Ржевка рок-н-рольная

Неправда, что в мегаполисе культурная жизнь протекает только в центре. В 1960–1970-е годы первый подпольный Beatles-клуб СССР (как назвал его сам сэр Пол Маккартни!) находился не где-то, а на далекой Ржевке.


Коля Васин, главный битломан бывшего Советского Союза, проживал на Ржевке, в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в доме 79, расположенном на углу Рябовского шоссе и Ковалевской улицы. В этом доме до сих пор живет моя родня: тетя, а также двоюродные брат и сестра со своими семьями.
Всего таких одинаковых дома было четыре и они были построены пленными немцами для военнослужащих и их семей. В одном из них на первом этаже находилась булочная. В другом продуктовый магазин. А в третьем почтовое отделение.
Четвертый же дом, в котором проживал Коля Васин, а в соседней парадной - мои родственники, был целиком жилым.
Мой дедушка (отец моей матери) - Василий Васильевич Трофименко был военным, за что и получил трехкомнатную квартиру на Ржевке, в которую въехал со своей семьей в пятидесятых годах уже прошлого века.
Дедушкиной семьей были: бабушка и трое детей. Старшей была моя мама (1943 г.р), средней - тетя Лариса, а младшим - дядя Володя.
Дедушка и бабушка умерли много лет назад. Первым, после долгой болезни, ушел дедушка, а лет через десять не стало и бабушки. Оба похоронены на Пороховском кладбище, расположенном в десяти минутах ходьбы от дома, в котором они жили. По странной иронии, кладбище имеет тот же адрес, что и дом мой родни: Рябовское шоссе, 79.
Мои родители с нами - детьми (мной и моей старшей сестрой) жили на Ржевке в бабушкиной квартире несколько лет, пока не получили квартиру в Озерках, в начале восьмидесятых и не переехали туда. Мне тогда было четыре года.
Дядя Володя переехал жить в Москву, еще будучи студентом, и остался там.
Я жила у бабушки в восьмидесятых годах. Училась там в начальных классах, в школе, расположенной по соседству.
В детстве я мало что знала про Джона Леннона и "Битлз". А Коля Васин был для меня скандалистом и хулиганом, в квартире которого не прекращались пьяные гулянки и собирались разные шумные компании.
Я занимала одну комнату с бабушкой и дедушкой, и несмотря на толщину стены, часто слышала громкую музыку, шум, пьяные возгласы, звон битой посуды, а порой и звуки мордобоя.
Бабушка терпеть не могла Васина, называла его исключительно Колькой, ненавидела его гульбища и с регулярной периодичностью ходила к нему на разборки. Когда же ей не удавалось договориться с ним по-хорошему, а сделать это было сложно, бабушка вызывала милицию.
Воспоминания...
Я кручу воображаемый проектор, отматывая время назад и погружаюсь в свое детство. Как-будто опускаюсь на дно океана, где лежат затонувшие корабли.


Из Википедии:

Николай Иванович Васин известен как Коля Васин (24 августа 1945, Ленинград) — советский и российский коллекционер, писатель-историограф, создатель крупнейшего в стране музея группы «The Beatles», учредитель «Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона», важная фигура в среде питерского рок-н-ролла. Сам Коля называет себя скромно — художник-керамист, и с гордостью показывает своё изобретение — храмовые кружки, которых, по его словам, не найти даже в Америке.

Пороховское кладбище — кладбище в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, 79.
В июле 1715 года по указу Петра I на берегах Охты и Луппы был основан пороховой завод, который и дал имя кладбищу, открытому при церкви Ильи Пророка, освящённой в 1722 году.
Старых надгробий на Пороховском практически не сохранилось, в основном, здесь хоронили простых рабочих завода, которые упокаивались под деревянными крестами.
«Что мятетеся безвременно, о человецы! Един час и вся преходит…»


Рецензии