Зачем козе молоко?

Общеизвестно, что словарный состав любого языка как средство общения изменяется в зависимости от изменений в жизни людей: одни слова устаревают и уходят из употребления, другие же появляются, неся собой информацию о том или ином новом явлении, событии, предмете и т.д.
Почти сто лет назад  в нашей стране повсеместно была начата работа по ликвидации безграмотности. Пусть мы не достигли каких-то небывалых успехов в этом деле, но самой читающей  (а, значит, и грамотной) страной нас в мире признавали. Сегодня на дворе – ХХI век  -  век компьютерных технологий и космических скоростей. Теперь мы - далеко не читающая страна, как, впрочем, и весь остальной мир, зациклившийся на мобильниках, смартфонах. К сожалению, техническая революция аукнулась нам вопиющей безграмотностью и, без преувеличения, бездушностью и бездуховностью. Почти исчез эпистолярный жанр, когда в письмах можно было от души «поговорить» с интересным и необходимым в твоей жизни человеком. Задушевные письма мы заменили на СМС-ки, а живое общение – на короткий телефонный обмен о житье-бытье. И все это  -  на бегу, на бегу… Что ж делать? Таков он, этот двадцать первый век…
Есть у этого века своя отличительная черта. Это – реклама. Баннеры, рекламные щиты и прочая витринная продукция, которая прочно вошла в нашу жизнь. Оно, конечно,  это хорошо, как говорил один литературный тип. Реклама, вне всякого сомнения, вещь полезная и нужная. Но как часто этой рекламе не хватает  нужных букв, правильного написания текста! К сожалению, изготовитель заказов допускает досадные ошибки. Понять его, конечно, можно: ему вовсе не обязательно быть филологом. Не проще ли было бы, если бы заказчик проконсультировался со специалистом? В итоге мы «любуемся» на аршинные буквы «Торговый магазин».  Вот и получается, что продается не козЬе молоко, а что молоко это предлагается самой козе, если в объявлении написано «козе»: «Продается  козе молоко». И рядом указан номер телефона продавца. И зачем оптом предлагать кОнцИлярские товары? Продайте лучше необходимые школьникам канцЕлярские товары. Не все гласные в корне слова  можно проверить ударением, но что месяц уразы был месяцем  не сострОдания, а сострАдания можно понять, т.к. мы были стрАждущими во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.
А в период заготовки хозяйками  продуктов впрок для «удобства» покупателям у одного из продавцов на картоне видная издалека надпись: «Все для солениЕ и сОлатов». Читаем на автобусной остановке: «Предоплата за месяц в перед». Или вот при выезде с территории торговой базы: «По  жалобУ обращаться по телефону…»
 Конечно,  любой ученик начальных классов скажет, что слова «гость» и «гостиница» являются однокоренными. Но зачем взрослые люди  предлагают гостичные номера, а не гостиничные?
Обращает на себя внимание разнообразие фантастических вещей:  МАГИЯ, ОКЕАН, ЦАРСТВО, МИР, ИМПЕРИЯ -  керамики, обуви, штор, платков, напитков, дверей, газа и т.д. Подумать только – Империя газа или Царство газа – можно продолжить в сочетании с остальными  «океанами»…
Несомненно, все объявления, как на рекламных щитах или же на зданиях, так и «бегущая» строка по местным телеканалам,  облегчают нам жизнь  - не выходя из дома, мы узнаем, где, что и по какой цене продается. Но оторопь берет от дремучей безграмотности, которая буквально прет в глаза! Например,  продается Авчарка, бензАпила, кАшара, где некогда содержались овцы-бараны, куринАЯ окорочка, известЬковый раствор, аЗбест, инАмарка.  А вот неизвестный покупатель хочет докричаться: куплю приору в прИделах …сот тысяч рублей, коТедж для большой семьи.  Объявления о производстве современных окон, но нигде нет правильного варианта – то  алюминО-пластиковые, то аЛЛюминЕвые, но никак не АЛЮМИНИЕВО-пластиковые.  Кто хочет избавиТСя от зоба? – спрашивает один.  Предлагают свои услуги:  косметолог-ЭСТЕТИК,  лечу дОвление, сварка аЛЛюминия, обшивка вОгонкой, капельное ороЩение, заточка цЫпей, рестОврация дисков, заливаем фундамент нашими Апалубками, срочный ремонт кожаННых изделий.  Можно и дальше продолжать, ибо жизнь ежедневно подбрасывает нам все новые заманчивые  идеи.
Приметой нашего времени стала еще и виртуальная дружба. В соцсетях люди высказывают свое мнение, оценивают какие-либо факты и т.д., но не утруждают себя желанием грамотно выразиться. И тогда получается: «Но мне кое-что обещали, и я выбрала этому верить» (Айза Довлатова). А может, я не понимаю тезку? Не поддается никакому объяснению опус одного молодого автора с сайта «Проза.Ру»: «Вы хоть пенсне не блести в полутьме». Возможно, это означает: «Вы хоть очками не блестите в полутьме»?  В «Новостях Чечни» читаем: «ДИРЕКТОРЫ школ из Чечни – в финале Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016» (12.03.2016 в 14ч.19мин.) Или интервью  директора одной из школ в 2009 году,  сообщающего тему УВР: «Развитие здоровьесберегательных технологий во время учебного процесса»).  И там же слово: «гранД», т.е. президентский гранТ.
Сегодняшняя демократизация языка, к сожалению, переходит во вседозволенность.  Язык кухонный, язык тусовочного  общения  вперемежку  с языком  публичного общения создают жуткую картину. А про передачи ЦТ и говорить вовсе стыдно – там сплошь и рядом идет «пипиканье».
Говоря о значении такого  явления в литературе, как Л.Н.Толстой, М.Горький писал: «Толстой – это целый мир. Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком».  Применительно к теме нашего разговора мы можем сказать: «Человеку необходима культура речи, как и культура в одежде». Тогда козе не придется покупать молоко, ибо мы поймем, что продается козЬе молоко.


Рецензии
Безграмотные были всегда, но раньше они дальше заборов свою безграмотность не несли. Теперь же благодаря интернету их знают многие. Самое грустное что они задают тренд, им потакают, за ними повторяет. Даже страшно подумать куда это приведет.

С уважением,

Аркадий По   27.11.2020 08:23     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Аркадий! Спасибо за неравнодушное прочтение. К сожалению, идет постепенное обнищание духовное. В школах в погоне за баллами по русскому на ЕГЭ все часы по литературе отданы (негласно) урокам русского языка. Дети не имеют представления о настоящей литературе, им не знакомо состояние Наташи Ростовой на балу, мысли раненого Болконского, трагедию Базарова и душевное состояние его родителей у его могилы...
С уважением,

Айза Барзанукаева   29.11.2020 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.