93 Первый состав БЧ-5 08 марта 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

93. Первый состав БЧ-5. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 8 марта 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, среда 8 марта 1972 года дневная температура: мин.: 1.1°C, средняя: 2.2°C тепла, макс.: 4.7°C тепла, моросящий дождик (0.3 мм осадков).

В экипаже БПК «Свирепый» была боевая часть, личный состав которой до самого последнего дня моей военно-морской службы был загадкой, тайной, отдельным «государством» на корабле – это электромеханическая боевая часть БЧ-5 или «по-старому» - машинно-котельная боевая часть, а по простому, по старинной флотской традиции – «маслы» или «маслопупы». Несомненно, эти слова возникли из-за того, что матросы котельной и машинной команды пароходов и броненосцев, паровых эсминцев и дизельных подводных лодок непосредственно контактировали с маслом, с углём, с водой, краской, с пылью и грязью – неизбежными спутниками любой работы с машинами и механизмами. В жарких машинных отделениях пароходов и теплоходов также неизбежно матросы вынуждены были работать в свободных одеждах или без оной, то есть с голым торсом. Вот почему, несомненно, руки, спины и животы матросов были в масле, в нефти, в саже, в грязи и пыли.

Однако матросы котельной и машинной команды или электромеханической боевой части БЧ-5 не унывают никогда, не тушуются и не чураются грязной работы, потому что знают, от их самоотверженного труда в нечеловеческих условиях зависит движимость судна или корабля, его спасение или выполнение его миссии, например, боевой задачи. Поэтому матросы машинно-котельной команды или электромеханической боевой части БЧ-5 с усмешкой и горделивым юмором сами называют себя «маслы» или «маслопупы». Кстати, слово «мосол» на морском жаргоне означает «большая толстая кость с мясной мякотью», «костища», «мосолыга», а «мослы» - это костистые руки и ноги, «мосластый» - значит, костистый, жилистый, с выпуклыми коленками, локтями и бёдрами человек.

«Маслы» - созвучно со словом «мослы», но с прибавлением понятия «масло», «масляный». Таким образом, «маслы» или «маслопупы» - это испачканные машинным маслом, жилистые, костистые, вечно голодные от тяжёлой и грязной работы или наоборот, сытые, «лоснящиеся от масла» матросы машинно-котельной или электромеханической боевой части БЧ-5. В любом случае это традиционное слово-понятие существовало, существует и будет существовать, покуда есть корабли, машины, механизмы, машинное масло и матросы, которые с этим работают.

Электромеханическая боевая часть БЧ-5 обеспечивает работу ГЭУ – главной энергетической установки корабля, вспомогательных двигателей и генераторов, систем энергоснабжения, вентиляции, насосных и рефрижераторных установок, трубопроводов и арматуры, внутренних и забортных систем, всех машин и механизмов, электропроводки, электроприборов, камбузного и бытового оборудования и много многого другого. Электромеханическая боевая часть БЧ-5 отвечает за живучесть, непотопляемость, противорадиационную, противохимическую и противопожарную безопасность корабля, то есть за защиту корабля и экипажа от воздействия оружия массового поражения.

Электромеханическая боевая часть БЧ-5 в своей структуре имеет подразделения, которые обеспечивают работу и жизнедеятельность следующих систем: главной энергетической установки; двигателей и движителей; паро- и электрогенераторов; вспомогательных двигателей, вентиляции и насосных; электрооборудования, ремонта машин и механизмов; противопожарной безопасности и противоатомной защиты. В связи с тем, что командир, офицеры, старшины и матросы электромеханической боевой части непосредственно работают с корпусом корабля, с его «внутренностями», со всеми корпусными, механическими, гидравлическими, трубными, кабельными, электрическими и иными системами жизнеобеспечения корабля, то они просто обязаны знать устройство своего корабля досконально, то есть полностью и лучше всех. Вот почему лучше всех должен и знает корабль «дед», «стармех» или «Механик» (с большой буквы) – командир электромеханической боевой части, командир БЧ-5.

