108 Учиться всем! 31 марта 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

108. Учиться всем! 67-й ОДСРНК ДКБФ. 31 марта 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, пятница 31 марта 1972 года дневная температура: мин.: 0.5°C, средняя: 2.7°C тепла, макс.: 5.8°C тепла, 7.2 мм осадков.

С понедельника 27 марта 1972 года в классах учебного центра 67-го ОДСРНК ДБКФ начались активные занятия по изучению должностных и боевых инструкций по Книге корабельных расписаний БПК "Свирепый". При этом не прекращалась участие экипажа корабля в работах по электромонтажу оборудования и прокладке кабелей. Нагрузка на нам матросов и старшин первого изначального экипажа БПК "Свирепый" резко возросла и каждый, кто не принимал участие в общих занятиях и работах сразу же естественно, закономерно и неизбежно становился изгоем, так как все остальные должны были учиться и корячиться на работах.

Интересно, что весенние ДМБовские годки и осенние годки призыва 1969 года, также, впрочем, как и остальные матросы и старшины, кому не довелось служить на БПК "Бдительный" и БПК "Бодрый" не могли похвастаться своей выучкой, корабельным и морским опытом, потому что, во-первых, мы были на берегу, а не в море, во-вторых, для всех, кроме нас с Толей Телешевым, вся техника и устройство корабля были новыми, незнакомыми, а в-третьих, всё равно, хочешь ты этого или не хочешь, но теперь предстояло всё учить снова, как молодому салаге, с "нуля". Причём учиться должны и вынуждены были все - от командира корабля капитана 3 ранга Евгений Петровича Назарова до самого молодого матроса, то есть меня и Коли Гилёва, да и то он на несколько дней "старше меня" по сроку службы...

Таким образом практически для всех и для каждого командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров и командир 67-го ОДСРНК в/ч 63982 капитан 1 ранга В.Н. Безносов поставили одну боевую задачу: "Учиться всем!". Наш первый замполит капитан-лейтенант В.А. Тихонов и первый комсорг лейтенант Н. Судавок сразу же предложили комсомольцам взять на себя социалистическое обязательство выучить все нормативные документы и боевые книжки только на оценку "отлично"! (практически наизусть - автор) и начать соревноваться между боевыми частями на успешную сдачу экзаменов на классность и досрочное получение воинских званий и должностей (в связи с уходом ДМБовских годков весеннего призыва 1969 года в запас - автор).

С последним предложением почти все согласились "на ура" и начали готовиться к экзаменам на классность, а вот с лозунгом и обязательством "Учится, учиться и учиться!" было туго, потому что для многих ребят легче целый рабочий день кабель протягивать из помещения в помещение, чем сидя за партой, зубрить какие-то витиеватые инструкции. Вот почему многих ребят-специалистов, например, радиотелеграфистов и радистов БЧ-4, а также сигнальщиков-наблюдателей командировали на стажировку на узлы связи и на другие корабли. Нас с Толей Телешевым, как прошедших службу на родственном нам корабле пр.1135 БПК "Бодрый", да ещё с выходом в море на ходовые испытания, оставили в Дивизионе-Экипаже и мы должны были активно участвовать в монтаже и наладке штурманского оборудования, рулевых устройств, средств связи и аварийного управления рулём, совершенствоваться в штурманском деле.

Особенно требовательно к теоретическому и практическому обучению командиры и начальники отнеслись к личному составу БЧ-5, они должны были постоянно участвовать в монтаже и наладке всех без исключения машин и механизмов, своими руками, ногами и головой изучить все помещения, все трубопроводы, всю арматуру, все выключатели, рубильники, светильники и проводку, проверить все схемы коммутирования, опробовать все машины и механизмы на разных режимах работы. Тоже самое требовалось от личного состава радиотехнической службы РТС, а также от "румын" (БЧ-3) и "рогатых" (БЧ-2). Так что все "пахали", как "папы Карло".

