Сокровище у тебя в голове

    Мы шли по берегу реки, болтали обо всем, кидали гальку в отраженные в речной глади облака. Особенно лихо получалось у Сашки. Он быстрее всех выбирал плоские камешки из береговых камней и чуть согнувшись, ловко закручивая в броске,  посылал их вдоль воды,
    Ударившись и выбив брызги, сделав блин на воде, камешек отскакивал и прыжками пек еще несколько.  Сегодня его рекорд был семь блинов – семь касаний камешка о воду, прежде чем он пошел на погружение.
    Высматривая  очередной, Сашка присел на корточки, что-то потянул, пошатал из стороны в сторону и, не без усилия вытянул из грунта потускневший, но хорошо сохранившийся морской кортик с резной ручкой, украшенной непонятной  надписью Veritas Vincit.
    Мы с восхищением и некоторой завистью смотрели на счастливчика дружка и старались получше рассмотреть находку. Кортик побывал в руках каждого из нас и вернулся к его новому обладателю.
Слушайте, здесь наверное есть клад, воодушевился Толик -  младший из нашей дружной компании.
   А че, конечно есть! Убежденно подтвердил Саша. Нужно только раскопать.
Пацаны  кинулись искать палки или что то, пригодное для раскопок, только  Толик остался выбирать камни и гальку, на месте находки, отбрасывая их в сторону.
   Через короткое время, вооружившись тем, что попало под руки, новоявленные археологи с энтузиазмом начали ворошить береговые отложения: камешки, ракушки, ил, песок, наносной грунт.
   Мы так увлеклись раскопками, что не заметили, как к нам подошел наш односельчанин, Николай Петрович – университетский преподаватель. Мы часто видели его на закате дня на берегу Волги – он  любил возвращаться домой, прогуливаясь по берегу,   
    Успеха в раскопках! Червей копаете? А где же удочки?
    Нет, клад ищем, почти хором ответили мы.
    Клад, а почему именно здесь?
    Я здесь кортик нашел, ответил Саша.
    Покажи.
    Вот, наш друг протянул находку Николаю Петровичу.
    С интересом рассматривая холодное оружие, преподаватель увидел и прочел вслух надпись: Veritas Vincit – это написано по латыни и означает: «истина побеждает», объяснил он.
    Потом, вернул кортик, постоял немного с нами и уходя, предложил.
Когда закончите поиски клада, заходите ко мне, я вам про настоящие клады расскажу и где их нужно искать так, что бы наверняка.
Ладно, пообещали мы и вновь принялись ворошить землю.
    Дальнейшие наши раскопки ничего нам интересного не принесли и мы, играя кортиком,  побрели восвояси.
    Когда уже собрались расходиться по домам, Никита вспомнил, а к учителю пойдем?
    Конечно,  единодушно согласились мы, ведь он как найти сокровища хотел нам рассказать, прокомментировал общее желание Толик.
    Хозяин сидел за столиком  на веранде своего дома,  пил чай и читал какой то журнал. Из открытого окна доносилась симфоническая музыка.
    Он усадил нас, налил каждому по стакану горячего чая, выложил в вазу пряники и поставил банку с вареньем.
    Мы вдруг почувствовали сильный голод и нас уговаривать не пришлось. И чай, и пряники и варенье пришлись очень кстати.
    За чаепитием, наш односельчанин задал нам вопрос: А что такое клад? Что такое сокровище?
    Мы, перебивая друг друга делились своим познаниями.
    Ну, это что то спрятанное, укрытое, что то ценное.
    Молодцы. Одобрил преподаватель наши познания.
    Это действительно какие-то  ценности, некогда  спрятанные  владельцами, что бы их никто у них не смог забрать, да так и оставшиеся в месте их укрытия на многие годы, а то и столетия. Кладами могут быть рукописи,  книги, драгоценности, ритуальные предметы,  деньги, оружие, продовольствие, боевые доспехи,  одежда.
    Есть клады-сокровища – очень ценные, делающие богатыми нашедших их людей. Однако,  очень многие такие счастливые,  как думается многим, находки, чаще всего приносят их обладателям большие неприятности и даже беды.
