95 Первый состав служб 08 марта 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

95. Первый состав служб. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 8 марта 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, среда 8 марта 1972 года дневная температура: мин.: 1.1°C, средняя: 2.2°C тепла, макс.: 4.7°C тепла, моросящий дождик (0.3 мм осадков).

Кроме офицеров, мичманов, старшин и матросов основных боевых частей БПК «Свирепый» на корабле служили отдельные штатные офицеры, мичманы и группы старшин и матросов, они тоже составляли определённую часть первого экипажа корабля, без которых трудно представить себе нормальную жизнедеятельность БПК «Свирепый». В первую очередь, - это конечно корабельный медик, помощник командира корабля по снабжению, помощник замполита – секретарь комитета ВЛКСМ экипажа корабля, боцманская команда, служба снабжения и материально-технического обеспечения.

На флоте, как нигде больше годится поговорка: «Без воды и ни туды, и ни сюды!», при этом любимая поговорка моряков на флоте такая: «Война войной, а обед по расписанию», а первая и самая любимая: «Моряк спит, а служба идёт». Эти пословицы и поговорки по устоявшемуся мнению большинства в экипаже любого корабля в полной мере относятся к службе снабжения и обеспечения, ко всем, кто не входит в личный состав БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3, БЧ-4, БЧ-5 и РТС, но на самом деле это не так.

На боевом корабле нет главных или второстепенных боевых частей и служб, все без исключения моряки экипажа боевого корабля не являются случайными или ненужными в боевом походе, все выполняют свои боевые задачи, от качественного и своевременного, ответственного и разумного исполнения которых, зависит ни много, ни мало, но жизнь и боевая эффективность экипажа корабля. Например, когда во время подготовки к сдаче курсовых задач «К-1» и «К-2» в декабре 1972 года в Балтийском море возле острова Борнхольм БПК «Свирепый» попал в полосу «гнилого тумана», на корабле разразилась страшная эпидемия гриппа.

Кто-то один не уберегся, «прошляпил», «профукал», проигнорировал требования корабельного медика страшего лейтенанта медицинской службы Леонида Никитича Кукурузы, отверг его профилактические порошки «антигриппина» из пульверизатора в ноздри, смеялся и потешался над нашим корабельным медиком, храбрился и бахвалился своим здоровьем, но не устоял перед матировавшим вирусом из сырого морского «гнилого тумана» и заболел, заразил всех остальных. В результате мы двое суток шли малым ходом на место якорной стоянки в карантинной бухте под Либавой (Лиепая), потом яростно героически боролись с эпидемией и «праздновали» приход Нового 1973 года в горячке страшной болезни, от которой один из нас, наш штурманский электрик родом из Молдавии с диагнозом «менингит», то есть воспаление мягких оболочек вокруг головного и спинного мозга, которое может быть вызвано бактериями и вирусами, был досрочно списан с корабля и комиссован с военно-морской службы. Эта драматическая история требует более подробного рассказа, а пока о тех людях, моряках - свиреповцах, от которых зависела наша жизнь и здоровье, способность быстро, споро, ответственно, без оглядки, без мучений и дискомфорта выполнять боевые задачи БПК «Свирепый».

Первыми офицерами, мичманами, старшинами и матросами службы управления и обеспечения БПК «Свирепый» были:

Заместитель командира корабля по политической части (замполит), который отвечал за организацию и состояние политической, воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы на корабле, политучёбу, морально-нравственное состояние личного состава и нормальный психологический климат (настроение, настрой) в экипаже корабля. Первым замполитом БПК «Свирепый» в Дивизионе-Экипаже был капитан-лейтенант В.А. Тихонов, период службы на корабле 02.1972 - 06.1972. В июне 1972 года замполитом БПК «Свирепый» был назначен капитан 3 ранга Бородавкин Дмитрий Васильевич, период службы на корабле 06.1972 - 11.1973.

