Советский Стасов, или Всё ли дело в профиле

   Хороший статус в профиле - как мотор, заводит, даёт мотивацию, стимул, энергию, остальное - дело техники. На Прозе вместо статуса - резюме, самопрезентация. Тоже хорошо. Настоящий профессионал даст фору любителю, но у любителя - свои плюсы, из которых главный - свобода творчества. Выдающийся советский музыковед и крупный композитор Борис Асафьев как-то сказал: "В конце концов, техника есть умение делать то, что хочется. Но на всякое хотение есть терпение..."

   А он, несомненно, был профессионалом. Его творческий арсенал: 28 балетов, 11 опер, музыка к драматическим спектаклям, 4 симфонии, не говоря уже о малых формах.
   
   Борис Владимирович шёл к своему статусу  доктора искусствоведения, Народного Артиста СССР, Академика АН СССР, Лауреата двух Сталинских премий непростым путём.
 
   Родился в 1884 году в семье служащего, где ему привили первоначальные музыкальные навыки. Гимназия, далее учёба одновременно в Петербургском университете (историко-филологический факультет) и консерватории, в которой в послереволюционные годы создал историко-теоретическое отделение.

   Педагог, профессор, музыкальный критик (печатался под псевдонимом  Петр Глебов). Создание Ассоциации современной музыки, Высшие курсы искусствознания. Как впоследствии вспоминал один из его студентов, Друскин М.С., Асафьев - не был педагогом в обычном смысле слова, но, будучи первооткрывателем в своей области исторического музыковедения, обладая уникальным "слухом времени" (его работа "Слух Глинки", 1950 г.), растил индивидуальности, делясь со слушателями всем, что смог "услышать" своим внутренним слухом. Его изумительная интуиция и высокий профессионализм нашли отражение в точном подходе к отбору фактического материала и глубоком анализе и оценке музыкальных произведений.

   Его выдающиеся работы о русской классике: композиторах М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском, а также статьи о творчестве современных ему С. С. Прокофьеве, Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, В. Я. Шебалине; анализ творчества выдающихся зарубежных композиторов ХХ в., о чём он неоднократно и много писал, являют собой лучшие образцы советской музыкальной критики, возводя его на пьедестал одного из основоположников советского музыковедения.

   Человеку следует тщательно выбирать профессию. Любимая, она будет сопровождать человека всю жизнь, даря радость открытия и успех. Нелюбимая, будет раздражать, подобно нелюбимой жене и, в конце концов, может способствовать эмоциональному выгоранию дотла. Конечно, кризисы есть у всех. Но воробей вряд ли воскреснет из пепла в отличие от феникса. Асафьев понимал силу творческого вдохновения.  В его музыке звучит она стихией огня (балет "Пламя Парижа"), стихией воды ( "Бахчисарайский фонтан"), нервом и болью отзываясь в "Утраченных иллюзиях" ( балет по роману О. де Бальзака).

   Советский Стасов, Асафьев желал донести до зрителя и слушателя лучшее в музыкальной культуре, проповедником и просветителем которой был всю свою жизнь до самой смерти в 1949 году. Через всю жизнь он пронёс любовь к музыке, которой служил и как профессионал, пройдя путь от простого критика до основоположника советского музыковедения, - и как любитель, сохраняя данное вольному художнику творческое начало.

18 февраля 2018 года
   


Рецензии