Кондуйский дворец - тайна древней Сибири

Наконец,  осмыслены  собранные, разрозненные сведения по Кондуйскому дворцу и пора бы завершить труд. Но многочисленные вопросы не дают покоя.  Например, как объяснить читателю  почему автор делает упор на подробное описание деталей дворца, почему применяет в тексте  данные с указанием точного количества и размера, отчего текст изобилует цифрами. Моя  задача как автора этой статьи, состоит в том, чтобы связать в одно  целое, собранные  сведения  о дворце и немного коснуться тайны.

Именно, по собранной  информации, будет проведено исследование и раскрыта тайна по Кондуйскому дворцу. И только очень увлечённый исследователь, потративший много лет на изучение языкотворчества, может  отследить всю цепочку связей  между мифическими  драконами, грифонами, петроглифами и речью.

 Только такой человек может предположить и даже быть  уверенным, в том, что Кондуйский дворец, возможно, является не чем иным как храмом  – университетом, где готовили древние кадры.  Исследователь Горохов Сергей (автор литературного сайта проза.ру) ещё пять лет назад предположил, что где- то в Сибири должен находиться  храм науки, представляющий из себя  речеучебник в наглядном виде, в натуральную величину, где обучали древних  преподавателей.

 С  материалами по его исследованиям вы можете ознакомиться в комментариях к этой статье, а также на его странице в Проза.ру. Мне его удивительные доводы  представляются достаточно аргументированными и интересными. Дело в том, что увлечённый языковед- самородок изучает самостоятельно все требующиеся ему науки и делает соответствующие выводы, которые трудно опровергнуть. Так пожелаем ему успехов на этом поприще.

 Перед тем как я начну описывать дворец, мне хотелось бы ознакомить вас с сутью исследования. О событиях давно минувших дней мы можем судить по находкам археологов. В Кондуйском дворце найдено более сотни  гранитных изваяний драконов. Дракон (Змей)   один из древнейших уважаемых  символов всех народов (кроме христиан).

 В славянской мифологии это Змей Горыныч, многоголовый змей (3, 6, 9, 12 голов) с динным хвостом, когтями. По исполняемой должности Змей Горыныч сторожил Калинов Мост через горящую реку Смородину, которая разделяла мир живых и мертвых. При расследовании выше означенной темы по дворцу, предстояло выяснить, какому народу принадлежал дворец.

 При уверенности, что дворец выстроила мощная  древнерусская цивилизация, нужно было выяснить, какую роль играли каменные изваяния. Отыскивая информацию   в интернете, я наткнулась на любопытный материал, в котором говорилось, что «огнедышание» связано с Божественным словом, с Речью. Чтобы не грузить читателя подробностями, просто даю ссылку:
http://www.delphis.ru/journal/article/drakon-ognennyi-zmei

У разных народов мифические драконы выполняли разную роль. Они были хранителями сокровищ, владельцами и хранителями древнейших и сакральных знаний. Само слово «дракон» возможно произошло от греческого – дЭскпмбй- означающего «зреть, глядеть, смотреть», а возможно, что это чисто русское слово.
 Мифологически, грифоны (помесь птицы и животного) у разных народов, олицетворяли Мудрость и Просветление, а также стерегли золото. Учитывая, что стены зала дворца были сплошь украшены их рельефными изображениями, можно смело предположить, что Кондуйский дворец являлся храмом Мудрости. Если кто -то из читателей проявит желание узнать подробнее о грифонах, можно прочитать статью Сергея Горохова "Грифоны. Зачем их придумали".



Представим себе, что  мы находимся в древнее время,  среди степных просторов Даурии,  и вдруг неожиданно, как мираж, перед нами вырастает великолепный Кондуйский  дворец…   Даже  сейчас, когда  человека трудно чем удивить, дворец, затерявшийся на задворках страны, в глухомани, далёкой от цивилизации, вызвал бы у него шквал эмоций.

 Тогда в старые времена по распоряжению московского правительства в 1675 году Николай Спафарий выехал в качестве посла в Китай, чтобы уладить споры о русско-китайских границах. Он продвигался, со своей хорошо охраняемой свитой, на лошадях и верблюдах   по территории   Забайкалья и  записал в дорожном дневнике: «А к югу от Нерчинска есть город великий, каменный, со многим строением. И палаты в нем каменные целы».

