44 Поезд куда-то 16 ноября 1971

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

44. Поезд куда-то. Эшелон призывников. 16 ноября 1971 года.

16 ноября 1971 года в Симферополе солнце всходило в 07:42, в зените располагалось в 12:28, а заходило за горизонт в 17:13. Привычка определять календарные, астрономические и метеорологические данные у меня возникла ещё в детстве, когда мы с моим братом Юрой в 60-е годы XX века играли в школьную учебную метеостанцию, которую отремонтировал мой папа, Суворов Сергей Иванович. Вот и теперь, когда наша колонна призывников, более похожая на стадо людей, прибыла на Симферопольский железнодорожный пассажирский вокзал, я постарался тут же узнать: точное время, условия погоды, расписание поездов, а также другую любую информацию о времени и месте пребывания.

Конечно, нашу "разношёрстную" компанию из более чем 360 молодых парней в залы ожидания вокзала не пустили, но кто может удержать прытких, пронырливых и предприимчивых молодых пройдох, которые тут же начали собирать деньги в складчину, чтобы накупить сладостей, лимонада, вина или водки "на дорожку". Никто из нас не знал, куда мы едем, когда мы едем и зачем мы едем, все просто тупо ждали своей участи...

Концерт в парке на торжественных проводах призывников закончился примерно в 18:20, я хорошо помню, что были уже сумерки. 16 ноября 1971 года в Симферополе вечерние астрономические сумерки начинались в 18:55, навигационные вечерние сумерки -  в 18:21, а гражданские вечерние сумерки - в 17:45. В парке вокруг нас деревья становились чёрными, тени - глубокими, аллеи - загадочно опасными, фонари - яркими. К вокзалу мы подошли в то время, когда пути возле главного перрона были уже пустыми, потому что только что, перед прибытием нашей колонны крымских призывников, от перрона в 18:40 отошёл скорый поезд "Симферополь-Киев".

Пацаны в толпе призывников высчитывали место, где должны были остановиться плацкартные вагоны, они "кучковались" в группы для захвата нижних и лучших мест в вагонах, причём все хотели быть как можно дальше от вагона, где должны были ехать сопровождающие нас офицеры и мичманы - начальник поезда и его команда. В нашей толпе призывников опять всё перемешалось, нарушилось, так как наспех сформированные отделения, взвода и роты не успели привыкнуть к своим порядкам, познакомиться, познать "чувство локтя". Только то отделение севастопольцев из 12 человек, которое возникло утром на территории Крымского областного военкомата, продолжало тесниться рядом со мной, от нас отделился только один человек - парень в фетровой шляпе.

- Что будем делать, Суворов? - спросил меня знакомый парень, с которым, мне так кажется, мы были вместе в той группе призывников, которые выходили в военкомат и на возложение цветов и гирлянды с Севморзавода.
- Сначала как люди сходим в туалет на дорожку, - ответил я и мы всей гурьбой, не обращая внимания на запретные слова и команды мичманов, пошли направо от здания с башней и здания вокзала к камерам хранения, за которыми был туалет.

Симферопольский железнодорожный вокзал очень красивый, с арочными портиками и галереями выхода в город, с башней с часами, большим зданием вокзала и соответствующими вокзальными службами. Облик вокзальных сооружений, особенно выход в город и к поездам, напоминал мне что-то о Бахчисарае, что-то южное, восточное, пышное и одновременно мудрое в своей красивой простоте и гармонии. Сейчас в вечерних сумерках арки вокзала и часовая башня были ярко освещены и выглядели очень эффектно. Было только зябко холодно...

Однако мы не унывали, наоборот, храбрились, показывали свою молодецкую прыть, весёлое настроение, свою независимость и уже отстраненность от всей этой гражданской жизни, а я в своём прикиде: клифт-телогрейка огромных размеров на худом теле, шапка-ушанка с опущенными ушами-отворотами, в матросских ботинках-прогарах и с потрёпанным рюкзаком за спиной, - вообще выглядел как "зека", то есть выходец из тюрьмы или каторги. Правда при этом я вёл себя очень культурно и достойно, поэтому не стал смеяться, как все мои друзья, над надписью на украинском языке: "Выхiд до поiздiв".

Пока парни делали свои дела в туалете, я посмотрел расписание скорых поездов, следующих через станцию "Симферополь": в 19:25 должен был отбыть скорый поезд "Симферополь-Кривой Рог"; в 20:10 - "Симферополь-Полтава"; в 21:25 - опять "Симферополь-Кривой Рог"; в 21:40 "Севастополь-Донецк", а в 22:10 - "Евпатория-Харьков". Ни одно из этих направлений, в моём понимании, не вязалось в целью нашего путешествия - прибытия на какой-либо флот, кроме Черноморского флота. Нам уже было ясно, что здесь, в Крыму, нас не оставят, а повезут куда-то далеко-далеко...

