Лыжная база

“Когда я переехал в Останкино 24 года назад, в Останкинском парке были лыжная база, прокат лыж и лыжня по периметру парка, 3 км. Теперь нет ничего, хотя парк весь остался. Поставили просто пару могучих заборов, расчленивших парк на куски, и скоблят дорожки! А лыжня их пересекала каждые 30 метров!»
Из московской прессы, зима 2011 год.


Каждую зиму, начиная с 5 класса, наши уроки физкультуры проходили в Останкино. Там под руководством нашего физрука, всё того же Виктора Ипполитовича, мы учились кататься на лыжах.
Происходило это так. Школьное расписание зимой изменялось.
Вместо того чтобы 2 раза в неделю заниматься физкультурой в спортивном зале, мы 1 раз в неделю после уроков ездили в Останкино.

Поскольку на лыжах мы катались часа 1,5 – 2, то и ездили мы в Останкино 1 раз в неделю.
Почему в Останкино, если рядом с нашей школой находился прекрасный, любимый всеми нами “Детский парк”? Потому что в Останкино был давным-давно проложен 3-х километровый лыжный маршрут, хорошо известный не только нам школьникам, но и студентам (для которых, в те времена, физкультура тоже была обязательным предметом), а так, же лыжная база, где желающие могли взять лыжи на прокат.

Родители наши были заранее школьной администрацией оповещены. И у большинства из нас уже были лыжи, палки, а также мешочки, которые надевались на лыжи сверху, для проезда в общественном транспорте.
В этот день уроки для нас заканчивались в 12 часов. Мы шли домой, обедали, переодевались, брали лыжи и отправлялись на остановку автобуса.

Поскольку жили мы все неподалёку от школы и согласно школьной инструкции по проезду до лыжной базы “Останкино” нам предстояло воспользоваться услугами автобуса № 24 или троллейбуса № 13, нет ничего удивительного, что около 13 часов дня на остановке Шереметьевская улица, собиралась стайка школьников в лыжных костюмах (читай штаны с начёсом, вязанные нашими мамами свитера и шапочки), с лыжами в руках.

Мы должны были доехать до остановки с незабываемым и очень милым названием “Кашёнкин Луг”. Услышав впервые это название, я почему-то сразу же представила себе роскошный заливной луг, такие луга я видела летом во время каникул на Оке. А ещё, конечно же, вспомнился рассказ И. Тургенева, «Бежин луг», который мы тоже проходили по литературе. 
По всей видимости, это название сохранилось с тех далёких времён, когда подмосковная деревня Останкино, была одним из многочисленных владений графа Шереметьева.
Но никаких лугов там уже давным-давно не было, была обычная московская улица, перейдя которую мы оказывались у бокового входа в Останкинский парк.
Недалеко от входа располагалась лыжная станция, где и поджидал нас Виктор Ипполитович.
Как я уже сказала, у большинства из нас лыжи были свои, но и те несколько человек, у которых лыж не имелось, за очень небольшую плату, брали лыжи на прокат. Для обладателей собственных лыж предоставлялась возможность оставить на базе, в гардеробе свою обувь на время катания на лыжах. Эта услуга, помнится мне, была просто бесплатной.
 
Первый год мы просто катались за Виктором Ипполитовичем по кругу небольшого футбольного поля, находившегося рядом с лыжной базой. В следующем году мы вместе с ним прошли не раз весь 3-х километровый маршрут. А ещё через год бегали по этому маршруту на лыжах на время.
Мне кажется, я до сих пор могу безошибочно пройти всю эту дистанцию, вот только уже не на лыжах, а пешком, бегать на лыжах здоровье уже не позволяет...

Славные были для нас времена!  Для некоторых из нас, в том числе меня, трудные, так как на коньках я каталась неплохо и даже посещала спортивную секцию по фигурному катанию, а вот на лыжах толком кататься я не умела...

Зимой Останкинский парк очень красив! В будний день, когда проходили наши уроки, народу в парке было совсем немного. Синички попискивают. Даже белочку можно было увидеть. Снег, морозец… Сказка!