 Вряд ли  Николай Спафарий поднимался по красным кирпичным дорожкам  во дворец, однако, его заслуга в том, что  он одним из первых написал о существовании дворца.
У первого забайкальского поэта Фёдора Бальдауфа, услышавшего легенду от местного жителя, в поэме «Авван и Гайро»  есть строки о дворце, о том, что « Там были пышные палаты…»
 Действительно  пышности дворцу не занимать, о чём и пойдёт рассказ ниже. 

Дворец  находился на высокой двухметровой платформе,выполненной из прослоек суглинка и мелко колотого камня. Массивные гранитные блоки с цилиндрическими выступами сверху, врытые в платформу, служили базами, опорами для колонн. Всех колонн  более пятидесяти и они поддерживали парусную двухярусную крышу. Крыша дворца  покрыта зелёной черепицей.

  По краям крыши располагались сливы для отвода дождевой воды. Сливы узорчатые и украшены  дисками, сверкающими изображением рельефных фигур золотистых драконов, облаков, растительных элементов, птиц и зверей. Эта зелёная, красная и золотистая полива кровли четырёхскатной крыши дворца переливалась в лучах солнца всеми цветами радуги.
 
Правда, на дисках рельефные фигурки  дракончиков, скорее всего, напоминали  сильно извивающуюся змейку. Крышу  дворца  украшала скульптура. Коньки  по обоим концам завершались изваяниями голов  драконов с крыльями.  Головы двенадцати  драконов с крыльями  обращены друг к другу; они как бы держали в пасти брус конька с покрывающей его узорчатой черепицей. Головы драконов меньших размеров завершали стыки скатов крыши.
 
Углы  крышы украшены человеческими фигурами, фениксами и химерами. Ниже всего этого великолепия, у самой крыши находились окна, встроенные в деревянные щиты. Ниже окон находились стены, высотой около  двух метров. Стены состояли из каменной забутовки, местами скреплённой известью и из облицовки с обеих сторон кладкой в один кирпич, в перевязь, на извести. Всю нагрузку несли не стены, а скрытые в толще деревянные столбы, поставленные на гранитные основания, а также ряд деревянных колонн на аналогичных основаниях- базах.

 Дворец  окружён со всех сторон террасами (открытыми  верандами) двух уровней. Верхняя терраса, покрытая красным лаком, состояла из ряда  фигурных столбиков, соединенных сверху перилами. Столбики крепились в опорных гранитных плитах. Нижняя терраса,  покрытая красным лаком,  состояла из таких же фигурных столбиков и возвышалась над уровнем двора  на 1 - 1.3 м.

 В нижнюю террасу,  личинами   наружу,  на расстоянии двух метров друг от друга, вмонтированы  горизонтально уложенные гранитные изваяния, изображающие головы драконов, кабановидных и с рогами лани.  У каждого такой головы  имелось три части шеи, которые также   встроены в  террасу.   То есть каждое такое изваяние дракона состояло из четырёх частей, размером в полметра и в целом весило около ста кг.

 Также в углы нижней террасы  вставлены изваяния драконов другого вида. Это драконо- черепаховидные чудовища, приподнявшиеся на передних лапах из угла массивной гранитной квадратной плиты, на плечах которых  изображен пластинчатый панцирь. Массивные тяжеловесные гранитные изваяния драконов напоминали, скорее всего, то бегемотов, то черепах, а то и вовсе каких – то других мифических животных. В конструкции нижней веранды использовано  сто двадцать четыре изваяния.

 С разных сторон,(одна с юга, две с востока, две с запада) во дворец, на верхнюю и нижнюю террасы вели пять дорожек (пандусов), мощённых красным кирпичом и состоявших из двух маршей. Дорожки(пандусы) не пристраивались к нижней террасе, а врезались в неё так, что угол образуемый подпорной стенкой, был выдвинут на один метр.Террасы выложены кирпичом размером 30 х 30 см.

Своеобразие дворца заключалось в том,что стены главных частей здания построены не по простому четырёхугольнику, а крестообразно. Западная и восточная стороны главного зала несколько сужены,северная и южная стены образовывали изгибы, им следовали и изгибы террас. Всё вместе это создавало впечатление большой динамичности и лёгкости постройки.
 
