Меченая карта

Меченые (краплёные) карты используются бесчестными картёжниками для опознавания игральных карт по нанесенным на их рубашку (обратную сторону) наколкам, точкам и разным прочим пометкам.
Я «играю» честно — и помечу карту только для распознавания скрытого на ней. Но «скрытого» не для меня, а для почти любого, пожелавшего, читая эту небольшую статью, «перекинуться» со мной в эту картишку.

                ***

З-го января сего года на сайте "Історія Вінниці" появилось следующее сообщение:
Стогуно Чевал
-  Трішки офф-топу. Хтось знає, що за пам'ятник стояв на Ліверпулі в 50-х роках?
- ... я серйозно питаю. На післявоєнних картах на цьому місці значиться пам'ятник. А фотографії на очі не траплялось.
- На карті 50-х років, яку колись викладав в спільноті Mihail Рotupchik, позначку цього пам'ятника добре видно.

И приведен фрагмент  указанной карты, который я поместил выше.
После нескольких дней раздумий и согласований я ответил - с моего почтового ящика на mail.ru - любознательному Стогуно Чевал'у приблизительно следующим коротким письмом:
«Вопрос, конечно, интересный.
Если мы не ошибаемся (я переспрашивал одного из моих одноклассников - Анатолия Штейнбаха, который работал недалеко от этого места), то на месте арт-композиции из не знакомых с трудами и произведениями, соответственно, Ленина и Горького, из «не наших» малообразованных Beatles (ов) когда-то находилась простая, бессчётное количество раз тиражированная по всему СССР скульптура "Ленин и Горький". Профессиональный революционер и пролетарский писатель сидели и размышляли вслух: напишут ли ливерпульцы музыку к "Песне о буревестнике"? И оба оказались правы: «жуки» так и не написали. И сжучить их за это никого в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии не нашлось.
С нетерпением ждём новых вопросов.»

Отшутился, но сообщил, по всей вероятности, правду: и о памятнике, и о «Ливерпульской Четвёрке» («Liverpool Four»). И на пару дней забыл об этом.
Затем, не получив обратной весточки от адресата, подумал: а ведь 95 и более процентов заглядывающих на сайт "Історія Вінниці" многое на этой - почти без обозначений - карте ничего более, кроме как место нахождения загадочной скульптуры, не увидят. И не узна'ют того, что было в центре города 60 лет тому назад. Никто не поинтересуется, никто не расскажет об этом, тем более, без запроса. Я, правда, не решился анализировать всю карту города (она у меня есть), а - только этот, представленный автором вопроса, фрагмент.

                ***

Прежде всего, учтите, что карта схематична, особой точностью не отличается. Я уже когда-то рассказывал, что в советское время все - без исключения! -  географические карты, предназначенные не для Генерального штаба Министерства обороны, были специально (преднамеренно) искажены, «дабы ими не воспользовался потенциальный противник». Это ходячее выражение использовалось во всех случаях, когда бессмыслица подобных «ухищрений» была очевидной, когда всё, что касается, к примеру, карт, было со спутников уже сфотографировано с высокой разрешающей способностью. И оказывались велосипедисты (и я в их числе), моторизированные путешественники на дорогах, упирающихся в болота, горы, реки, скалы, непроезжие пески, пр. А на карте — непрерывающаяся отличная дорога до пункта N.
Так и на этой карте. Масштаб — весьма условный, многие улицы выпрямлены, пр. Но всё же кое-что загадочное для нынешнего молодого и среднего поколения может показаться интересным.

                ***

Начнём с большого пустого пространства (1), расположенного выше и чуточку правее кружком обведенного автором вопроса условного знака памятника. Это - описанный в отдельном разделе «Моей Винницы» двор, именовавшийся «костёльным». Как видите, он простирался от улицы Ленина (Соборной) до улицы Котовского (Грушевского). Восточная часть его отделялась высокой кирпичной стеной от проглоченной теперь Укртелекомом части улицы Чкалова (оставшаяся часть улицы носит ныне имя Петлюры). Там, где помечено католическим крестом, располагался (располагается) костёл с примыкавшими к нему зданиями - монастырскими кельями, и пр. Показаны отдельные деревья, отсутствуют, правда, значки длинного ряда одноэтажных строений, за которыми ещё существовали остатки давнего монастырского сада - огорода. Скоро его выкорчуют до основания и начнут рыть котлован под здание музыкального училища, открытого в 1958-м году. Первый (приезжий) директор был молод, симпатичен, полноват, но весьма подвижен, носил красивые  очки — и монашескую жизнь не вёл.