Если первый замполит В.А. Тихонов запомнился мне больше как «старпом», а не как «замполит», как ярый поборник воинской дисциплины, борец с годковщиной и самоволками из Дивизиона-Экипажа, то Дмитрий Васильевич Бородавкин остался в моей памяти умным, эрудированным, знающим и умелым воспитателем, творческим организатором, справедливым, но строгим командиром. Недаром капитан 2 ранга Д.В. Бородавкин в ноябре 1973 года был назначен заместителем командира по политической части первого тяжёлого советского авианесущего крейсера ТАВКР «Киев».

Первым старшим помощником командира корабля был капитан-лейтенант Сальников Александр Андреевич, период службы на корабле с февраля 1972 года по июнь1973 года. Это был настоящий «Старпом»… Образцовый, истинный, «такой, какой надо». Многим, очень многим Александр Андреевич Сальников был неудобен и неугоден, потому что он был живым олицетворением традиционного института «старпома» на флоте – строгим, чётким, умелым, всё знающим и всё понимающим, справедливо требующим и строго наказывающим, неумолимым и непоколебимым.

По Корабельному уставу ВМФ старпом является первым заместителем командира корабля, прямым начальником всего личного состава (экипажа) корабля, руководит службой снабжения, службой корабельных нарядов, мероприятиями по маскировке корабля, составлением повседневных расписаний, морской, строевой, физической и огневой подготовкой личного состава, а также мероприятиями по содержанию корабля в чистоте и порядке (Толковый Военно-морской Словарь, 2010).

Старший помощник командира корабля подчиняется командиру корабля, руководит повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля, выполняет обязанности начальника химической службы и отвечает:
за организацию обороны и защиты корабля;
за организацию боевой подготовки;
за воспитание и воинскую дисциплину личного состава корабля;
за организацию взаимодействия между боевыми частями и службами корабля;
за организацию службы и внутренний порядок на корабле;
за правильность составления корабельных расписаний, инструкций и своевременную их корректировку;
за состояние учёта личного состава, боеприпасов, стрелкового оружия и иных материальных средств;
за приготовление корабля к бою и походу.

Старший помощник командира корабля обязан:
а) знать состояние корабля, оружия и технических средств, запасов всех видов и поддерживать их в соответствии с установленными нормами;
б) разрабатывать мероприятия по обороне и защите корабля;
в) осуществлять при участии заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб планирование на корабле, представлять планы на утверждение командиру корабля и контролировать их выполнение;
г) знать теоретические основы борьбы за живучесть корабля и уметь практически руководить ею, лично обучать офицеров борьбе за живучесть;
д) организовывать своевременную и правильную передачу боевым частям и службам всех приказов, распоряжений командира корабля, старших начальников и проверку их исполнения, отрабатывать взаимодействие боевых частей и служб, руководить повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля;
е) обобщать опыт применения оружия и использования технических средств корабля;
ж) участвовать в работе по отбору кандидатов в военные учебные заведения и приёму на военную службу по контракту;
з) вести подготовку офицеров к несению корабельного дежурства, а также вахты при стоянке на якоре;
и) ежедневно обходить корабль, контролировать соблюдение установленного распорядка, состояние корпуса, помещений, оружия, боеприпасов и технических средств корабля, обращая особое внимание на выполнение мероприятий по предупреждению аварийности, гибели и травматизма личного состава;
к) контролировать ведение вахтенного журнала и другой корабельной документации;
л) требовать от помощников командира корабля и командиров подразделений точного соблюдения требований безопасности при проведении всех видов работ;
м) контролировать своевременное и полное обеспечение корабля положенными материальными средствами.
н) организовывать работу по предупреждению загрязнения природной среды;
о) инструктировать перед заступлением в наряд дежурного по кораблю.
 
Старший помощник командира корабля должен быть готов в любой момент заменить командира корабля, для чего должен:
а) получить допуск к самостоятельному управлению кораблём в установленные сроки;
б) всегда быть осведомлённым о всех приказаниях и распоряжения, полученных командиром корабля от вышестоящих начальников;
в) быть в курсе всех служебных намерений командира корабля.
 
Частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей. Старший помощник командира корабля перед выходом в море или походом лично убеждается:
во включении размагничивающих и других противоминных устройств,
в пополнении запасов корабля,
в наличии всех офицеров, мичманов, старшин и матросов на корабле,
в отсутствии посторонних лиц.
 
За 10 минут до съёмки с якоря (бочки, швартовых) он докладывает командиру корабля о готовности корабля к бою и походу. Во время похода он должен быть осведомлён о всех обстоятельствах плавания. При кратковременном отсутствии командира корабля старший помощник вступает в командование кораблём, выполняя одновременно и свои прямые обязанности. При длительном отсутствии командира корабля он вступает в командование кораблём по приказанию вышестоящего начальника, объявляя об этом в приказе и с записью в вахтенном журнале корабля.
 
Старший помощник командира корабля ежедневно перед подъёмом флага представляет командиру корабля суточную ведомость корабля, утренний рапорт вахтенного офицера и докладывает о событиях, происшедших на рейде и на корабле за ночь (приложения 4 и 9 у Корабельному уставу - автор). Ежедневно в назначенное командиром корабля время старший помощник командира принимает от помощников командира, командиров боевых частей и начальников служб доклады о выполнении суточного плана и о событиях за день, после чего делает обобщённый доклад командиру корабля и представляет на утверждение план на следующие сутки. По получении от командира корабля указаний на следующие сутки старший помощник вносит свои распоряжения в книгу приказаний и передаёт её дежурному по кораблю. С утверждённым суточным планом он знакомит заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб.
 
Старший помощник командира организует объявление личному составу корабля перед строем необходимых приказов и плана на следующие сутки. После принятия командиром корабля решения об оставлении корабля экипажем, старший помощник руководит необходимыми для этого мероприятиями. Старший помощник оставляет корабль вместе с командиром корабля, если не получит от него иного приказания.

Быть старпомом очень тяжко и ответственно, но многие этого попросту не знают, вот почему я решил передать полностью уставные требования к этому человеку-офицеру. Александр Андреевич Сальников умел, желал и мог все эти требования выполнять с лихвой, но его ждал жестокий удар… В июне 1973 года, отдав все свои силы, знания и энергию созданию отличного профессионального экипажа БПК «Свирепый», организовав выполнение всех курсовых задач перед первой боевой службой, у Александра Андреевича Сальникова вдруг обнаружилась открытая форма туберкулёза… Естественно с таким заболеванием невозможно идти в открытое море в боевой поход на несколько месяцев на боевом корабле. Экипаж БПК «Свирепый» не верил, не хотел верить, что этот красивый, цветущий молодой, но очень авторитетный, харизматичный и талантливый военно-морской старший офицер болен туберкулёзом…, что-то тут было не так… 

В июне 1973 года старпомом БПК «Свирепый» будет назначен капитан-лейтенант Николай Валерианович Протопопов, период службы на корабле 07.1973 - 07.1974, будущий командир корабля в период с марта 1976 по август 1977 года (после ухода на другое место службы капитана 2 ранга Е.П. Назарова).

К сожалению ни с Александром Андреевичем Сальниковым, ни с Николаем Валериановичем Протопоповым у меня отношения не сложились, с первым, потому что он был старший офицер, а я просто рулевой, да ещё молодой рулевой, а со вторым, потому что та информация о моих редких встречах с А.А. Сальниковым, которые, как правило, были по поводу нарушений флотской дисциплины и субординации, вероятно, перешла по наследству к Н.В. Протопопову вместе с моей характеристикой как «вольнодумного, непослушного, своевольного и слишком заносчивого молодого матроса». Особенно напряжёнными были у меня отношения с капитан-лейтенантом Н.В. Протопоповым после того, как в июне 1972 года я стал комсоргом секретарём комитета ВЛКСМ первичной комсомольской организации БПК "Свирепый" и помощником замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина…