Как правило, командир БЧ-5 не такой строевой или боевой офицер, как старпом, командиры БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3 и БЧ-4, потому что его основная забота и интерес, - это чтобы работали машины и механизмы, да его люди были здоровы, сыты, обуты, одеты и чтобы они постоянно работали, не ленились, «не косили от работы» и не прятались по шхерам. Все иные воинские строевые, дисциплинарные и политические задачи и темы для «маслопупов» во главе с «дедом-стармехом» в стороне от их главной темы и образа жизни и службы. Кстати, на гражданских судах среднего и малого тоннажа к категории «офицер» относятся только два человека на должностях – Капитан судна и Механик (с большой буквы)…

Как все пассажиры, например, междугороднего или туристического автобуса, пассажирского самолёта или поезда благоговейно относятся к водителю, лётчикам и машинистам, так и все боевые моряки на корабле с уважением и добротой относятся к «маслопупам» и командиру «деду, стармеху» или «Механику» (с большой буквы). В свою очередь потные и запачканные маслом «маслопупы» снисходительно называют всех остальных моряков в экипаже корабля – «пассажирами»…

Весь личный состав электромеханической боевой части (БЧ-5) искренне и убеждённо считает, что от них, от механиков и электриков, мотористов и ремонтников зависит даст ли корабль ход, будет ли он на ходу, справится ли он с волной и огнём, сможет ли выдержать повреждения корпуса и систем, будет ли экипажу комфортно и безопасно, достаточно ли будет пресной воды, тепла, топлива, электроэнергии для выполнения кораблём его боевых задач, или нет. Именно «маслопупы» отвечают за живучесть и непотопляемость корабля, обеспечивают его жизнедеятельность, все остальные боевые части только используют труд «маслопупов», при этом выполняя главную задачу боевого корабля – разить врагов, бить противника, защищать оружием Отчизну и Родину. Вот и получается, что от слаженной дружной работы всех без исключения боевых частей корабля зависит всё: жизнь, судьба, слава, результат боевой работы всех и каждого военного моряка. Вот почему электромеханическая боевая часть самая многочисленная и структурно организованная, в ней три крупных подразделения (дивизиона): движения, живучести и дизель-электрический, а также много разных отделений, команд, групп.

Все матросы и старшины в начале своей службы на корабле проходят ускоренное изучение устройства корабля и правил обеспечения жизнедеятельности корабля. Все офицеры и мичманы, например, сдают командиру БЧ-5 зачёты на допуск к управлению боевой частью, командой, группой, вахтой, отсеком, боевым постом, общекорабельными машинами и механизмами (в своих заведованиях). Почему так? Потому что командир БЧ-5 во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля и эксплуатации корабельных систем, является «главным» для всего личного состава корабля, в том числе и для тех, кто в адмиральских каютах пользуется умывальником, душем и гальюном...

Первым командиром электромеханической боевой части БЧ-5 БПК «Свирепый» был назначен «дед», «стармех», «механик», «кэп маслопупов» - капитан-лейтенант Силкин Валерий Николаевич, период службы на БПК «Свирепый» 03.1972-03.1976).

К моему стыду я редко виделся с этим замечательным человеком, мало говорил с ним, мало общался, почти его не помню, и не потому, что я чем-то был недоволен в общении с Валерием Николаевичем, а потому, что он постоянно был «в машине», как он называл своё «хозяйство» БЧ-5. Валерий Николаевич Силкин чем-то очень общим был похож на моего отца, Суворова Сергея Ивановича, который всю жизнь работал токарем высочайшего класса, механиком на заводах и шахтах, учителем труда и машиноведения в Суворовской средней школе №2, был мастером на все руки.

Валерий Николаевич Силкин был очень похож по своей стати, внешности, манере говорить, выражаться, применять специфические технические термины, терпеливо объяснять, а после очень строго спрашивать за полноту, чёткость и качество исполнения его поручений, как это делал наш «Механик» - пожилой седовласый ветеран, начальник участка ремонта машин и механизмов трубомедницкого цеха №4 Севастопольского судостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. Более того, мне стыдно за то, что я как-то по молодости обходил вниманием и заботой этого порой очень усталого человека, а он наоборот, всегда поддерживал и пестовал меня, защищал во всех разборках и говорил на партийных собраниях: «Не трогайте Суворова, он молодец, он исправится и сделает всё лучше, чем кто-либо другой».

