100 Сетевой график 15 марта 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

100. Сетевой график. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 15 марта 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, среда 15 марта 1972 года дневная температура: мин.: 0.1°C, средняя: 4.4°C тепла, макс.: 12.4°C тепла, без осадков.

В среду 15 марта 1972 года температура ранним утром уже была около нуля градусов и наши сменщики по дневной вахте часовыми при Сетевом графике строительства БПК "Свирепый" не видели и не ощутили морозную сырость сплошного инея в помещениях ГКП. Причём каждый день наш корабль ощутимо рос, вырастал, насыщался оборудованием и коммуникациями, приобретал красивую форму и содержание. Так, например, во многих отсеках и помещениях корпуса корабля начались изоляционные работы и покраска, на корабле густо запахло разными растворителями, химикалиями, красками.

Когда мы с Толей Телешевым после вечернего развода службы корабельного наряда опять пришли на ночную вахту в ГКП, нам наши сменщики сказали, что ближе к концу рабочего дня была большая группа "больших начальников", которые ругались так, что весь корабль сначала затих, а потом начал содрогаться в ритме их ругани. При этом кто-то из нервных гражданских так листал страницы огромного толстого журнала-альбома Сетевого графика строительства БПК "Свирепый", что в порыве гнева порвал сразу две страницы, а на других страницах они в запале начали что-то писать, вычёркивать, исправлять, рвать остриём шариковой ручки тонкую бумагу листов.

После того, как самый главный "начальник" сделал кому-то замечание, всё стихло, а потом они приказали-попросили нашего командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова "подклеить листы", как-то отремонтировать журнал-альбом, чтобы им можно было нормально пользоваться". Наши сменщики пытались что-то сделать с Сетевым графиком, но у них ничего не получилось толком и они передали нашему командиру отделения рулевых старшине 1 статьи Александру Кузнецову ключ от штурманской рубки и от ящика штурманского прокладочного стола, в котором хранился сверхсекретный журнал-альбом "Сетевой график строительства БПК "Свирепый".

Сначала Александр Кузнецов один закрылся в штурманской рубке и один "колдовал" над этим Сетевым графиком, потом позвал нас с Толей Телешевым и мы втроём сначала с любопытством открыли твёрдую картонную обложку огромного журнала-альбома, увидели первые титульные страницы со множеством разных печатей, подписей, надписей, а затем осторожно пролистали страницы до тех, которые были сильно изорваны (по диагонали снизу вверх - автор). Днём нам из заводского КБ принесли рулон почти прозрачной блестящей и гладкой кальки, тюбик с канцелярским клеем, канцелярские тупые ножницы, флакон чёрной туши, ручку с перьями и набор стеклянных трубочек с узкими кончиками, чтобы из них сделать рейсфедеры.

В 70-х годах XX века в СССР производили для канцелярских бумажных работ силикатный или канцелярский клей, вязкую мутноватую густую жидкость желтоватого цвета. От канцелярского клея на бумаге появлялись жёлтые пятна, чёрно-белые фотографии портились в тех местах, где были приклеены, а сам клей со временем терял свои свойства и рассыпался в труху. В журнале-альбоме Сетевого графика мы увидели много вклеенных прямоугольников из бумаги с написанным в них текстами, которые когда-то вклеивались, а затем начали отклеиваться и выпадать из страниц. Наши сменщики и Сашка Кузнецов попытались вырезать ножницами полоски кальки и этими полосками подклеить порванные места, но у них это получилось грубо, неряшливо, они испачкали клеем сами страницы, поэтому они слиплись, нарушили фактуру бумаги, а также нарушили отпечатанный текст в квадратиках и прямоугольниках Сетевого графика.

Мы дружно помянули скупых и прижимистых заводских конструкторов и достали из нашего "штурманского загашника" большую пластмассовую банку с крышкой - это был великолепный промышленный клей ПВА. Клей ПВА был изобретён и запатентован германским доктором Фритцем Клаттом ещё в 1912 году, с тех пор он начал распространятся по миру как универсальный клей. Клей ПВА создавал защитную плёнку и его стали использовать в 1937 году в США для покрытия автомобильных стёкол.

