хлебное изобилие, практически без очередей, началось после отставки Хрущёва, в самом начале эпохи Брежнева. Батоны в нашей семье не покупали или редко --- не наешься.

Мы, наше поколение, и, само собою, более старшие, не забудем тот период в истории страны и населения, когда с очень раннего утра приходилось занимать место в многометровых очередях перед открытием хлебных магазинов, которые открывались точно в шесть часов утра.

Хлеб, ну очень не вкусный --- говорили, почти всё зерно продавалось за границу ...--- пекли в местной, общепосёлковой пекарне, поэтому ещё теплый хлеб быстро развозили по магазинам. А там с четырёх-пяти часов утра, особенно "приятно" тёмных и холодных по осени и зимой, толпы взрослых и ребятишек ...

Хлеб "давали" в одни руки по два килограмма ... Весы, с "уточками", только что не грелись под взглядами покупателей ...

И вот мы, Валерка и я, живущие в соседних дворах, ученики одного класса, наши отцы рабочие на одном участке ГРЭС, вместе шагаем до хлебного, зевая по ходу и рассказывая друг другу то, что надо было выучить наизусть ... Наверное, в этих долгих и многолетних очередях за хлебом образовалось начало нашей последующей, столь верной, надёжной, настоящей дружбы.

Памятно : если на весах две буханки не дотягивали до обязательных двух кг., то полагался довесок. Была действительно совместная радость в случае, если кому-либо из нас выдавался этот не всегда обязательный доп.паёк !  Пополам и домой !

Уроки в первую смену начинались в семь утра, подъём для большинства и работающих и учеников не позднее шести часов утра, под радио, начинающего свою смену трансляцией гимна Советского Союза ... Во многих семьях радиоточки имели дополнительную функцию : будильника, за отсутствием обычного механического.

Нам же, когда приходила очередь добычи хлеба, ранний подъём даже нравился : как-то бодрее себя чувствовали --"Жаворонки" ?

Конечно, чаще в очередь за хлебом выходили родители, обыкновенно отцы на велосипедах, только зимой пешим ходом, куря свои "Беломоры", "Казбеки" и "что ещё там" , но и в нашей памяти эти несуразности такого отношения к людям  гигантской и мощной по тем временам страны ...

Из событий начальных классов нельзя забыть и совместные, почти полным составом, организованные Валентиной Михайловной катания на санках с той самой защитной дамбы, в период весенних паводков и обильных летних дождей спасающей наш рабочий посёлок от реального наводнения при переполнении русла реки и заполнения широкого пространства, обычно называемого "поляной".

Собирались обычно или после домашних обедов в будние зимние дни, или по выходных, заранее готовя санки и --- кто желал --- свои деревянные лыжи в комплекте с валенками.

Брали еду и воду ? Не помню. Но обязательно приносили запасные шерстяные варежки и носки для замены после неизбежных падений, специальных кувырканий в глубоком снегу ... делали пещеры, крепости, трамплины ...

Никто не обмораживался, никто не пищал от случайных попаданий снежков в лицо, никто не жаловался на усталость ...

Самое весёлое ... сверху съезжали "паровозиком" --- привязывали санки в одну  длинную вереницу ... если удавалось доехать донизу без "аварий", то радостно кричали ... при падениях же было главным оказаться подальше от санок ...
Валентина Михайловна приучила и к этому правилу ...

Обычно после катания с дамбы возвращались до определённого места, перекрёстка и там расходились группами, кому в попутном направлении ...

Наш одноклассник и друг с самого детства многим из нас, Серёжка, проживал ближе всех из класса к тому месту, откуда часто съезжали на санках и лыжах ...
Вот к нему домой и заходили периодически на водопой, а наиболее близкие товарищи имели действительное счастье остановиться у него дома, перевести дух, обсушиться ... если не было необходимости быстрого возвращения по домам.
Бабушка Серёжки всегда приветливо встречала гостей, кормила чем могла, помогала разместить на печке и на батареях нашу одежду и обувь ...

Ламповые радиоприёмники тогда имелись не в каждой семье, но обязательные "тарелки" громкоговорителей были почти в каждой семье ...
Телевизор вообще признавался предметом роскоши --- и по дефициту и по стоимости, а цветные имели цену под- и за- четыреста рублей ! Деньги неимоверные !
И потому часто собирались компаниями, обычно  дворовыми , с одноклассниками, либо
совместными, на просмотр, обычно мультфильмов.

У Серёжки в доме имелся чёрно-белый телевизор, почитаемый нами одним из чудес техники. Его отец, дядя Миша , трудился тогда дежурным инженером смены на электростанции, ГРЭС ; мама друга, тётя Аня, работала --- лаборантом или аппаратчицей --- не помню, в химическом цехе на подготовке технологически необходимой воды для энергетических котлов на той же ГРЭС, вместе с моей мамой, были подругами.