Валерий Николаевич Силкин так любил смотреть и слушать, как мы готовимся или играем в военно-морской КВН, он так заразительно смеялся и хохотал, что мы, организаторы и создатели этой игры, неизменно приглашали его на генеральную репетицию, считая нашего «деда-стармеха» нашим «святым покровителем». Личный состав электромеханической боевой части (БЧ-5) любил своего командира, защищал и оберегал его, особенно в дни, когда он позволял себе немного «расслабиться» на службе…

Помогали капитан-лейтенанту В.Н. Силкину и все наши командиры и офицеры: командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров; замполит – капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин; старпом – капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, командиры боевых частей, практически все мичманы, а также все мы – старшины и матросы, независимо от причастности или непричастности к БЧ-5. Помощь командиру электромеханической боевой части, капитан-лейтенанту В.Н. Силкину действительно была нужна, потому что он был прямым начальником всего личного состава своей БЧ-5 и должен был отвечать за следующее:

- за боевую готовность БЧ-5, за успешное выполнение поставленных задач, за сохранность и эксплуатацию всех и любых машин и механизмов, технических средств оружия, средств борьбы за живучесть, средств связи, секретных документов и имущества БЧ-5;
- за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчинённого личного состава БЧ-5;
- за подготовку личного состава БЧ-5 к борьбе за живучесть корабля, ГЭУ, машин и механизмов, всех технических систем и средств, за выполнению мероприятий ядерной, радиационной и химической безопасности;
- за снабжение корабля и БЧ-5 соответствующими видами довольствия, материально-технического обеспечения боевой и жизнеобеспечения, их учёт, законное и экономное использование;
- за организацию специальной дежурной и вахтенной служб в БЧ-5 и всех хозяйственных работ на корабле, в первую очередь ППО и ППР;
- за поддержание внутреннего порядка в БЧ-5;
- за ведение эксплуатационной и отчётной документации в БЧ-5.

Этот огромный и сложный объём ежедневной хозяйственно-производственной работы командир БЧ-5, капитан-лейтенант В.Н. Силкин просто вынужден был делить и распределять между командирами боевых частей и своими подчинёнными, работать в единой связке со старпомом, дежурными офицерами и мичманами, с вахтенными офицерами, со всем экипажем. Вот почему, если командир корабля был «отцом», то командир БЧ-5 – «дедом» для всех.

В самый разгар разработки и изучения должностных инструкций и боевых книжек для всех и для каждого мне довелось лично отпечатывать должностную инструкцию командира БЧ-5 и я один раз слушал, как Валерий Николаевич с охами и тяжкими вздохами читал при мне свои обязанности:

- Представляешь, - говорил он мне, - я должен:
- знать оружие и технические средства своей боевой части, управлять боевой частью при выполнении боевых задач, совершенствовать свои знания по специальности;
- организовывать эксплуатацию оружия, боеприпасов, технических средств и имущества своей боевой части, лично проверять один раз в месяц их состояние и учёт;
- руководить боевой подготовкой, проводить частные и общие учения в боевой части, занятия с подчинёнными офицерами, мичманами и старшинами;
- организовывать подготовку руководителей занятий и учений, проверять знания и практические навыки подчинённых, готовить их к несению корабельной и специальной дежурной и вахтенной служб;
- руководить приёмкой запасов, контролировать их наличие, правильность хранения и расходования согласно установленным нормам;
- поддерживать внутренний порядок в боевой части, контролировать содержание находящихся в заведовании боевой части жилых и служебных помещений;
- контролировать расстановку личного состава боевой части по корабельным расписаниям и докладывать старшему помощнику командира предложения о необходимых изменениях;
- контролировать выполнение личным составом боевой части требований безопасности при проведении занятий, учений и работ с оружием и техническими средствами;
- составлять ремонтные ведомости и рекламации, контролировать ход ремонта, проводимого ремонтными предприятиями и руководить ремонтом, производимым силами личного состава; организовывать ведение документации в боевой части;
- ежедневно обходить объекты заведования боевой части и в назначенное командиром корабля и флагманским специалистом время докладывать старшему помощнику командира и флагманскому специалисту соединения о выполнении суточного плана, наличии секретных документов (техники), происшествиях за день и о планируемых мероприятиях в боевой части на следующие сутки; руководить приготовлением боевой части к бою и походу;
- осуществлять отбор кандидатов на военную службу по контракту (на сверхсрочную) и для поступления в военно-учебные заведения; своевременно проводить мероприятия по метрологическому обеспечению оружия и технических средств боевой части.