В 1939 году "воспитанник корейского профессора Итиро Сакурады учёный Ли Сын Ги при участии японский коллег Каваками и Масахидэ открыли волокно "виналон", созданный на основе поливинилового спирта. В 1941-1950 годах был открыт поливинилацетат, способ получения этина из карбида, преобразования этина (ацетилена) в винилацетат, а затем и преобразование его в поливинилацетат (ПВА). Клей ПВА пожаробезопасен, морозоустойчив, безопасен для организма человека (в малых количества). Клей ПВА - это универсальный клей, который используется почти везде и с любыми материалами, хорошо растворяется в воде и удобен в использовании. Главное, клей ПВА не кристаллизуется, сохраняет пластичность, имеет полимерные добавки, которые сохраняют целостность клеевого соединения даже если слой клея совсем тонкий.

Клей ПВА на заводе "Янтарь" использовался очень широко, но был для нас дефицитом, потому что кое-кто пытался разными способами извлечь из этого клея спирт и злоупотреблять им... Поэтому мы, конечно, имели в запасах штурманской рубки БЧ-1 большую банку промышленного клея ПВА, но не афишировали своё "богатство". Клей ПВА представлял собой белую, как сметана, суспензию на водной основе с лёгким, специфическим запахом. Мы, штурмана, использовали клей ПВА для склеивания бумаги, картона или древесины, пластмассы, органического стекла, пенопласта и других материалов. На корабле клеем ПВА клеили красивое бежевое пластиковое покрытие (типа фактурных виниловых обоев - автор) переборок кают, коридоров, кубриков, кают-компаний, столовой личного состава, ленкаюты, некоторых боевых постов, в качестве грунтовки перед покраской приборов, кронштейнов и узлов, проклеивали различные соединения и т.д. Причём наш промышленный клей ПВА был "супер клеем марки М", то есть наиболее качественным, густым, вязким, с большим количеством всяких специальных добавок, в которых мы ничего не смыслили...

Нашим клеем ПВА-М мы даже клеили изнутри штанины наших чёрных суконных брюк, чтобы они "держали стрелку". Этим клеем впоследствии я приклеивал к стендам наглядной агитации те фотографии, которые нельзя было отклеить и оторвать от ткани или иной основы стенда. Этим клеем ПВА-М я клеил листы линолеума к фанерной основе, когда вырезал гравюры, клеил янтарные кусочки, изготавливая прекрасный сувенир - "Янтарный грот с русалкой внутри". Этим клеем ПВА-М или ПВА-МВ с добавлением обыкновенного зубного порошка я делал шпаклёвку, которой заглаживал корпус модели БПК "Свирепый", который делал из обработанных и склеенных листов мелкозернистого плотного пенопласта (в 1973-1974 годах - автор).

Самое главное то, что клей ПВА в месте склейки выдерживает деформацию и при этом не ломается, шов эластичный, выдерживает частые перегибы, не трескается и не рвётся при нагрузках. Ещё одна особенность клея ПВА - это его пригодность в любое время, нужно только его хорошенько взболтать во флаконе и чуть-чуть разбавить водой. Когда клей ПВА долго хранится в покое, то сверху образуется плотная плёнка, которая бесполезна и её нужно удалить (выбросить - автор).

Всё о клее ПВА нам рассказал наш командир отделения рулевых старшина 1 статьи Александр Кузнецов, когда мы все вместе: он, я и Толя Телешев приступили к работе над восстановлением порванного журнала-альбома Сетевого графика строительства БПК "Свирепый", но нашей общей работы не получилось... Сашку Кузнецова, как помощника дежурного по кораблю, вызвали "в низы", Толя Телешев завалился спать, потому что ему через два часа нужно было меня сменять на вахте часового, а я остался один в штурманской рубке и мог с удовольствием и без помех посмотреть подробно этот сверхсекретный документ - "Сетевой график строительства БПК "Свирепый".

Я не помню как точно был оформлен журнал-альбом Сетевого графика, но у него была твёрдая картонная обложка с тиснённой надписью, титульный лист с наименованием и всякими грифами "секретно" и названиями учреждений и организаций, которые составляли и изготавливали этот Сетевой график и множество листов большого формата (А1), на которых были типографским способом напечатаны какие-то сетки линий, стрелок, квадратиков, прямоугольников, ромбиков и кружков. Все эти фигуры переплетались друг с другом, имели надписи как внутри, так и снаружи этих фигур, а слева каждой страницы по вертикали были надписи каких-то "уровней", "палуб", "отеков", "блоков", наименования какого-то оборудования и "изделий". Внизу каждой страницы была горизонтальная линия, на которой были отметки времени и дат (часы и дни).

