75 Борющиеся зубры 09 января 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

75. Борющиеся зубры. БПК "Бодрый". 09 января 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, воскресенье 9 января 1972 года: дневная температура: мин.: -3.6°C, средняя: -2.8°C, макс.: -1.9°C, количество осадков: 1.3 мм.

Все данные о "Борющихся зубрах" и их создателе из первоисточников Википедии.

Наша команда рулевых и штурманских электриков БЧ-1 БПК «Бодрый» во главе с нашим командиром, лейтенантом Палкиным по мосту через реку Прегель вышла на калининградский Ленинский проспект. Потом мы добрались до площади Победы к зданию городского Совета народных депутатов, горисполкома и комитета КПСС Калининграда. Шестиэтажное здание городской администрации раньше называлось «Торговой двор» и было построено ещё в немецком Кёнигсберге по проекту Ханнса Хоппа в 1923 году. В 1927 году здание заняло городское управление Кёнигсберга, потом сюда переехала администрация бургомистра Кёнигсберга, а потом оно вообще «на веки вечные» превратилось в резиденцию власти. Во время войны здание сильно было повреждено, но быстро восстановлено, при этом уже в советском стиле 50-60-х годов XX века. Отсюда мы вышли на проспект Мира к знаменитой скульптурной композиции «Борющиеся зубры» и к зданию, якобы, бывшего фашистского гестапо…

Перво-наперво наше внимание, конечно, привлекли бронзовые зубры, которые сошлись друг с другом с опущенными головами лоб в лоб. «Борющиеся зубры» - это скульптурная композиция из двух больших фигур зубров работы немецкого скульптора Августа Гауля. Эту скульптуру установили в Кёнигсберге в 1912 году. Теперь я знаю, что «участник Берлинского сецессиона Август Гауль (1869-1921) считался самым известным скульптором-анималистом своего времени». Скульптор долго присматривался к животным, много делал подготовительных рисунков, «сочинял» композицию скульптуры, «схватывал» особенности рельефа мускулатуры животных в минуты наивысшего напряжения, долго работал перед тем, как в 1911 году были отлиты из бронзы эти замечательные зубры.

Август Гауль изобразил в своей скульптурной композиции «двух мощных самцов зубров, отлитых из бронзы в натуральную величину и установленных на постаменте высотой около метра». При этом «из двух отверстий в постаменте, прикрытых стилизованными раковинами, в чашу расположенного перед скульптурами прямоугольного бассейна текут струи воды». Эти бронзовые «Борющиеся зубры» установлены перед новым зданием Верховного суда Восточной Пруссии и административного суда на Хуфеналлее у Штайндамских ворот в Кёнигсберге и открыты публике 12 ноября 1912 года. Жители города тут же начали давать этим зубрам свои прозвища, например, называли их «прокурор и адвокат», намекая на вечную борьбу в суде обвинителя и защитника. Кстати, такие живые дикие зубры ещё водились в лесах Восточной Пруссии и германские «бонзы» с довольствием изредка охотились на них. Зубры вообще были одним из символов Восточной Пруссии…

Эти бронзовые "Борющиеся зубры" Августа Гауля пережили войну и сначала советские власти перенесли эту скульптурную композицию на площадь перед зданием областной администрации, вероятно, как символ борьбы и победы русского зубра над немецким, но потом в 50-е годы этих зубров поставили в Калининградском зоопарке, так как там уже были скульптуры разных животных, в частности, знаменитые скульптуры лосей и оленей. Вероятно, советских начальников смутило, что бронзовые зубры всё время борются на равных и никак один из них не может победить другого. Кроме этого была ещё одна причина, по которой бронзовых зубров отнесли от здания администрации Калининградской области. Ещё немецкими студентами университета была положена традиция перед Пасхой красить в разные цвета реалистично исполненные бронзовые гениталии этих зубров, а курсанты Калининградского высшего выоенно-морского училища, наоборот, очищали бронзовые «яйки» бронзовых зубров, занятых схваткой друг с другом, от краски и полировали их до зеркального блеска…

Вот одна из таких историй...

Это случилось летом 1972 года перед выпуском из КВВМУ. Власти города и городская милиция знала, что курсанты постараются опять каким-то образом начистить бронзовым зубрам их увесистые "коки-яйки",Э поэтому для усиления нарядов городской милиции и комендантских патрулей были созданы усиленные группы, в которые включались моряки экипажей строящихся и ремонтируемых в ПССЗ "Янтарь" кораблей. Меня и ещё несколько матросов с нашего БПК "Свирепый" (наш экипаж ещё находился в казармах 67-го Дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ - автор) нарядили в патруль по городу и мы во главе с лейтенантом милиции и мичманом из комендатуры ходили по улицам ночного города. Примерно в 04:15 минут утра мы сонно шли по тротуарам по направлению к скульптурной группе "Борющиеся зубры", чтобы проверить стоящий там милицейский пост.

В утреннем тумане и совершенно глухой тишине раннего утра мы вдруг увидели вдали женскую фигурку, которая привлекла наше внимание своей одинокостью и... наготой. Да, эта девушка или женщина с красивой ладной фигурой была абсолютно голая! Она шла просто, но красиво, ставя ножки прямо перед собой, отчего её фигурка была всё время округлой и гибкой как скрипка или гитара...