Есть такая категория принципиальных и традиционных флотских офицеров, которые считают невозможной дружбу с рядовыми моряками, матросами и старшинами, они категорически не согласны приближать их к себе, общаться с ними "на равных". Кстати, именно таким высокомерным, заносчивым и сверх горделивым был командир БЧ-1 старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров. Его типичной манерой, возмущавшей всех без исключения матросов и старшин, был осмотр внутренних помещений во время его дежурства по Дивизиону-Экипажу (и кораблю тоже – автор) в кожаных перчатках с длинной штурманской линейкой в руках. Этой линейкой Г.Ф. Печкуров брезгливо с соответствующей гримасой на лице ворошил аккуратно сложенные аттестаты матросов и старшин в рундуках, поддевал одеяла, подушки и простыни на постелях, выискивая какой-либо компромат, запрещённые журналы, картинки или книги…

Командир БЧ-2, старший лейтенант Крылов Евгений Леонидович тоже возмущался такой манерой Геннадия Фёдоровича и говорил мне, что «в училище Печкуров сам неоднократно попадал в такие традиционные смотры-шмоны, а теперь возмещает свои страдания на моряках». Впоследствии мне пришлось поднять вопрос о поведении комсомольца Г.Ф. Печкурова на комсомольском собрании, что повлекло за собой «гонения» и сильное раздражение обоих старпомов – капитан-лейтенанта А.А. Сальникова, а потом и капитан-лейтенанта Н.В. Протопопова. По твёрдому убеждению обоих старпомов, я как матрос не имел права критиковать офицера, своего командира боевой части, так как в корабельном уставе об этом праве матроса ничего не указано. То, что я нашёл выход из этого уставного положения и «поставил вопрос» в повестку дня комсомольского собрания БЧ-1 «о недостойном поведении комсомольца Печкурова», показалось им «политической казуистикой», «подрывом авторитета офицера и командира», «нарушением устава» и т.д.

Старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников вообще перестал меня видеть, полностью игнорировал меня как матроса и личность, он назначал мне наряды вне очереди заочно, через дежурного по Дивизиону-Экипажу, а Николай Валерианович Протопопов всегда обращался со мной подчёркнуто и исключительно только по уставу, причём по строевому уставу и горе мне, если я хоть чуть-чуть нарушу правила уставной субординации в общении с ним…

В то же время я очень жалел, что капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников был списан по болезни на берег, очень хотел сделать его фотопортрет, но он строго избегал всяческого близкого контакта и общения с "вольнодумным матросом". На фотоиллюстрации к этой новелле его единственная большая фотография, которую я успел сделать на ГКП (главном командном пункте) БПК «Свирепый»…

Следующим общекорабельным офицером и начальником был наш знаменитый и любимый корабельный медик, старший лейтенант медицинской службы Кукуруза Леонид Никитич, период службы на корабле 03.1972 - 04.1976. Он был ровесником моего старшего брата Юры, родился 17 августа 1947 года (25 лет в 1972 году - автор), с августа 1969 по июнь 1971 года был слушателем военно-медицинского факультета при Горьковском медицинском институте, затем с августа 1971 по март 1972 года – врач пункта медицинской помощи УК «Комсомолец», а затем он был назначен начальником медицинской службы БПК «Свирепый».

Немного нескладный в движениях, интеллигентный, картавый, но с усами, чуть-чуть нелепый и легко поддающийся на розыгрыши офицеров и шутки матросов, этот врач-медик с чудной фамилией Кукуруза был сам несколько чудаковатый и напоминал мне героя стихотворения С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной». Вскоре после того, как Леонид Никитич очень деятельно, требовательно и принципиально организовал доставку, монтаж, наладку и должное содержание медицинского оборудования на БПК «Свирепый», а также обеспечил очень заботливое отношение к заболевшим матросам, мы все приняли нашего «медика» как нашу знаменитость (из-за фамилии - автор), полюбили его и никоим образом не обижали. Леонид Никитич Кукуруза вёл себя в вопросах медицинской службы так, как будто кроме него больше нет на корабле высших офицеров, есть только он и его медицинские требования, но в остальных вопросах флотской службы он был очень скромным и дисциплинированным офицером.