На первых страницах Сетевого графика строительства БПК "Свирепый" я прочитал и узнал, что корабли проекта 1135 типа «Буревестник» разрабатывались в Ленинграде, в ЦКБ-53 (впоследствии «Северное ПКБ» - автор) в период 1964-1966 годов. Главным конструктором был назначен Николай Павлович Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга И.М. Стецюра, а общее руководство разработкой проекта осуществлял начальник ЦКБ-53 Владимир Евгеньевич Юхнин. Далее в пояснении к Сетевому графику было указано, что до БПК "Свирепый" на Калининградском ПССЗ «Янтарь» были построены головной корабль БПК «Бдительный» и БПК «Бодрый».

Сама книга-журнал-альбом меня поразила тем, что это оказался подробный график строительства, монтажа и пуско-наладки оборудования корабля, свод графиков, алгоритмов и таблиц. На каждой странице книги-альбома слева по вертикали были расположены строки с названиями палуб и объектов корабля, внизу страницы по горизонтали равномерно располагались деления, отмеченные часами рабочего дня (смены), над которыми по вертикали располагались очерченные границами столбцы. Каждая страница Сетевого графика – это расписание дел и работ одного рабочего дня одной рабочей смены. Пересечение строк объектов и столбцов часов рабочего времени образовывали на странице прямоугольные ячейки, в которых было написано конкретное рабочее задание (наряд).

Все рабочие задания-наряды имели кодировку, которая расшифровывалась внизу страницы, под линейкой времени, в сносках или в таблицах. Все прямоугольники, квадраты, ромбы и кружки на страницах Сетевого графика, то есть все рабочие задания-наряды и действия были соединены линиями с другими ячейками-заданиями по принципу последовательности, обусловленности и параллельности их выполнения. Таким образом, по этому Сетевому графику можно было в любой момент времени увидеть и узнать, где, в какое точно время сейчас работают или должны работать люди, какие выполняются или должны выполняться задания-наряды, работы и действия. В этой книге-альбоме даже подготовительные, снабженческие и обеспечивающие работы-наряды были указаны!

Я настолько восхитился умом, разумом, логичностью и продуманностью создателей этой сверхсекретной книги-альбома Сетевого графика, что навсегда приобрёл жгучий интерес к планированию, прогнозированию и системному мышлению. Волей судьбы я попал в штурманскую рубку во время несения охранной вахты на ГКП и познакомился с настоящим произведением конструкторского искусства, поэтому это восхищение осталось у меня на всю жизнь.

Я осторожно листал огромные гибкие и хрупкие страницы журнала-альбома и как-то сразу, одним взглядом, охватывал всё, что на них было. Когда-то в 7 классе (в 14 лет отроду - автор) я так читал по пять библиотечных книг в неделю. Мама не могла поверить, что я так читаю книги - смотрю на страницу и уже знаю, что на ней написано. Она даже несколько раз проверяла меня: даст "почитать-посмотреть" на незнакомый текст в книге 2-3 минуты, затем берёт у меня книгу, отходит и спрашивает: "О чём здесь написано?". Я ей отвечал и даже цитировал прямую речь, существенные факты из текста и рассказывал ей фабулу событий в прочитанном тексте. Наконец, мама мне поверила, но я так и не смог объяснить ей, себе, моему другу Славке Юницину и старшему брату Юре, как и каким образом я "читаю" текст книг, только взглянув на них...

Только один человек сразу же поверил в мои способности, потому что мой папа тоже в детстве и в школьные годы точно так же взахлёб читал книги и мог увидеть сразу весь текст на странице. Я ему даже рассказал, что в детстве я множество раз смотрел во сне любимые кинофильмы, например, фильм "Чапаев, от начала до конца (с титрами - автор). Просто перед сном "заказывал" себе этот фильм в сон и смотрел... Я только никому (ни маме, ни папе, ни Юре и даже Славке Юницину - автор) не рассказывал о том, что я также "смотрел" во сне "живые" иллюстрации из книг, например, из книги Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада" или Александра Дюма "Три мушкетёра". В моём воображении эти книжные иллюстрации оживали и двигались, действовали и поступали так, как было написано в книгах или немного иначе, как я желал...

