Благодарность Юрию Веденину

Б.Б. Родоман

МОЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЮРИЮ ВЕДЕНИНУ

        Я точно не помню, когда я познакомился с Юрой Ведениным, а на поиски старых дневников у меня нет сил. Я вспоминаю прежде всего рекреационную экспедицию на озере Селигер в 1969 г. Я тогда служил в МГУ, а в эту экспедицию, как и во многие другие, приезжал за свой счёт в качестве незваного гостя. Там при изучении географами туристских стоянок и сети тропинок выяснилось, что поведение самодеятельных туристов и стационарных отдыхающих в природной среде может служить моделью формирования культурного ландшафта (Веденин, 1969, 1982).  Это открытие Юрия Александровича  и сделанный из него важный вывод, что какие-то малые процессы в ландшафте и человеческом обществе могут служить надёжными моделями больших процессов, меня очень вдохновило. 
        Институт Наследия возник на основе двух замечательных экспедиций – на Валаамские и на Соловецкие острова. Они проходили под эгидой Советского Фонда культуры, а их вдохновителем был академик Д.С. Лихачёв. Я участвовал только в первой, в конце лета 1988 г. Участники нашей экспедиции (десятка полтора) все были яркими личностями. От Института географии были Юрий Веденин  и мой друг Юлий Липец. Я представлял Всесоюзную лабораторию туризма и экскурсий.
        По результатам Валаамской экспедиции я написал лично от себя пространную записку о том, чт; надо делать с Валаамом. О передаче некоторых зданий восстанавливаемому монастырю говорится в первом пункте, а дальше – обо всём на свете: землепользование, строительство, сельскохозяйственные фермы, организация туризма, энергоснабжение, транспорт, охрана природы, переселение и социальное обеспечение жителей... Спустя 20 лет в Московском Доме журналиста мы вспоминали об этих экспедициях вместе с Ю.А. Ведениным.
        После изгнания меня из МГУ в 1984 г. я ютился в разных учреждениях, но участвовал в конференциях Института географии РАН и Института Наследия. После того, как один из отраслевых институтов, в котором я числился, изменил свой профиль до такой степени, что стал обеспечивать обучение детей-инвалидов и подготовку рабочих из числа коренных москвичей для нужд Москвы, мне пришлось уйти и оттуда, но меня спас –  подобрал и взял к себе в Институт Наследия Ю.А. Веденин.
        В 2003 – 2008 гг. я часто ездил на экскурсии Общества изучения русской усадьбы, в котором Юрий Александрович был председателем. Эти поездки очень помогли мне поддерживать знакомство с современной российской глубинкой, с сельской местностью, в которую иным путём я не попал бы. Времена, когда мне, географу, оплачивали командировки и экспедиции, давно закончились. Я жил на пенсию, а зарплату, получаемую в Институте Наследия, всю тратил на путешествия и выездные научные конференции.
        Я приходил в Институт редко, но зато как на праздник, в гости, заходил в комнаты, где сидели сотрудники, относившиеся ко мне тепло. Институт Наследия был моим последним пристанищем в служебно-зарплатной сфере. За эти восемь лет (2007 – 2015) у меня вышло около 132 публикаций – более четверти сочинений, опубликованных за всю жизнь.
        Стараниями и с помощью Ю.А. Веденина и Д.Н. Замятина в связи с  моим  80-летием  был подготовлен сборник «Теоретическая и гуманитарная география». Обложку для него придумал и нарисовал я сам, снискав одобрение у профессиональных дизайнеров, чем немало горжусь.
         Мне вообще очень повезло с начальством. С начальниками-чиновниками я почти не общался, от всяких контактов с ними я уклонялся месяцами и годами так успешно, что они обо мне забывали или, будучи часто сменяемыми, меня вовсе не видели. Я смог счастливо заниматься всю жизнь своими научными и литературными делами благодаря начальникам другого типа – настоящим учёным, которые для меня были покровителями:  Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин, Д.Н. Замятин, Ю.А. Веденин.  Именно этим четырём деятелям я обязан своей редкостной «академической свободой».
        Из веденинского гнезда, разорённого чиновниками, я вылетел в 2015 г. одним из последних, с триумфальной формулировкой «за прогул». Так завершился мой творческий прогул, продолжавшийся более 50 лет. По моим ощущениям, веденинский Институт наследия продолжает существовать в некотором теневом и виртуальном виде, о чём красноречиво свидетельствует  настоящий сборник. Обаятельный, добрый, жизнерадостный Юрий Веденин по-прежнему видится мне как лидер явно осуществившегося направления географии и культурологии, следы которого уже не вырубишь никаким административным топором.

Литература

         Веденин Ю.А.  К изучению эволюции рекреационных функций территорий.  –  Изв. АН СССР, сер. геогр., 1969, №  4.
        Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем.  – М.: Наука, 1982.

Б.Б. Родоман     13 марта 2017 г.

Опубликовано в кн.: // В фокусе наследия. Сб-к статей, посвящённый 80-летию Ю.А. Веденина и 25-летию создания Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва / сост., отв. ред. М.Е. Кулешова. – М.: Ин-т географии РАН, 2017, с. 655 – 656; 500 экз.

Подготовлено для «Academia.edu» и «Проза.ру» 8 февраля 2018 г.

 


Рецензии