Самым первым помощником командира корабля по снабжению был вездесущий, всезнающий и всё умеющий молодой симпатичный лейтенант Казаченко Михаил Иванович, период службы на корабле 02.1972 - 10.1974. Миша Казаченко был спортсменом, лихо крутил на перекладине «солнышко», был человеком жизнерадостным, предприимчивым, хватким и вёртким, умел делать дела. На первой БС (боевой службе) в Северной Атлантике (20 июля - 15 октября 1973 года - автор) мы с ним подружились, дружески общались, но он не афишировал нашу дружбу, хотя очень мне помогал по службе, а я делал ему фотографии.

Первым комсоргом или секретарём комитета ВЛКСМ первичной комсомольской организации экипажа БПК «Свирепый», помощником заместителя командира корабля по политической части, должность которого была штатной и офицерской, был назначен лейтенант Николай Судаков, период службы в Дивизионе-Экипаже 02.1972 - 06.1972. Лейтенанту Николаю Судакову пришлось очень трудно с первых же мартовских дней формирования экипажа БПК «Свирепый», потому что редко появляющийся в Дивизионе-Экипаже первый замполит БПК «Свирепый» капитан-лейтенант В.А. Тихонов, требовал от него организации политзанятий, тематических комсомольских собраний, комсомольских разборок нарушителей дисциплины и самовольщиков, спортивных мероприятий и состязаний, а также тайного выяснения обстоятельств нарушений, зачинщиков и потенциальных нарушителей…

Практически каждый матрос, старшина, мичман и офицер из экипажа БПК «Свирепый» имел некое «личное дело», в котором собирались все документы и факты, раскрывающие суть личности, историю жизни и службы человека. В экипаже БПК «Свирепый» не было штатной должности так называемого «особиста», то есть контрразведчика, представителя всесильного КГБ, однако, несомненно, выяснением «кто есть кто и что из себя представляет» кто-то занимался или должен был заниматься, поэтому в экипаже были стойко убеждены, что это дело поручено офицеру-комсоргу. Пока мы были в Дивизионе-Экипаже в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ и только ходили на Калининградский ПССЗ "Янтарь" с рабочими визитами на новостроящийся БПК «Свирепый», мы формально были во всевластии командира 67-го отдельного дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ, капитана 1 ранга В.Н. Безносова.

Наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров практически полностью круглосуточно был занят делами и проблемами БПК "Свирепый", поэтому в Дивизионе-Экипаже «царствовал» В.Н. Безносов – крутой, своенравный, вероятно чем-то очень обиженный кадровый флотский офицер. Про В.Н. Безносова рассказывали, что «в прошлом он был командиром атомной подводной лодки, но случился пожар, авария и лодка затонула, погибли люди, а теперь он не может простить себе, что такое могло случиться, вот почему он так требователен к подготовке экипажей новых, новостроящихся боевых кораблей». Я очень редко встречался с командиром 67-го ОДСРНК ДКБФ в/ч 63892 капитаном 1 ранга В.Н. Безносовым, но всякий раз он неизменно задавал мне один и тот же вопрос…

- Что, Суворов, тяжело в ученье?
- Точно так, товарищ капитан 1 ранга! – бодро отвечал я капитану 1 ранга Виктору Николаевичу Безносову.
- Ничего, ничего, Суворов, тяжело в ученье легко в бою! Верно?!
- Точно так, товарищ капитан 1 ранга!

Это морское и традиционное «Точно так!» вместо уставного выражения «Так точно!» умиляло пожилого и постоянно печально возбуждённого капитана 1 ранга, он некоторое время смотрел на меня, молодого, и стройного, тяжко вздыхал, отвечал мне на уставное приветствие небрежным, но лихим отданием чести, и уходил вместе со своей свитой из офицеров и мичманов дальше, осматривать свои земные владения…