Дворец занимал в длину более 100 м. и в ширину 50 м.  и состоял из четырёх залов общей площадью около 500 м2.   Дворец открывался аванзалом, вытянутым с юга на север на 16,5 м.  Два ряда колонн делили аванзал на три части. Пол аванзала вымощен хорошо отполированными серыми квадратными кирпичами. Аванзал переходил в центральный дворцовый зал.

 Центральный дворцовый зал с площадью около 131 кв.м,  делился двадцатью колоннами на шесть частей. Центральный зал переходил в узкий проходной зал с выходами к дорожкам (пандусам). Северная часть дворца состояла из обширного зала с глухой стенкой.  Колонны, обернутые материей и покрытые красным лаком, находились внутри залов с интервалом в 2,5 м.

 Внутри зал расписан, о чем свидетельствует найденная расписная штукатурка.  Стены покрыты штукатуркой красного цвета, и расписаны причудливым орнаментом (росписью и лепниной), который сменялся рельефными изображениями сказочных чудовищ: драконов, грифонов, полуптиц-полузверей.

 Рядом с дворцом находились канал и сад (или роща) из декоративных деревьев, павильоны, беседки, и выложенный камнем, проточный бассейн. К дворцовому комплексу с южной стороны вели парадные ворота, состоящие из двух больших боковых помещений и средней проходной части.

 Впервые, остатки памятника (развалины), обнаружены в Забайкалье первой экспедицией императорской Академии наук во главе с Д.Г. Мессершмидтом, посланной для изучения края в августе 1724 года.
 
А.К. Кузнецов один из первых археологов Забайкалья и основатель Читинского областного краеведческого музея исследовал дворец в июне 1889 года, примерно в это же время он обнаружил поселение осёдлых монголов  севернее села Кондуй в пади Ноцуй. В итоге этих исследований он написал  работу «Развалины Кондуйского городка и его окрестностей», которая вышла в 1925 году во Владивостоке.
 
Участники  археологической экспедиции под руководством С.В. Киселёва в 1957-1958 гг. провели раскопки, вскрытая площадь составила 2500 кв.м. и была тщательно обследована.  В результате этих исследований в 1965 году вышла монография  «Древнемонгольские города». Монография  содержит  сведения по реконструкции дворца, представленные в обмерных планах, рассматривается объемно-пространственная структура Кондуйского дворца.

 Из энциклопедии Забайкалья  известно, что архитектуру дворца и Кондуйской церкви изучал Н.П. Крадин , учёный из Владивостока в 1979 г. Графическая реконструкция  проведена известным историком архитектуры  Л.К. Минертом. По его мнению Кондуйский  дворец является повторением дворцового комплекса Кара - корума – столицы Великой Монгольской империи на реке Орхон.

По данным Паспорта,составленным на памятник истории и культуры "Кондуйский городок" в 1984 году,территория комплекса занимала площадь более двадцати гектар (участок 700 м х 350 м).

 В 2002 году А.Р. Артёмьев доктор исторических наук провёл осмотр состояния объекта, выявил отдельные предметы и выполнил топографическую съёмку. В его научном труде « Новые исследования древнемонгольских городов Восточного Забайкалья» можно почерпнуть много интересных сведений.

Николай Спафарий записал в своём дневнике: «И говорят, что в этом городе от мору люди все пропали и осталось имение их все так, а иноземцы в тот город итить не смеют, а смотрят все издали, а иные говорят, что от войны все запустело». Скорее всего, информация о дворце записана Николаем Гавриловичем  со слов местных жителей.
 И если бы люди, жившие во дворце, умерли от какой – то болезни, то археологи должны были найти их останки. Такая информация на данный момент отсутствует. Значит, можно предположить, что на момент разрушения дворца там из людей никого  не было.

 В своей книге «Поездка в Забайкальский край» исследователь и путешественник Василий Паршин, побывавший  на месте дворца, так описывает свои впечатления: «Развалины сии открыты в 1803–1804 годах, были разрываемы, и найденный в них камень с надписью был отправлен заводским начальством в Санкт-Петербург. Строение было каменное, и часть кирпича от него жители Кондуйской слободы догадались употребить на возведение строившейся в то время у них церкви. Эти древние остатки запросто вложены у них в стены храма, и даже, говорят, вставлены в одном месте (вероятно для украшения) два каменных дракона. На месте развалин ещё сохранились обломки каменных драконов».
 