Участок зелени в боковой части двора располагался между домиками этой, как бы обособленной, части «костёльного двора».
Теперь всё застроено. И — как! Об этом было написано мною раньше, повторяться не имеет смысла: все здания капитальные и их убрать не удастся. Посему даже небольшого «капитального двора» выкроить не получится: землю «съели» до последней крошки. О посадке деревьев даже не подумали.

Второе как бы пустое, не застроенное и не озеленённое пространство (2) — в нижней левой части карты. Странное на вид, чем-то напоминающее огороды. Но нет: это очистные сооружения правобережной части города (другие были на Замостье). Сюда стекались канализационные воды из центра города, здесь они кое-как очищались, а потом смердящие, всех цветов и оттенков сбрасывались в ниже расположенный овраг. По нему протекала высвобожденная на божий свет, после её подземного пересечения в трубе улицы 9-го Января (Артынова),  речушка Каличка. И об этом я писал как в «Моей Виннице», так и в статье о Каличе. Но кое-что повторю, потому что тут частично исправить положение ещё не поздно. Ориентировочно, очень приблизительно можно определить место очистных сооружений между улицами Пушкина, Красных Партизан (Вл. Городецкого) и 9-го Января. Несколько точнее — между улицей Пушкина и речкой Каличкой, ближе к улице 9-го Января.

Очистные сооружения выполняли своё назначение плохо. И зловонная цветная жижа, проскользнув под мостиком улицу Свердлова (Князей Кориатовичей), через несколько десятков метров впадала в Южный Буг.
Только в 1960-м году вступили в строй новые очистные сооружения, выстроенные  тогда за городом, между доро'гой в сторону Сабарова и рекой Вишня. Давно они уже в черте города (Сабаровское шоссе, 1), технически устарели и не отвечают необходимой производительности.

На другой стороне улицы 9-го Января тоже был овраг (3) и там Каличка протекала от улицы Дзержинского (Театральной) на поверхности земли. Но областное руководство решило по обе стороны от Калички построить пару многоэтажных домов для номенклатуры. Поэтому и эту часть Калички упрятали под землю, а овраг засыпали.

Ещё ближе к Южному Бугу пустырь (4) — винницкая, так сказать, верфь. Она располагалась между улицей Козицкого (Оводова) и конечной частью речки Калички. Там гнили и ржавели старые катерки, баржи, лодки, там латали и подкрашивали ещё державшееся на плаву, там была пристань для барж и будущих катеров, доставленных в Винницу для речных прогулок к Камню Коцюбинского.
 
Огромный склон (белое пятно с коричневыми линиями) видится на верхней части карты (5). Это - между улицами Козицкого (Оводова) и Крутой спуск. Киевский мост, взорванный в войну, уже восстанавливается. Но это — не пустырь: деревьев не было только у воды. Выше, ближе к улице Первомайской (Магистратской) помечены здания детского садика и большого жилого дома, принадлежавшего КЭЧ (квартирно- эксплуатационной части) винницкого гарнизона. И они были окружены деревьями.
Школа №3 ещё не отстроена (?): её на карте нет. Знак вопроса — следствие того, что точная дата составления карты не указана, да и го'да перебазировки школы в восстановленное после пожара во время войны помещение не найти ни на одном из сайтов школы. До возрождения старого строения школа №3 работала в здании, потом переданном детскому садику (см. выше). Но пляж Кумбары (Кумбари — вернее, но никто так не говорил) уже процветал (пляж «Динамо» на другом берегу, с подъёмом уровня воды в реке, зачах) и считался пляжем №1 в городе.

Правее паромной переправы (надпись «пер.») тоже показаны два небольших свободных участка (6), но этот пляж (там было несколько выступающих из воды крупных камней) уже почти не посещался. Лишь верхушки двух-трёх гранитных колоссов оставались над водой — и позагорать, распластавшись на камнях, было уже невозможно.