Наш первый замполит капитан-лейтенант В.А. Тихонов был практически «привязан» к капитану 1 ранга В.Н. Безносову и не только у меня, но и у многих в экипаже БПК «Свирепый» сложилось мнение, что наш замполит больше приглядывает за В.Н. Безносовым, чем за нами. Лейтенант Николай Судаков был помощником замполита капитан-лейтенанта В.А. Тихонова, поэтому тоже вынужден был следовать за ним, быть с ним, выполнять его поручения и задания. Николай Судаков очень страдал от такой зависимости и очень сожалел, что не может полностью отдаться интересной работе комсорга новостроящегося боевого корабля. У лейтенанта Николая Судакова было множество интересных тем и предложений для общения, разговоров и организации комсомольской работы, поэтому я очень быстро подружился с ним, он вскоре стал сначала моим хорошим знакомым, потом товарищем, а затем и другом.

Я открылся Николаю Судакову, рассказал о моих приключениях и делах в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в городе Пионерский в ноябре-декабре 1971 года, рассказал ему о нашей Суворовской Средней школе №1 и о своей первой школьной любви Валечке Архиповой, рассказал об учёбе в Севастопольской Морской школе ДОСААФ и о начале службы рулевым на БПК «Бодрый», показал ему, как я рисую, прочитал ему свои стихи и спел некоторые свои песни. Всё это произошло в минуты откровенного дружеского общения, а не специально, но я уже мог понимать и чуять, что Николай Судаков не зря так заботливо и по дружески разговаривает со мной, поэтому я сразу же сказал, что сообщать ему о том, что делается матросами и старшинами в кубриках, в классах и на корабле я не буду ни при каких обстоятельствах…

- Почему? – «невинно» спросил меня лейтенант Николай Судаков.
- Фамилия и воспитание не позволяют, - ответил я как можно твёрже.

Через некоторое время Николай Судаков предложил комсомольцам БЧ-1 БПК "Свирепый" избрать меня комсоргом штурманской боевой части, причём упор он делал не на мои деловые качества, а на необходимость правильного и своевременного сбора членских взносов и ведения учётной документации. Ребята-рулевые и штурман, командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров с радостью с этим предложением согласились. Однако лейтенант Николай Судаков не зря организовал это избрание комсоргом не старшины-годка, а молодого матроса, он решил сделать из меня того, кем хотел бы быть сам – комсорга большого противолодочного корабля, неформального лидера личного состава, представителя матросов и старшин в отношениях с командованием корабля. Вот о чём мы с ним говорили вполголоса…

Лейтенант Николай Судаков был убеждённым сторонником системы отношений на современном боевом корабле, построенной не на властном административно-командном доминировании, а на прямой и обратной связи авторитетных противовесов, уравновешивающих нашу «общую лодку» (корабль) от тревог и волнений, от чванства и высокомерия офицерского начальства и от «блатной анархии годковщины».

Лейтенант Николай Судаков был в восхищении от того, как я применил на комсомольском собрании БЧ-1 метод критического воздействия подчинённых матросов на офицера, на своего командира боевой части, через статус члена ВЛКСМ, придраться ко мне с нарушением военной субординации и устава было нельзя – устав не регулирует своими юридическими нормами отношения во Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодёжи (ВЛКСМ), которые тоже урегулированы своим уставом.

- Ты, Суворов, даже не представляешь, какое ты разворошил «осиное гнездо»! – говорил мне лейтенант Николай Судаков. – О возможности разрешать служебные конфликты в отношениях подчинённых и начальников на партийных и комсомольских собраниях боевых частей теперь говорят и обсуждают все, от мала до велика.

Я тогда мало что понимал в его словах, но мне почему-то становилось зябко оттого, что я стал невольным источником каких-то пересудов, обсуждений и трений («тёрок» - автор) на высоких уровнях иерархии военных структур...

Следующим изначально значимым, авторитетным и весомым человеком в экипаже БПК «Свирепый» был мичман Кучерявый Савва Павлович, период службы на корабле 02.1972 - 03.1977, потому что он был - Боцман (с большой буквы - автор).