Вот и теперь, я смотрел на страница книги-журнала-альбома "Сетевой график строительства БПК "Свирепый" и "видел" палубы, отсеки, внутренние помещения и боевые посты, вооружение, агрегаты и машины, которые должны были встать на свои места, смонтированы, обвязаны кабелями и трубопроводами, налажены и запущены в работу. Я "видел" напряжённый труд многих сотен рабочих, монтажников, наладчиков и специалистов, "видел" как вырастает и наполняется наш корабль, превращается в огромный и сложный живой организм. Была уже глубокая ночь, когда я перевернул последнюю страницу Сетевого графика, так и не осилив до конца представление заводских стендовых, швартовных и ходовых испытаний, не запомнив точно конкретных плановых дат сдачи тех или иных работ, объектов, испытаний. Я просто перевёл дух, только сейчас ощутил "собачий холод" нашей "железяки" и устало поплёлся будить Толю Телешева, который уже более часа спал вместо того, чтобы стоять на моём месте в штурманской рубке.

Кстати, я занял его место на раскладушке между двумя матрацами, улёгся, как был, в шинели и робе, только снял ботинки и носки, пристроил их на специальных кусках арматуры над электропечью ПЭТ-4 и накрылся своей спасительно огромной (не по моей худобе объёмной - автор) шинелью. Во сне я видел Сетевой график и те работы, которые производились и должны были производиться на нашем корабле. Я отчётливо видел, как в кукольном мультфильме, как крутятся стрелы и башни портовых кранов, как они поднимают и ставят на палубу корабля какие-то узлы и агрегаты, как шевелятся на строительно-монтажных лесах фигурки людей, как цепляют к якорям якорные цепи, а потом подтягивают якоря в клюзы, как устанавливают на места пусковые ракетные установки, локаторы, станции РЛС, в том числе разнонаправленные ажурные экраны-отражатели самой главной РЛС БПК "Свирепый" на вершине нашей мачты. Это видение было таким реалистичным и таким интересным, что я ещё некоторое время смотрел на это действо, а потом заснул с ощущением причастности к чему-то великому, значительному, волшебному, счастливому - я теперь знал и ощущал жизнь нашего корабля и он теперь был не "железкой", а живым организмом, как огромный человек-великан, Гулливер, которого лечат и возвращают к жизни лилипуты...

Теперь, по прошествии более 45 лет, после получения соответствующего высшего технического образования и практики работы на крупных современных предприятиях, я знаю, что такое "организационно-технологическая подготовка производства", но тогда в марте 1972 года я и представить себе не мог, что строительству любого корабля предшествует:
- отработка производства на технологичность; проработка и экспертное заключение по эскизному и техническому проекту корабля;
- разработка Основных положений по технологии и организации постройки корабля;
- разработка Графиков подготовки производства, в том числе создания и организации новых производств и участков;
- разработка комплекта документации для годовых планов работы предприятия;
- расчёт пропускной способности цехов и предприятия в целом (сколько тонн металлоконструкция они могут освоить за определённый срок рабочего времени - автор);
- разработка планов технического прогресса строительства корабля, в том числе планов и мероприятий по подготовке, совершенствованию производства, кадров и приобретению нового оборудования;
- разработка непосредственно конструкторской и технологической документации по проекту корабля;
- создание специальной оснастки и нестандартного оборудования.

На основе всего перечисленного создаётся Общий план по подготовке производства, который состоит из трёх отделов: график подготовки производства по проекту корабля, план технического прогресса и перечень специальной оснастки и нестандартного оборудования. Всё в этом Общем плане имеет конкретные наименования работ и объектов, сроки их исполнения и ФИО ответственных организаторов-исполнителей. Контроль выполнения Общего плана по подготовке производства контролируется специальными службами и руководством предприятия (ПССЗ "Янтарь" - автор).

