77 Калининградский зоопарк 09 января 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

77. Калининградский зоопарк. БПК "Бодрый". 09 января 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, воскресенье 9 января 1972 года: дневная температура: мин.: -3.6°C, средняя: -2.8°C, макс.: -1.9°C, количество осадков: 1.3 мм.

Окрылённые вестями об искренней и плодотворной дружбе двух немецких гениев-поэтов и мыслителей – Гёте и Шиллера, мы, совесткие военные моряки Балтийского флота, весело и дружно пошли в Калининградский зоопарк. Это был последний на сегодня 9 января 1971 года объект нашей пешей экскурсии-путешествия по Калининграду-Кёнигсбергу и самый для нас интересный. Заинтересованные подробными рассказами нашего высокообразованного штурмана и командира БЧ-1, лейтенанта Палкина, мы с любопытством и азартом слушали его новый рассказ о Кёнигсбергском зоопарке, его любимом месте отдыха и развлечений в Калининграде.

Кёнигсбергский зоопарк – исторический, такой же, как зоопарки Москвы и Санкт-Петербурга, он был основан в 1896 году немецким предпринимателем Германом Клаассом. Этот объект сразу после войны боле менее привели в порядок и восстановили в виде Калининградского зоопарка, в котором содержались многие виды животных и птиц (например, в 2014 году в Калининградском зоопарке содержались 2360 животных 302 видов - автор).

Изначально здесь была дикая территория города Кёнигсберга – зона отдыха горожан «Хуфен парк» (1880-1895). По этой территории протекал живописный Хуфенский ручей, по берегам которого почти стихийно создавался городской парк – зона отдыха горожан. Потом руководитель зоологического института университета «Альбертина» профессор Максимилиан Браун задумал создать зоологический сад, но денег в казне бургомистра Зельке для создания зоопарка не было. Тогда в 1895-1896 годах в Кёнигсберге организовали Северо-Восточную промышленную и ремесленную выставку и разместили её павильоны на территории этой зоны отдыха «Хуфен-парк». Вот эти-то павильоны и стали первыми зданиями будущего Кёнигсбергского зоосада.

В августе 1895 года был учреждён «Союз любителей животных» («Tiergarten», 1895-1937), в совет которого вошли богатые и знатные люди, а исполнительным директором стал Герман Клаасс, поддержку оказал бургомистр Пауль Кункель. Жители Кёнигсберга горячо поддержали идею создания своего зоопарка и в короткий срок собрали 400 000 рейхсмарок. На эти деньги было возведены: входной портал, выставочный зал, общественный дом и смотровая башня. Животных доставили из зоопарка Гамбурга, а двух амурских тигров доставили из Москвы. 21 мая 1896 года зоопарк начал свою работу и зрители в количестве более 2300 человек могли увидеть 893 животных 262 видов. В мае 1897 года зоопарк получил официальный статус, в период 1897-1913 годы его бессменным директором был Г. Клаасс.

Зоопарк был не только местом содержания и показа животных и птиц, здесь проводились различные развлекательные и увеселительные мероприятия: «Концертный зал» в зоопарке вмещал 2300 зрителей (сгорел в 1919 году). два музыкальных павильона, концертная площадка, «Общественный дом» с рестораном; читальный, музыкальный и выставочный павильоны; летние кафе и рестораны, площадки теннисного клуба «Тиргартен»; велотрек; игровая площадка для детей; открытая площадка для духового оркестра и т.д.

В центре зоопарка Кёнигсберга была дубовая аллея, вся территория была красиво усажена липами, дубами, каштанами, буками и другими деревьями, которые образовывали великолепные ландшафты. Кроме этого несколько раз в течение года обустраивались и менялись так называемые «ковровые клумбы». Зоны паркового тенистого леса чередовались с открытыми солнечными лужайками. Смотровая (она же водонапорная) башня доминировала над всей территорией зоопарка, с которой был виден даже Вислинский (Калининградский – автор) залив.

Животные находились в павильонах по периферии зоопарка, поэтому люди им не мешали, а звери не мешали своими жизненными запахами людям. Кроме этого такое расположение павильонов с животными было удобно для маршрута их осмотра. Вот таким маршрутом мы, команда БЧ-1 БПК «Бодрый» и пошли днём 9 января 1972 года (смотри фотоиллюстрацию – автор).

Была зима, но всё равно ландшафт и растительность Калининградского зоопарка подтверждали, что это, прежде всего, парк культуры и отдыха горожан, совершенно уникальный памятник живой природы. Здесь было просто огромное количество самых разных растений, деервьев и кустарников. Летом здесь, вероятно, множество цветов в клумбах и на склонах горного рельефа местности. Кругом были просторные вольеры для животных, пруды, огороженные поляны. площадки для животных. Причём всё было устроено так, что люди могли наблюдать за животными, не мешая им и на безопасном расстоянии.

