Читая книгу Тайны Гениев

Иван Ефремов когда-то высказал мысль о том, что человеческий разум – это инструмент Вселенной, созданный ею для самопознания. Мне эта поэтическая мысль, безусловно, импонирует.
Михаил Казиник в своей книге «Тайны гениев» пишет: «Основная идея мышления Кузанского (1401–1461) в том, что Вселенная познается одновременно строжайшей математической логикой и мистическим незнанием… Если половину Вечности разделить на два – будет все равно Вечность. Вечность, деленная бесконечное количество раз, пребудет Вечностью! Таким образом, Вечность (или Абсолютный Максимум) не делится и не умножается. Что же это за расстояние между самым великим числом, которое всегда можно увеличить на единицу, и Абсолютным Максимумом?
Что заполняет его? Кузанский называет пространство между нашим исчислимым миром и Вечностью НЕ ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО, а переход из ограниченного мира в мир без границ
 Великое искусство – это вечное стремление Человечества заполнить пространство между любым возможным на Земле конкретным и управляемым числом и совершенно неуправляемым Абсолютным Максимумом. Человечество в своих духовных, полученных из Вселенских источников отправлениях всегда стремится постичь тайну этого пространства, ибо раскрытие тайны равносильно обретению Бессмертия. Кузанский пишет о том, что Бог и есть Абсолютный Максимум. Мы же на нашей Планете обладаем лишь такими величинами, которые можно преобразовывать. Таким образом, искусство – это вечное стремление выйти за пределы исчислимого пространства, приблизиться к истине. Этим   же  занимается   наука,   но  она  ограничена необходимостью  прибавлять, отнимать, делить и умножать… Пространство пусто не потому, что там ничего нет, а потому лишь, что оно неведомо нам, неисчислимо, необъяснимо с нашей земной точки зрения. Когда же Кузанский говорит о божественных орудиях сотворения мира, то называет таковых три, и в их числе – музыку. Это значит (следите внимательно за мыслью!), что Бог заполнял то, что Кузанский называет «пустое пространство», музыкой. Итак, что же получается? Если смотреть на переходное пространство из нашего исчислимого мира вверх, то пространство действительно ПУСТОЕ. Но если смотреть из Абсолютного Максимума, то есть сверху вниз, то оно заполнено музыкой. Ибо божественная музыка (или, как ее часто называют, «Музыка сфер»), согласно философу есть строительный  материал,  соединяющий  неисчислимое (Бесконечность, Бога, Вселенную, Макрокосм –  называйте,  как хотите, в соответствии с убеждениями, верой, кругом представлений) с тем, где появляется возможность вычислений (конечное, жизнь человека, планета или песочница, молекула или океан)».
Я привёл столь продолжительный фрагмент из книги Казиника для того, чтобы заинтересовать читателя этим вопросом, ибо Михаил Семёнович умеет это делать безусловно. С другой стороны моей целью было показать красоту, современность и грандиозность представлений философа 15 века. С моей точки зрения мир состоит из вибраций, возникающих и исчезающих в пространстве бесконечное число раз за бесконечно малый промежуток времени. Согласно открытиям квантовой физики микрочастицы способны возникать из виртуальности ( из небытия) и обмениваться местами с реальными частицами, исчезающими в виртуальном. Что значит «виртуальное»? Воображаемое. Мир мысленный, не существующий в реальности, не имеющий в реальности ни места, ни времени. Мир Вечности.
Безусловно, музыка, как явление, возникающее благодаря существованию звуков, существованию атмосферы, в том виде, в каком мы её воспринимаем, в космосе невозможна. Но с другой стороны, всякая вибрация – тоже музыка. Следовательно, музыкой в пустом пространстве является не то, что мы можем услышать, а само пространство. Ибо и у пустого пространства есть энергетическое поле. Поэтому, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, музыкой является всё сущее. И, поскольку возможен взаимообмен между виртуальным и реальным, то и Бессмертие возможно.
Не могу не поделиться напоследок ещё одной красивейшей теорией, изложенной в книге музыковеда и музыканта Михаила Казиника «Тайны гениев», с которой искренне советую ознакомиться всем, кому небезразлична классическая музыка:  «Альберт Эйнштейн как-то высказал предположение, что Вселенная – это слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя консистенция. Это не только научная догадка, но также и творческая.  Думаю, что лучшего образа, который может приблизить нас к пониманию фуги, нет. Ибо если предположить, что вся фуга – это целый пирог или Вселенная, то вступающая в разное время и в разных тональностях тема фуги – это гениальная догадка музыки о принципах строения Вселенной, воплощенная за несколько столетий до Эйнштейна и его теории относительности».

Михаи;л Семёнович Кази;ник (13 ноября 1951, Ленинград) — советский, российский и шведский скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт. Автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки, Музыкальный эксперт Нобелевского концерта   Огромное спасибо ему за прекрасные письма, за внимание ко мне и моему творчеству.
Подробнее с Михаилом Семёновичем  можно ознакомиться на его персональном сайте www.kazinik.ru


Рецензии