Большой пустырь (7) вокруг тепловой электростанции (обратите внимание: к ней отходит ответвление от трамвайной линии) был завален запасами каменного угля, «терриконами» перегоревшего угля (шлака), старыми частями от машин, которые модернизировали (такое слово тогда употреблять было грешно: «засорение русского языка», «преклонение перед Западом», пр. ересь), отработанными (полусгоревшими) фильтрами дымовых (по сути, сажных) труб…

Там же стояло несколько дощатых домиков (у забора перед Еруслимкой, у которой экспроприировали часть территории при строительстве ТЭС, или сразу же за ним? - не вспомню) для сотрудников электростанции. В одном из домиков где-то в 1954-1955 г. г., 20-градусной (минус) зимой я побывал (у девочки из нашей компашки). Открыли мне дверь — и я попал в «предбанник»: в комнатах все ходили в маечках, босиком (шорт тогда не было, а короткие штанишки носили только маленькие мальчики). О'кна, несмотря на уличную холодину, были открыты почти настежь.
Но тот, кто неосторожно прикоснулся бы к батарее отопления, попал бы сразу в ожоговый центр (если бы таковой в Виннице в то время имелся). Поэтому все гости дома строго предупреждались: что-то типа переиначенного «не влезай — убьёт» на «не прислоняйся — сожжёт». Поступление сверхгорячего пара, пропускаемого через эти батареи, как мне объяснили, было не регулируемым.

На другой стороне  улицы Первомайской (Магистратской), наискосок напротив электростанции, вы видите довольно значительную по размерам зелёную зону (8). Это — место бывшего базара,  по-видимому, та его часть, что изображена на фотографии тут:  http://www.proza.ru/2016/05/12/2014. (Большое здание, заметное на фото, после войны уже не существовало). Этот продолговатой формы садик (от улицы Ленина до Первомайской), с невысокой чугунной оградой, был всегда малолюден. Мы в тёплую погоду уходили с моим одноклассником, сыном директора парка М. К. Шереметкера сюда что-то почитать, о чём-то помечтать (Шереметкеры жили в однокомнатной квартире-коммуналке по рядом расположенному Братскому переулку, ныне Краснокрестовской улице). Ну почти как друзья А. И. Герцен  и  Н. П. Огарёв - на Воробьёвы горы, о чём Герцен позже вспоминал: «Воробьёвы горы сделались для нас местом богомолья ...». Если, разумеется, слово «богомолье» представлять себе в переносном смысле, в условном «переводе» его на комсомольский язык, где такого «бранного слова», конечно, быть не могло. О том, что эта территория теперь оккупирована «Россией», и во что' она превращена — не мне вам рассказывать.

На противоположном берегу Южного Буга, за улицей Киевской видна топь, простирающаяся и расширяющаяся вверх, на северо-восток (9). Начиналась она сразу же за нынешней территорией Восточной автостанции (место которой тоже подготавливали, засыпая будущие места стоянок автобусов землёй, остатками кирпичных строений). По всей вероятности, топь (болотце) — результат бездумной запруды какого-то небольшого ручейка, струившегося к реке. Или остаток былого рукава Южного Буга, чего-то наподобие «старицы» (можем только гадать): в весенние наводнения бугская вода доходила до того места. И долго не высыхала в этой низине. Теперь - да здравствует мелиорация! - (судя по карте) всё осушили. А могли бы создать чудесный биотоп для жителей рядом расположенных новостроек.

Что касается последней примечательности (10) на карте 50-х годов прошлого века, то трамвайные рельсы там нарисованы только до правого берега Южного Буга и далее — от левого берега (в сторону железно-дорожного вокзала). Эта «хитрость» - также для введения в заблуждение «потенциального противника». Мол, подумает он, что через реку надо будет волочиться пешком — и не решится нападать.

