46 Лечим ангину 16-19 ноября 1971

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

46. Лечим ангину. Эшелон призывников. 16-19 ноября 1971 года.

Ещё в Симферополе 16 ноября 1971 года во внутреннем дворе Крымского областного военкомата среди призывников, собранных со всего Крымского полуострова, началась небольшая эпидкмия простудных заболеваний. Погода была типично осенняя, ноябрьская, ребята были хотя практически одного возраста, но разные по уровню воспитания, образования, отношения к жизни, самостоятельности и жизненного опыта. Были среди крымских призывников опытные сельские жители, закалённые в труде и в суровых климатических условиях жизни, а были и "маменькины сыночки", которым до сих пор мамочки, тётушки и бабушки утирали платочком сопельки с носа.

Один из парней группы севастопольцев был почти таким же "маменькиным сынком", но он старался быть самостоятельным, не нагружать своими проблемами других ребят, хорохорился, бравировал, смеялся над своей простудой, но по лихорадочному блеску его глаз с сопливым взглядом с поволокой я видел, что простуда его одолевает и что у него могут быть осложнения. Когда мы сидели на досках и стройматериалах за недостроенной стеной нового здания облвонекомата и пытались кушать холодную и твёрдую консервированную рисовую кашу со свиной тушёнкой, я ненароком прикоснулся тыльной стороной ладони ко любу этого парня, - лоб "горел" высокой температурой.

- Парень, да ты горишь! - сказал я ему вполголоса. - У тебя температура высокая.
- Ничего, это простая простуда, - ответил он. - Я справлюсь.
- Нет, дружище, - сказал я ему. - Надо сообщить начальству. Тебя надо показать врачу. Если ты будешь с нами, а у тебя вирусная простуда, ты нас всех заразишь.
- А ты что, врач, что ли?! - сразу в крик начал задираться парень. - Надо будет сам обращусь, без сопливых обойдусь!

Ребята, те кто видел и слышал наш разговор, не вмешались, не поддержали ни его, ни меня, но и промолчали, а затем наступили другие события, в том числе появился мой старший брат Юра, который сопровождал пожилого отца и юную девушку, которую до этого изнасиловал один из призывников с нашего потока. Эти и другие события отвлекли меня и в итоге так никто и не сказал "по команде", что один из нас опасно болен.

Во время концерта и торжественных проводов призывников в парке, а потом погрузки в эшелон призывников на станции "Симферополь-Пассажирский" этот парень был в стороне от меня, а в вагоне, волей судьбы, оказался в нашем купе и я вновь обратил внимание, что он не просто простужен, а серьёзно болен. При глотании он морщился как от боли, у него опять была высокая температура, лицо покраснело, зрачки покрылись мутной плёнкой, он заметно ослабел, движения его были расслабленные, неуверенные и он отказывался есть. Парень говорил хриплым голосом, с натугой и с большим трудом взобрался по ступенькам в тамбур вагона.

Пока мы устраивались в купе, шутили, смеялись, суетились, знакомились с проводником, мичманами и офицерами, распределяли места, этот парень был незаметен и соглашался на все указания и предложения, которые ему делали, он хотел только одного - поскорее забраться на полку и лечь.

Только поздно вечером, почти ночью, я сумел достучаться до офицеров, отмечавших в своём купе завершение компании торжественных проводов и формирования эшелона призывников. Поезд с большой скоростью мчал нас по просторам нашей великой страны, а я "неоправданно приставал к начальству с каким-то подозрением на эпидемию простудных заболеваний!

- Суворов! - возмущённо вопрошал меня один из мичманов. - Ты что, врач? Доктор? Что ты мелешь?! Что ты панику разводишь? Тебе что, больше всех надо?
- Никак нет! - по военному ответил я мичману, а сам смотрел в глаза только капитану 3 ранга, который старательно делал вид, что он трезв. - Только желательно поскорее найти градусник и аптечку, а лучше всего найти настоящего доктора. Если это вирусная ангина, то мы рискуем привезти на Север (тогда ещё ходила байка, что мы едем на Краснознамённый Северный флот - автор) либо сотню больных ребят, либо несколько трупов.
- Выйди! - вскинулся капитан 3 ранга.

