как сохранить авторитет врача

В последнее время регулярно приходят сообщения, как то там, то здесь напали на приехавших по вызову сотрудников скорой помощи, как побили врача прямо на его рабочем месте и т. д. Это, конечно, дикие случаи. Но они сигнализируют о том, что врачей (и медработников вообще) перестали любить и уважать. Это печально. Но, собственно, почему так произошло?
Отношение к медработнику вчера

       Ещё совсем недавно — 20-30 лет назад — отношение к медработнику было совсем другим. Для выходцев из любых классов и слоёв общества человек в белом медицинском халате был моральным авторитетом. Нет, все понимали, что медики тоже люди со своими чертами характера, особенностями и недостатками. Но работник медицины воспринимался как подвижник: человек, который выбрал для себя без всяких оговорок и кавычек путь служения людям. Такая своего рода последняя инстанция, которая должна помочь в минуты недуга и страдания.
 
       Специфика работы врача во многом напоминает специфику работы военного. Первый, так же, как и последний, должен принимать решения быстро исходя из сложившейся ситуации в условиях ограниченной информации. Здесь так же на кону стоят жизни людей и крайне велика цена ошибки. Здесь так же требуется решительность в принятии решений. Поэтому практикующий врач бывает порой по военному резок и груб.

       И его всё равно уважали, любили и почитали, так же, как в воинских подразделениях уважают и идеализируют командира. Человека, от которого в конечном счёте зависит твоя судьба. Это почтительное отношение окружающих имеет обратный положительный эффект: моральная поддержка окружающих вселяет уверенность в собственные силы и собственное дело, вдохновляет, заставляет соответствовать ожиданиям. Качество работы при такой моральной поддержке улучшается (это справедливо и для врачей, и для командиров, и для актёров, и для писателей, и для спортсменов, и для много кого ещё). Человек увлечённый живёт работой и всеми силами стремится оправдать общественное доверие.

       И как нельзя кстати, идеалом социалистического общества, по определению, провозглашалось служение обществу. Этот критерий касался всех, но особенно отчётливо и прямо проявлялся в отдельных профессиях, напр., в медицине. Другие мотивы выбора профессии, особенно низменные, обществом порицались и подавлялись. Поэтому врач недавнего прошлого — это в массе своей человек увлечённый своим делом, который выбрал свой профессиональный путь сознательно (часто следуя семейной традиции) и рассматривал его как ежедневный подвиг или подвижничество. Это сознание особой возвышенной роли хорошо читалось в поведении многих медработников и становилось чертой характера. Даже в непролазной глуши, даже в маленьких провинциальных городках.

       За это стремление сделать спасение других смыслом жизни, за самоотдачу и чистоту помыслов их и любили. Каждый чувствовал на уровне приобретённого рефлекса, что если тебе плохо, если ты заболел, то врач сделает всё, чтобы помочь и спасти.

Отношение к медработнику сегодня

       Пришли другие времена, изменились общественные отношения, изменились и мировоззренческие критерии. В капиталистическом обществе всеобщим мерилом состоятельности стали деньги, составляющие саму материю капитала, а универсальным смыслом жизни стало обогащение. Не обошли эти изменения и врачей. Изменилось и отношение к врачам.

       Нет, врачам всё так же с институтских кафедр внушаются высокие идеалы их профессии, они всё так же дают клятву Гиппократа, у них всё так же существуют кодексы профессиональной этики и проч., и проч. Но фундаментальные изменения в общественных отношениях никого не могут оставить в стороне. В профессиональную сферу медработника так или иначе проникает коммерческий интерес. Что выливается либо в непосредственное открытое превращение медицинской практики в форму коммерческих услуг, либо в завуалированное, ползучее желание как-то увеличить свой личный доход не заявляя об этом прямо.
 
       В самой идее коммерции заключено принципиальное противоречие: коммерческий доход возникает из удовлетворения каких-либо общественных потребностей, но коммерсант стремится к максимизации дохода, и именно поэтому он кровно заинтересован, чтобы эти потребности никогда не были полностью удовлетворены, а напротив ширились и обострялись. В маркетинге для обозначения острой потребности даже применяется характерный термин: «боль». Если Вы, как коммерсант, нащупали чью-то боль, — это наиболее выгодная позиция для предложения, потому что вам не нужно будет долго уговаривать клиента сделать покупку: скорее рубите бабло!

       В медицине же боль — это не метафора. Здесь находящийся под пыткой клиент готов отдать последнее, влезть в долги, только бы получить облегчение. При этом движимый коммерческой жаждой наживы врач на самом деле не заинтересован в радикальном и эффективном искоренении болезней. Как же тогда он будет получать доход?