И вот после сытного обеда, в тепле, в радушии этого дома, мы устраивались на диване и уходили в глубь экрана телевизора ...
 
Тв-программ было то ли две, то ли целых три ... Два центральных канала, один республиканский ... особо не переживали : занятий, кроме школьных, было много других, не менее полезных.

Может быть и поэтому : разнообразие увлечений, постоянно в движении, умеренно необходимые физические нагрузки, искреннее и честное общение, очень даже дружелюбные семьи моих одноклассников и друзей, хорошие библиотеки, нормальные фильмы в кинотеатрах ... нам удалось вырасти вполне приличными людьми, при этом помня, храня и ценя наше Прошлое в постоянно меняющемся Мире.

Добавлю ещё два ярких воспоминания ... первое : отец одной из учениц, хороший столяр, изготовил и принёс в класс, --- по просьбе Валентины Михайловны--- небольшой стол, на котором,очень красиво и тщательно собранный, находился макет известного многим поколениям "Шалаша в Разливе".

Плоскость столика находилась примерно на уровне нашего тогда роста во втором или в третьем классе, углы  были острыми ... И вот на одной из перемен, как обычно, бегали друг за другом по классу --- была зима ? --- и кто-то сильно меня толкнул, а другой поставил подножку ...

И вот я на приличной скорости, да с ускорением, попадаю своей головой, местом примерно между макушкой и лбом, в этот крепко сделанный "монумент".
Сейчас не помнится ни момент удара, ни сама боль, ни кровь, ни страх от происшедшего ...

Только испуганные глаза одноклассников да я сам, лежащий на полу, непонимающе "плывущий" в бессознательное состояние ...

Кто-то побежал за учительницей, остальные столпились возле меня, не зная, что им надо ещё делать.

Прибежала Валентина Михайловна, --- так она рассказала через неделю после того происшествия, --- рассадила класс по местам, забинтовала мою голову --- я не помню того разговора, --- то ли своим платком, то ли бинтом из школьной аптечки, взятом из помещения учительской, где ей кто-то из наших, взлетев на второй этаж, сказал о том, что у меня разбита голова.

Дня два или три пробыл дома, с увлечением читая детские книжки, которые, "как чувствовал", набрал в библиотеке Дома Пионеров с запасом : к тому времени там меня хорошо знали, хотя  поначалу и не верили, что так быстро читаю. Но после нескольких "допросов" о содержании прочитанных оставили меня в покое и в своём доверии, потому набирал более двух-трёх разрешённых книг, обычно четыре-пять на самые тогда интересные темы.

В этом "проглатывании" книг многими моими одноклассниками тоже была "виновата" наша первая учительница.

Второе из ярких, "оттуда" ... По окончании четвёртого класса в те далёкие и счастливые времена, а это была весна, май месяц 1966 года, мы успешно сдали свои первые "выпускные" экзамены. Не подвели ни свою "родную" учительницу, ни школу.
Все предметы были знакомы, хорошо поняты, изучены нами основательно. Лично я, точно помню те контрольные --- письменные по математике и русскому языку, устные по математике, литературе, практические работы по "труду", наши упражнения по физкультуре ...

Подробности --- весь перечень предметов --- на именной Почётной Грамоте, где напротив расположены только "пятёрки". И таких "круглых отличников" было более половины, если не больше, в нашем  классе.

\ Не консультировался с Валентиной Михайловной : во время недавнего разговора узнал о высоком давлении, влиянии резких перепадов погоды ...\

Сами помните и знаете, столько всего происходило в жизни каждого класса, каждой школы ... И нет  большого смысла перечислять весь обильный "ассортимент" событий,
памятных и не очень, подробно упоминая особенности тех лет и начинающегося самоощущения растущего человека. Подобное --- в любом из нас, в любом из тех, кто благодарен своему Первому классу, своей Первой Учительнице, своей первой сознательной Памяти.



                20.01.2018




               


               глава пятая. Эпилог.


И приятно и грустно от воспоминаний ... Понято, пережито, пройдено, увековечено,
потеряно и утрачено не только время, не только силы ... но и реальные люди, в том числе истинные, коренные, столь и тогда и особенно сейчас необходимы Друзья.

И "просто" одноклассники и одноклассницы, всё так же дорогие и желанные в памяти.

Приходится признавать необратимость происшедшего для них, для нас ...

Из "списочного состава" на первое сентября 1962 года в строю менее половины ...

Самая первая наша общая потеря, боль, горечь произошла в 1974 году ... Таня ...
Простудилась на работе ... лёгкие ...

Друзья-одноклассники сообщили об этом письмом, когда проходил службу в Советской Армии ... Три года за одной партой ... одна из первых школьных моих симпатий ...
 
