По следам Адъютанта его превосходительства
В. Прохоркин подробно комментирует старинное фото с группой служащих Управления Сызрано-Вяземской железной дороги с женами на прогулке в калужском бору.
Рассказ прочитанный мною полтора года назад, сразу же после его публикации, по-прежнему привлекает читателей… И вот в одной из новых рецензий обращаю внимание на следующую фразу:
«Впервые узнаю, что помимо Сызрань-Рязанской железной дороги, начальником которой был отец капитана Кольцова из «Адъютанта его превосходительства» была, оказывается, еще и Сызрань-Вяземская».
Внимание привлек диссонанс – упоминание города в названии двух железных дорог и местонахождения одной из них в…Калуге. А почему не в Сызрани?
На опечатке «Сызрань-Вяземская» вместо «Сызрано-Вяземская» в тексте рецензии долго останавливаться не буду тем более, что его величество редактор MS WORD именно в названии «Сызрано-Вяземская» находит ошибку, а «Сызрань-Вяземская» благословляет на дальнейшее существование…
Но, возвращаюсь к теме публикации.
На необъятных просторах Интернета упоминание Сызрань-Рязанской железной дороги встречается в основном в тексте романа Болгарина И. Я., Северского Г.Л. «Адъютант его превосходительства», экранизацию которого в 1969 году осуществил Евгений Ташков в одноименном пятисерийном телевизионном фильме.
Почему я сделал оговорку «в основном»?
Одно упоминание «Сызрань-Рязанской железной дороги» встретилось в современной пародии, и оно явно позаимствовано авторами из популярного телефильма. Так что не буду комментировать это и не буду обозначать координаты этой пародии. Так как цицероновская фраза «Epistola non erubescit» сегодня актуальна как никогда.
Поисковик нашел также название «Сызрань-Рязанская железная дорога» на сайте «История, культура и традиции Рязанского края», где приведено фото путепровода в городе Ряжск, заимствованное из книги «Рязанско-Уральская железная дорога и ее район», 1913 года, но уже с современной ремаркой «Путепровод Сызрань-Рязанской железной дороги в Ряжске». Почему в обзоре Рязанско-Уральской железной дороги появляется упоминание и фото другой? Да и сама дорога почему-то названа «Рязано-Уральской».Да в ремарке к фото«Путепровод Сызрань-Рязанской железной дороги в Ряжске» допущена ошибка.
Столь пренебрежительное отношение к фактам не вызывает особого доверия к сайту, который позиционирует себя историческим. И здесь надо тщательно разбираться!
Но все попытки самостоятельно просмотреть оригинал этой книги пресекла система безопасности компьютера из-за наличия вредоносных программ на сайтах, где он размещен.
Слава Богу, что есть в Интернете источники важнейших архивов Российской империи!
То, что указанная пара современных интернет-источников содержат явные ошибки, убедительно доказывает «Список личного состава Министерства путей сообщения России 1916 года», найденный в архивах Библиотеки Царского села, который содержит сведения только об одной железной дороге - Сызрано-Вяземской и расположении ее Управления в городе Калуга.
Отсутствие Сызрань-Рязанской железной дороги в официальном перечне МПС России указывает на то, что этой дороги никогда не было. Уж кому как не чиновникам этого ведомства знать свои подразделения!
Скорее всего, это название Сызрань-Рязанской железной дороги впервые появилось в романе, и это не является каким-либо его недочетом. Напомню, как это было изложено авторами:
Итак, весна 1919 года… В Киеве в здании Всеукраинской Чрезвычайной комиссии, что размещается на площади Богдана Хмельницкого, Петр Фролов и Семен Красильников создают «легенду» для Павла Кольцова, которому предстоит внедриться «во вражескую офицерскую среду»:
«— Что делать, Петр Тимофеевич, родителей себе не я выбирал.
— А ты их на время смени. — Фролов вынул из ящика стола объемистую книгу «Списки должностных лиц Российской империи на 1916 год». Раскрыл книгу на букве «К». — Среди нескольких десятков Кольцовых мы нашли вполне для тебя подходящего: Кольцов Андрей Константинович. Действительный статский советник. Уездный предводитель дворянства. Начальник Сызрань-Рязанской железной дороги...»
Естественно, по мнению авторов романа Управление Сызрань-Рязанской железной дороги находилось именно в Сызрани:
«— Мой отец — начальник Сызрань-Рязанской железной дороги. Уездный предводитель дворянства, — спокойно, не скрывая потомственной гордости, отозвался Кольцов.
— Господи! Как тесен мир!.. — изумился полковник Львов. — Мы с вашим отцом, голубчик, встречались в бытность мою в Сызрани. У вас ведь там, кажется, имение?»
И еще одна цитата из романа:
«— Несколько раз встречался с его отцом. В Сызрани был уездным предводителем дворянства. Очень славный человек! — обстоятельно объяснял полковник Львов».