Мы удивились. Какие же беды от драгоценностей могут быть?
    А как вы думаете, ребята, почему народ сокрытые в кладах золото, монеты, бриллианты и тому подобное, понятием сокровище обозначил?
    Не зная, мы потупили головы. Никто не решился придумать хоть какой ответ.
    Я вам объясню. Сокровище - от слова сокровенное, то есть тайное, скрываемое, не предназначенное для знания о нем других людей.
    Ага, мы так и думали, заявил я и чуть было не покраснел.
    Но, не только это значение, у этого емкого слова. Есть и второе, страшное, означающее -  со кровИще(й), то есть добытое через пролитие крови, через насилие. Вот, как известные вам пираты делали, эти негодяи грабили и убивали людей на захваченных ими кораблях, а награбленные сокровища, нередко прятали в кладах на пустынных островах.
    Вот поэтому, многие клады-сокровища, приносят тем, кто нашел и присвоил  их себе, беды...
    Однако,  я хочу вам  рассказать  об особо важном сокровище, важнейшим   на свете, каковое каждый из вас способен отыскать сам, отыскать для себя и для пользы других людей, не навредив никому.
    Мы завороженно молчали, ловя каждое слово. Только попросили еще чаю,   такой он был вкусный и ароматный. И варенья, и, если еще есть, пряников.
    Все нашлось, к нашей большой  радости и Николай Петрович продолжил.
Скажите, спросило он нас, вы слышали о Ломоносове, Пушкине, Менделееве, Лермонтове, Циалковском, Попове, Королеве, Вернадском, Павлове?  Он назвал еще много имен но я их все не упомнил.
    Конечно, и слышали и читали, знаем, знаем, переглядываясь между собой, что означало признание друг другу в том, что знаем не всех, закивали мы головами.
    Улыбнувшись,  преподаватель продолжил.
    Вот все эти люди, и, еще очень и очень многие, нашли величайшие сокровища, настолько великие, что прославили и себя, и свой род, и нашу любимую страну. И не только прославили, но и сделали ее сильной и  прекрасной,  помогли ей сохраниться и не стать добычей врагов.
    Что это за сокровища и где они их отыскали?  Эти вопросы срывались у нас с языка и именно их и хотел услышать добродушный хозяин.
    Эти сокровища находятся у каждого из вас в голове.  Они есть у каждого без исключения человека, да вот не каждый их находит.
    Какие могут быть сокровища в голове и как их оттуда достать, не поверили мы услышанному.
    Если будете внимательно слушать, поймете, что это за  сокровища, откуда они берутся и как ими пользоваться.
    Так вот, бесценное сокровище, о котором я вам говорю - это новые, совершенно  неизвестные никому, но очень  нужные и полезные людям знания.  Они не известны и вам самим.  Вот это и есть бесценное сокровище, о котором я говорю  Они скрыты в каждом человеке, но, далеко не каждый их находит и дарит людям.
    Мы даже рты раскрыли, настолько интересно и  сказочно  говорил преподаватель.
    Он ненадолго замолчал и я  воспользовался  возникшей паузой.
    А что это за сокровище, о котором мы сами не знаем? И как его добыть, если  не знаю что это такое? И никто не знает? Это спросил я и друзья согласно закивали головами.
    Хороший вопрос, Володя.  Теперь, будьте особенно внимательны, что бы понять то, что я вам скажу.
    Преподаватель поднялся, сходил в дом и вышел с большой, похожей на альбом книгой.
    Открыв и полистав ее, он показал нам какую то таблицу.
    Это Таблица Менделеева, пояснил он. Вы в каких классах учитесь?  Спросил и  посмотрел на нас.
    Мы трое – в седьмом, а Толик – в шестом.
    Вот, когда будете изучать химию, с восьмого класса,  вы узнаете и про эту таблицу и про нашего великого ученого Менделеева, составившего ее.  Эта таблица – выдающееся научное открытие, прославившее и Менделеева и нашу отечественную науку.
    Я не буду вам пока рассказывать что она означает, скажу лишь, что с ее помощью ученые всего мира сделали много новых открытий для пользы людям.
