50 Первое оружие 27 ноября 1971

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

50. Первое оружие. 9-й Флотский экипаж. 27 ноября 1971 года.

27 ноября 1971 года мы, молодое пополнение, впервые получили закреплённое за каждым из нас оружие и средство индивидуальной защиты: 7,62-мм автомат Калашникова (АК-47) и противогаз ПМГ-2 (1971). Старшина роты с участием сержантов и старшин показал нам устройство АК-47, сначала очень быстро, а потом медленно, с показом каждого движения и каждой отделяемой части; показал нам, устройство автомата и порядок его разборки и сборки.

АК-47 состоял из следующих частей: ствол со ствольной коробкой, прицельными приспособлениями и прикладом; отъёмная крышка ствольной коробки; затворная рама с газовым поршнем; затвор; возвратный механизм; газовая трубка со ствольной накладкой; ударно-спусковой механизм; цевьё; магазин и штык. После ознакомления с частями автомата АК-47 нам рассказали о принципе его действия и боевой "работы", то есть стрельбы. Потом мы начали учиться разбирать и собирать автомат. (все данные об автомате Калашникова и противогазе ПМГ-2 из открытых источников в сети Интернет - автор).

Для чистки, смазки и осмотра АК-47 производится "неполная разборка автомата" в следующем порядке: сначала отделяется магазин и обязательно проверяется отсутствия патрона в патроннике, потом из приклада извлекается пенал с принадлежностью, затем отсоединяется шомпол; отделяется крышка ствольной коробки, потом извлекается возвратный механизм, затем отделяется затворная рама с затвором, после этого от затворной рамы отделяется сам затвор и только после этого отделяется газовая трубка со ствольной накладкой. Сборка АК-49 производится в обратном порядке.

Сборкой и разборкой АК-47 мы занимались ещё в средней общеобразовательной школе на редких занятиях по курсу начальной военной подготовки, а потом в Севастопольской Морской школе ДОСААФ (один раз, но зато целый день - автор). Норматив на разборку и сборку АК: оценка «отлично» - 18 секунд на разборку и 30 секунд на сборку, оценка «хорошо» - 30 и 35 секунд соответственно, оценка «удовлетворительно» - 35 и 40 секунд. Теперь в армии (на флоте) норматив сборки и разборки АК-47 составлял - 15 и 25 секунд соответственно. Я в этот день был дневальным по роте, поэтому только с завистью смотрел и слушал как азартно ребята с криками и шутками в классном помещении роты собирали и разбирали автомат Калашникова АК-47, поэтому для нас (дневальных и дежурных в наряде - автор) были организованы отдельные занятия и тренировки. Тоже самое было и с противогазами ПМГ-2.

Противогаз малогабаритный ПМГ-2 был разработан в 1968 году, а принят на вооружение Советской Армии в 1971 году. Противогаз состоял из: фильтрующе-поглощающей коробки Е0-62К, шлема-маски ШМ-62, сумки и комплекта незапотевающих пленок (НП).

Противогазовая сумка с плечевой тесьмой и тесьмой для крепления на туловище использовалась только для хранения и переноски противогаза и респиратора. Сумка имела три кармана: один плоский и два объемных. Плоский карман предназначен для размещения коробки с незапотевающими пленками, два объёмных кармана, - для индивидуального противохимического, пакета и аптечки пли перевязочного пакета. Плоский карман, расположенный внутри объёмного кармана, был предназначен для хранения аптечки, но нам её только показали издали.

Как только мы получили противогазы ПМГ-2, так сразу же начались тренировки по их использованию. Мы в нашем отделении даже приборку и натирку полов мастикой делали в противогазах, - тренировались...

В этот же день в субботу 27 ноября 1971 года мы получили полный комплект флотского матросского аттестата: бушлаты, бескозырки, хромовые ботинки, суконные брюки и форменки и т.д. Опять нам пришлось как можно быстрее пришивать погоны, укреплять крепление пуговиц, гладить брюки и форменки, воротники. На подготовку к строевому смотру у нас практически ушло всё свободное время, но кино мы всё равно посмотрели.
Строевые занятия и подготовка к строевому смотру перед командиром 9-го Флотского экипажа ДКБФ - это был настоящий марафон, изнурительный, очень болезненный, выматывающий, страдальческий. От ежедневных строевых занятий по 12 часов наши ноги и ступни болели так, словно нас наказывали ударами палок. К этим страданиям и болям в ногах добавлялись нагрузки на организм от хозработ и приборок, а также холод (синие флотские робы не спасали от холода и сырости - автор), но невыносимей были придирки и угрозы начальников...