       Поэтому в условиях капиталистической гонки дантист заинтересован, чтобы у вас были гнилые зубы и вы не вылазали из зубоврачебного кресла, психолог заинтересован, чтобы вас ещё сильнее терзали фобии и психозы, и чтобы вы не покидали его уютной кушетки, производитель обезболивающего заинтересован, чтобы вас никогда не отпускала острая боль и вы пожизненно сидели на фирменных таблетках, и т. д. до бесконечности.

       Это разлагающее действие коммерции становится вездесущим и примеры циничного вытрясания денег у зависимых, уязвимых, любой ценой ищущих спасения пациентов можно приводить до бесконечности.

       Вот пример для наглядности: в государственных медучреждениях созданы платное и бесплатное направления получения медицинской помощи. В порядке вещей является ситуация, когда имеющему право на бесплатное лечение пациенту объясняют, что для бесплатного лечения ему надо стать в предлинную очередь, и места в ней заняты на месяцы и годы вперёд. Но если он хочет получить помощь быстро в разумные сроки, то может сделать это через платное направление без всякой очереди.

       В большинстве случаев никакой очереди и нет. Это просто «относительно приличный» способ вынудить больного заплатить. Через бухгалтерию потом это могут проводить как предоставление пациенту более комфортных условий размещения и т. п. (ведь взимание денег с человека, которому положено бесплатное лечение по обязательной страховке, надо же как-то формально объяснить).

       Данное явление завуалированного вымогательства приняло настолько всеобщие масштабы, что правительство под выборы на законодательном уровне намеревается ввести требование предоставления онкологическим больным положенной им помощи в оговоренные законом сроки (дни или недели). Сейчас же человеку, нуждающемуся в срочной помощи, предлагают заплатить за срочность или прийти через год, что часто равносильно убийству. Но эскулапов это не смущает.

       Нацеленный на максимизацию дохода врач, вообще, предпочитает типовые случаи, которые быстро и легко закрыть стандартным лечением. Более сложных случаев (диагноз не ясен, или ясен, но в лечении требуются дополнительные усилия или лишний расход времени) или более сложных пациентов (напр., пожилых людей) такой врач-коммерсант избегает. Пускай своё драгоценное время на таких пациентов тратит кто-нибудь другой (более щепетильный и менее предприимчивый). А пока отшиваемые пациенты ходят по кругу, их изначально вроде бы небольшие проблемы усугубляются настолько, что это в результате ведёт к инвалидизации или смерти. Типичный пример: недолеченный зуб, ведущий к сепсису.

       В общем, думаю, что если бы каждый из нас из личного опыта припомнил бы здесь по примеру подобной халатности врачей, мы могли бы издать небольшое собрание сочинений в n-цати томах. Никакое индивидуальное подвижничество честных врачей (они, разумеется есть и будут) не может отменить вал этого негатива и разложения.

       Под воздействием коммерциализации профессии меняется и отношение к ней. Теперь врач воспринимается не как последняя надежда на спасение, практически святой чудотворец, который сделает всё от него зависящее, чтобы вытащить больного с того света. Теперь врач — это жадный и циничный посредник между больным и возможным спасением (самим доступом к медицинской помощи), которого больше всего на свете интересуют только деньги, и которой готов раздеть больного до нитки, продлевать его страдания, ставить его жизнь под угрозу, лишь бы удовлетворить собственный коммерческий интерес.

       Поэтому врач (и медработник вообще) утратил былой ареол святости и авторитета. В лучшем случае к нему относятся как к обычному наёмному рабочему. В худшем — бьют.
Заключение

       Причина изменения отношения к врачу заключается в коренном изменении общественных отношений и в неизбежном проникновении коммерческих стимулов во врачебную практику. Господствующий коммерческий интерес подчиняет себе высокоморальные профессиональные установки, и будучи с ними в принципиальном противоречии, постепенно разлагает их.

       И каждый больной в отдельности, и общественное сознание в целом это изменение характера и роли врача прекрасно чувствуют. Соответственно этому меняется и отношение: от почтения к подозрению. Капитализм, и ничего личного.
Дмитрий Вэйдер,
специально для PlainNews.ru

PlainNews  26.12.2017 в 09:38 2 3,2

КОММЕНТАРИЙ МОЙ. -Зуев А.Я.

       Замечательная статья, очень умная и глубокая! Глубокоуважаемый автор, Дмитрий Вэйдер, свободно пользуется всеобщими категориями, прекрасно разбирается в политике, приводит конкретные примеры деградации современной российской медицины, вынужденной выживать в условиях дикого капитализма, порождённого ультралиберальной идеологией. Он ничуть не стремится бросить тень на всё медицинское сословие, а привлекает внимание к капиталистическим порокам нашего государственного и частного здравоохранения. Я врач с 40-летним стажем и подтверждаю правоту автора. Во всём виноват капитализм и его либеральная парадигма. Восхищаюсь автором и его гражданской позицией! - Зуев Андрей Яковлевич, врач, социальный философ.
Зуев Андрей Яковлевич


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.