    Так вот, этой таблицы до Менделеева, никто не знал. И сам Менделеев ничего о ней не знал много лет. Но, как говорит легенда, однажды, он увидел ее во сне и утром перенес  на бумагу. Но это только легенда, а на самом деле ученый извлек ее из своего ума после двух десятков лет изысканий.
    А, я тоже так бы смог! Тут же заявил Сашка, пропустив мимо ушей два десятка лет. Чего проще, увидел и нарисовал.
Николай Петрович улыбнулся и разочаровал его.
    Нет, Саша, это тебе только кажется, что ты бы это смог сделать. Или кто то другой.
    А почему же тогда это сделал Менделеев? Ведь он и сам про нее ничего не знал, это же вы сами сказали, вставил я.
    Вот ребята, Таблица Менделеева, это самое настоящее сокровище, а отыскал его Менделеев, не случайно. Он очень долго, много лет его искал, провел бесчисленные поиски в научных книгах и сидя за вычислениями, получил много необходимых для этого сведений, узнал и изучил массу наук, и в процессе постижения все  новых для себя знаний, в голове его, незаметно ни для кого, незаметно для него самого - формировалось новое бесценное сокровище.
    Так вот,  используя приобретаемые новые знания, как инструмент поиска, Менделеев, в конце концов, нашел новое, неведомое до того никому знание- сокровище, нашел его в своей голове и предъявил его всем людям, всему миру.
    Вот, ты, Саша, говоришь, что и ты бы смог,  увидя таблицу во сне, нарисовать ее.  Я тебе ответил, что это не так. И вот почему. Таблицу или еще что то выдающееся,  можно конечно  увидеть во сне.  Но, увиденное, нужно  понять: и целиком, и каждое  значение, понять  логику и взаимозависимость значений и элементов.
    Вы знаете ребята, однажды, во сне, я увидел и услышал, как женщины пели чудесную по словам и мелодии, неведомую мне песню. И, знаете, еще во сне, я очень сильно расстроился, что я не поэт и не композитор, что проснувшись, не смогу воспроизвести ее для людей. Помню только, что это была изумительная песня о маме…
    Да, так вот, я и говорю, продолжил он сморгнув, и обращаясь ко мне: вот ты, Володя, я знаю, увлекаешься радиотехникой.  Сам что то там паяешь и собираешь.  Я не ошибся?
    Да, дядя Коля, мне нравится собирать из микросхем радио устройства и чинить старую электронику.
    А как ты это делаешь, сам сочиняешь или по схемам делаешь?
    По схемам конечно, правда еще много не понимаю в них, но смотрю в справочниках, в учебниках, у папы – вы же знаете, он радио мастер – спрашиваю, что непонятно.
    Очень хорошо. Тогда легко поймешь аналогию.  Скажи мне, вот если тебе или кому-то еще, не знающему вообще или недостаточно знающему, во сне приснится электронная схема сложнейшей вычислительной машины,  ты сможешь проснувшись ее правильно нарисовать?
    Да он и несложную не сможет, засмеялись ребята.  Они были правы, не было у меня для этого никаких знаний.
    Вот и Менделеев, никогда бы не смог составить свою Таблицу, если бы не приобретал глубокие знания по химии, по физике, по другим наукам, с помощью которых он отыскивал новое,  неведомое никому знание – его сокровище, и, приложив много усердия и труда, открыл его.
    Точно так же отыскали в своей голове сокровища и дарили их людям Королев, Калашников,  Туполев,  Илюшин, Сухой и многие, многие прославленные люди нашей земли и всего мира.
    А знаете ребята, вы даже можете выбирать, какое сокровище вы хотите найти. Это может быть музыкальное, научное – в любой науке, инженерно-конструкторское,  историческое, литературное. Любое - любое.  Все зависит от ваших наклонностей и выбранной вами дороги познания. Ну, и конечно же, от упорства и трудолюбия в приобретении знаний. И тогда каждый из вас обретет в своем уме свое собственное сокровище.
    Удачи вам!

    27.01 2018


Рецензии