Знаменитые люди Таганрога - 2. Пётр Ханахбеев

Мне хочется рассказать о Петре Кузьмиче Ханахбееве, человеке, с именем которого много связано в Таганрогском морском порту и не случайно один из теплоходов назван его именем.

К сожалению, смогла найти о нём лишь скудную информацию на сайте «Исторические страницы Таганрога»

Вот она:
«Пётр Кузьмич Ханахбеев,  (1914-1986) - капитан Таганрогского морского порта. Трудовую деятельность начал в 1932. В 1936 окончил Политехнический институт и Мурманский морской техникум. До призыва в армию работал на заводе №31. В 1940 был назначен вторым помощником капитана ледокола «Садко» Мурманского пароходства. Во время Вел. Отеч. войны - старший помощник капитана теплохода «Осмуссар», участвовал в перевозке грузов в конвоях. Был участником знаменитого каравана PQ-17. С 1952по 1958 преподавал в Таганрогской морской школе. С 1963 - капитан Таганрогского рыбного, а затем грузового порта. 29.08.1989 на буксире, названном именем X., был поднят флаг. Нагр. орденом Красного Знамени, медалью «За оборону Заполярья».



Совсем немного для такой исторической личности. Зато я знаю человека, знавшего его лично и по моей просьбе Алевтина Крепинская написала воспоминания и опубликовала на сайте Проза.ру. 

Вот они:

«В Азовском море можно встретить теплоход-буксир «Пётр Ханахбеев». Человека, именем которого назван теплоход уже нет более двадцати лет. И никто из работающих на этом судне не знал его. Не знал, но слышал о нём, как о замечательном человеке.

А мне повезло. Именно повезло, знать его хорошо и работать с ним вместе.

Это Пётр Кузьмич Ханахбеев. Работали мы вместе в порту, я начальником отдела по коммерческой и грузовой работе, а он капитаном порта. Впервые увидела его на второй день моей работы в порту. Тогда я ещё не была начальником отдела, а начальником был Виктор Тихонович Алексеев. Пётр Кузьмич пришёл к нему.
 
У моего бывшего шефа Виктора Тихоновича не было друзей в порту, и ни с кем он не общался, кроме, как по делам. Но, Пётр Кузьмич был исключением. Его  он безгранично уважал и только с ним  мог разговаривать. А поговорить им было о чём. И один и другой отличались обширнейшим кругозором. Мне очень  нравилось, когда Капитан  приходил в наш кабинет.  Тогда я, притаившись в уголочке, и делая вид, что чем-то занята, слушала, о чем они говорят. Какие только темы не обсуждают эти два умнейших человека! Это и события в мире, и то, что и как было в древности, и какие изменения ждут землю в будущем. Слушать их интересно. Вот когда и зачем они изучали нашу галактику? Планеты, звезды и созвездия, тоже одна из тем их разговора. Слушала их, и понимала: как мало я знаю.

Капитана порта любили все в порту. И не только в порту. Его знали капитаны многих судов и, заходя в порт, обязательно привозили для него какой-либо необычный сувенир. И это нельзя назвать подношением. Делалось это очень искренне. Я любила бывать в его большом кабинете, заставленном множеством уникальных вещей. Здесь раритеты, которые можно рассматривать часами. В основном, всё связано с морем. Есть старинные приборы с затонувших кораблей, есть деревянные большие бруски, находившиеся в воде миллионы лет и сейчас больше похожие на металлические, есть уникальные старинные картины неизвестных авторов и тоже на морскую тематику, есть множество фотографий начала 20-го века, в которых запечатлена история нашего порта. Не рабочий кабинет, а настоящий музей. Пётр Кузьмич как-то даже предлагал сделать в порту музей, сетовал, что уже не молодой и беспокоился о сохранности своих уникальных вещей.  Не поддержали это его начинание. А он не зря беспокоился. После его смерти, а на работе он был до последнего дня, всё из кабинета исчезло неизвестно куда. Временно исполнял обязанности капитана его заместитель, а к  назначению нового капитана порта, кабинет уже был пустым. 

На самом деле, не только кабинет у Петра Кузьмича был уникальный, он и сам человек уникальный. В порту не было никого, кто бы его не любил. Также, с любовью и он относился к людям. И каждый думал, что Петр Кузьмич именно к нему относится по-особенному, выделяя из всех. Я тоже так думала, пока не поняла, что для него все люди особенные. Не знаю, сколько ему было лет на момент нашего знакомства, скорей всего возраст давно пенсионный, но это не чувствовалось. Он был активен, многим интересовался и многое знал. Вот такой интересный человек мне повстречался!

После перевода моего Шефа, как он говорил, в сторожа, Пётр Кузьмич не перестал заходить ко мне в кабинет. Теперь он уже беседовал со мной. Мне это нравилось, его обширные знания по многим вопросам меня удивляли, но  он никогда не подчёркивал своего превосходства, и мне не было стыдно перед ним, если я чего-то не знала.

В память о нём, у меня на дачке растёт виноград «Русский конкорд». Это он давал мне лозу для посадки.

А у моей сотрудницы Людмилы Ивановны хранится стихотворение, написанное им в её день рождения. Тогда, на огромном листе, состоящем из четырёх ватманов, моя дочь нарисовала дружеские шаржи на некоторых портовиков, а каждый из них возле своего шаржа написал поздравление Людмиле Ивановне. Я помню, как Пётр Кузьмич сказал: «Три дня писал. Хотел, чтобы красиво было». И такое у него было отношение ко всему.

Вскоре после смерти Петра Кузьмича в конце восьмидесятых годов, порт закупил новый буксир и дал ему имя этого замечательного человека. Теперь теплоход «Петр Ханахбеев» можно встретить в Азовском море.

Для нового поколения портовиков это легендарный, но незнакомый человек. А мне посчастливилось с ним работать и общаться»

Вот такие воспоминания об этом интереснейшем человеке.


Рецензии
Здравствуйте, Плайта!

Поздравляем Вас с Праздником Великой Победы - 9 мая!


Самое главное, чего хочется пожелать в этот день, это то, за что боролись наши деды — мира! Пусть над головой всегда будет ясное небо и яркое солнце. Желаю здоровья, радости и счастья.

И пусть победа сопутствует Вам везде и всегда, а рядом пусть будут только добрые и искренние люди.

С Великим Праздником!

С уважением,
Еремей.
А моя Алиса присоединяется к поздравлениям. Она сейчас читает роман "Смотритель" известного вам автора.


Еремей   09.05.2018 16:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Алиса!
Спасибо, Еремей!

Я Вас тоже поздравляю с Великим праздником!

Рада знакомству!

Плайта   09.05.2018 18:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.