Блок. Ушел он, скрылся в ночи... Прочтение
Ушел он, скрылся в ночи,
Никто не знает, куда.
На столе остались ключи,
В столе — указанье следа.
И кто же думал тогда,
Что он не придет домой?
Стихала ночная езда —
Он был обручен с Женой.
На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с Ней в лугу
Средь белых лилий ходил.
Вот брежжит утренний свет,
Но дома его всё нет.
Невеста напрасно ждет,
Он был, но он не придет.
12 октября 1902
– «В столе — указанье следа…» – очевидно, записи или стихи героя, оставшиеся на столе, а может и просто – предсмертная записка. Ср. из черновиков:
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»)
«А дома его все нет.
Он был – и ушел к Святым.»
– «…в лугу // Средь белых лилий ходил» – лилии в СПД – это атрибут мистики и счастья:
«…Предо мной – к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи…»
22 февраля 1902»
«…Какие бледные платья!
Какая странная тишь!
И лилий полны объятья…
Май 1902»
«Входил в свою тихую келью,
Зажигал последний свет,
Ставил лампаду веселью
И пышный лилий букет…
Октябрь 1902»
Строки:
…Стихала ночная езда —
Он был обручен с Женой
…конечно же, воспоминание о мистическом лете, когда он, конный, возвращался из Боблово в Шахматово:
«…Еду влажными полями…
…Поздней ночью, за рекой,
Над печальными лугами
Мы встречаемся с Тобой.
14 июня 1901»
Но здесь… Здесь он сдался? –
На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с Ней в лугу
Средь белых лилий ходил.
Или… Или он ставит ультиматум? – либо вы возвращаете луга с белыми лилиями, либо… «он не придет» – он уйдет.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Осенью 1902 г. Блок часто обдумывал мысль о самоубийстве. Ср. запись, в дневнике от 2 сентября (о револьвере), от 13 сентября (о самоубийстве курсистки Ольги Любимовой) и др. В день написания стихотворения Блок заносит в дневник текс "завещания».
– ...В столе – указанье следа. – 2 сентября Блок пишет в дневнике о намерении купить револьвер, запереть его в ящик, "туда же, где тетради эти – и черновые стихи, и ее (Л.Д. Менделеевой. - Ред.) письма, и ее портреты- и прочее".»
– «Он был обручен с Женой». – См. коммент. к стих. "Ранний час. В пути незрима ... " .
[
В коммент. к стих. "Ранний час. В пути незрима ..." нет ни слова ни об “обручении”, ни о “Жене”.
]
– «... Средь белых лилий ходил.» – О символике лилии см. коммент. к стих. "Верю в Солнце Завета ... "
[
Напомню, что "символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций, связанных с данным образом или эпитетом.
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
– «Заповеданных лилий ... и след. – В библейской символике лилия (прежде всего белая) – знак чистоты и праведности (Мф. VI, 28), а также невинности, что связывает его с символикой Девы Марии. Для Блока важен также образ лилии в поэзии Вл. Соловьева ("От пламени страстей, нечистых и жестоких ... ", 1884) и в его пьесе "Белая лилия" (1880)
[
«…знак чистоты и праведности» – это не так. В тех стихах Библии лилии – знак беззаботности и веры в Бога – точнее: уверенности в Нем, в том, что Он даст всё:
«
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
»
Вл. Соловьев. «От пламени страстей, нечистых и жестоких»:
«От пламени страстей нечистых и жестоких,
… Не унесет побег тоскующей мечты.
…Не нужно их! В безмерной благостыне
Наш Бог земли своей не покидал
И всем единый путь от низменной гордыни
К смиренной высоте открыл и указал.
И не колеблются Сионские твердыни,
Саронских пышных роз не меркнет красота,
И над живой водой, в таинственной долине,
Святая лилия нетленна и чиста.»
]
Публикации. I5. C. 160.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Ультиматум:
13. «Свобода смотрит в синеву…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
Прощание.
14. «Ушел он, скрылся в ночи…» ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
16. «Вхожу я в темные храмы…» ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
…И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».
*
Свидетельство о публикации №218012500913