Трактат о вдохновении

Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, соображению понятий, а равно объяснению оных... Это не я написал, а классик. Русский классик, Пушкин Александр Сергеевич.

И вот, будучи сам личностью творческой, я задумался, есть ли вдохновение суть единственное состояние и действие, ведущее к созданию произведения ? В музыке ли, в стихах ли, на сцене ли... На самом деле, все рассказы о вдохновении звучат очень красиво и мелодично. Они несут на себе некий налет романтики, волшебства, зовут в таинственные страны, созданные фантазией великих художников. А на самом деле ? На самом деле, все гораздо сложнее. И для тех, кто еще пока убежден в единственной силе вдохновения, как моновариантного конструирующего, созидательного начала - для них эта страница.

В этом небольшом исследовании я не претендую на установление какой-то гранитной истины. Вы не встречали мое имя в трудах критиков и на передовицах газет. Книжные магазины не заставлены моими романами. Поэтому, возможно, для большинства мое мнение не будет иметь какого-то определяющего веса. Тем не менее, начнем.

Миф первый. Когда есть вдохновение - не нужно ничего. Оно само все сделает за вас: напишет гениальный бестселлер, запишет саундтрек к кассовому фильму, раскрутит ваш проект. На самом деле все это чушь. Как бы сильно не окатил вас вал вдохновения, никогда ничего интересного вы не создадите, если не будете обладать знаниями.

Нельзя сочинить роман, не зная, как выстроить сюжет. И что скажет тетя Мэгги в первой сцене, а что ответит дядя Джонс - в последней. Если вы не знаете, как создаются мелодии - вы просто не сможете воссоздать ту музыку, которая играет у вас в голове.

Миф второй. Вдохновение заменяет труд. Нет, не заменяет. Вы можете вдохновляться сколько угодно, но никакие приливы эмоций не заменят вам отработку упражнений для игры на гитаре, например. Или чтения учебника по драматургии. Может, они заменят вам просмотры сотен видеороликов только для того, чтобы понять, как строились видеозаставки различными киностудиями мира за последние 30 лет ?

Миф третий. Без вдохновения нельзя выступать на публике. И это ложь. На каждое выступление не напасешься этого волшебного состояния. И поэтому ты должен использовать то, что у тебя есть. Актерское мастерство, знания, водку, наконец ! Персонаж не получается ? Что ж, почему мой персонаж в это время суток не может быть пьяным ?

Миф четвертый. Все великие люди создавали свои шедевры только при помощи вдохновения. Вы общались лично хоть с одним из этих людей ? Я - да. И, поверьте, все это газетное и телевизионное вранье. Да, вдохновение, разумеется, было важным катализатором. Но они творили также и при помощи совершения тяжелой работы, переступания через собственную лень, преодоления творческих кризисов и неприятия аудитории.

Миф пятый. Творчество - это очень легко ! Вот приходит вдохновение - и мы начинаем творить. Это - тоже вранье. Мы начинаем творить часто вне зависимости от того, приходит ли к нам вдохновение, или нет. Мы начинаем творить до его прихода, с его приходом, и без прихода - тоже творим ! Потому что творчество требует иногда также и монотонной рутинной работы, как самая чистая и непорочная любовь на самом деле требует страсти, горячих ласк и объятий.

Миф шестой. Если вдохновения нет, то созданное - бездушно. Видите ли, бездушное - это чисто субъективное понятие. Самое отвратительное дерьмо и бред для вас, лютый информационный мусор, которому место в помойке - для другого человека глубокомысленные умозаключения автора и пролившаяся слеза после прослушивания коротенькой песенки, в которой и аккордов-то всего три. Тем более, что иногда созданное и не требует "души". Можно вполне математически нумеровать главы, сортировать файлы для нарезки в видеомонтаже, составлять план продвижения. И все эти работы тоже важны и нужны. Раскладка файлов ускоряет монтаж, а значит, двигает фильм вперед.

Миф седьмой. Вдохновение - это волшебное чувство, его ничем нельзя объяснить. Так-то оно так, но... На самом деле, это обычная составляющая творческого процесса. Да, есть творческие кризисы, информационный голод, все это так. Но, в конечном итоге, вдохновение ничего не стоит без желания создавать, без желания преодолевать препятствия и работать над собой. Порой эта борьба еще более напряженная, чем борьба с какими-то мнимыми врагами.

В общем-то, для того, чтобы запускать какие-то глобальные проекты, важны не только таланты и вдохновение. Важно становиться сверх-человеком. Супер-человеком. Как Илон Маск. Ну, или как Дмитрий Нагиев. Для чего ? А чтобы решать сверх-задачи. Ибо решение задач стандартных приводит к стандартному результату. Мы же стремимся к более высокой материи, нежели простая стандартизация.


Рецензии
С многими из ваших положений можно было бы согласиться, если бы не одно "но". Богатый чувствами рассказ, давно не новыми для нас. То есть вы просто ломитесь в открытую дверь

Владимир Дмитриевич Соколов   15.12.2023 11:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.