В центре Калининградского зоопарка был большой фонтан, лейтенант Палкин говорил нам, что он самый большой в городе и его струи поднимаются на высоту до 18 метров. Повсюду вдоль дорожек были расставлены парковые скамейки и беседки, в которых летом, вероятно, удобно было отдыхать, пить пиво, общаться с девушками. Однако нас интересовали животные, мы хотели видеть живых медведей и зубров. Для них были устроены большие вольеры и специальная "Медвежья скала". Горная площадка, где гуляют и играют медведи, располагается за невысокой оградой, но за ней находится глубокий отвесный ров, который медведи и люди не смогут преодолеть. Мы видели медведей только выглядывающими из своих убежищ, но лейтенант Палкин нам говорил, что здесь есть бурые, белые, гималайские медведи и даже медведь-гризли. Как только мы услыхали это имя медведя, то все ребята, не сговариваясь, боком, боком, но с подскоком поспешили уйти к парнокопытным...

Особое впечатление на нас произвёл бассейн с ластоногими. Тюлени плавали и ныряли в воде, как будто не было никакой зимы и холода. Рядом в огромной вольере жил тот самый знаменитый бегемот "Ганс", который хотя был и ранен во время штурма Кёнигсберга, но выжил и жил в Калининградском зоопарке до 1950 года. Я с ребятами мучительно вспоминал какой-то наш фильм о войне, в котором показывали этого бегемота.

Вольеры с копытными: бизонами, зебрами, оленями, турами и баранами располагались по периметру зоопарка. Здесь же в разных местах содержались птицы: журавли разных видов, лебеди, фламинго, хищные птицы, попугаи, даже какие-то экзотические вороны. В зданиях с террариумами обитали разные змеи, ящерицы, лягушки, крокодилы и черепахи. В аквариумах было множество разных рыб. Особенно интересной была игровая площадка, где человеческие дети могли поиграть, поскакать и попрыгать вместе с ягнятами, щенятами и другими юными животными. Я бы с удовольствием там с ними попрыгал, но увы, мы уже были далеко не дети, мы были военными моряками, защитниками гражданских и к нам даже обращались за помощью и советом посетители зоопарка.

Время близилось к вечеру, а зимой зоопарк закрывался на два часа раньше, чем летом, то есть в 19:00, а нам ещё надо было где-то покушать и потом ехать к себе на корабль, который стоял у стенки в ПСЗ "Янтарь", то есть к центральной проходной Калининградского судостроительного завода. На выходе из зоопарка мы встретили какого-то пожилого работника, который с гордостью рассказал нам немного о послевоенной истории Калининградского зоопарка.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов горный ландшафт, овраги и сооружения зоопарка использовались командованием германского вермахта и фольксштурма для защиты Кёнигсберга от советской Красной Армии, поэтому здесь были ожесточённые бои. Почти все животные погибли, часть зданий зоопарка были разрушена полностью. В живых осталось только четыре животных: лань, барсук, осёл и раненый знаменитый бегемот "Ганс", которого выходил наш советский зоотехник В.П. Полонский.

27 июня 1947 года, было принято постановление Совета Министров РСФСР № 461 «О мерах по восстановлению хозяйства Калининграда и Калининградской области», которым и началось восстановление «Зоопарка-Парка отдыха» (Парк им. Калинина). В результате, зоопарк потерял спортивные и развлекательные функции, стал «советским учреждением с культурно-просветительской направленностью». Однако коллекция животных зоопарка стала быстро пополняться из других зоопарков СССР, а в 1949 году была восстановлена часть «исторических экспозиционных помещений зоопарка».

К 1972 году в результате субботников и шефской помощи трудовых коллективов предприятий Калининграда были покрашены ограждения, приведена в порядок территория зоопарка, высажены парковые кустарники и деревья, разбит небольшой сад и огород, чтобы можно было кормить животных свежей зеленью и овощами, фруктами и ягодами, устроены большие луга-покосы. Кстати, тогда же возникла эта знаменитая фраза о том, что «львам не докладывают мяса»…

Калининградский зоопарк меня лично поразил своим великолепием, но зимой он был не очень интересный, потому что почти все животные прятались от холода и сырости в убежищах, поэтому мы прошлись по нему в режиме «галопом по Европам». Всё же мы видели сегодня 9 января 1971 года столько и такого, что осталось надолго в моей памяти. Например, мы видели живое ископаемое дерево – гинкго двулопастный – ровесник динозавров; старые здания медвежатника, львятника и орлятника; большой фонтан в центре зоопарка; некоторых животных и птиц, а также скульптуры животных: бронзовую статую лося, каменную статую орангутанга (скульптор Артур Штайнер – автор), групповые скульптурные портреты разных животных на входе в зоопарк.

