Сжечь мосты

        Сжечь мосты! Это смелость, бесстрашие, воля, характер или способность ума? Раз и все! Вы избавлены от бесконечных выяснений, «груза прошлого», хождения ослом по кругу. Вам не придется больше чувствовать на себе укоризненный взгляд, отворачиваться от заплаканных глаз, выслушивать обвинения в неблагодарности. Уже не будет того, что называют «днем сурка», вы, наконец, избавлены от вечного дежавю.
        Мосты сожжены! И клетка превращается в корзину воздушного шара. Освобожденный от балласта, он легко взмывает ввысь. Волнующий «Полет над городом»! Сжигая мосты, мы сразу обнаружим за углом Неведомый мир, Неизвестную  планету, Прекрасную Незнакомку. Сам воздух станет сладким, как свобода, а настроение взлетит от предчувствия любви! Город расцветет яркими красками, на лицах прохожих покажутся улыбки. Мосты сожжены!
        Сжечь мосты. Здесь и не пахнет тем, чтобы получить преимущество, фору, индульгенцию. Задобрить судьбу или небесных покровителей. Скорее это попытка загнать себя в угол: «Вы не оставили мне иного выхода, господа!».
        Мосты сожжены! Покинут дом, потому что в нем не стало любви, смеха и задушевных бесед. Альбомы фотографий не вызывают никаких эмоций. Тома книг – безмолвные, равнодушные свидетели семейной драмы. Тысячу лет здесь не обсуждали прочитанного. Гори все это синим пламенем! Зато впереди – Свобода! Ожидание роста «ваших акций»! Игра ва-банк! Никаких сомнений! Сжечь мосты!
        Прыжок в неизведанное. Разве билет в один конец не интригует? Как и негласный запрет на вечеринке: не танцевать с одной и той же дамой более двух раз. «У вас есть обратный билет?» – допытываются в парижском аэропорту у девушки со славянской внешностью и шенгенской визой.
         Мосты сожжены. Рубикон перейден. Жребий брошен. Отрезан путь к отступлению – только победа или смерть. Сжигая мосты, уже нет пути в прошлое, а именно оно со своими предрассудками и стереотипами стоит барьером на дороге к будущему. Никто не знает, что там. Успех? Катастрофа? Но как восхитительны ожидания и надежды, которые появляются лишь с того момента, когда мосты сожжены!
        Сжечь мосты! Новая жизнь! Новая эпоха! Ренессанс! Действительно, возрождение! Время перестает ползти. Человек становится свободным, но не одиноким. Независимым, а не подчиненным. Раскованным, а не подавленным. Вы словно выбрались из трясины, сумели выплыть из засасывающего вас водоворота, перемахнуть через горный перевал... Вас ждет путешествие на белоснежном лайнере, новая, необыкновенная жизнь…
        Сжигать мосты – не для слабаков, но для сильных духом. Как комфортно быть конформистом! И как сложно бросить вызов здравому смыслу, общественному мнению, расстаться с ненавистным прошлым, снова почувствовать вкус к жизни, начать все с чистого листа, словно это нетронутый холст, готовый для первых мазков шедевра. «…Больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это – самое высокое произведение искусства (из романа С.Моэма «Узорный покров»). 
        Какой силой духа нужно обладать, чтобы сжечь мосты, наверняка зная, что тебя объявят еретиком, сумасшедшим, врагом народа, отщепенцем! Лишат близких,  родины, работы... Любопытное это дело: сжигать мосты. В одном случае это происходит при отступлении, в другом – чтобы никто и не думал отступать. Сжигать мосты – стратегия на все случаи жизни.
        Жребий брошен. Говорят, что эта фраза, произнесённая Юлием Цезарем в военном походе, является репликой из комедии Менандра. Едва ли та пьеса была комедией абсурда, но, так или иначе, сжигать мосты нередко кажется абсурдом... Что толкнет бежавшего из африканского плена сотрудника секретной службы Жосслена Бомона принять абсурдное решение: ликвидировать диктатора во время его визита в Париж? Тем самым сжечь мосты – бросить вызов разведке Франции («Профессионал», режиссер Ж.Лотнер, 1981 г.). Как сразу обнаруживает себя Система! Сжигает мосты и Гамлет, нанимая актеров и показывая королю и королеве пьесу, в которой сюжет как две капли воды похож на события, произошедшие в королевском дворце.
        Сжечь мосты! Это не лишено благородства. Ясный знак всем. Солдатам, легионерам, преторианцам, которые отчетливо видят с холмов, как языки пламени охватывают деревянные мосты через Рубикон. Чёткий знак подает и Жосслен Бомон: в своем сообщении он предупреждает бывших шефов, что приступает к выполнению задания... И Гамлет выразительно дает понять театрализованным представлением, что мосты сожжены. Сжечь мосты! Это не похоже на выстрел из-за угла. Это ясность, бескомпромиссность, непреклонность. Знак того, что никто не будет морочить голову, заключать сделку, идти на компромисс.
         Мосты сожжены. Рубикон перейден. Жребий брошен. Мосты сожжены – римским легионам нет дороги назад... Горят корабли конкистадоров – путь к отступлению намеренно отрезан – впереди неизведанный континент с несметными сокровищами, которые потом обрушат мировые цены на золото... Пламя охватило огромную гору награбленного воинами Александра Македонского – его войско, прежде отяжелевшее и разомлевшее от военной добычи, теперь быстрым походным маршем движется покорять Персию... Какие события! Какой масштаб! Какие фантастические, грандиозные цели были достигнуты, сжигая мосты!
       А ведь наш гамлетовский выбор – между благополучием и принципами – совершенно упрощен, да и наш рубикон по колено. Нас не ждут лавры триумфатора или первооткрывателя Америки, но, проявив однажды принципиальность, мы громогласно заявляем: «Жребий брошен!». На минуту перестав быть конформистом, мы говорим: «Рубикон перейден», а «подшившись», изобразив красивый жест рукой, патетически произносим: «Мосты сожжены!».
       Сжечь мосты! Способны ли мы, слабаки, «мягчайшие интеллигенты», подкаблучники, без страха сжечь мосты? «Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переломить свою». Сжигая мосты немедленно, мы будем избавлены от «разборов полетов» потом, когда все уже потеряет смысл. Сжигая мосты сейчас, нам не нужно искать виноватых после, когда уже ничего изменить невозможно. Не придётся жалеть ни о потерянном времени,  ни о потраченных нервах, ни о неудавшихся возможностях. Решимость сжигать мосты!       
      
       


Рецензии