Через несколько минут вслед за мной вышел очень недовольный капитан-лейтенант, схватил меня больно за руку выше локтя и буквально потащил, подталкивая по коридору, к служебному купе бортпроводников. Офицер требовательно постучал в дверь купе и через три минуты яростного стука ему открыл молодой и очень недовольный лейтенант в тельняшке и офицерской форме, накинутой на плечи.

- Какого чёрта! - рявкнул лейтенант, но тут же осёкся. - Виноват, товарищ капитан-лейтенант.
- Виноват, виноват! - злобно буркнул офицер младшему по званию. - Спроси хозяйку, есть ли у них аптечка и лекарства от простуды?

Лейтенант, не распахивая широко двери, обернулся назад, что-то там спросил, потом исчез и через несколько секунд протянул капитан-лейтенанту специальную армейскую полевую сумку военфельдшера с красным крестом на боку. Капитан-лейтенант взял сумку, опять грубо толкнул меня по направлению к нашему купе и мы вместе вошли к нашим ребятам, чтобы поглядеть на больного.

Ребята в купе хотели было встать, но офицер грубо приказал им сидеть и не мешать, потом мы вместе с ним открыли сумку, нашли градусник в футляре и поставили градусник под мышку нашему больному парню, который в этот момент уже метался головой по мокрой подушке, тяжело дышал и пыхал жаром на расстоянии. Через три минуты мы достали градусник и увидели, что у парня была температура тела 40°С...

- Да, ты прав, юнец, - растерянно сказал капитан-лейтенант. - Пойду доложу начальству.

С этими словами и с озабоченным видом он вышел из нашего купе и мы его больше не видели...

Все, кто был в этот момент в нашем купе, сгрудились вокруг меня и начали расспрашивать о том, что случилось. Я вкратце обо всём рассказал и мы стали решать, что делать. Больной парень уверял нас, что он справится сам, что он просто отлежится и всё, что никуда его отводить и отправлять не надо, что он сейчас встанет и покажет нам, что со всем справится, только не отправляйте его в больницу и т.д.

- Бредит, - сказал кто-то из ребят. - Что делать будем, пацаны?
- Надо ему водки с солью дать, - сказал кто-то неуверенно. - Мой батя всегда так простуду лечил, говорил, что это самое лучшее средство от простуды.
- Мёд ему нужен, малина и чаю много горячего, чтобы пропотел, - заявил другой "народный целитель". - Мёд есть у кого-нибудь?
- Надо ему аспирина дать или стрептоцида, - возразил третий. -  Надо в сумке глянуть, что там есть...

Ребята нетерпеливо начали вытаскивать из санитарной сумки всё, что там было и выкладывать на столик у окна. В старой матерчатой сумке с красным крестом и с брезентовой лямкой на плечо оказалось: 5 штук пакетов перевязочных медицинских индивидуальных стерильных; 1 упаковка нитроглицерина 0,0005 в таблетке, 40 штук в упаковке; 10 ампул йода 5% спиртовой раствор по 1 мл в ампуле; 5 упаковок парацетамола 0,5 в таблетке, 10 штук в упаковке; 15 штук бинтов марлевых медицинских стерильных, размером 7 м;14 см; 15 штук бинтов марлевых медицинских стерильных, размером 5 м;10 см; большой гранёный стакан на 250 мл, битком набитый ватой; 1 штука ваты медицинской гигроскопической хирургической в стерильной упаковке; 5 штук пакетов с названием "косынка медицинская" (перевязочная); 1 бобина лейкопластыря длиной 5 м, шириной 5 см; 5 упаковок салфеток марлевых медицинских стерильных размером 16;14 см, в пачке 20 штук (малые); 5 упаковок ещё какого-то средства перевязочного противоожогового; 10 штук очень полезных обычных застёгивающихся булавок; клеёнка подкладная резинотканевая длиной 2 метра и 3 пары перчаток хирургических нестерильных № 8.

Отдельно в мешочке навалом лежали разные лекарства с незнакомыми мне наименованиями, тут были и коробочки, и ампулы, и облатки с таблетками, и большие пузырьки. Не было только горчичников и знакомых мне лекарств для полоскания горла при ангине. Единственно, что было мне знакомо в этом ворохе разных лекарств, это ацетилсалициловая кислота 0,5 в таблетке по 10 штук в упаковке и разного размера одноразовые шприцы для инъекций. Когда я с задумчивым видом достал из сумки эти шприцы, особенно большого размера, и обернулся к больному, то он страдальчески отвернулся к стене и заорал: "Не надо!".