А ведь было совсем не так. На правом берегу находилась «Пересадочная станция». Советский народ, приехавший аж с самой Каличи или (какая даль!) Областной больницы им. Пирогова, незаметно для «потенциального противника» шмыгал из «каличанского» вагона в вагон «замостянский», отправляющийся, сообщу вам по секрету, в сторону Центрального рынка и вокзала ст. Винница. И катил этот ещё дореволюционной постройки вагончик по рельсам, проложенным по деревянным мостам (от правого берега - до острова и от последнего - до левого берега). А пассажиры трамвая, особенно безбилетники - «зайцы», ухмылялись в кулачки: какие мы ушлые, как ловко обвели вокруг пальца «потенциального противника» (вместе с кондуктором)!

                ***

Были в СССР атомная и водородная бомбы, первый космический спутник земли, чемпионы мира по шахматам, победители международных музыкальных конкурсов, лучшая в мире хоккейная команда!
А в целом же это был «край непуганых идиотов» (символическое определение СССР) . Слова сии — из «Записных книжек» соавтора «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» Ильи Ильфа (Иехиела-Лейба Арьевича Файнзильберга, 1897-1937). Дописал к этим трём словам  он ещё три: «Самое время пугнуть». «Пугнули», правда, только через полвека. Но не  и с п у г а л и  до сих пор…

[К 95-летию со дня образования Советского Союза Левада-Центр опубликовал  данные о «ностальгических настроениях» россиян по СССР. Не привожу детальных цифр по разным возрастным группам, но то, что 82 (восемьдесят два!) процента опрошенных россиян старше 55 лет сожалеют о его распаде, меня потрясло. В целом (все возраста от 18 лет) цифра 58% сожалеющих респондентов тоже впечатляет. - https://mresearcher.com/2017/12/levada-tsentr-82-pozhilyh]

Электронная почта с mail.ru в Украину и из неё блокирована, что - кто в этом сомневается?! - существенно повысило обороноспособность страны.
И украинский «мережевий кордон» теперь «на замке». На таком же «замке», как и — что постоянно подчёркивалось во времена пограничника Никиты Карацупы и его служебно - розыскного друга по кличке Индус (http://fb.ru/article/252966/pogranichnik-karatsupa) — была государственная граница СССР.

Была ли на самом деле «на замке»? Была, но не в большей мере, чем после запрета на переписку по  mail.ru — «наглухо» забетонированный «мережевий кордон». Пройти (обойти) его оказалось несложно.

А знаете ли вы (я об этом уже писал), что после заключения секретного Пакта Молотова - Риббентропа (23.08.1939), на отошедших к СССР территориях Прибалтики, Польши и Бессарабии оказалась масса немецких шпионов, переселённых туда в процессе подготовки этого, смешно сказать, «Договора о ненападении...». Они не только «законно перешли границу», но и стали обладателями «серпастых, молоткастых» советских паспортов. С этими «краснокожими книжицами» (не сомневаюсь, что вы узнали цитаты из стихотворения моего любимого поэта) они и рассеялись по стране. Как далеко от новых западных границ СССР — данных не найдёте, но знаю, что в Казани - с новопостроенными и перебазировавшимися туда военными предприятиями - они появились. Продолжать или и так ясно, как и почему у немцев появились «меченные карты» с указаниями на военные объекты, заводы по производству вооружений, прочее?

                ***

В 1988-м году напечатали первую неискажённую карту Москвы. Помню тёплый, солнечный осенний день, кричащих во всю глотку об этом уличных продавцов сего сенсационного издания. Мне даже кажется, что этот день оказался переломным для СССР.

Осенью 1961-го года к XXII-му съезду КПСС был выпущен плакат художника Н. И. Терещенко (1924-2005). На плакате был изображён В. И. Ленин, указывающий вытянутой вперёд рукой «верную дорогу». Почему я уверен, что «верную»? Потому что плакат имел подпись: «Верной дорогой идёте, товарищи!». [Подозревают, что текст к плакату взят из отчёта ВЦИК и СНК IX-му съезду Советов, с которым 23.12.1921 г. выступил В. И. Ленин: «А дорога наша — верная (…) По этой верной дороге мы начали идти.» - Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» Вадим Серов 2003. ]

Через два десятилетия, в 1980-м году тот же художник (уже, с 1970-го года, Заслуженный художник РСФСР) создал плакат, изображающий улыбающегося Ильича, приветствующего советский народ словами «Новых успехов, товарищи!».