Как только Общий план подготовки производства по проекту строительства корабля принят, утверждён и начинает действовать, так начинают выписывать сотни тысяч разных документов: рабочие чертежи, спецификации, ведомости, технологические карты, заявки, планово-учётные карты, накладные, ордера, требования, сменно-суточные задания и наряды, ведомости и журналы учёта, материальные и трудовые нормативы. Начинается оперативное планирование производства, заказ материалов, инструментов, оборудования, спецодежды, деталей, узлов,  изделий. В этой работе участвует огромный аппарат предприятия, в том числе мастера, бригадиры и отдельные высококвалифицированные работники. Вот почему практически все, весь трудовой коллектив Калининградского Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" непосредственно, фактически, реально и действительно участвует в строительстве боевых кораблей, в частности, БПК "Свирепый".

В результате создаётся "Генеральный график постройки корабля" - графическая информационная модель на основе сетевого планирования производства для создания (строительства) корабля. Этот Генеральный график создаётся в реальном масштабе времени (по дням и по часам - автор) и отображает последовательность выполнения важнейших (ключевых) работ по строительству (созданию) корабля. 200-250 основных типовых событий Генерального графика отображают процесс создания корабля от начала его проектирования до завершения строительства, то есть передачи заказа флоту. Генеральный или Сетевой график - это основной контрольный документ для Заказчика и Исполнителя, вот почему в штурманской рубке каждый день и вечер собирались крупные и высшие начальники и орали друг на друга, деловито отчитывались, потом яростно спорили, затем мирились, что-то исправляли в журнале-альбоме и просили нас, вахтенных "штурманцов" оформить эти исправления "красиво"...

На самом деле у нас в штурманской рубке хранился и использовался другой график - рабочий Сетевой график, в котором в соответствии с условными обозначениями и кодами, предусмотренными "Сводным перечнем кодов и наименований типовых событий", были отображены события следующих разделов: проектирование, подготовка производства, постройка, основные контрагентские поставки, электромонтажные работы и испытания.

В разделе "Проектирование" нашего рабочего Сетевого графика были наименования, сроки и ФИО ответственных за:
- межотраслевую и внутриотраслевую кооперацию по проектированию;
- выполнение опытных и макетных работ;
- разработку и выпуск рабочих чертежей, эксплуатационной и приёмо-сдаточной документации проекта корабля.

В разделе "Подготовка производства" Сетевого графика были наименования, сроки и ФИО ответственных за:
- капитальное строительство, реконструкцию и подготовку производства на предприятии;
- основные этапы конструкторской и технологической подготовки производства;
- заявки материалов;
- получение фондов на материалы;
- заявки на оборудование;
- получение фондов и материалов (больше всего ругани и с поров было здесь - автор);
- заявки на кабель и арматуру;
- получение фондов на кабель и арматуру.

В разделе "Постройка" Сетевого графика были наименования, сроки и ФИО ответственных за:
- технологию строительства корабля от начала обработки металла в цехах до предъявления корабля к швартовным испытаниям;
- изготовление деталей машиностроительной части с длительным циклом производства.

В разделе "Основные контрагентские поставки" Сетевого графика были наименования, сроки и ФИО ответственных за:
- основные этапы создания головных образцов оборудования;
- поставку головных образцов;
поставку важнейшего серийного оборудования.

По этому разделу Сетевого графика больше всех "ярился" наш командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, так как срыв сроков поставки стандартного или серийного оборудования отодвигал сроки ходовых испытаний и срок передачи корабля Балтийскому флоту, а кому из военных моряков хочется сидеть и работать на берегу, когда весь смысл корабельной службы - это выход в море на БС (боевую службу).

В разделе "Электромонтажные работы" Сетевого графика были наименования, сроки и ФИО ответственных за работы предприятий, выполняющих электромонтажные и пуско-наладочные работы.

В разделе "Испытания" Сетевого графика были наименования, сроки и ФИО ответственных за:
- спуск корабля на воду и перевод его на сдаточную базу;
- основные этапы испытаний.

Кроме кодов, обозначающих наименования и сроки выполнения событий в Сетевом графике были ещё указаны проценты технической готовности корабля на первое число каждого квартала года постройки. По этим процентам тоже были горячие споры начальства, так как от этих процентов, вероятно, зависела их зарплата и премия. Кстати, я так и не понял, почему наш рабочий Сетевой график был сверхсекретным? Обычный рабочий график, как на любом судостроительном заводе...

