Графиня поневоле часть тринадцатая
Лизавета вспомнила, как в один свой приезд, подруга в качестве спутника привезла с собой одного столичного мастерового, как она сама сказывала живописца с очень тонким восприятием людской натуры и природы родной. Также сказывала, что сей мастер постигал нюансы живописи и ваяния в самой Италии, Венеции, общался тамошними мастеровитыми талантами.
И в тот самый приезд, а было это в разгар летней поры, когда всё вокруг в цвету, небосвод бесконечно и бескрайне синий, а солнца… С раннего утра печёт, вода в речке словно парное молоко, так и просит окунуться. Детвора, та что ещё не приспособлена к хозяйственным делам, то и дело бегает на речку, старушки древние и те дома не сидят, выходят на улицу, косточки свои солнечным теплом размять.
В одно утро,едва Лизавета, отойдя от сна, приводила себя в порядок, прибежала к ней подруга:
- Лизонька! Лизонька!
Лизавета даже испугалась, не случилось ли чего. Поспешно открыв створку окна, отозвалась:
- Что случилось-то, Иринка? Кричишь, будто пожар где…
Ирина, уже принаряженная, стояла перед ней и вся сияя от радости, ещё неизвестной ей. Смахнув с лица непослушную прядь волос, Ирина наконец раскрыла рот:
- Лизонька, мастеровой к тебе послал…
- С какой такой радости он мог за мной послать? Я его и в глаза-то не видела, - открестилась Лизавета, засмутившись сразу.
- Ты может статься и не видела, а вот он, человек тонкой душевной натуры, сразу приметил. «Вот оно как, неделю в городе живёт, а как заговорила», - про себя заметила Лизавета, но вслух же ответила:
- И что ему могло понадобиться от меня человеку тонкой душевной натуры, - передразнивая пропела она.
- Портрет, говорит, хочу маслом написать с неё…
- Что? Каким маслом? Да меня тятенька опосля энтого на улицу не выпустит…
- А мы про портрет никому не будем говорить…
Идея, пусть и бредовая, заинтересовала тогда Лизавету и после небольших препирательств, больше для виду, она согласилась позировать. Иринка, постаралась и нашла всё необходимое для наряда, каковой требовался мастеру для портрета.
Художник, худощавый и высокий ростом мужчина лет тридцати пяти-сорока, с небольшой бородкой клинышком, тонкими длинными пальцами оказался весьма любезным. Пока он занимался подготовкой к работе, устанавливая мольберт, палитру и краски, пытался одновременно разговорить Лизавету, правда делал это своеобразно. Сначала поинтересовался, местными новостями, о чём Лизавета ничего не могла поведать, поелику только отошла от сна, а после и напрямую спросил:
- Лизавета, я правильно назвал Ваше имя?
- Да.
- Лизавета, Вы не станете противиться, коли я напишу Ваш портрет? У Вас исконно русское лицо, а я вот, работаю над серией работ, и мне просто необходимы образы юных девушек…
- Почему Ваш выбор пал именно на меня?
- По правде, Вас мне присоветовала Ирина, а теперь видя Вас воочию, сам убеждаюсь, что она ничуть не ошиблась и благодарю её за содействие…
- А что за картина будет?
- Да, покамест, только задумка.
Вернувшаяся Иринка, попросила прощения у художника прощения, что она ненадолго отзовёт Лизавету.
- Что Вы? Какое прощение, Да ради Бога, если есть в этом необходимость.
Лизавета, вся заинтригованная подругой, прошла к ней. Иринка, обрадовано продемонстрировала ей свою заморскую диковину, музыкальную шкатулку с артистами.
- Иринка, ради этого лишь позвала?
- Как тебе живописец?
- Ну, как я могу судить, я ещё ничего-то и не видела…
- Да не о том я, как мужчина?
- Интересный собеседник, вдумчивый…
- Правда симпатичный? – не унималась Иринка в своих расспросах, вся горя нетерпением, а тут у Лизаветы, лучшей подруги, слова приходится вытягивать и более не задерживая, они вместе вышли к живописцу. Художник, уже подготовив, стоял в задумчивом ожидании.
- Не сильно Вас утомили своим отсутствием? – Иринка лукаво посмотрела на него. А глазки так и сверкали искрами непонятного свойства.
- Даже если и утомили, что я могу поделать противу Вас двоих? – шуткой отыгрался он в ответ.
- Ничего. Ещё целый день впереди…
Художник, продолжая игривый диалог с Иринкой, попросил Лизавету присесть на диванчик у окна, где по его мнению открывался наиболее выгодный ракурс, полнее выражалась душа, как выразился он.
- Лизавета, а можно голову чуть наклонить? – а сам уже начал водить карандашом по холсту, намечая ему одному видимую картину. Взгляд его, весь сосредоточенный на полотне, казалось, ничем нельзя отвлечь. От долгого сиденья в одном положении, у Лизаветы затекли все члены и она попросила сделать небольшой перерыв.
- Да, разумеется. Я, как-то увлёкшись, не подумал об этом…
После некоторого отдыха, когда Лизавета смогла украдкой подсмотреть на работу мастера, где увидела лишь отдельные очертания, в которых ей с трудом удалось определить, что сия работа станет портретом, живописец снова приступил к работе.
Вся история с написанием портрета продлилась около двух или трёх недель, если не брать в расчёт, когда мастер прорабатывал тени, полутени и совсем уж непонятные для Лизаветы лессировку и проработку перспективы. С холста натянутого на временный подрамник, на неё словно из зеркала, смотрела вылитая Лизавета.
Лизавета сама не могла поверить, что всё это сделано с помощью кисти и красок.
- Просто волшебство какое-то! – только и смогла вымолвить она, заворожённая увиденным…
А после, живописец просил позировать для какой-то картины в духе греческих легенд, на что Лизавета наотрез отказалась позировать, как он вместе с Иринкой не уговаривал. Как ей Иринка по секрету раскрыла сюжет картины, якобы погружённая в сон Психея. Но поскольку в технике живописания этих картин натурщица должна позировать либо полностью обнажённой, либо слегка прикрытой тонкой газовой материей, что Лизавета ни в какую не принимала, идея так и осталась витать в воздухе.
- Какая прекрасная картина бы получилась, - сокрушался мастер.
- Да пусть тогда Ирина позирует, - уклонялась Лизавета от настойчивых предложений.
- Так она бы и рада, но у неё образ не совсем подходит для создания Психеи. Фактура, мол, не та, плоская она, словно молодец, - открещивался от идеи с Ириной живописец, намекая на хорошо сформированные груди. Лизавета не знала, что и делать в таких ситуациях. Словно она сама специально наращивала. И начинал, как обычно со своих посещений анатомических театров в Италии, чем вгонял в краску Лизавету, не привычную к подобным разговорам.
- Вот был я во Флоренции, в анатомическом театре, там девушки, юноши обнажённые, - но дальше, не желая щекотать девушкам нервы, он переходил на другие темы, более жизнеутверждающие и привлекающие внимание, чем он и любил пользоваться.
В один из июльских дней Ирина с живописцем покинули городок, выехав обратно в Петербург. И как ни хотела Лизавета получить портрет в своё владение, они картину забрали с собой. А после, что произошло с картиной: продали её, себе ли Иринка оставила, о том Лизавета не ведала. И вот какую роль она сыграла в судьбе Лизаветы…
Свидетельство о публикации №218021802126
Богатова Татьяна 24.08.2018 18:59 Заявить о нарушении