 Интересно, когда встречаешь в читаемом тексте такие выражения «как иные говорят», « говорят», «вероятно, для украшения» то можно сразу сделать вывод, информация записана автором со слов людей. Василий Паршин побывал  на развалинах дворца, но не знал, что Кондуйская церковь на две трети выстроена из кирпича, гранитных изваяний драконов и  гранитных баз для колонн дворца. А камень с надписью был с Хирхиринского городища, что в 60 км к юго - востоку от Кондуйского дворца.

 Николай Крадин, учёный из Владивостока, в течение многих лет возглавляет научные экспедиции на археологическом памятнике – Кондуйском дворце, где работают преподаватели и студенты Забайкальского государственного и Дальневосточного федерального университетов.

 Они выяснили, что за территорией дворца находится большое количество зданий и уверены, что всё было построено в соответствии с чёткими канонами китайской архитектуры, что это был дворец хана высокого статуса, что на этой территории проживали потомки Джочи Хасара, брата Чингисхана.

Также было выяснено, что посёлок древних ремесленников находится в стороне от дворца. Там найдено большое количество остатков печей, где производился кирпич и черепица для дворца...

Учёные предполагают, что весь этот сверкающий красками ансамбль,  сгорел в огне, следы которого они встречали на раскопках постоянно - то в виде обугленных конструкций, то в виде отшлаковавшихся от большой температуры обломков кирпича и черепицы.

Из всех просмотренных  материалов по исследованию дворца, понятно, что во дворце не было отопительной системы. Учитывая, что зима в Забайкалье продолжительна ( почти шесть месяцев), можно сделать вывод, что дворец был выстроен не для жилья, а тем более не для проживания в нём хана или его семьи.
 Тогда для чего использовался дворец?
 Возможно, в других  помещениях жили  люди, которые охраняли этот великолепный ансамбль.
Но если  дворец построен не для проживания в нём, то для чего тогда?
 Причём ранее считалось, что дворец сделан из заморского материала.

 Оказалось, что рядом были заводы по производству кирпича, черепицы, всё было местное своё… Кондуйский дворец  скрывает в себе много тайн, которые так и просятся, чтобы люди,  наконец, их открыли…


Рецензии
Удивительное эссе про Кондуйский дворец. Сибирь- это непочатый край изучения древней жизни наших предков.Я думаю, что все-таки его строил не Чингисхан. А те, кто имел инженерное и техническое образование. Такого у Чингисхана просто не было, ибо он был чисто воином и всю свою жизнь воевал. А могли это много ранее , в тех местах только наши предки.Вот, даже имя в переводе с греческого, как вы пишите (дЭскпмбй) -чисто санскрит, где между согласными не писались огласовки.То есть это с огласовками- Эскопомибия.Известно, что греками греки стали, только после ухода наших предков, которым принадлежала территория Греции, и санскрит-это наш язык.Я могу все это только предполагать. Вообще вещь очень интересная, странно, почему наши ученые и археологи до сих пор этим не занялись? Наверное, кое кому сильно не хочется найти доказательства древности нашего народа, и исключительно высоко технического и духовного уровня развития наших предков.А то, что все эти артефакты были сожжены, так и Тартарию жгли и уничтожали в 18 веке инопланетные рептильные цивилизации по сговору с англосаксами, которые являются нелюдями, облаченными в человеческие тела. Бомбили небольшими зарядами ядера, об этом есть все доказательства. Нужно почитать вас основательно. Очень интересная информация. Благодарю.

Елисавета Роман   05.11.2023 09:58     Заявить о нарушении
Елисавета, добрый день! Благодарю вас за прекрасный отзыв. Я тоже склоняюсь к мысли, что дворец строили древние русичи и намного раньше сроков, предполагаемых учеными. Вполне возможно и климат был мягким в те далёкие времена. И что Тартарию жгли и уничтожали есть доказательства: воронки от ядерных взрывов; деревья не старше 200 лет и много другой информации. Благодарю за развёрнутый отзыв и интерес к теме. Удачи вам и счастья! С уважением, Валентина

Валентина Гуляева 2   05.11.2023 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.