Особенно трогательной была история лечения раненого «немецкого» бегемота, которого наши солдаты назвали «Ганс». Четыре пули было в бегемоте, когда его в апреле 1945 года нашли в канаве зоопарка. Сначала бегемоту дали попить воды, потом молока, потом молотой свёклы, а потом, для выздоровления дали 4 литра русской водки. Так водкой, пищей, клизмами и опять водкой зоотехник Владимир Петрович Полонский вылечил бегемота «Ганса». "Лекарь" не отходил от бегемота 21 день и через 1 месяц и 19 дней, добился «полного здоровья бегемота и начал заниматься дрессировкой бегемота - катанием верхом на бегемоте по парку и т. д.».

К этому времени пешего путешествия по Калининграду нам тоже очень хотелось прокатиться до ворот завода на бегемоте, потому что мы очень устали ходить. Особенно торопил нас на корабль наш командир, лейтенант Палкин, он даже отказался сфотографироваться всем вместе на фоне бронзовой скульптуры лося (на фотоиллюстрации как раз этот момент – автор). Шутка ли? Мы пешком сначала ходили по городу, а потом прошлись по указателям маршрута по территории Калининградского зоопарка...

Сначала с проспекта Мира вошли через ворота на территорию Калининградского зоопарка, обошли слева рекламный круг, перешли по мостику к вольере оленя Давида, потом пятнистого оленя, мимо вольеры гривастого барана (справа от дорожки - автор), к вольере изюбра, мимо вольер с антилопами (справа) прошли к зданию и поляне, в которых прятались слон и жирафы, прошли мимо большого фонтана, свернули налево к знаменитой вольере для бегемотов, и пошли вдоль здания Зимнего сада и вольер для обезьян. Затем мы свернули направо к вольерам пушных зверюшек и к павильону с хищными птицами, обогнули этот вольер и пошли дальше прямо на север к вольерам, где обитали мелкие и средник кошачьи хищники. Потом мы свернули на восток (направо) к вольеру для бородавочника и к бассейну для морских животных, обошли большущий пруд с водоплавающими птицами, прошли мимо вольеры с красивыми шустрыми зверьками (норка) и подошли к круглому вольеру, в котором жили павлины и цесарки.

Напротив вольеры с павлинами была большая игровая площадка для детей и животных, далее на север - большой выгон для косуль и коз, а затем мы резко повернули направо и пошли вдоль группы вольер и полян с бизонами, верблюдами двугорбыми, зубрами, антилопами нильгау, ламами гуанако, яками, верблюдами одногорбыми, пони и кабанами. Напротив этих вольеры была большая полукруглая вольера-выгон с зебрами и куланами. После этого мы повернули налево к центру зоопарка к маленькому пруду, в котором обитали пеликаны, подошли к вольере и зданию, где прятались кенгуру, обошли вольеру и здание с птицами: журавли, эму, попугаи, а затем прошли вдоль большого вольера для так называемых "голенастых птиц" к площадке для дрессированных животных (тут, как правило играют и фотографируются с животными - автор).

После этого мы подошли к зданию и вольеру для носорогов и обошли круглый пруд, в котором резвились тюлени и котики. Затем мы прошлись вдоль вольер с медведями и крупными кошачьими хищниками (которые все спрятались в  свои норы-убежища), потом, уже не задерживаясь, прошли вдоль вольер с животными на которых охотятся львы и тигры, то есть увидели косуль, козлов и баранов, опять перешли по мостику речушку и пошли по направлению к выходу из зоопарка. Слева от нас были косые вольеры для горных круторогих животных, потом вольеры с псовыми животными (волки), затем мы посетили общественный туалет и мимо детской площадки, где дети обычно играют с маленькими животными, вышли к круглому зданию-вольеру с мелкими домашними животными. Вот тут-то нас и "укачало" это пешее хождение по зоопарку... 

Поэтому мы посмотрели в зоопарке всё, что хотели и можно было посмотреть, в потом добрались до парка Победы на Гвардейском проспекте, посмотрели и поклонились памятнику 1200 советским гвардейцам – мемориалу, братской могиле и памятнику воинам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кёнигсберга, скушали в кафе по эклеру с горячим кофе и по улице Железнодорожная мимо крепости Фридрихсбург добрались до улицы Суворова, откуда пошли обратно на Калининградский ПСЗ "Янтарь" и на наш БПК «Бодрый». На корабль мы пришли «вусмерть» уставшие, голодные, но счастливо радостные, потому что никто из нас так ещё ни разу не бывал в славном городе Калининграде.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: 09 января 1972 года. Калининградский зоопарк. Очень уставшие, находившиеся «вусмерть», моряки БЧ-1 БПК «Бодрый» обходят по маршруту, указанному на схеме, территорию Калининградского зоопарка. Командир БЧ-1, лейтенант Палкин, недовольно торопит нас на корабль, поэтому фотография получилась «путевая», на ходу. Это путешествие по Калининграду было моей инициативой и моим ответным "подарком" личному составу БЧ-1 БПК "Бодрый", потому что я обещал всем сделать памятные фотографии и угощал всех пирожными и кофе в городском кафе. Кстати, все мои фотографии этого события - это брак фотопечати и остатки, все хорошие фотографии я раздал ребятам.


Рецензии