- Нет у меня оружия, кроме гаечного ключа на 150! – возмущался Валерий Николаевич Силкин. – Если мне всё это делать, то кто будет «машину» холить? Эти что ли?

Силкин тряс в воздухе инструкцией, а я, тоже "вусмерть" уставший и отупевший от круглосуточной авральной работы на механической пишущей машинке, молча протягивал ему журнал, чтобы он расписался в получении своей "секретной должностной инструкции".

- Да какая она секретная?! – опять орал капитан-лейтенант Силкин. – Чего они там понимают в «машине»?! Я сам лучше знаю, что я должен делать, а что не должен делать! У-у-у! Пассажиры…

Командир электромеханической ьоевой части БЧ-5 БПК «Свирепый», капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин только к одному объекту относился с величайшим почтением и любовью, это к самому кораблю и к его «машине», как он называл ГЭУ и всё энергохозяйство корабля, он был в восхищении от мощи и высочайшего технического уровня своей «машины», в которой видел и исправлял множество недочётов, нарушений, неудобств. При этом Валерий Николаевич Силкин проклинал свою «машину», потому что жил ею, жил кораблём, относился к нему и к ней (ГЭУ), как к живым существам.

Это он своим поведением и отношением «открыл мне глаза», научил меня видеть в «железе» оружия, в рулевой колонке авторулевого «Альбатрос-22-11» на ходовом мостике, в рулевой машине в румпельном отделении, в обводах корпуса, корабельного оружия и стоячего такелажа - «живую душу корабля», его живой образ. Вот почему, несмотря на множество испытаний, конфликтов и стрессов, я проникся к БПК «Свирепый», стал его частью, стал сам кораблём, почувствовал его силу и мощь в своих руках, когда вёл его в бурном или тихом море и как-то само собой потом, после ДМБ, на гражданке, в Севастополе, в рабочем общежитии, в институте, в цехе и в комсомольской организации я получил прозвище «Свирепый»…

Под стать своему командиру электромеханической боевой части БЧ-5, «деду - стармеху» были и командиры групп и команд БЧ-5:

командир трюмно-котельной группы (ТКГ) БЧ-5, лейтенант Самарин Юрий Евгеньевич, период службы 1972-1974;
командир электротехнической группы (ЭТГ) БЧ-5, лейтенант Федосов Николай Степанович, 1972-1975;
командир турбомоторной группы (ТМГ) БЧ-5, лейтенант Гусев Сергей Николаевич, 1972-1977;
старшина турбомоторной команды БЧ-5, мичман Удалов Леоид Васильевич, 08.1972-04.1975;
техник электротехнической группы БЧ-5, мичман Таркачёв Николай Нилович, 03.1972-01.1977;
старшина электротехнической команды БЧ-5, мичман Шишлин Василий Фёдорович, 09.1972-12.1974;
старшина трюмно-котельной команды БЧ-5, мичман Салов Леонид Васильевич, 08.1972-01.1974.

Личный состав старшин и матросов электромеханической боевой части БЧ-5 (те, кто известен, звания и должности на момент ДМБ - автор):

Годки призыва май-июнь 1970 года:

