Евреи и Израильтяне

Так уж вышло, что на военной кафедре нам преподавали языки и психологию. Был даже особый предмет: "Национальная психология". Да, не только люди, но и нации имеют определенные психологические особенности. Так, как мне пришлось долго жить, учиться и работать за границей, а изучал я психологию, то интерес к национальной психологии у меня не пропадал и я сделал кое-какие выводы, которыми хочу поделиться с вами.

Все психологи мира знают и пользуются знаменитой схемой Эрика Берна, по которой можно сразу определить базовые жизненные позиции личности (и нации). Вот эта схема:

1. Я, мы - хорошие. Они(другие) - хорошие. Мир - хороший. Бог - хороший. Самая редкая позиция успешного и счастливого человека.

2. Я, мы, - плохие. Они - хорошие. Это позиция неудачника, который рано или поздно разрушит свою жизнь.

3. Я - плохой. Они, мир, бог - тоже плохие. Это позиция человек отвернувшегося от жизни, который тихо сходит с ума или живет в придуманном мире русских народных сказок.

4. Я, мы - хорошие. Они - плохие.
И вот эту позицию часто занимают те, кто добился успеха, но не построил хороших отношений за пределами своей группы.

Теперь давайте посмотрим на эту последнюю позицию с точки зрения национальной психологии. Не надо только кидать в меня камнями. Я высказываю только свою точку зрения и делаю это потому, что считаю: она может помочь увидеть некоторые национальные проблемы и, возможно, решить их.

 В мире полно людей с такой позицией и она, как по мне, лучше чем 2я или 3я. У этой позиции есть тот недостаток, что люди-то ее чувствуют и в вас поддерживают. Ясно, что такая позиция защищает ее носителя от враждебного мира. Куда деваться? Все в конечном итоге имеет свой резон. Многие евреи, уехавшие из СССР в Израиль, а среди них было у меня достаточно знакомых, часто делились со мной именно таким вот резоном: Мы - хорошие, мы умнейшая нация, но нас здесь не любят, нам суют палки в колеса, мешают жить. Это не просто констатация факта. Это именно, что - позиция.

Страна сменилась, а установка осталась. Но в Израиле-то свои. И посмотрите, как чудесно и здорово эта позиция проявляет себя! Посмотрите, какое чудесное государство отстроили себе израильтяне. Если бы мы здесь в России могли хоть чуть-чуть приблизиться к тому уровню взаимопомощи, поддержки, любви к себе самим,  как там, то коммунизм был бы построен! Эта позиция, кстати чудесно сплачивает любую группу людей, семью, коллектив. Но, как поется в песне: "Русские, русские... но зачем, чтоб быть сильней, на нужна беда?"
Мы сплачиваемся только тогда, когда внешний враг у ворот. Увы.

Однако, как бы не была хороша эта позиция, она недружелюбна к другим. К чужим. И хотят того израильтяне или нет, но даже если во всем виноваты треклятые арабы вокруг их маленького государства, войны не прекратятся.

Мне, как русскому человеку, конечно ближе проблемы моей Родины. И, как вы поняли,  я считаю, что русские плотно сидят на 3й позиции, а мир вокруг нас и "проклятые либералы" очень боятся, что в нас проснется национальное самосознание и дух патриотизма. Но делать что-то надо...


Рецензии