Ещё через десятилетие, поняв, что находятся на придуманной «картографами» из Политбюро кривой дороге «не туда», не ощущая «новых успехов», видимых (с плаката) основателем «первого в мире государства рабочих и крестьян», народы СССР решили искать для себя иные пути к будущим успехам.

С Николаем Ивановичем Терещенко в 1988-1990 г. г. жили мы в Москве почти рядом. На Масловке: он в так называемом «Городке художников», я — совсем недалече. Конечно, не раз встречались на улице. Но поговорить с ним мне так и не пришлось.
А хотелось. Как раз в те годы враз лишившихся подобных заказов художников настигла нищета — и они по бросовым ценам начали распродавать находившиеся у них в запасниках картины.  Бегал и я к ним, интересовался. (Вот почему я пишу, что встречался с художником.)  Мои доходы в кооперативах позволяли многое...

Всё. Закрываю тему. Сами видите, куда забредаешь, когда пользуешься неверной картой. Даже несмотря на то, что, как пелось в Гимне СССР, «и Ленин великий нам путь озарил»...


Рецензии
Уважаемый Соломон Григорьевич! Узнал много неведомых мне деталей облика послевоенной Винницы из Ваших комментариев к карте Не могли бы Вы уточнить процедуру трамвайной пересадки.
Карта составлена между 1952 и 1955 гг. Верхняя граница определена отсутствием нынешнего трамвайного моста, который был открыт в 1955 г.
Нижняя граница – современным уровнем и, соответственно, шириной Ю. Буга, а значит, наличием плотины Сабаровской ГЭС, которая была пущена в 1952 г.
Кстати, в Сети увидел несколько текстов, в которых Сабаровская ГЭС называется одной из старейших советских гидроэлектростанций, построенной в начале 1920-ых годов. Причиной тому, очевидно, 1922 год, обозначенный на немецкоязычном шильдике турбины. Турбина эта, как и множество другой техники, во второй половине сороковых была вывезена из бывшего Третьего Рейха в качестве репараций за ущерб причиненный Советскому Союзу.
Карта эпохальная. На ней изображена последняя стадия той самой «тупиковой», неукраинизированной Винницы, которая существовала несколько столетий. Начинается пора второй «коренизации» (первая приходилась на1922-1929 гг.), строятся заводы, Вишенка, селянам дают паспорта и город перестает быть своеобразным гетто. С уважением А. Секретарев.

Анатолий Секретарев   15.09.2020 21:23     Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый Анатолий Михайлович!
Благодарю Вас за интерес к моей публикации!

Что касается процедуры трамвайной пересадки. Тут (http://proza.ru/2012/09/23/1248 , фото 40) видна «Пересадочная станция» с рельсами по обе стороны крытого «вокзала». Доезжали до этой станции, выходили из вагона, переходили на другую сторону, садились в вагон и ехали дальше. Если память мне не изменяет, то билет, приобретённый на первом отрезке пути, был действителен и далее (его показывали кондуктору).
Насчёт турбины Вы правы, но Сабаровская гидроэлектростанция существует с 1934-го года (данные Вашего приятеля Андрея Орленко: см. в «Моей Виннице» раздел «Винницкие пляжи»).
Ваш

Нил Крас   16.09.2020 09:53   Заявить о нарушении
1. Соломон Григорьевич, не могу прочитать Вашего второго ответа, хотя показано, что ответов два. Может, перешлите его личным сообщением. 2. Андрей Орленко не спец по истории города. Насчет истории Сабаровской ГЭС пока не нашел надежных источников. При немцах уровень Буга был "дореволюционный", т.е. тот, который соответствует отсутствию плотины в Сабарове. Правда, плотину могли взорвать советские войска при отступлении. 3. Касательно пересадки. Выходит, что трамвай не пересекал Буг по мосту. С какого года? Возможно, после того как угодил в реку в 1930-е гг.?

Анатолий Секретарев   16.09.2020 12:21   Заявить о нарушении
Только что сообразил, что угодить в реку он мог и не с моста, а с конца правобережной колеи после разгона, случившегося в результате отказа тормозов. Так что, возможно, что до 1955 г. трамвай не пересекал реку?

Анатолий Секретарев   16.09.2020 12:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.