По всем прикидкам выходило, что наш поезд для призывников должен был быть где-то в перерывах между прибытием-отбытием скорых поездов, а по тому, что нам не давали команду ужинать, выходило, что поезд нам должны были подать с минуты на минуту. Так и вышло. Было уже почти совсем темно, глубокий вечер, когда к перрону тихо начал подкатывать длинный поезд из разномастных вагонов. Сотни призывников начали толпиться на самом краю перрона, спотыкаться, топтаться, семенить рядом с идущими вагонами, чтобы первыми оказаться возле дверей тамбуров.

Мои ребята-друзья по отделению нетерпеливо звали меня тоже вклиниться в толпу и пробиться к дверям, но я выжидал. Мне очень не хотелось с тяжёлым рюкзаком, в котором были мои вещи, плюс шесть бутылок с лимонадом и бутылка водки, которую нам продал какой-то мужик в привокзальном туалете, врываться в разъярённую толпу более предприимчивых, чем я, парней. - сомнут. Вместо давки у плацкартных вагонов я повлёк за собой моих ребят к спальному вагону, у которого тоже толпились, но внешне очень сдержанно, офицеры и мичманы. Я выбрал только другой спальный вагон, с одной стороны которого неторопливо шли за вагоном высшие офицеры.

Мои ребята из отделения ничего не понимали, но послушно, следуя инстинкту группы или стаи, следовали за мной. Поезд остановился и мы быстро, пока никто не очухался, помогли бортпроводнице в форме поднять откидную решетчатую площадку и, не обращая внимание на её возражения и слабое препятствие, вошли в вагон.

Я поднимался по ступеням в вагон последним, поэтому беспощадно пихал в спины и в задницы моим друзьям-призывникам, торопя их занять ближайшее к "каюте" бортпроводнице купе. Женщина, увидев меня в моём "бомжовском" прикиде, решительно выступила передо мной, чтобы не пустить меня в вагон, но я вежливо с улыбкой представился ей своим полным именем и фамилией, и извинился за мой внешний вид. За нами больше никого из призывников не было, поэтому бортпроводница пошла следом и я вкратце рассказал ей, что мы не бандиты, а отделение призывников-севастопольцев, что мы все комсомольцы и что ей с нами хлопот и беспокойства не будет.

- Кроме этого, - добавил я, - среди нас один серьёзно простудившийся, которому требуется спальный режим, поэтому прошу вас посмотреть и принести нам вашу аптечку с лекарствами. Спасибо.

Мои ребята, как им было велено, заняли первое купе от купе бортпроводников и уже даже сложили свои сумки, чемоданы и портфели в рундуки под сиденьями первого уровня. Женщина бортпроводник пыталась нам что-то возразить, но в этот момент в вагон с шумом и гамом, с матерной руганью и даже со стычками в тесном тамбуре, полезли другие призывники, которые её просто смяли, втиснули в наше купе и начали захватывать соседние купе и места. Началась битва и давка...

Я напомнил ошалевшей от натиска призывников бортпроводнице об аптечке и вежливо помог ей протиснуться в коридор вагона, после чего захлопнул дверь и мы начали размещаться в нашем купе, в котором нам пришлось пробыть-прожить две ночи и три световых дня.

Конечно, современные вагоны пассажирских поездов оборудованы лучше, чем вагоны в 70-е годы XX века, но общее в них сохраняется и сейчас, поэтому наш временный "дом на колёсах" был таким...

Плацкартный пассажирский вагон имеет открытые купе для пассажиров (без дверей - автор), с одной стороны по два нижних и два верхних места, а напротив через проход ещё и 2 боковых (тоже верхнее и нижнее). Под нижними местами в плацкартном вагоне есть место для багажа. Два складных столика располагаются в открытом купе и на боковых местах.

Купейные вагоны разделены на 9-4-местные купе с раздвижными дверями, которые можно запирать на замок. В каждом купе есть по паре верхних и нижних спальных мест, багажные отделения под нижними местами, складной столик и радио. Во всех вагонах предусмотрено постельное белье, полотенце, матрацы и одеяла.

Вагон пассажирский купейный типа 61-4440 предназначен для перевозки пассажиров и обслуживающего персонала вагона на участках железных дорог колеи 1520 мм. Если смотреть на вагон со стороны коридора, то слева будет тамбур тормозного конца вагона, слева от входа внутрь вагона - туалет, затем служебное отделение с электро- и радиооборудованием вагона, а напротив, справа, так называемое "котельное отделение". Затем в коридорчике тормозного конца вагона слева располагается купе проводников, а далее по большому коридору вагона - 9 купе пассажиров. В конце вагона второй туалет и тамбур не тормозного конца вагона.