Каждую диковинку, которую я доставал из сумки, ребята встречали ликованием, с любопытством, с шуточками и замечаниями из "богатой" приключениями личной жизни больных и хворых, но никто из них не знал назначения всех этих лекарств и предметов, поэтому вариантов, как нам лечить больного парня было множество.

В санитарной сумке, кроме указанных медицинских предметов и лекарств, были ещё много всякого интересного, но я это не стал вытаскивать наружу, а просто перебрал в сумке, там были: одна щётка медицинская для рук; один жгут кровоостанавливающий резиновый рифленый; один зажим кровоостанавливающий зубчатый прямой № 1 (длина 160 мм) с нарезкой; ножницы тупоконечные вертикально-изогнутые длиной 170 мм; пинцет пластинчатый анатомический общего назначения длиной 150 мм; скальпель хирургический; какая-то лопаточка типа шпателя, которой детям поправляют язык во рту; трубка резиновая с пластмассовым наконечником для клизмы и обыкновенная резиновая плоская груша-грелка с пробкой. Трубку и грушу для клизмы я все-таки вытащил и показал ребятам, что вызвало целую бурю смеха и шуток...

Кроме всего прочего в санитарной сумке были и немедицинские предметы: один стетоскоп, термометр в футляре, обыкновенный то ли садовый, то ли электромонтажный нож складной, потрёпанный и использованный блокнот и огрызок простого карандаша, пустая мыльница с крышкой и специальная матерчатая коробчатая сумочка, видимо, для всяких инструментов. Сумка была старая, потёртая и ею, видимо, пользовались, но не часто и не "по делу".

Такая же, вернее, подобная сумка, точнее кейс-баул, была у моей мамы, только в ней всё было на своих местах, строго по кармашкам и отделениям, а ещё была металлическая блестящая полированная прямоугольная кастрюля с крышкой, в которой были шприцы и иголки для инъекций, а ещё горелка-спиртовка и большой флакон со спиртом. К этой сумке нам с Юрой было строго-настрого запрещено даже прикасаться, но мы всё равно знали досконально, что там есть и где что лежит...

Моя мама, Суворова Нина Васильевна (Максимова), военфельдшер, старший лейтенант медицинской службы, воевала во время Финской и Великой Отечественной войн, бала старшей медицинской хирургической сестрой в военно-санитарном поезде №29, служила фельдшером в московской Басманной больнице, а сейчас работала старшей медсестрой в инфекционном отделении Суворовской районной и городской больнице №1 города Суворова. Всё это я рассказал моим друзьям-призывникам и они безоговорочно согласились с тем, что "нужно прекратить галдёж и кому-то одному принять решение, как лечить нашего друга".

Я лихорадочно пытался вспомнить названия медикаментов и то, как мама лечила меня от простуды, от ангины и хронического тонзиллита, которыми я страдал до призыва на военную службу, до того момента пока мне не вырезали гланды. Почему-то в голову "лезли" мысли-воспоминания о предназначении "сумки фельдшера войсковой (СФВ)", которая была "рассчитана на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи; по расходному медицинскому имуществу – в боевой период на 100 раненых, в межбоевой период – на лечение 50 больных".

Содержимое сумки ВФВ обеспечивает:
антидотную терапию;
обезболивание при ранениях и ожогах;
временную остановку наружного кровотечения, в том числе массивного;
профилактику раневой инфекции и поражений биологическими (бактериальными средствами);
профилактику радиационных поражений;
наложение первичных асептических и окклюзионных повязок;
обработку окружности раны;
снятие головной боли;
купирование и снятие психических и психомоторных возбуждений и напряжений;
профилактику и купирование тошноты и рвоты;
промывание слизистых оболочек глаз;
дегазацию зараженных участков кожи и прилегающих участков обмундирования;
обработку пораженных участков кожи при термических и радиационных ожогах;
проведение искусственной вентиляции легких и других медицинских мероприятий.

Эта "мешанина" из мыслей и образов только мешала и я со вздохом опять сложил всё в санитарную сумку и обратился к простым народным средствам самолечения простуд и простудных инфекций. Я не знал, какие их этих лекарств нужно, можно или возможно давать нашему больному другу-товарищу, поэтому внутренне немного запаниковал...