Только теперь, несмотря на то, что я участвовал в изготовлении почти всех инструкций, боевых книжек и документов сводной Книги корабельных расписаний, я смог их осознанно почитать и изучить (не все, конечно - автор). Дело в том, что когда мы печатали и читали тексты, то мы их совершенно не запоминали, отчитал, напечатал, сдал работу и забыл. Теперь же мне предстояло по-новому всё прочитать, изучить и запомнить. Хорошо, что с нами были наши командиры боевых частей и офицеры - командиры батарей и боевых постов, они как-то лучше нас объясняли простыми словами то, что было написано в этих инструкциях корабельного боевого и повседневного расписания.

Оказалось, что Корабельные расписания - это свод (сборник) секретной служебной документации, который организует распределение членов экипажа корабля по боевым постам и командным пунктам, определят порядок использования корабельного вооружения и технических средств, выполнения боевых и повседневных обязанностей, работ и мероприятий. Корабельные расписания - это свод должностных инструкций и обязанностей личного состава экипажа корабля в повседневных и боевых условиях, конкретный корабельный повседневный и боевой распорядок дня и работ. Фактически Корабельные расписания - это конкретизированные для отдельного боевого корабля правила корабельного устава ВМФ СССР. Все корабельные расписания сводятся в одну большую Книгу корабельных расписаний - свод, если хотите, законов и правил жизнедеятельности боевого корабля и его экипажа. Приложениями к Книге корабельных расписаний являются должностные инструкции командиров, офицеров, мичманов и боевые книжки личного состава, с подробным изложением всех служебные обязанности членов экипажа по всем боевым расписаниям.

Вскоре я изучал и запоминал своё боевое расписание рулевого БЧ-1 с боевым номером 1-5-11 по боевой тревоге (боевой готовности № 1), по боевой готовности № 2, по приготовлению корабля к бою и походу, по борьбе за живучесть корабля, а также изучал боевые расписания по борьбе с подводными диверсионными силами противника, по специальной обработке корабля, по приёму и сдаче боеприпасов, расписание работы корабельной подрывной команды, а также, вдруг, с изумлением узнал, что по боевому распианию мой боевой номер, то есть я, включён в абордажную команду...

Одновременно мы все, рулевые и штурманские электрики, совместно изучали повседневные корабельные расписания по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств, по постановке на якорь, бочку, швартовы и снятию с них, по буксировке, по приёму и передаче (твёрдых, жидких, взрывоопасных и т.п.) грузов на ходу, по каютам и кубрикам для жилья, по приборкам, по дежурствам и вахтам.

Кроме текстовых расписаний и инструкций мы изучали схемы технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, знакомились с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерацией личного состава корабля; со схемами по приготовлению корабля к бою и походу, схемами построения личного состава на палубе корабля для разных случаев и т.д. От обилия информации голова шла кругом, что-то запоминалось, что-то проскакивало мимо ушей, а что-то было очень интересным и я задавал вопросы старшему лейтенанту Геннадию Федоровичу Печкурову, нашему командиру БЧ-1, за что неизменно получал тычок в бок от командира отделения рулевых старшины 1 статьи Александра Кузнецова. На флоте не принято матросам задаваться вопросами, на флоте матросам принято на вопросы отвечать, приём не словами, а делом...

Характерно, что в процессе обучения в учебном центре 67-го ОДСРНК и постоянных тренировок на новостроящемся БПК "Свирепый", командир корабля, командиры боевых частей и лично старпом всё время корректировали и дополняли-изменяли корабельные расписания, так что меня иногда запирали на несколько часов в "ленкаюте" и я под диктовку или с рукописных листов опять печатал новые экземпляры корабельных расписаний и документов. Таким образом, в течение апреля 1972 года каждый офицер, мичман, старшина и матрос первого изначального экипажа БПК "Свирепый" (кроме весенних ДМБовских годков - автор) имел свои должностные инструкции, боевые номера и боевые книжки, знал их и мог в любой момент ответить на любой вопрос по соответствующим боевым и повседневным расписаниям.

Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников добились того, что к началу швартовных и заводских ходовых испытаний каждый командир боевой части имел двух подготовленных заместителей из числа офицеров, то же самое касалось и мичманов, которые могли замещать друг друга. Кроме этого годки призыва ноябрь-декабрь 1969 года могли замещать мичманов на посту командиров групп и команд, боевых постов. Движение боевого замещения, то есть замены в бою выбывшего товарища, в первом экипаже БПК "Свирепый" стало массовым, соревновательным, героически игровым. Годкам, которые не хотели показывать виду, что они тоже учатся работать и действовать на корабельном вооружении, путём имитации ранения или выбытия из строя, перепроверяли себя, обучали себе смену-замену. Вот почему вскоре из-за плотного режима боевой подготовки, среди годков и подгодков образовалась крепкая дружба, деловое взаимопонимание и традиционная флотская преемственность.

Старшины, выполнявшие особо ответственные должностные обязанности официально по корабельному расписанию имели по двум заместителям, остальные - по одному заместителю, а матросы учились тренировались так, чтобы в любой момент можно было заменить своего товарища. Порядок замещения определялся не по лояльности к старшему по званию или по должности, а степенью подготовки и объявлялся приказом командира корабля. Эти приказы о боевом замещении по корабельным расписаниям помогли командиру БПК "Свирепый" капитану 3 ранга Е.П. Назарову и старпому капитан-лейтенанту А.А. Сальникову создать крепкий костяк офицерской, мичманской и старшинской структуры первого экипажа корабля.

Все без исключения в экипаже БПК "Свирепый" сдавали зачёты по боевым корабельным расписаниям по боевой тревоге, проходили тестовые практические испытания, в том числе по смежной специальности, по специальной подготовке, по управлению и использованию оружия и технических средств корабля (боевой части, службы, боевого поста). Я, например, сдавал зачёт и экзамен по этим темам командиру БЧ-3 старшему лейтенанту О.А. Белонину и старпому капитан-лейтенанту А.А. Сальникову (сдал на оценку "хорошо" - автор). Наш командир отделения старшина 1 статьи Александр Кузнецов и штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров сдавали зачёты командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову и флагманскому специалисту 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей капитану 3 ранга Юрию Николаевичу Ивченкову (период службы в бригаде - сентябрь 1971 - январь 1976). Сан Евгений Петрович Назаров тоже сдавал зачёты, вероятно, командиру 67-го ОДСРНК капитану 1 ранга В.Н. Безносову и, возможно, командиру 128й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей капитану 1 ранга Николай Николаевичу Захарову (фамилии командиров бригады и флагманских специалистов автор использует из книги А.С. Дробота "65 лет на службе Отечеству", Калининград, Аксиос, 2017).

Вот конкретный перечень боевых расписаний боевого корабля:

расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями КП, боевых постов и нумерации личного состава корабля;
расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой;
расписание по приготовлению корабля к бою и походу;
расписание по борьбе за живучесть корабля;
расписание по приёму и сдаче боеприпасов;
расписание корабельной подрывной команды;
расписание по специальной (противорадиационной, противохимической и противобактериологической) обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

Кроме указанных боевых расписаний на боевых кораблях имеются:

расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;
расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (далее - ПДСС);
расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;
расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;
расписание по постановке и уборке тралов и охранителей;
расписание по приготовлению и постановке мин;
расписание по приёму и высадке десанта со схемой размещения личного состава и техники на корабле и высадки корабельного десантного подразделения.

Повседневные корабельные расписания:

расписание по заведованиям, по осмотру и проворачиванию оружия и технических средств;
расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);
расписание по буксировке со схемами буксировки;
расписание по приёму и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;
расписание по каютам и кубрикам для жилья;
расписание по приборкам.

Кроме указанных повседневных расписаний на кораблях имеются:

расписание по затемнению корабля;
расписание по спуску и подъёму плавсредств.