Первое по ходу купе заняли мы, в середине вагона купе заняли младшие офицеры, а блице к концу вагона - лва купе заняли высшие офицеры, которых мы почти не видели и не слышали за всё время движения эшелона призывников по Украине, Молдавии, Белоруссии, Литве и Калининградской области.

Плацкартные вагоны тоже были удобные для пассажиров, в них было 54 места или 9 купе по 6 спальных мест, по два верхних, два нижних и два боковых места, но между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места были с нечётными номерами, а верхние - с чётными. Места с 37 по 54 - это «боковушки», а места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь пассажирам мешают громкое хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи из туалета. В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе конструктивно не открываются окна, поэтому здесь душновато, но в купейном вагоне работает вентиляция. Во всех вагонах по два туалета, титан с кипятком для заваривания чая, в каждом купе откидные столики под окнами. В плацкартном вагоне на "боковушках" столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкартном вагоне больше места для багажа в отсеках под нижними сиденьями и на третьих полках.

Наш поезд, видимо, был настолько плотно забит призывниками, что ещё долго по вагонам ходили несчастные, которых не удовлетворяли места, компании, а то и вовсе были ребята без места, с такими разбирались сопровождающие на офицеры и мичманы, хотя они больше времени старались проводить в своих купе и в купе бортпроводницы.

В нашем купе было 9 человек, трое из "наших" где-то потерялись в толпе и в вагонах, поэтому нам пришлось спать на нижних и верхних полках по очереди, но потом мы оборудовали спальные места на багажной полке, там, где хранились матрацы, одеяла и подушки. Кроме этого один из наших парней действительно сильно простудился и заболел...

Конечно, наличие заболевшего человека создавало всем неудобства и трудности, но бросить его или куда-то отделить не было никакой возможности, зато наш больной был гарантией от захвата нашего купе более сильными и наглыми группами призывников, мичманами или офицерами. Я заранее доложил начальнику эшелона и его товарищам в офицерском купе о том, что у нас один человек с вирусной ангиной, что нам требуется врачебная помощь, необходимые лекарства и уход за больным. Ничего этого в эшелоне не было, поэтому нам сказали, что "до прибытия на место следования справляйтесь сами". Больше нас никто не беспокоил.

В полностью занятом молодыми горячими парнями плацкартном вагоне было нестерпимо тесно, жарко и душно, кругом все разговаривали, гоготали, ругались, рассказывали друг другу анекдоты, спорили, обсуждали, ссорились, мирились и украдкой или открыто пили вино, пиво и водку. Особенно неуютно было ребятам на на боковых местах. Поэтому я только раз или два прошёлся из-за любопытства по вагонам (искал пропавших ребят-севастопольцев из нашего отделения - автор), а потом безвылазно находился в нашем купейном вагоне и в нашем "севастопольском купе". Кстати, выходить на остановках из вагонов нам было категорически запрещено, да и невозможно, потому что все вагоны изнутри были закрыты на замки, а снаружи даже опломбированы...

Те кто провёл безвылазно несколько суток в вагонах поезда знают, что такое теснота и неудобство. На нижних полках мы сидели по три-четыре человека сразу, на одной верхней полке лежал наш больной товарищ, на другой спал тот, кому пришла очередь спать днём, на багажной полке ("третий ярус", ниша для багажа под потолком - автор) спали те, кто хотел и кому было "невмоготу" сидеть, стоять, ходить, быть, жить...

Полки в плацкартных вагонах вообще не приспособлены для долгого сидения, так как отсутствует мягкая спинка и подголовники, но и в купейных вагонах спинки сидений прямые, так что откинуться в положение "полулёжа" невозможно, зато на верхней полке можно сесть "в полный рост". В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок, что очень удобно и относительно безопасно. В общем коридоре есть откидные стульчики, на которые в наш вагон приходили коротать ночь те, кого более сильные физически ребята сгоняли с мест...

В каждом купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В купейном вагоне меньше людей, не мешают звуки и громкие разговоры, а личные вещи находятся за дверями "под замком" и в безопасности. В нашем купейном вагоне ребята из соседних вагонов меньше использовали туалеты, а туалет возле купе проводников вообще использовали только офицеры и мичманы. Кроме этого мы "купили" своё право быть в "офицерском вагоне" тем, что сразу же, без обиняков, согласились с тем, что мы будем убирать свой и офицерский туалеты.