Боцман Кучерявый был «хозяином» верхней палубы и всего стоячего и бегучего такелажа БПК «Свирепый», в его ведении находилось всё то, что в любом доме, в любом колхозе, на любом предприятии и в любой организации называется «хозяйство». В своём хозяйстве боцман-мичман Кучерявый Савва Павлович был «бог, царь и герой» в одном лице.

Согласно старинной флотской традиции Боцман – это старший строевой «унтер-офицер», который на корабле «имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми». Как правило, боцман – это непосредственный организатор всех хозяйственных работ и приборок на верхней палубе корабля, то есть он выполняет обязанности «бугра» - «человека с горы», бригадира любой рабочей команды, бригады. Поэтому традиционно считается, что Боцман «должен знать имена всех матросов и старшин, мичманов и офицеров, но не их фамилии".

Боцман должен знать способности и познания в морском деле каждого, кто участвует в хозработах, наблюдать за поведением работников, непосредственно руководить и организовывать производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, постановку и уборку якорей, все работы и всё на корабле, что не касается вооружения корабля. Боцман должен знать компас, управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман отвечает: «за исправное состояние такелажа, употребляемого для подъёма тяжестей; во время плавания он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдаёт якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля (Свод Морских Постановлений, издание 1886 г., книга X, ст. 666-688).

Современный Боцман подчиняется старшему помощнику командира корабля и является непосредственно «начальником палубной команды», он обеспечивает «техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и внутренних хозяйственных помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приёмных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, клинкетных дверей и их приводов (кроме МКО); рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (без механики, гидравлики и электрики); спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств, оборудования и устройств своего боцманского заведования». Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.

Боцман обязан:
соблюдать правила технической эксплуатации и обслуживания технических средств своего заведования, уметь управлять ими;
обеспечивать своевременные проверки и испытания судовых устройств и их деталей, осуществлять профилактику и ремонт;
составлять планы судовых работ, распределять подчинённых и обеспечивать безопасность работ;
обеспечивать готовность к действию спасательных средств, аварийно-спасательных и противопожарных средств индивидуального и коллективного пользования;
следить за постоянной готовностью спасательных плотов и шлюпок, их укомплектованностью, надлежащим техническим состоянием спускного оборудования;
подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать сроки и качество ремонтных работ;
обеспечивать получение, хранение и учёт аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально - технического снабжения, вести установленную
документацию;
обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, лично участвовать в работах по креплению, погрузке и выгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
следить за чистотой и порядком в жилых помещениях и столовой команды, производить ежедневные обходы корабля;
обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом, безопасность при работах с повышенной опасностью;
готовить и устанавливать кранцевую защиту корабля;
следить за исправным состоянием водяной палубной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев, ватервейсов, сточных отверстий;
проверять готовность корабля к выходу в море, надлежащую подготовку открытых палуб, защищённость оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по-походному палубных устройств, грузов и т.д.;
проверять готовность корабля к шторму, борьбе с обледенением;
при стоянке корабля следить за креплением швартовных тросов, кранцевой защитой, установкой и вооружением трапов, сходен и переходов, наличием щитов на отливных и шпигатных отверстиях, крысиных щитков, соответствующего освещения;
при проходе кораблём узкостей, входе и выходе из порта, подходе к месту якорной стоянки, в сложных условиях плавания и при швартовных операциях проверить и подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника командира корабля.

Всё это и многое другое умел, знал и делал наш Боцман – мичман боцманской команды Кучерявый Савва Павлович и его «строевые» и боцмана…

В службе снабжения БПК «Свирепый» бухгалтерией занимался баталер финансовый мичман Панчак Богдан Николаевич, период службы на корабле 05.1972 - 06.1975. Некоторое время баталером финансовым был мичман Салов Леонид Васильевич - в период 01.1974 - 06.1974. Как все бухгалтеры, мичман Б.Н. Панчак был тихим, незаметным, но незаменимым и важным человеком на корабле, я с ним был знаком только в процессе получения денежного матросского и старшинского содержания и проездных документов перед отбытием в 10-дневные отпуска с выездом на родину.