Милиционер, дежуривший около "Борющихся зубров" поспешил к этой девушке или женщине, подошёл к ней, видимо, заговорил, но девушка или женщина не хотела с ним разговаривать, она хотела идти дальше и пыталась обойти милиционера. Тот её задержал, заступил ей дорогу и начал что-то ей говорить. Потом мы увидели, как он снял с себя китель и попытался надеть его на плечи девушки или женщины.

Наш милицейский лейтенант и мичман только хотели было отдать нам приказ помочь постовому милиционеру, как тут мы увидели, что из подворотен, из за гряды низеньких кустов на придорожных газонах начали выскакивать пригнувшиеся тени-фигуры людей. Они группами подбегали к статуям бронзовых зубров и что-то там делали.

Наш милицейский лейтенант и мичман комендатуры приказали нам, матросам и старшинам пратруля, прижаться к стенам домов и не двигаться. Они шёпотом начали делиться впечатлениями, шушукались, смеялись, а мы наблюдали как новые и новые группы курсантов, сменяя друг друга, мгновенно и тихо поставили несколько ящиков в постаменту скульптуры, затем мокрыми тряпками (видимо, растворителем - автор) смыли краску с "груш" бронзовых зубров и начали их стремительно полировать "суконками", то есть полосками суконной материи, начищенной пастой ГОИ. Через минуту-две "коки-яцки" бронзовых зубров блестели и испускали лучики-зайчики навстречу нарождающегося солнечного утра.

Как только курсанты, которых было не менее 30 человек, "смылись" и растворились в городе, девушка-женщина смилостивилась над милиционером, разрешила ему за ней поухаживать и они вдвоём мирно пошли куда-то в обратную сторону от нас. Мы все тихо смеялись, а потом наш милицейский лейтенант и мичман комендатуры повели нас мимо этих "Борющихся зубров" дальше по маршруту нашего следования. При этом нам строго-настрого приказали молчать и всем говорить, что "мы ничего не видели и не заметили, потому что был туман". Никто не хотел ломать устоявшуюся шаловливую традицию курсантов Балтийского флота.

Об этой традиции нам весело и интересно рассказал наш командир БЧ-1 БПК «Бодрый» лейтенант Палкин. История, традиция и эти бронзовые зубры нам очень понравились и мы с радостью сфотографировались на их фоне. Единственно, - я постеснялся сфотографировать этих зубров так, чтобы потом доказательно рассказывать ребятам на корабле о них, хотя все очень об этом просили. Кстати, фотоаппарат, которым мы фотографировались, - это старенькая отцовская «Смена-2» (ГОМЗ ММЗ), малоформатный шкальный фотоаппарат для начинающих фотолюбителей с центральным затвором, автоспуском и синхроконтактом. Этот фотоаппарат «Смена-2» выпускался в 1955-1962 годах, папа купил его в 1957 году и это был наш первый послевоенный семейный фотоаппарат, который мои родители прислали мне в предновогодней посылке.

Так вот, где-то в 1970-1971 годах, этих бронзовых зубров или быков Августа Гауля вернули на прежнее место перед зданием Верховного суда, но теперь в нём расположился Калининградский государственный технический университет. Рядом открыли студенческое кафе («У быков»), обустроили красивый сквер, насадили кустиков, за которыми удобно было прятаться от милиционеров и студенты первым делом отметили этих быков по давней традиции – прошлись красной краской по немецким бронзовым «яйкам»…

Когда мы вдоволь отсмеялись, отшутились и «отрадовались», лейтенант Палкин обратил наше внимание на бульвар и здание напротив этих бронзовых зубров.

- На этом месте при немцах-фашистах в Кёнигсберге был так называемый «пивной сквер», где студенты и курсанты празднично пили своё баварское пиво, потом на спор подтягивались на бронзовых хвостах этих зубров, как на турнике, а в этом здании напротив располагалось фашистское гестапо.

Наш смех тут же прошёл и мы иначе взглянули на здания вокруг и на этих немецких бронзовых зубров…

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Слева вверху: Здание Верховного суда Восточной Пруссии и административного суда на Хуфеналлее у Штайндамских ворот в Кёнигсберге, в котором во времена гитлеровской Германии, якобы, располагалось фашистское «гестапо». В середине: Бронзовая скульптурная композиция «Борющиеся зубры» Августа Гауля (ретро фотография). Слева внизу: Традиционно украшенные к празднику «Пасха» калининградские зубры. Справа: Весь личный состав БЧ-1 БПК «Бодрый»: слева вверху: Александр Суворов; в середине Юра Мятлин, мой боевой товарищ из 9-го Флотского экипажа ДКБФ в городе Пионерский; справа вверху: матрос, мой друг и наставник Олег Ховращенко; слева внизу: матрос Анатолий Телешев, мой друг и соперник по рулевому делу, будущий командир отделения рулевых на БПК «Свирепый»; старший матрос Владимир, старший матрос Томас (Домас) и Иван - командир отделения, старшина 2 статьи (Иван фотографировал нас - автор), а также наш командир БЧ-1, штурман БПК «Бодрый», лейтенант Палкин (имя отчество, к сожалению, не зафиксировал в архиве – автор). Мы с удовольствием сфотографировались на фоне бронзовых «Борющихся зубров». Калининград. 09 января 1972 года.


Рецензии