Виктор Ипполитович едет себе впереди, легко и просто, как в игрушки играет! А мы уж изпыхтелись все и упали не по одному разу! И мальчишки в нас снежками кидаются! Кто-то из девчонок визжит. Кто-то стонет, потому что упал и встать не может, ноги переплелись, в лыжах запутался… 

Щёки огнём горят! Варежки все заледенели, а я их в карманы засунула, потому что не нужны они мне, мне и без них жарко! Слюна во рту липкая. Губы от непрерывного облизывания обветрились, вязаная шапочка сбилась на затылок, а я пыхчу как паровоз и за ребятами еле-еле поспеваю.

Было бы несправедливо сказать, что все мои одноклассники были такие нескладёхи как я! Большинство наших мальчишек и некоторые девочки оказались далеко впереди нас! А некоторые, например Сашка Южин, Мишка Семко не только наравне с Виктором Ипполитовичем проехались, но ещё и к нам вернулись, чтобы посмотреть как мы колупаемся и опять вперёд уехали, догонять впереди идущих.

Зато кумушки наши Надька и Ирка и утруждать себя не стали. Упав по одному разу, они лыжи поснимали и в сторонке за кустиками на лавочке уселись.
А к тому моменту, когда мы вернулись, опять лыжи одели и в хвост пристроились, вроде бы как они вместе с нами весь маршрут прошли.
В каждом классе есть такие кумушки-подружки! С отметками у них неважно, но зато, то части слухов и сплетен они далеко впереди всех! Ну да ладно, что уж теперь об этом вспоминать…

А уж как приятно было скинуть с усталых ног лыжи! Надеваешь обычную обувь и вдруг кажется тебе, что ступни стали как будто короче! И ножки делались непривычно лёгкими. Забавно…
После катания на лыжах мы не шли сразу же троллейбус, чтобы вернуться домой, а сделав небольшой крюк, шли к трамвайной станции.

Там был киоск для выпечки и продажи горячих пончиков. Лыжи мы ставили в сугроб сбоку от киоска, а сами собирались вокруг одного из высоких столиков, стоявших возле киоска
2 пончика и стакан кофе с молоком стоили не то 15, не то 20 копеек. Но в те времена деньги у нас водились чрезвычайно редко! Мы складывали все наши копейки в кучу  и на всю получившуюся сумму брали пончиков. Иногда это было 0,5 кг, иногда больше. И неважно у кого сколько копеек было, важно чтобы всем хватило по пончику и по стаканчику кофе.

Дело было конечно не в пончиках! Ведь для того, чтобы съесть пончик и выпить картонный стаканчик кофе, не так уж и много времени надо. Это был праздник! Пончики эти доставили нам столько радости и смеха, что я вспоминаю их до сих пор. Было нам в то время по 12- 13 лет. И казалось нам, что весь мир для нас! Такая  долгая-долгая жизнь впереди, где всех нас ждёт только счастье!

Мы громко смеялись, пачкались сахарной пудрой, бегали вокруг столика, благо народа вокруг не было никого, обжигаясь, пили кофе и опять смеялись чему-то...
И к троллейбусной остановке мы всегда подходили уже около 5 часов вечера.

Народ уже ехал с работы домой. Троллейбусы шли полные, а тут мы со своими лыжами. Но видно люди были тогда добрее. Ведь никто нас ни разу не обругал, не шпынял, а наоборот помогали протиснуться в уголок на задней площадке троллейбуса, помогали выбраться из него на нужной остановке.
Может быть пассажиры вспоминали своё послевоенное детство и юность, а может быть просто думали: «И мои детки где-то сейчас едут».

Давно это было. Лыжной базы уже давно нет. Останкинский парк перегородили заборами. А вот трамвайная станция осталось почти в том же виде, что и во времена моего детства. Вот только киоска, торгующего горячими пончиками, я там не заметила.


Рецензии
Приятные воспоминания. Детство - это так далеко и так прекрасно. Успехов вам.

Ади Гамольский   25.04.2018 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо!

Марья Рощина   25.04.2018 21:30   Заявить о нарушении