Русские

Я однажды побывал в России,
Тянутся везде у вас равнины,
Ни конца им не видать, ни краю;
И куда там человек ни взглянет,
Видит, небо сходится с равниной...

Петр Петрович Негош (1813-1851),
великий поэт Сербии и Черногории

Огромное пространство, бескрайняя равнина является основным массовым символом русского народа. Горы, которые являются домом швейцарцев, их надёжной естественной границей, отделяющей своё от чужого, практически отсутствуют в России. Казалось бы, это делает страну уязвимой — на равнину легко напасть, причём с разных сторон. Но такое впечатление обманчиво — не один могущественный завоеватель попадал в ловушку бескрайних просторов.
Равнину легко заселять, по ней легко расселяться — возможность, которой сполна пользовался русский народ на протяжении своей истории. «Равнинность» русских связана со слабым ощущением границы, так как равнина по природе своей безгранична. Даже граница между Европой и Азией, де юре проходящая вдоль относительно невысоких Уральских гор, на деле таковой не является — ни у одного путешественника, пересекшего эту символическую границу, не возникнет отчётливого ощущения, что он пересёк границу, разделяющую две части света. Наверное, равнина развила в русском народе инстинкт равенства, что и проявилось наиболее полно в советский период его истории, когда всеобщее равенство стало утопической основой государственной идеологии на целых семьдесят лет…

(эссе является подражанием работе Э. Канетти "Массовые символы наций" в кн. "Масса и власть")


Рецензии
Интересные мысли: равнинность русских.
Но ведь и украинцы не менее равниннее, степнее и "бескрайнее" и поляки не менее "польнее", а ведь их-то легко завоевать.
Приветствую, Леонид!

Роман Шубин   02.10.2022 23:01     Заявить о нарушении
Да это я и не от себя как бы. А от того же Петара Негоша, поэта Черногории, в которой он сам, как гора одинокая, возвышается. Это у нас много поэтов - например, "гора" Лермонтов. Так что Пушкин, конечно, - это "все", но у нас есть также и другие "все". Так что само это "все" даже понимается по-другому, не как некое превосходство, а как занижение до середины, до обычного человека. Эту связь с простым человеком у Пушкина почувствовал польский еврей Тувим.
А вот у черногорцев Негош абсолютное "все", абсолютная высота, абсолютная гора. Его нельзя так похлопывать по плечу, как Пушкина Маяковский. И анекдоты о нем рассказывать. Я сам в этом убедился, когда участвовал в негошевской конференции.
Ну и вот, пожалуйста, черногорцы - это горные сербы, которые сумели отстоять свою независимость в жестких условиях перед османами. А относительно "равнинные" сербы - в то же время были под игом. Вот это и было такое удивление "горного" поэта, для которого равнина была экзотикой, причем равнина эта произвела тем большее впечатление, чем более она была большой и даже беспредельной. Так что дело тут в количественных показателях, и только. Если равнина имеет границу (как с польской историей), то завороженность от нее падает. Да ведь и "равнинная" Польша ограничивается в самом национальном сознании "другой", горной Польшей в татранского субэтноса. А Россия - это какая-то беспредельная равнина.
В общем-то, никакой я не открываю никакой Америки с "равнинной" Россией. Просто я решил написать "ремейк" Элиаса Канетти, действуя сообразно с моими скромными горизонтами.
Знаю-то я русских и поляков. На сербов и черногорцев, тем более на всех остальных, уже недостаточно информации, да и то она поверхностная.

Леонид Мальцев   04.11.2022 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.