Все эти рабочие совещания начальников вокруг Сетевого графика строительства БПК "Свирепый" собирались с целью согласования исполнения разделов графика, урегулирования связей между исполнителями, согласования формулировок и кодовых слов граничных событий, а также для согласования окончательных сроков исполнения конкретных работ и "граничных событий" (эти слова я часто слышал во время совещаний начальства в штурманской рубке новостроящегося БПК "Свирепый" - автор).

Титульный лист Сетевого графика был подписан главным конструктором проекта 1135, начальником КБ, директором Калининградского ПССЗ "Янтарь" и директорами предприятий, которые выполняли электромонтажные работы, поставку, монтаж и наладку корабельного вооружения. Кроме этого на титульном листе были соответствующие визы утверждения Главного производственного управления Министерства обороны СССР. Кроме этого, в Сетевом графике были какие-то таблицы плановых данных для обработки на ЭВМ, но это мне было не интересно и я на них не обратил внимания.

Кроме Сетевого графика, который хранился и использовался в нашей штурманской рубке новостроящегося БПК "Свирепый", начальники и работники приходили с другими подобными большими книгами-журналами-альбомами и сверяли эти свои сетевые технологические графики с нашим - Генеральным сетевым графиком. В те книги-журналы-альбомы мы, моряки, естественно не заглядывали, но по аналогии могу предположить, что там были ещё более точные перечни работ, событий и процессов со сроками их исполнения. Дело в том, что те, кто приходил с этими альбомами, постоянно в них что-то правили, исправляли, уточняли, записывали в свои рабочие тетради и дневники. Я только однажды заглянул в один из таких Сетевых графиков и увидел, что там тоже на каждом листе слева по вертикали располагаются столбцом "структура разбивки работ", а сами работы показаны на графике в виде "предшествующей" и "последующей" горизонтальной линии до и после "события". Эти параллельные процессы-работы-события связываются друг с другом посредством "дуг связей".

Позже (в апреле 1972 года - автор) к нам в штурманскую рубку новостроящегося БПК "Свирепый" стали приносить ещё большие книги-журналы-альбомы - рабочие сетевые графики, количество событий в которых было уже десятки тысяч. Это были более подробные графики и диаграммы выполнения конкретных работ и событий по оснащению корабля и выполнению электромонтажных и пусконаладочных работ. Эти книги-журналы-альбомы были уже типовые и по ним выполнялись работы на всех новостроящихся кораблях проекта 1135 типа "Буревестник".

Меня больше всего поразила слаженность работы разных цехов и участков Калининградского Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь": работы по сетевому графику велись так, что в назначенное время заканчивали свою работу и сдавали ОТК и военпредам результат одни бригады, а им на смену тут же приходили другие бригады или работники, которым к этому моменту уже подносили нужные изделия, материалы, приспособления и инструменты.

Все работали очень чётко, точно и конкретно по соответствующим сменно-суточным заданиям, причём каждый знал, что вот в такое то время (час и день) он должен сделать определённую работу за установленное время, сделать и сдать тем, кто придёт делать следующую работу. Причём норму времени на выполнение сменно-суточного задания рассчитывали так, что оставался небольшой резерв на всякие ЧП. Если происходил сбой графика выполнения работ, то немедленно об этом сообщалось "по цепочке" бригадиров, начальников, диспетчеров и тут же вносились коррективы в рабочий график выполнения сменно-суточных заданий. Особенно это касалось рабочих графиков выполнения работ на стапеле, электромонтажных и наладочных работ, а также графика заводских швартовных и ходовых испытаний нашего корабля - БПК "Свирепый".

Кроме этого был ещё какой-то График закрытия построечных документов, из-за исполнения которого тоже "ломалось немало копий" в спорах начальников. Особо "жарко" было, когда до 25 числа каждого месяца утверждались номера построечных документов для их "закрытия". То же самое было с графиком закрытия швартовных документов. Были и другие графики, например, "каскадный график", но я их уже не видел, потому что получил боевое задание: "Принять участие в создании комплекса боевых инструкций и боевых книжек для офицерского, мичманского и личного состава экипажа БПК "Свирепый".

Фотоиллюстрация из книги А.С. Дробота "Свирепый" на страже Отечества". Калининград: Аксиос, 2015 -Стр.42.Сдаточная команда с руководством Калининградского Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь". 1972 год.


Рецензии