Алексеев Анатолий Викторович, старший моторист, период службы 20.05.1970-05.1973
Белко Александр Иосифович, командир отделения газотурбинистов, период службы 19.05.1970-05.1973
Берестов Николай Михайлович, старший электромеханик, период службы 13.05.1970 -05.1973
Заводсков Александр Фёдорович, старший газотурбинист, период службы 10.05.1970-05.1973
Лойко Юрий Тимофеевич, старший электрик слабого тока, период службы 15.05.1970-05ю1973
Мусейчук Анатолий Петрович, старший газотурбинист, период службы 14.05.1970-05.1973
Степанов Анатолий Иванович, командир отделения трюмных, период службы 04.05.1970-05ю1973
Умиркаев Равиль Закурович, моторист, период службы 10.05.1970-05.1973
Хисматулин Мансур Сайфуллиевич, старший электрик, период службы 08.05.1970-05.1973
Григорьев Пётр Андреевич, газотурбинист, период службы 11.05.1970-05.1973

Подгодки призыва ноябрь-декабрь 1970 года:

Брюховецкий Константин Васильевич, командир отделения электриков, период службы 12.11.1970-11.1973
Вахний Виктор Иванович, старший электромеханик, период службы 17.11.70-11.1973
Горловский Микалин Владимирович, старший телемеханик, период службы 20.11.1970-11.1973
Егоров Николай Петрович, старший электромеханик, период службы 12.11.1970-11.1973
Жигалкин Борис Борисович, старший электрик, период службы 19.11.1970-11.1973
Пономарёв Евгений Николаевич, электромеханик, период службы 16.11.1970-11.1973
Стельмах Александр Васильевич, электрик сильного тока, 15.11.1970-11.1973
Схабо Мадин Юсуфович, старший дозиметрист, период службы 19.11.1970-11.1973
Фёдоров Виктор Петрович, командир отделения мотористов, период службы 12.11.1970-11.1973

Молодые призыва май-июнь 1971 года:

Бороденко Виктор Васильевич, старший электрик, период службы 21.05.1971-14.05.1974
Дамиров Алдын Мамед-оглы, машинист трюмный, период службы 12.05.1971-10.05.1974
Дорошевич Александр Викторович, командир отделения электриков, период службы 20.05.1971-14.05.1974
Ершов Анатолий Николаевич, командир отделения химиков, период службы 11.05.1971-06.05.1974
Закиров Шокиржан Юлдашевич, старший электрик, период службы 14.05.1971-10.05.1974
Кожан Сергей Адамович, старший электромеханик, период службы 14.05.1971-08.05.1974
Кузнецов Виталий Матвеевич, моторист, период службы 20.05.1971-27.05.1974
Лучковский Александр Васильевич, командир отделения машинистов котельных, период службы 20.05.1971-14.05.1974
Таваров Бай Махмод, старший теплоэлектрик, период службы 19.05.1971-05.1974
Ткач Александр Алексеевич, машинист-газотурбинист, период службы 06.05.1971-15.02.1974
Фомин Александр Александрович, страший моторист, период службы 07.05.1971-20.05.1974
Чуйков Борис Иванович, старший электромеханик, период службы 16.05.1971-20.05.1974
Щербаков Николай Петрович, командир отделения газотурбинистов, период службы 06.05.1971-06.05.1974

Молодые призыва ноябрь - декабрь 1971 года

Бирюков Михаил Васильевич, электромеханик, период службы 12.11.1971-10.05.1974
Бондаренко Александр Михайлович, моторист, период службы 05.11.1971-16.03.1974
Головенко Владимир Иванович, старший трюмный, период службы 12.11.1971-28.03.1974
Джураев Батиржан Киргизович, командир отделения машинистов трюмных, период службы 12.11.1971-01.11.1974
Козлов Валерий Владимирович электрик, период службы 04.11.1971-01.11.1974
Коновалов Юрий Александрович, электрик сильного тока, период службы 15.11.1971-16.03.1974
Кузовлев Александр Сергеевич, старший машинист трюмный, период службы 05.11.1971-12.11.1974
Микерин Александр Никитич, старший машинист котельный, период службы 09.11.1971-01.11.1974
Пугачёв Александр Иванович, старший электромеханик, период службы 10.11.1971-01.11.1974
Рейнвальд Лаймонис Робертович, старший электромеханик, период службы 04.11.1971-01.11.1974
Фомин Александр Андреевич, электромеханик, период службы 11.11.1971-11.1974
Чикунов Валентин Владимирович, электромеханик, период службы 14.11.1971-11.07.1974
Саард Айн Александрович, командир отделения электромехаников, период службы 05.11.1971-01.11.1974
Садыков Виктор Салихович, старший мастер-сварщик, период службы 17.11.1971-12.11.1974.