В каждом расписании, инструкции или боевой книжке указываются: место действия (КП, боевой пост, отсек, помещение, часть корабля), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера старшин и матросов. При этом фамилии личного состава вписываются только в расписания по боевой тревоге и в табель нумерации личного состава корабля. В расписании по боевой тревоге, кроме того, указываются заместители (замещающие). Действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» и по оказанию помощи раненым указываются в расписании по боевой тревоге в виде дополнений к основным обязанностям старшин и матросов.

Все расписания (боевые и повседневные) вносятся в Книгу корабельных расписаний, в которую дополнительно вкладываются:

корабельная боевая схема;
схема боевой организации корабля;
схема повседневной организации корабля;
схема расположения и нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов систем пожарной и водяной защиты;
схема расположения газонепроницаемых помещений корабля;
маркировка водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий.

Кроме этого к Книге корабельных расписаний прикладывается Сборник боевых инструкций личного состава корабля (контрольный экземпляр всех боевых книжек).

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех КП (командных пунктов), боевых постов, отсеков и других помещений корабля, а также расположение средств и линий внутренней связи. На схеме боевой организации корабля показываются только КП и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге. В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин и матросов по боевой тревоге, применению оружия и использованию технических средств в бою и в борьбе за их живучесть, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, химической тревоге и радиационной опасности, по специальной обработке корабля и личного состава, оказанию медицинской помощи раненым и пораженным. Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.

Книга корабельных расписаний аккуратно и ровно собирается, прошнуровывается, все листы нумеруются, вся книга опечатывается корабельной печатью военной части. У командиров боевых частей были свои сводные книги соответствующих расписаний, а у матросов и старшин - боевые книжки. Все эти документы были секретными и строгой отчётности (ответственности).

Обучение и тренировки по корабельным боевым и повседневным расписанияфм были жёсткие, суровые, беспощадные, ежедневные, постоянные и регулярные, причём обучение велось с первого раза (предъявления), то есть если не усвоил материал, то сам виноват, спрашивай у товарищей, тренируйся с ними, навёрстывай. Таким образом командир корабля и старпом естественным путём заставляли всех в первом изначальном экипаже не расслабляться, не лениться, не отставать, а наоборот, стремиться вперёд, совершенствоваться, развиваться, становиться опытнее. Примечательно, что когда разомлевшие весенние ДМБовские годки, которые мнили себя сверх опытными специалистами, пришли на наш новостроящийся БПК "Свирепый", чтобы по традиции принять участие в "годковском аккорде", то они оказались никчёмными, отставшими, неумелыми и им досталась только самая тяжёлая, грязная и не эффектная работа...

Вот так в течение практически всего двух месяцев март-апрель 1972 года из анархической вольницы списанных и отверженных с кораблей Балтийского флота матросов и старшин возник и сплотился в единый живой боевой организм первый изначальный экипаж новостроящегося боевого корабля БПК "Свирепый", который к 1 мая 1972 года уже жаждал полностью перейти на корабль и приступить к ходовым испытаниям, к выходам в море. Осталось только каким-то образом изжить и переломить порочные традиции флотской годковщины...

Фотоиллюстрация: 31 марта 1972 года. Схема БПК пр.1135 типа "Буревестник" из типовой Книги корабельных расписаний. Обозначения на схеме: 1 - буксируемая антенна ГАС "Вега"; 2 - 76-мм АУ АК-726; 3 - ПУ ЗРК СО "Оса-М"; 4 - АП РЛС СУ "Турель"; 5 - 533-мм четырёхтрубный ТА; 6 - АП СУ ЗРК СО "Оса-М"; 7 - РБУ-6000; 8 - ПУ ПЛРК "Метель-4"; 9 - АП СУ ПЛРК "Муссон"; 10 - АП РЛС "Ангара"; 11 - АП ГАС "Титан-2"; 12 - носовое машинное отделение; 13 - главный редуктор; 14 - кормовое машинное отделение. Эта схема точно соответствует внутренней компоновке БПК "Свирепый".


Рецензии