Для нас, молодого пополнения, все, кто был старше нас по сроку службы, по служебным обязанностям, по званию и по должности были "начальники", то есть полновластные властители, "тираны", "узурпаторы" и "насильники". До принятия военной присяги мы, призывники, были "никем" и "ничем", даже ещё не "салаги". В результате мы, как правило, рвались и метались, реагировали на каждый окрик, команду и приказ, причём по неопытности ещё плохо различали серьёзные слова-команды и шуточные, правильные указания и розыгрыши. Мы сначала всё принимали на веру, доверяли нашим "начальникам", но вскоре, через страдания и обиды, мы научились отличать "правду от кривды".

Относительно свободными днями служебной недели были только суббота и воскресенье, по этим дням нам показывали кинофильмы, давали возможность заняться личными делами, водили в клуб, проводили всякие воспитательные мероприятия. Остальные дни недели до предела были заняты "шагистикой", то есть строевыми занятиями, учёбой, тренировками, приборками и разного рода работами, дежурствами и нарядами. В эти "будние" дни начальники не давали нам никакой поблажки и возможности где-то отсидеться, отлежаться, передохнуть, перекурить или поспать. Любое отлынивание от занятий и работ каралось тут же и весьма строго внеочередными нарядами с самыми изощрёнными видами работ.

Самым распространённым и часто применяемым нарядом-наказанием было мытьё полов в кубриках-казармах, в коридорах и туалетах-гальюнах, причём в начале службы нас заставляли мыть полы в туалетах зубными щётками с зубной пастой. Только после того, как ребята действительно пытались мыть и чистить унитазы своими зубными щётками, приходил кто-то из старослужащих годков-стариков и говорил им, что это был "армейский юмор" и что мыть унитазы надо обычными тряпками и щётками с щёлоком и хозяйственным мылом.

Конечно "молодое пополнение" обижалось, затаивало обиду и досаду, которая потом выражалась и выплёскивалась также в форме розыгрышей и издевательств над очередными "молодыми" и "салагами". Я ещё в нашей суворовской Средней школе №1 познал что такое "дедовщина" и "годковщина", потому что наш "низовский" район города Суворова всегда отличался хулиганистыми ребятами и порядками на улицах.
 
Работа учеником слесаря-ремонтника на Севастопольском морском заводе им. С. Орджоникидзе тоже была близка к военно-морским традициям и обычаям, плюс мои отношения со старшим братом Юрой, который всячески на мне испытывал свои годковские и милицейские приёмчики научили и закалили меня, привили иммунитет, отвращение и протест против "армейской дедовщины" и "флотской годковщины". Поэтому я сначала молча, терпеливо, с достоинством и с выдержкой выдерживал все формы проявления "годковщины", а потом от меня просто отстали и перестали задирать, разыгрывать и трогать (не тот был эффект - автор).

Кроме этого, когда меня назначили командиром 2-го отделения 2-его взвода 2-й роты, мы вскоре стали отличным отделением и все нападки на нас прекратились сами собой, потому что не было повода для упрёков нас в незнании, в неумении, в нерасторопности или в невыполнении указаний, распоряжений, приказов и нарядов-работ. Вот и в обращении с оружием и противогазом мы очень скоро достигли хороших результатов, особенно Ваня Пецко, который разбирал и собирал автомат Калашникова АК-47 "играючи", очень быстро, точно, причём одними пальцами рук. Только с противогазом ПИГ-2 он возился долго и не попадал в норматив по времени (он его просто не любил и боялся задохнуться - автор).

Всё же держать и владеть настоящим оружием для нас, в том числе и для меня, было истинным мужским удовольствием и мы с гордостью и с желанием тренировались (играли - автор) с автоматами и противогазами на строевых и полевых занятиях-тренировках, испытаниях-состязаниях. Да, оружие - это класс!

Фотоиллюстрация: Михаил Тимофеевич Калашников (10.11.1919-23.12.2013) советский русский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук (1971), генерал-лейтенант (1999), изобретатель легендарного автомата Калашникова (АК). Увы, в 1971 году мы знали только, что автоматы, которые мы разбирали, собирали и совершали с ними строевые приёмы, назывались просто "автомат Калашникова" и всё...


Рецензии