Приборкой туалетов и коридора вагона мы занимались ежедневно по три раза в день, но купе-каюты других ребят и офицеров убирали они сами. Сначала на наше "добровольное согласие" убирать туалеты и коридор вагона наши друзья-призывники оценивали искоса, с усмешкой и издёвкой, но затем вынужденное безделье надоело им и они просили нас уступить им очередь на мытьё умывальника и унитаза, на протирку коридора и т.д. Мы не возражали, нам, главное, чтобы было чисто, не загажено, не пахло мочой и блевотиной, как это было в других вагонах...

В нашем вагоне, кроме женщины-бортпроводницы, был ещё и мужчина-бортпроводник. Пожилой, молчаливый, спокойный, сумрачный, он почти не общался ни с кем, только следил во всём поезде за работой котельных, титанов, сантехники, электрики и радиоузлов. Этот мужчина очень любил чай и заваривал его мастерски, за что его часто приглашали в офицерское купе, а в его служебное купе набивались молодые мичмана и лейтенанты, чтобы пообщаться с женщиной-бортпроводницей.

Мы не вмешивались в эти "приключения", но сочувствовали и ей, и этому мужику, поэтому помогали ему всем, чем могли. В ответ мужчина-бортпроводник тайком относил на станциях наши письма к почтовому ящику, покупал нам лимонад, вкусности и сладости, но наотрез отказывался приносить нам вино, пиво или водку (очень дорожил своим рабочим местом - автор). В ночных разговорах с этим мужиком я узнал ТТД (тактико-технические данные - автор) обычного вагона, в котором мы неслись по просторам России и Украины со скоростью около 100 км/час.

Масса нашего вагона оказалась равной 60,5 тонн, длина вагона - 25,5 м, ширина - 3,1 м, количество спальных мест - 36. Для проводников предусмотрено 1 спальное место и 1 место для сидения (спят по очереди). Номинальная мощность комплекса электрооборудования, кВт - 32. Комплект электрооборудования - ЭВ 44.03.14 или ЭВА 110.01.11, или ЭПВ 110.00–08, или комплекс Э-12.03АК-40. Объем воды в системе водоснабжения не менее 1150 л, объем теплоносителя в системе отопления - 750 л, объем воды в системе водяного пожаротушения - 90 л, запас угля не менее 300 кг. Вагон оборудован системой пожарной сигнализации, системой экологически чистых вакуумных туалетов, системой тормозов и автосцепкой вагонов. Котёл имеет мощность нагрева 48 кВт и кипятильник. Вагон оборудован информационными табло, радио и связью с начальником поезда, бригадиром бригады проводников и машинистом. В кладовой находятся комплекты постельного белья, спецодежда, складная лестница и ЗИП. Все купе оборудованы: подоконным столом; багажной нишей; лестницами для пользования багажной нишей и влезания на верхние спальные места; зеркалом на двери; полками для мелких вещей; светильниками местного освещения; крючками для одежды; двумя верхними спальными местами и двумя нижними спальными трансформируемыми местами. Служебное купе проводников оборудовано: сиденьем; откидным столом; мойкой; раздельными шкафами; нижним спальным местом; столиком; шкафами с жалюзийными створками; нишей для верхней одежды; багажной полкой; сервером системы аудио трансляции.

- Работать можно, - сказал мне мужик-проводник. - Я люблю ездить на поездах.
- Моя мама 4 года войны провела в военно-санитарном поезде ВСП №29, - сказал я проводнику. - Она была военфельдшером, лейтенант, старшая хирургическая медсестра и комсорг. Она тоже часто вспоминает как их поезд буквально объездил всю нашу страну и заграницу, когда наши освобождали Европу от фашистов.
- О! - сказал мужик-проводник. - За такую женщину и маму надо выпить!

Вот так я подружился с мужиком-проводником, вот почему мы охотно ему помогали "по хозяйству", вот почему мы все трое суток, пока наш эшелон мчался от станции к станции, имели возможность приобщиться по вечерам к необъятным "унутренним запасам" этого сумрачного, но добродушного и честного мужика-трудяги железнодорожной отрасли Советского Союза.

Только вот куда мы ехали? Мы не знали...

Фотоиллюстрация: 1971. Город Симферополь. Железнодорожный вокзал "Симферополь пассажирский". Автор фотографии: Валерий Сергеевич Втерешенко. На его фото тот самый дощатый перрон и то место, где идут друзья фотографа из Польши, напротив которого остановился тот самый купейный вагон, в котором мы ехали до Калининграда (Пионерский) трое суток. Именно отсюда поздно вечером 16 ноября 1971 года отправился в путь эшелон призывников из Крыма по городам и весям России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Литвы и снова России (Калининградская область), собирая всё новые и новые вагоны с призывниками.


Рецензии