Тут случилось небольшое чудо: я вдруг перестал слышать шум, гам и тарарам, который был в нашем купе, перестал слышать реальные голоса моих друзей-призывников, зато отчётливо начал слышать внутренний голос моего друга деда "Календаря" из деревни Дальнее Русаново Ханинского уезда Суворовского района Тульской области-губернии.

- Больному человеку с простудой и воспалением горла, - говорил мне дед "Календарь", - становиться больно глотать, у него резко повышается температура, он жалуется на слабость, теряет аппетит. Лимфатические узлы на шее и за ушами у него должны быть увеличены и прощупываться.

Я резко встал, раздвинул ребят, сидящих на нижней полке, повернул к себе мокрого от пота больного парня и молча начал щупать его шею под подбородком и за ушами. Ребята ошарашено молчали и только следили за тем, что я делаю. Больной не сопротивлялся, а наоборот, подставлял мне шею, а потом послушно открыл рот и показал мне язык.

- Ты ему лопаточкой язык прижми и тогда миндалины будут видны, - посоветовал мне кто-то из-за спины.
- Зачем, - сказал я низким авторитетным и неспешным голосом деда "Календаря". - Я и так вижу, что язык сильно обложен серо-зелёным налётом, а значит и на миндалинах будут язвочки-гнойнички. Это ангина.
- Отчего она? - спросил меня больной парень.
- Причиной ангины является стрептококковая или стафилококковая инфекция, - ответил я голосом моей мамы. - Может быть поражение слизистой горла и двумя видами этих микроорганизмов одновременно. Скорее всего, ты заразился инфекцией не сразу, а несколько дней назад, дома, а непогода, перепад температур, влажности и атмосферного давления усугубили и ускорили развитие инфекции.

Все ребята были настолько поражены моими словами, что разом замолчали и притихли, а я поразился тем, что за мгновение до этой фразы не знал, что говорить...

- По истине надо бы срочно найти опытного врача, - сказал я нерешительно. - Дело серьёзное, а самое главное, если вовремя не лечить, то могут быть осложнения. Тут антибиотики нужны, но какие, где их взять, что делать?

Парни молчали, я растерялся, а больной молча отвернулся к стенке и накрыл одеялом голову.

- Давай, Суворов, - сказал один из наших. - Взялся - делай, не стой, говори чего-нибудь. Говори, что нам делать?
- Больному с ангиной нужен строгий постельный режим, - сказал я, не представляя, откуда берутся во мне слова с нотками маминой манеры говорить.

- Ангину ни в коем случае нельзя переносить на ногах, только лежать, это раз. Второе, - он сильно потеет, а значит, в мокрой одежде и её надо вовремя стирать и заменять сухой. У кого что есть в запасе, давайте сюда, а заодно сменим ему постель. Третье, - в период лечения ангины больному нужно давать много тёплого питья - чай, бульон, компот, отвары из лекарственных трав, молоко. Четвёртое, - пищу надо ему давать только в жидком и тёплом виде – это облегчит процесс глотания и снимет боль в горле.

Мы посовещались и пацаны в купе развили бурную деятельность: вскрыли свои чемоданы и баулы, достали сменное бельё, запасные рубашки и майки, у некоторых ребят нашлись лекарства и записочки к ним, что и от чего принимать.

Больного парня заставили встать, сменили ему не только постельное бельё, но и матрац, переодели во всё сухое, напоили сладким чаем, а потом растворили в кипятке немного говяжьей тушёнки, посыпали солью и дали ему выпить мясного бульона, предварив всё это стопкой водки "на здоровье".

Чтобы утирать пот со лба парню дали новое полотенце. После этого мы собрали всю его сырую одежду и мокрое бельё, и развесили на крючках сушиться. Впоследствии, поздно ночью, я собрал бельё больного парня (трусы, майку, носки и рубашку) и постирал в туалете в раковине с мылом (не хватало нам ещё опасных вирусов в купе).

В ночь с 16 на 17 ноября 1971 года я уже спокойно и вдумчиво вспоминал способы лечения ангины народными средствами. Я вспомнил, что мама всегда лечила меня полосканием горла, - это "самый эффективный и основной метод лечения патологии". Потом - ингаляции паром с луковыми и чесночными парами, которые  позволяют снять болезненные ощущения в горле, избавляют от кашля и хрипоты. Затем спиртовые или водочные компрессы на спину и грудь, горчичники, банки...