1976 ... июль ... Сергей ... клещевой энцефалит ... после окончания четвёртого курса автомеханического факультета КАИ ...

1978 ... май ... Радик ... несчастный случай во время учёбы в Казани ...

1984... ноябрь ... Володя ... что-то произошло во время командировки от Балаковской АЭС на Калининской АЭС в Удомле ...
.............................
.............................
.............................

2005 ? ... Леонид ... сам ... работал на авиазаводе в Ульяновске ...

............................
............................
............................

2008 ... август .. Флюр ... сердце ... в Санкт-Петербурге ...

...........................
...........................
...........................

Об уходе других узнаём случайно : связи не сохранились ... потому через знакомых и через "сарафанное радио" ...

...........................
...........................
...........................



В современной действительности периодически, т.е. регулярно, общаюсь --- на уровне Друзей --- с двумя когда-то "первоклассниками" ... она и он, Волжский Волгоградской области и Жуковский Московской области.

Телефонные редкие звонки-разговоры ещё с двумя "первоклассницами", Казань и Набережные Челны.

Нечастое общение с теми,кто проживает в самом посёлке ... четыре-пять человек ...

Из тех, кто пришёл к нам в "девятый" класс ... Один исконный Друг, в посёлке.

Так вот и существуем, держась Памяти и Настоящего во Времени.

Валентина Михайловна и муж её, Виктор Игнатьевич, практически всю нашу сознательную жизнь такой же Учитель, пусть и с техническим, но Таким Человеческим образованием, чувствуют себя относительно своих близких к восьмидесяти годам возрастам "удовлетворительно" ...

Четыре взрослых внука и, ученица начальных классов, внучка -- и радуют и заботят.

Одноклассники и одноклассницы, совсем далеко обитающие, иногда появляются в наших краях, близких к европейским отрогам Южного Урала, навещают свою Первую Учительницу, делятся новостями, интересуются тем, чем обычно принято в телефонных разговорах, передают "приветы" ...

Постскриптум : все имена реальны, действительны, памятны ... людей и городов.

Знающие автора --- поймут ...



                20.01.2018



                *  *  *  *  *  *  *


Считаю. Называю.  Чту
Своих друзей по имени той памяти,
В которой до сих пор они живут,
Мои --- когда-то --- одноклассники ...

Столь многих рядом нынче нет
В Пространстве данном и во Времени
Текущих дней и ближних лет,
Что свет пришедших откровений
Не прежней радостью нагрет,
Не так понятен принятый совет ...
И лишь печали ярче след.

Теперь тех истинных мгновений
Событий детства и любви
Иною мерою нам мерить,
Иные смыслы видеть в них ...

И потому сей час уверены
Мы в тех, кто Другом наречён
И проявляет к нам влечения
Души и Сердца --- камертон
Над нами и в самих включён
Исходной верой совмещённой.

И это -- главный -- наш -- закон.



       20.01.2018



     * * * * * * * * * * *





Постскриптум 1 : "Развёртка" памяти передана не полностью , многие подробности и события опущены по причине усталости :  непривычки "молодого автора" к многочасовым нажатиям клавиш ПК  и, тоже имеет значение, во избежание вероятных казусов, могущих быть связанными с нежеланием отображённых без ведома на тот  момент участников --- одноклассников.

Остались "за кадром" подготовка и участие в демонстрациях Первого мая и Седьмого ноября, праздники в классе и в начальной школе 23 февраля, 8 марта, поздравления
и выступления наши на предприятиях : многие, в том числе и я, были участниками танцевального кружка при школе и при Доме Пионеров, наши уроки пения и рисования,
уроки труда, на которых все с увлечением вышивали крестиком ...

Но Время к нам неумолимо --- из Детства далее идём ... Лишь Память наша сохраняет
тех лет уютный, светлый Дом ... И точно мы не растеряем себя и то, что дОрого в былом ... Тогда в Сердцах своих мы славим ! Учителям великим наш поклон !


               
Постскриптум 2 :

Имею ещё одно Обязательство : передать свои воспоминания от "пятого" по "десятый"
классы, более осознанные и подробные, хотя бы и на "электронную бумагу".

И, пожалуйста, Ваши объективные отзывы на " первые пробы пера" повествователя прозаического.  Продолжать ли сии труды ?

Всего доброго !  с уважением ...












 
























            


Рецензии

Да,вторая мама , первая учительница наша.Воспоминания приводят к волнению
никогда не повторится и не встретишь первую любимую учительницу, останется в памяти она . Спасибо,за рассказ уважаемый Александр!

Нинель Товани   29.06.2023 20:26     Заявить о нарушении
Благодарю, Нинель !

насколько было всё тогда растущим опытом обычной ученической реальности, настолько всё теперь возвышено на уровне воспоминаний о младших школьных классах.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   01.07.2023 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.