Онисе Баркалая
В очерках или эссе, как правило, приводят цитаты из литературных произведений, философских трактатов, интересные мысли великих... Но я, помимо обычного цитирования, ссылаюсь и на известные кинофильмы: реплики персонажей, идеи, сюжеты... Вначале это выходило как-то случайно. По тематике, кино будто само напрашивалось в текст. И, честно говоря, всякий раз я чувствовал себя в этих случаях неуверенно, приводя по ходу дела реплики из кинофильмов или иное, что мне казалось созвучным тому, о чем я писал. Но потом понял: поскольку по своей художественной силе, по своему культурному значению кино не уступает литературе, почему нужно ограничиваться только ссылками на литературные источники? Разве в противном случае аргументация не удваивается? Литература+кино.
Между наукой и искусством проводят разделительную линию. Наука – это точность, объективность, логика, а в искусстве преобладает внутренний мир художника, его субъективное видение окружающего. Наука отражает мир материальных закономерностей, искусство же показывает действительность в образах, передает реальность художественными средствами. Однако науке и искусству в равной мере свойственна ясность идеи, четкость мысли. И речь, разумеется, идет не о том, что науку и искусство объединяет сам мыслительный процесс. Здесь принципиальная общность. Идея С.Боттичелли заключалась в том, чтобы изобразить прежде всего женщину («Рождение Венеры»), а не икону. И Рафаэль показал богоматерь («Мадонна с гвоздиками») как обычную горожанку – не святую. Это был новый подход, чёткая, ясная мысль: приблизить мифологию к земной жизни. И новый взгляд режиссёра на пьесу или персонаж – напоминает в каком-то смысле научную идею. Ту, которая лежит в основе фундаментальной теории и тоже отличается чёткостью и относительной простотой. Изобразить тирана несчастным человеком, страшно одиноким... Или представить дело так, что городскую казну обчистили не хладнокровные мошенники, а какие-то ничтожества («Ревизор»). В сущности, любая новая научная теория – это современный взгляд на прежний мир. Подобно этому, необычный взгляд художника на известный литературный источник дает нам возможность по-новому взглянуть на данное произведение. Неожиданная трактовка пьесы сродни решению научной задачи, которое расширяет прежнее понимание вещей.
Произведений: 93
Получено рецензий: 209
Написано рецензий: 39
Читателей: 71405
Произведения
- Драма - движущая сила комедии - публицистика, 04.10.2013 22:22
- Этот неувядаемый аристократический шарм - публицистика, 05.09.2014 15:57
- Шпионские рассказы Сомерсета Моэма - публицистика, 27.09.2017 15:13
- Арзамасский ужас - история и политика, 30.09.2016 15:45
- Сексуальная притягательность - публицистика, 11.05.2016 15:26
- Мягчайший интеллигент - рассказы, 14.09.2018 00:29
- Эссе о любимых писателях - публицистика, 01.08.2022 22:53
- Сжечь мосты! - миниатюры, 23.02.2018 08:09
- Комик - рассказы, 05.11.2017 23:52
- Бездна зеленого бассейна - рассказы, 27.10.2017 16:01
- Вопрос жизни и смерти. Или вопрос жизни или смерти - литературоведение, 17.08.2015 15:05