На долю этих молодых людей пришлась самая трудная пора достройки и приёмки БПК «Свирепый», период заводских, швартовных и ходовых испытаний, размагничивания, ППО и ППР, аварийного омента и снова испытаний, наладок и проверок. Ежедневно рабочие команды БЧ-5 уходили из учебного центра 657-го ОДСРНК на Калининградский Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», на достроечную причальную стенку-причал, у которой стоял наш корабль и ежедневно с утра до вечера участвовали в строительно-монтажных и пуско-наладочных работах на корабле.

Командир БЧ-5, капитан-лейтенант В.Н. Силкин был убеждён, что лучшее теоретическое занятие для личного состава электромеханической боевой части БЧ-5 – это непосредственное практическое участие в работах. Я полностью был с ним согласен и сначала робко, а потом всё смелее и смелее начал просить-требовать от нашего командира штурманской боевой части, старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова тоже начать осваивать на нашем корабле оборудование штурманской и ходовой рубки, а самое главное, моего боевого поста – румпельного отделения. Так я со своей инициативой попал в рабочие команды, в распоряжение годков «маслопупов» БЧ-5…

Я не стал переубеждать годков БЧ-5 в том, что я «молодой рулевой и ни хрена не смыслю в их машинах», наоборот, я всячески сначала «тыкался-путался», «мешался под ногами», смешил всех своим непрофессионализмом, участвуя вместе с "маслопупами" в работах на корабле. В конце концов, я был отпущен на волю из-за «профнепригодности». Таким образом, я получил полную свободу, но сумел выполнить свою самую желанную работу и функцию – быть "смотрящим за техникой безопасности" и "контролёром за правильностью (качеством) выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ". Дело в том, что эти функции и эту работу я выполнял, когда работал слесарем-ремонтником в трубомедницком цехе №4 на Севморзаводе. Технологической наблюдательности научил меня мой наставник – слесарь-рационализатор высшего разряда Евгений Мыслин.

Когда несколько раз мои «невинные замечания дилетанта» оказались к месту и вовремя сказаны "маслопупам", меня охотно начали брать в рабочие команды БЧ-5, и я получил благосклонное терпеливое отношение ко мне и годков «маслопупов», и мичманов-специалистов, и самого «деда - стармеха» - командира БЧ-5, капитан-лейтенанта Валерия Николаевича Силкина. Первый авторитет, который я заработал у «маслопупов» БЧ-5 в марте 1972 года, вместе с ними участвуя в работах на БПК «Свирепый», остался со мной и на весь остальной период моей военно-морской службы на корабле. Особенно этот первичный авторитет пригодился мне, когда я стал комсоргом - секретарём комитета ВЛКСМ БПК «Свирепый». Ох! и трудно же мне было!..

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Годки призыва май-июнь 1970 года. Сверху вниз: старшина 1 статьи Сергей Берёза (БЧ-3?), Абдулаев Вагиф Алашраф-оглы, командир отделения радиометристов ПИП (РТС), период службы 13.05.1970-05.1973; Скиба Валерий Павлович, командир отделения радиотелеграфистов (БЧ-4), период службы 14.05.1970-05.1973; Заводсков Александр Фёдорович, старший газотурбинист (БЧ-5), период службы 10.05.1970-05.1973; Белко Александр Иосифович, командир отделения газотурбинистов (БЧ-5), период службы 19.05.1970-05.1973. Это были настоящие ДМБовские годки, хлебнувшие горя от ещё «старорежимных годков» призыва 1967 года, срок службы которых на флоте был 4 года (срочную службу личного состава матросов и старшин на ВМФ СССР с 4-х на 3 года изменили в 1968 году – автор). Все эти годки были членами комитета ВЛКСМ БПК "Свирепый". Эти фотопортреты я делал для стенда: «Лучшие люди БПК «Свирепый» в мае 1973 года. Снимки действующего корабельного оружия из набора наглядной агитации политотдела Главного штаба Балтийского флота.


Рецензии