Гений, талант и посредственность

Три составляющих полноценной творческой жизни.

Кто я: гений, талант или посредственность?

      Мы преклоняемся перед гениями, восхищаемся талантами и снисходительно (в лучшем случае) относимся к посредственности.  Как же понять, есть ли во мне частица гениальности, в чём я талантлив, и в чём ценность моей посредственности?
 Обыденное понимание этих явлений  таково:

- Гениальность – это наивысшая форма развития творческого потенциала, таланта.
 
- Талант – это особенные, выдающиеся способности человека в каком-либо виде творческой деятельности.

- Посредственность -  это бездарность, бесталанность, ничего из себя не представляющий человек.

   Но давайте разберемся, так ли это. Учеными  до сих пор ведутся споры, чем же на самом деле являются вышеназванные характеристики человеческой личности.
    Больше всего неясности в вопросе, где та грань, которая разделяет гения и талантливого человека. Если гениальность  - наивысшая форма развития таланта, то как же тогда можно говорить о гениальности ребёнка? Ведь факт существования гениальных детей никто не оспаривает. (А если отвлечься от человека, то ведь существуют ещё гениальные животные, растения или даже явления природы). Может быть, прозвучит парадоксально: бывают гениальные люди, которые не обладают никакими особыми талантами. Но мы интуитивно чувствуем, что они – гениальны. Гениальность творца ещё зависит и от гениальности воспринимающего  творческое произведение. Сейчас известно несколько случаев, когда всемирно известные музыканты в простой одежде играли где-нибудь в подземном переходе, или общественном холле, и множество людей проходило мимо, даже не остановившись послушать прекрасное исполнение. Хотя многие из них платили большие деньги, чтобы попасть на концерт этого гениального музыканта. Или другой пример. Знаменитый Криштиану Роналдо, переодетый стариком, показывал своё виртуозное владение мячом в центре Мадрида. Все равнодушно проходили мимо, и только один мальчик был восхищён и радостно откликнулся на предложение поиграть с ним, за что и получил потом футбольный мяч с автографом знаменитости. Когда же он снял парик и маску, толпа ринулась к нему за фотографиями и автографами.

   Наверное, сами гении точнее всего говорят о гениальности. Иоганн Вольфганг Гёте: «гениальность – это точная фантазия». Ему вторит Сальвадор Дали: «Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального».  И он же: «Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел». То есть – парадоксальные вещи: точность (границы) -  фантазия (безграничность), конкретность (границы) – иррациональность (безграничность). Итак, гений заключён в парадоксе, он до конца не может быть понят и принят, особенно – современниками. То есть сущность гения в том, что он всегда опережает своё время, всегда видит больше и дальше других. Основа гениальности – в инициативе, в любознательности, в простоте без изъяна. Отсюда можно сделать вывод, что каждый ребёнок – гениален. Он прост, любознателен и активно инициативен. К сожалению, мы, взрослые, замотанные своими повседневными делами, часто пренебрегаем детской гениальностью, как в своё время пренебрегли и нашей.  Мы подавляем детскую инициативу и любознательность, разумеется, «для их же пользы», а на самом деле – для собственного удобства и спокойствия. Навязываем свои правила, часто излишние, искусственно «усложняем» ребёнка, лишаем его целостности и простоты. Очень важно давать ребёнку пространство для освоения и проявления своей гениальности. Она может выражаться в чём угодно, в любой творческой активности, а не только в способности к определённому виду деятельности. Особенно к той, которая нравится их родителям, и которую они, порой неосознанно, пытаются навязать ему, тем самым отрицая и подавляя их подлинное призвание.