Баталер мичман Салов Леонид Васильевич заведовал специальными помещениями-кладовыми, в которых хранилось и из которых выдавалось всё флотское имущество: матросские аттестаты, постельное бельё, матрацы, вещи, предметы и т.д. В каптёрках мичмана Л.В. Салова хранились личные вещи матросов и старшин, которые запрещалось иметь и хранить в кубриках и на боевых постах. В ведении мичмана Л.В. Салова находились парикмахерская, прачечная, «сушилка», баня и другие хозяйственно-бытовые заведования.

На БПК «Свирепый» был свой штатный кок-инструктор (мичманская должность), но увы, ФИО самого первого кока-инструктора у меня в памяти не осталось («Виноват, молодой, исправлюсь!» - автор). Однако в подчинении мичмана-кока-инструктора находилось несколько матросов, в том числе хлебопёк, помощники кока, хлеборез. Кок-инструктор заведовал кладовой продуктов, холодильными камерами, камбузом, корабельной пекарней, посудомойкой, столовой личного состава, буфетами офицерской и мичманской кают-компаний. Подробно с этим хозяйством кока-инструктора БПК «Свирепый» я познакомился во время отбывания трёхсуточного наряда в посудомойке, которым наградил меня старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов.

Личный состав служб управления, обеспечения и обслуживания БПК «Свирепый» начался формироваться с момент активного освоения новостроящегося корабля, то есть с мая 1972 года, поэтому первыми в личном составе этих службы были (те, кто известен - автор):

Бельчинский Андрей Григорьевич, старший строевой, период службы 17.05.1970-05.1973,
Оспанов Тойбазар Жумагазиевич, старший писарь СДП, период службы 10.05.1970-05.1973,
Дондаков Батар Буяндрович, старший кладовщик, период службы 12.11.1970-11.1973,
Схабо Мадин Юсуфович, старший дозиметрист, 19.11.1970-11.1973 (был в составе одной из БЧ корабля),
Баранов Владимир Владимирович, плотник, период службы 12.05.1971-08.05.1974,
Киселёв Дмитрий Васильевич, старший хлебопёк, период службы 20.05.1971 (нашего уникального хлебопёка и кондитера Д.В. Киселёва буквально «выкрали» с корабля в день выхода БПК «Свирепый» на первую БС (боевую службу) 20.07.1973года - автор),
Красильников Борис Николаевич, санитар, период службы 10.05.1971-27.05.1974,
Кутепов Юрий Петрович, строевой-боцман, период службы 12.05.1971-05.1974,
Мозговой Игорь Евгеньевич, писарь, период службы 22.05.1971-05.1974,
Мырак Фёдор Афанасьевич, старшина 1 статьи, легендарный боцман, период службы 15.05.1971-03.05.1974.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Июнь. 1972 год. ГКП БПК "Свирепый". Первый в истории БПК «Свирепый» старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Сальников Александр Андреевич, период службы на корабле 02.1972 - 06.1973. А.А. Сальников был истинным советским кадровым офицером ВМФ СССР, строгим, справедливым, умелым, требовательным, чрезвычайно работоспособным. К сожалению, заболевание, не совместимое с пребыванием на корабле в боевом походе в открытом море, не позволило ему служить на флоте и идти с нами на первую БС в Северную Атлантику в июле-октябре 1973 года. Во многом А.А. Сальников зародил в экипаже БПК «Свирепый» первые истинно «свиреповские» традиции поведения офицеров, мичманов, старшин и матросов, их отношения к службе на нашем корабле. Чего стоит одно из любимых выражений старпома Сальникова на вечерней поверке: «Вы думайте, матрос Суворов! Думайте головой, а не головкой!». Редчайшее фото старпома, капитан-лейтенанта А.А. Сальникова во время ходовых испытаний БПК «Свирепый». В момент съёмки он смотрел в объектив моего фотоаппарата "невидящими глазами", задумался, но в следующий миг строго смутился, поджал губы и опустил лицо, потому что он из скромности не хотел, чтобы я его фотографировал.


Рецензии