Онисе Баркалая
В очерках или эссе, как правило, приводят цитаты из литературных произведений, философских трактатов, интересные мысли великих... Но я, помимо обычного цитирования, ссылаюсь и на известные кинофильмы: реплики персонажей, идеи, сюжеты... Вначале это выходило как-то случайно. По тематике, кино будто само напрашивалось в текст. И, честно говоря, всякий раз я чувствовал себя в этих случаях неуверенно, приводя по ходу дела реплики из кинофильмов или иное, что мне казалось созвучным тому, о чем я писал. Но потом понял: поскольку по своей художественной силе, по своему культурному значению кино не уступает литературе, почему нужно ограничиваться только ссылками на литературные источники? Разве в противном случае аргументация не удваивается? Литература+кино.
Между наукой и искусством проводят разделительную линию. Наука – это точность, объективность, логика, а в искусстве преобладает внутренний мир художника, его субъективное видение окружающего. Наука отражает мир материальных закономерностей, искусство же показывает действительность в образах, передает реальность художественными средствами. Однако науке и искусству в равной мере свойственна ясность идеи, четкость мысли. И речь, разумеется, идет не о том, что науку и искусство объединяет сам мыслительный процесс. Здесь принципиальная общность. Идея С.Боттичелли заключалась в том, чтобы изобразить прежде всего женщину («Рождение Венеры»), а не икону. И Рафаэль показал богоматерь («Мадонна с гвоздиками») как обычную горожанку – не святую. Это был новый подход, чёткая, ясная мысль: приблизить мифологию к земной жизни. И новый взгляд режиссёра на пьесу или персонаж – напоминает в каком-то смысле научную идею. Ту, которая лежит в основе фундаментальной теории и тоже отличается чёткостью и относительной простотой. Изобразить тирана несчастным человеком, страшно одиноким... Или представить дело так, что городскую казну обчистили не хладнокровные мошенники, а какие-то ничтожества («Ревизор»). В сущности, любая новая научная теория – это современный взгляд на прежний мир. Подобно этому, необычный взгляд художника на известный литературный источник дает нам возможность по-новому взглянуть на данное произведение. Неожиданная трактовка пьесы сродни решению научной задачи, которое расширяет прежнее понимание вещей.
Произведений: 93
Получено рецензий: 210
Написано рецензий: 39
Читателей: 72330
Произведения
- Провожая траурный кортеж - рассказы, 17.03.2015 13:29
- Природа свое возьмет - публицистика, 20.02.2018 08:03
- Раздражение от восторга - история и политика, 20.11.2014 23:24
- Секрет китайской шкатулки - история и политика, 27.11.2017 16:17
- Революционеры как посмешища - история и политика, 05.06.2014 18:54
- Главрыба еще покажет свой класс - история и политика, 08.04.2015 23:48
- В первый раз в средний класс - история и политика, 21.11.2013 16:28
- Хватит ли ума на этот раз? - публицистика, 06.08.2017 01:14
- К делу Дрейфуса - история и политика, 23.02.2020 01:09
- Почему тройка, семерка, туз? - публицистика, 14.11.2023 19:23
- О земном происхождении христианства - публицистика, 05.05.2022 22:09
- Параллели - публицистика, 29.04.2014 23:46
- О длительном отлучении оппозиции от власти - история и политика, 01.02.2018 11:13
- Слово-конфуз, или Неделикатные друзья переводчика - литературоведение, 15.08.2017 15:35
- Кто здесь главный - история и политика, 30.08.2018 15:48
- Штрихи к политическому портрету - история и политика, 26.09.2016 17:06