    В подлинном призвании, или особой, только этому конкретному человеку присущей способности и скрывается одарённость или талант. Особая одарённость в каком-либо виде деятельности обусловлена врождёнными качествами, она обычно является односторонней, узконаправленной. Талантливый в какой-то одной области человек зачастую неуспешен или даже совершенно беспомощен в другой. Это давно подмечено народом и нашло своё выражение в пословице: «Таланту нужно помогать, бездарность  и сама пробьётся».  Как понять, талантлив человек или нет, и в чём именно он талантлив? Конечно, когда мы видим результат деятельности одарённого человека, мы понимаем, в чём его талант. Там, где другой сделает плохо или бездарно, одарённый человек сделает быстро и хорошо, по-своему уникально, талантливо. Но если судить только по результату, то если у человека нет готового продукта, он что – обязательно бездарен? Вовсе нет. Возможно, этот человек просто не занимается тем делом, в котором он одарён. Или занимается, но пока ещё не достиг значимого результата. Но мы видим, что он снова и снова прилагает все свои способности и усилия именно в этом направлении, его не нужно мотивировать, ставить перед ним цели, он всё равно будет этим заниматься. То есть определяющей чертой таланта является способность прилагать повторяющиеся усилия в определённом направлении, сверхмотивация. Снова хочу привести пословицу: «Что для бездарности – цель, то для таланта – средство». То есть, талантливый художник всегда будет писать картины, даже если это не приносит ему ни признания, ни денег, потому что он не может жить без этого.  Яркий пример – Винсент Ван Гог, который получил признание только после смерти, прожил жизнь в нужде, и сводил концы с концами только благодаря помощи своего брата.  И, совсем другой пример - Казимир Малевич, который стал знаменит при жизни, был назначен крупным чиновником от искусства. А вот что он писал в школьном сочинении, когда ему было 13 лет: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Весь день он слушает, как рабочие матерятся... поэтому, вернувшись домой, часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником: не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести... Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день». http://www.vokrugsveta.ru/article/205155/ Самым известным полотном Малевича является «Чёрный квадрат», который оценивается сейчас в $20000000.  Но является ли эта картина талантливым произведением, или же великим пиар-объектом, по типу «платья голого короля», до сих пор ведутся жаркие споры. Известен факт, что до Малевича уже существовало как минимум три известных «Черных квадрата», первый из которых был написан за  300 лет до него.  Для меня несомненно, что он был талантливым организатором и пиарщиком. А есть ли в его творчестве  уникальность и исключительность, вторая неотъемлемая черта таланта, для меня - большой вопрос.

   Наконец, простой способ понять, в чём ты одарён – представить, что ты лишился этого дара. Например, что вдруг – потерял зрение. И тогда привычное, обыденное доселе проявит свою истинную ценность. Осуществить свой талант, прожить талантливую жизнь – это сложная и ответственная задача. Многие поступаются своим талантом, своим истинным призванием в погоне за мифическими достижениями других, движимые завистью, жаждой славы, денег, успеха. К психологам часто обращаются люди, достигшие значительных высот, признания и вдруг, на вершине успеха, осознавшие, что всё это им не нужно, что они живут не своей жизнью, что жизнь их пуста и никчемна. Это как раз и означает, что они предали своё истинное призвание, самую суть свою,  пренебрегли своим талантом.

    А теперь мне хотелось бы вернуть достоинство и придать верное звучание слову посредственность. Почти до 19 века это слово не носило уничижительного характера. И означало – нормального, среднего человека, способного жить по средствам, на свои средства, обеспечивать себя и свою семью. В русском языке оно произошло от прилагательного средний, срединный. В латыни есть понятие Aurea mediocritas – золотая посредственность, золотая середина. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона приводит следующие пословицы. Русскую: «Середины держись». И латинскую крылатую фразу: «Mediocritatem illam tenere, quae est inter nimium et parum». (Держаться той середины, которая между лишним и малым). Качества посредственности, вытекающие из её свойств – это её устойчивость, причём устойчивость во времени, постоянство, обладание определёнными умениями, мастерством. Большинство благ нашей жизни создано и обеспечивается посредственностями, которые ежедневно, постоянно, своевременно и умело делают свою работу. Таким образом, посредственность является ещё одним полноправным измерением творческой жизни. Качества посредственности жизненно необходимы как гению, так и таланту.

   Чтобы гениальная идея воплотилась в жизнь, необходимы сверхусилия таланта, а также мастерство, постоянство и своевременность посредственности.

   Нельзя одно заменить другим. Так, можно бесконечно генерировать идеи, но без их разработки и воплощения они останутся просто идеями.  Можно бесконечно повторять усилия, но это может не дать результата без новой инициативы, свежей идеи. Избытком средств нельзя компенсировать недостаток оригинальности и уникальности. Нужно принимать, поддерживать и осваивать все три измерения творческой жизни: инициативу гениальности, сверхмотивацию и уникальность таланта и заботу о средствах посредственности. Своевременное, умелое и уместное использование каждого элемента творческой жизни и  образует такую систему жизни, которую мы называем  полноценной и полнокровной.

Статья написана для журнала "Наша психология": https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/3275/


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.