С утра 17 ноября 1971 года мы начали с больным парнем частые полоскания горла, чтобы удалить гной из язвочек на миндалинах. Для этого я в стакан кипятка сыпал по чайной ложке соли и питьевой соды, которую мы нашли в одном из чемоданов парня-призывника. Эту микстуру я почему-то назвал "Целебная морская вода".

Некоторые парни решили сделать тоже самое полоскание для профилактики и мы все прошли через эту процедуру. Себе и больному парню я добавил в этот раствор целебной морской воды 5 капель йода, но вкус был противный, и не все последовали моему примеру. Кстати, больной парень соглашался полоскать горло только вместе со мной...

17 и 18 ноября 1971 года мы с больным другом полоскали свои горла 5-6 раз в день до самой ночи. Ещё вечером 16 ноября 1971 года я дал парню аспирин (ацетилсалициловая кислота) для снятия жара, но больше никаких лекарств не давал (побоялся). Делать ингаляции было нечем, поэтому мы ограничились тем, что заставляли парня дышать испарениями стакана с кипятком и настойкой лука, накрывшись полотенцем. Делали мы это ему на ночь, чтобы он спокойно мог дышать во сне.

Дело в том, что на дорожку в армию Юра и Галя-Галчонок положили мне в рюкзак пакет с тремя большими луковицами красно-фиолетового корейского лука, - это теперь был наш фирменный семейный сувенир-гостинец, очень вкусный и полезный. Вот и пришло время его использовать. Корейский лук был очень вкусный, сочный и совсем не горький, поэтому его аромат всем ребятам в купе очень понравился. Одну луковицу мы выделили для больного, а вторую съели, по очереди отрезая равные дольки для всех. Третья луковица была оставлена как НЗ (неприкосновенный запас).

Дольки луковицы для ингаляции мы нарезали мелко-мелко ножиком, затем луковую смесь клали в стакан и заливали кипятком, делали из газеты воронку и вставляли в стакан, а после этого накрывали голову больному парню полотенцем и заставляли его дышать луковыми парами 5-10 минут. Странно, но после этих ингаляций парень заметно, прямо на глазах, не по дням, а по часам и минутам, начал приходить в себя, выздоравливать. Конечно, можно было бы вместе с луком заварить и картошечку, но где её сварить и где взять?

Но первое, что я сделал, когда мы начали лечить нашего друга своими народными средствами, это, несмотря на его жар, согрел спиртовым компрессом ему шею и грудь. Когда я натирал ему грудь тройным одеколоном, я говорил всем, что такая процедура снижает болезненность, усиливает кровообращение, останавливает воспалительный процесс. Конечно, я ошибся и компресс можно было делать только при нормальной температуре тела, но в тот момент я был крайне взволнован ответственностью, а потом этот компресс помог, как ни странно, охладить тело больного, снять его жар. До сих пор не знаю почему...

Ребята вместо компресса советовали дать больному "согревающее" внутрь - стакан водки с солью, но я решительно воспротивился и сказал, что это будет только во вред, потому что спровоцирует воспаление слизистой желудка и кишечника, помутит разум, вызовет усиленную жажду и потоотделение.

- Лучше полоскать горло водкой с солью, - сказал я, не понимая, откуда и как ко мне приходят эти слова и рецепты.

Больной парень всё же выпил 100 грамм водки с солью, но получилось всё так, как я говорил и он впоследствии делал только то, что я ему советовал или говорил. Кстати, последнюю бутылку водки (из "старых запасов" - автор) мы все пили уже не под тосты и величания, а как лечебную микстуру, по "стопочке".

В результате такого массированного, заботливого, дружеского, постоянного и регулярного лечения, на удивление и восторг всех ребят, наш больной парень за дни, проведённые взаперти в запломбированном вагоне эшелона призывников, почти вылечился, перестал сипеть, кашлять, сморкаться и потеть, но к моменту выхода из вагона в месте цели нашего путешествия он почти не держался на ногах от слабости и нашего круглосуточного лечебного алкогольного воздействия...

Фотоиллюстрация: 1971. Фото из открытой сети Интернет. Сумка фельдшера войсковая (СФВ).


Рецензии