Так что можно смело утверждать: Сызрань-Рязанская железная дорога – продукт творческой фантазии авторов романа, и на это они имели полное право, ибо писали они не исторический очерк, а художественное произведение.
Я изначально сомневался в существовании «Списков должностных лиц Российской империи на 1916 год». Потому как некоторые исследователи считают, что число чиновников царской России достигало полумиллиона. И вместить информацию о них в одну книгу представляется очень проблематичным.
На помощь опять-таки привлек архивы Библиотеки Царского села, где разыскал «Адрес-Календарь. Общая Роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1916 год. Часть 1 и 2.» объемом в 1400 страниц. Пусть несколько с другим названием, но все-таки такая толстенная книга существовала.
Не поленился заглянуть в нее и на странице 328 нашлась информация о чиновниках Сызрани. Естественно, что уездным предводителем дворянства значился не придуманный авторами романа Андрей Кольцов, а Николай Николаевич Давыдов в звании камергера и действительного статского советника.
Но заглянув в губернский документ - «Справочную книжку и АДРЕС-КАЛЕНДАРЬ Симбирской губернии на 1916 год» обнаружил отсутствие в нем упоминания о Н.Н. Давыдове. По всей видимости общероссийский и губернский документы печатались не одновременно и на момент выборов уездного предводителя дворянства города Сызрань и Сызранского уезда исполняющим его делами был губернский секретарь Андрей Александрович Казаков.
Забавное совпадение отчества и начальной буквы в фамилии героя романа!
А кто же на самом деле был начальником Сызрано-Вяземской железной дороги?
В том же «Списке…» МПС найдена информация, что начальником дороги на тот период был инженер путей сообщения Щегловитов Вениамин Николаевич в чине штатного по Министерству инженера V класса – статского советника.
С Рязанью эту дорогу связывало то, что она проходила по территории Рязанской губернии через города Ряжск и Скопин. И именно в Ряжске Сызрано-Вяземская железная дорога пересекалась с Рязанско-Уральской железной дорогой, соединяющей города Рязань и Уральск.
Возможно, это дало основание авторам романа объединить в своем повествовании эти две дороги и «основать» Управление железной дороги в Сызрани.
Кстати, Управление Рязанско-Уральской железной дорогой также не находилось в конечных пунктах дороги, а размещалось в городе Саратов.
И в заключение немного информации о железной дороге.
Нынешняя сеть железных дорог России несколько отличается от существующих в 1919 году и дополнить архивную информацию помогает Википедия.
Сызрано-Вяземская железная дорога была образована в 1890 году при слиянии Моршанско-Сызранской, Ряжско-Моршанской и Ряжско-Вяземской железных дорог. Казённая по своему статусу, дорога протяженностью 1307 верст, соединяла города Сызрань и Вязьма.
Первый 122-вёрстный участок Ряжск — Моршанск был построен в 1867 г. Обществом Ряжско-Моршанской железной дороги.
Ряжско-Вяземская железная дорога открыта в 1874 году. Она включала в себя два участка Ряжск-Скопин и Скопин-Вязьма.
В том же 1874 году открылось движение по Моршанско-Сызранской железной дороге.
Сызрано-Вяземская железная дорога проходила по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Саратовской губерний. Дорога находилась в ведении МПС, а управление дороги было расположено в Калуге.
Какие же сведения о Сызрани можно встретить в архивах?
В «Справочной книжке и АДРЕС-КАЛЕНДАРЕ Симбирской губернии на 1916 год» есть информация не только о уездном предводителе дворянства, но и о железной дороге.
Станцией «Сызрань» Сызрано-Вяземской железной дороги руководил комендант подполковник Георгий Трофимович Речицкий.
А вот наличие второй станции в Сызрани меня несколько удивило – станции «Сызрань» Московско-Казанской железной дороги, место начальника станции которой в 1916 году было вакантным.
Как оказалось, эти две дороги связывала Сызранская ветвь Московско-Казанской железной дороги: Рузаевка — Инза — Сызрань.
Насколько я смог разобраться, эти две станции существуют и поныне. Это - Сызрань 1 — крупнейшая узловая станция Самарского региона Куйбышевской железной дороги и центральный железнодорожный вокзал города Сызрани Самарской области (Год ввода в эксплуатацию — 1874, Привокзальная площадь) и Железнодорожный вокзал Сызрань-Город (ул. Сланцевая, 2).
Нынче на карте можно найти и третий железнодорожный объект Сызрани - Железнодорожная станция «Кашпир» (ул. Маяковского, 41), скорее всего, построенный гораздо позже.
Свидетельство о публикации №218020801313
Наследный Принц 11.02.2018 16:29 Заявить о нарушении
Генадий Леонов 11.02.2018 21:33 Заявить о нарушении