Блок. Ушел он, скрылся в ночи... Прочтение

14. «Ушел он, скрылся в ночи…»





                Ушел он, скрылся в ночи,
                Никто не знает, куда.
                На столе остались ключи,
                В столе — указанье следа.

                И кто же думал тогда,
                Что он не придет домой?
                Стихала ночная езда —
                Он был обручен с Женой.

                На белом холодном снегу
                Он сердце свое убил.
                А думал, что с Ней в лугу
                Средь белых лилий ходил.

                Вот брежжит утренний свет,
                Но дома его всё нет.
                Невеста напрасно ждет,
                Он был, но он не придет.
                12 октября 1902




 
     – «В столе — указанье следа…» – очевидно, записи или стихи героя, оставшиеся на столе, а может и просто – предсмертная записка. Ср. из черновиков:
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»)
             «А дома его все нет.
              Он был – и ушел к Святым.»


     – «…в лугу // Средь белых лилий ходил» – лилии в СПД – это атрибут мистики и счастья:

             «…Предо мной – к бездорожью
             Золотая межа.

             Заповеданных лилий
             Прохожу я леса.
             Полны ангельских крылий
             Надо мной небеса.

             Непостижного света
             Задрожали струи…»
                22 февраля 1902»

             «…Какие бледные платья!
             Какая странная тишь!
             И лилий полны объятья…
                Май 1902»

             «Входил в свою тихую келью,
             Зажигал последний свет,
             Ставил лампаду веселью
             И пышный лилий букет…
                Октябрь 1902»

Строки:

             …Стихала ночная езда —
             Он был обручен с Женой

     …конечно же, воспоминание о мистическом лете, когда он, конный, возвращался из Боблово в Шахматово:

             «…Еду влажными полями…

             …Поздней ночью, за рекой,
             Над печальными лугами
             Мы встречаемся с Тобой.
                14 июня 1901»

     Но здесь… Здесь он сдался? –

             На белом холодном снегу
             Он сердце свое убил.
             А думал, что с Ней в лугу
             Средь белых лилий ходил.

     Или… Или он ставит ультиматум? –  либо вы возвращаете луга с белыми лилиями, либо… «он не придет» – он уйдет.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «Осенью 1902 г.  Блок часто обдумывал мысль о самоубийстве. Ср. запись, в дневнике от 2  сентября (о револьвере), от 13  сентября (о самоубийстве курсистки Ольги Любимовой) и др. В день написания стихотворения Блок заносит в дневник текс "завещания».
   
     – ...В столе – указанье следа. – 2  сентября Блок пишет в дневнике о намерении купить револьвер, запереть его в ящик, "туда же, где тетради эти – и черновые стихи, и ее  (Л.Д. Менделеевой. - Ред.) письма, и ее портреты- и прочее".»

     – «Он был обручен с Женой». – См. коммент. к стих. "Ранний час. В пути незрима ... " .
     [
     В коммент. к стих. "Ранний час. В пути незрима ..." нет ни слова ни об “обручении”, ни о “Жене”.
     ]

     – «... Средь белых лилий ходил.» – О символике лилии см. коммент. к стих. "Верю в Солнце Завета ... "
     [
     Напомню, что "символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций, связанных с данным образом или эпитетом.
 
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
 
     – «Заповеданных лилий ... и след. – В библейской символике лилия (прежде всего белая) – знак чистоты и праведности (Мф. VI, 28), а также невинности, что связывает его с символикой Девы Марии. Для Блока важен также образ лилии в поэзии Вл. Соловьева ("От пламени страстей, нечистых и жестоких ... ", 1884) и в его пьесе "Белая лилия" (1880)
           [
           «…знак чистоты и праведности» – это не так. В тех стихах Библии лилии – знак беззаботности и веры в Бога – точнее: уверенности в Нем, в том, что Он даст всё:
           «
           И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
           но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
           »
           Вл. Соловьев.  «От пламени страстей, нечистых и жестоких»:
 
             «От пламени страстей нечистых и жестоких,
             … Не унесет побег тоскующей мечты.

             …Не нужно их! В безмерной благостыне
             Наш Бог земли своей не покидал
             И всем единый путь от низменной гордыни
             К смиренной высоте открыл и указал.

             И не колеблются Сионские твердыни,
             Саронских пышных роз не меркнет красота,
             И над живой водой, в таинственной долине,
             Святая лилия нетленна и чиста.»
             ]

Публикации. I5. C. 160.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922

    
*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
                Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

     Ультиматум:

13. «Свобода смотрит в синеву…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
Прощание.
                14. «Ушел он, скрылся в ночи…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
                Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
16. «Вхожу я в темные храмы…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
…И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».

*

 


Рецензии