Блок. Мне страшно с Тобой встречаться... Прочтение
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят…
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю — Ты здесь, Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
5 ноября 1902
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
«Эпиграф: "На всех явлениях лежит печать". ("Швея" 3. Гиппиус).»
Напомню, что эпиграф у Блока – это ссылка на начальную сцену, сцену, непосредственно предшествующую стихотворению. Перечитаем стихотворение З. Гиппиус полностью:
«Уж третий день ни с кем не говорю…
А мысли – жадные и злые.
Болит спина; куда ни посмотрю –
Повсюду пятна голубые.
Церковный колокол гудел; умолк;
Я всё наедине с собою.
Скрипит и гнется жарко-алый шелк
Под неумелою иглою.
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно – стараюсь угадать
За ним другое, – то, что скрыто.
И этот шелк мне кажется – Огнем.
И вот уж не огнем – а Кровью.
А кровь – лишь знак того, что мы зовем
На бедном языке – Любовью.
Любовь – лишь звук… Но в этот поздний час
Того, что дальше, – не открою.
Нет, не огонь, не кровь… а лишь атлас
Скрипит под робкою иглою.
1901»
В предыдущем стихотворении книги («Разгораются тайные знаки…») инок пытался разгадать значения тайных знаков, проступающих на стене его скита, его пещеры, а у Зинаиды Гиппиус – словно в соседнем ските пещерного монастыря пытается не запутаться в знаках и печатях, отличить реальное от сверхреального инокиня.
Герой заглавного стихотворения окончательно запутался. Без Неё – невозможно. Но встречаться с нею теперь тоже не в восторг.
Реальности спутались тоже:
По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят…
Это они – живут, или это спит он сам?
Я знаю — Ты здесь, Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
Ты – там, Ты – здесь. Две величины порознь равные третьей – равны между собой. То есть там – это здесь. То есть Милая – все-таки Ты?
Но:
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
Напомню, все началось с пророчества:
«…Сбылось пророчество мое:
Перед грядущею могилой
Еще однажды тайной силой
Зажглось святилище Твое.
7 марта 1901»
Так что «грядущая могила» уже осталась в прошлом? Осталась в прошлом, и ничего не произошло? Не случилось вот этого:
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
Нет, вереница безликих безымянных теней, безмолвно цепляющихся за плечи – такие будут, не будет – воссияния Лучезарного Лика.
И не «будет» – не было.
– «А хмурое небо низко — //Покрыло и самый храм», – напомню “запечатанное” (термин Блока), не допущенное ни в одну из книг стихотворение «Пять изгибов сокровенных…»:
«…Но ужасней — средний храм —
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам.
10 марта 1901»
По-моему – это ключ к последним строкам исходного стихотворения:
Я знаю — Ты здесь, Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
5 ноября 1902
"Тебя" здесь – снаружи – нет. "Ты" – там. Внутри этого «среднего» храма, куда "ты" заглядывала, к которому приводила его в самом начале «его невольничьих служений», полтора года тому назад, где курятся кадильники, где на алтарях приносятся жертвы непонятным, чужим богам.
И осознание, что твой храм - вот этот дом ужасов, и есть причина того, что:
Мне страшно с Тобой встречаться
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Посылая стихотворение в числе 15 других, предназначенных для публикации в альм. "Гриф", Блок отнес его ко второй группе, в которой "гамма разнородных предчувствий слилась "в холодный личный ужас (7-13)" (ЛН. Т. 92. Кн. 1. С. 528).
– «…Мне страшно с Тобой встречаться», и след. – Ср. в неотправленном письме к Л.Д. Менделеевой от 31 октября 1902 г.: "Мне было бы страшно остаться с Вами. На всю жизнь – тем более. Я и так иногда боюсь и дрожу при Вас, незримый. Могу или лишиться рассудка, или самой жизни ( … ) Но остаться с Вами, с Вами, с Вами … ".
– «…Я стал всему удивляться …» – Ср. в письме к А.В. Гиппиусу 28 августа 1902 г.: "Должен сказать Вам, что с некоторых пор у меня нравственно открыт рот от удивления на многие события, касающиеся лично меня".
- «… На всем уловил печать», - Перефразировка строки из стихотворения З.Н. Гиппиус "Швея" (1901): "На всех явлениях лежит печать", использованной в 2 в качестве эпиграфа.
- «По улице ходят тени …» - О символике теней см. коммент. к стих. "Внемля зову жизни смутной … "
[
"символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциация автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
- «…Уплывающие тени… » и след. - лексическая и метрическая реминисценции из стихотворения Вл. Соловьева, развивающего идею Платона о материальном мире как "тенях идей":
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
("Милый друг, иль ты не видишь … ", 1892)
Ср. примеч. к стих. "Какому Богу служишь ты? … ". Блок с осени 1900 г. много занимался Платоном (см.: Письма к родным, 1. С. 55) .
]
… Здесь образ имеет и другое значение, связанное с истолкованием современного города как ада (или античного Аида - загробного царства теней).
- «… Боюсь оглянуться назад» - Запрет оглядываться имеет магический характер и в фольклорных и мифопоэтических текстах. Обычно связан с ситуацией бегства из "нечистых мест".
[напомню также ветхозаветную легенду о лотовой жене, и древнегреческую об Орфее и Эвридике]
- «… я не помню имен»,- Ср.: "Мы забудем все имена ... " ("Будет день, словно миг веселья … ").
Публикации: I1. С. 89 в отделе "Перекрестки"; I2. С. 136, "5 ноября 1902
С.- Петербург"; I3. С. 195 и I4 .С. 169 - в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)."; 15. с. 165.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»
*
*
Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: «Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя».
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Итог:
17. «Ты свята, но я Тебе не верю…» ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
18. «Будет день, словно миг веселья…» ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
19. «Его встречали повсюду…» ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
Согласие на Чашу.
20.«Разгораются тайные знаки…» ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
Предчувствие провала Миссии.
21. «Мне страшно с Тобой встречаться…» ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…» ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )
Катастрофа.
*
Свидетельство о публикации №218012501077