О земном происхождении христианства

       Развитие науки сопровождается определенной закономерностью: шаг вперед опирается на прежние результаты. Каким бы ни был революционным научный прорыв, он должен быть логически соотнесен и сопоставим с предыдущими достижениями. Появление новых фактов и явлений стимулировало развитие теорий, которые не только обобщали накопленные знания, но и позволяли проследить закономерность процесса познания окружающего мира. Были открыты элементарные частицы, надо было объяснить опыты по электричеству и магнетизму, вычислить кривизну пространства-времени…  и потребовалось создание новой геометрии, новой физики и т.д. Однако всегда можно было соотнести прежние результаты с новыми, понять логику развития научных знаний и доказать непротиворечивость новых научных результатов с полученными ранее. Шаг на следующую ступень развития (познания) так или иначе опирался на предыдущую.
      В любой области человеческих знаний мы обнаружим подобную преемственность, эволюцию, опору на достигнутые результаты. Архитектурные конструкции античных времен и по сей день используются в современном строительстве: акведуки, арки из сегментов, огромные купола. Конечно, сейчас уже другие материалы и технологии, но идеи все те же, идеи «предыдущей ступени».
      В постоянном развитии общества, по-моему, никакой особой тайны нет. Колоссальное терпение, огромный труд, бесконечный путь проб и ошибок, счастливые озарения, многовековой опыт, энергия и энтузиазм, присущие человеку – вот что двигало прогресс. Если мы претендуем на объективность, то должны признать: технические, научные, культурные достижения человека как-то не отмечены божественной легкостью. Потому что доставались они тяжким трудом, ценой больших затрат. Иными словами, земной путь человека настолько тяжел, что его трудно сопоставить с божественным промыслом, если только промысел этот не заключается в том, чтобы специально осложнить жизнь человеку. 
      Но и христианство зарождалось по точно таким же законам, опиралось на предыдущую ступень. Учение Христа появилось не в диких лесах, где молились деревянным истуканам, символизирующим гром и молнию. Не возникло оно и в каких-то пустынях, среди варваров, которые приносили жертвы каменным идолам. И даже Древний Рим, с его бесконечными статуями богов на форумах и палатинах, не стал местом рождения христианской религии. Христианство появилось как раз в самой «продвинутой» на тот момент в религиозном отношении области, Иудее. Где бог был уже один и абсолютно не напоминал многочисленных римских и греческих богов, которые отличались от человека только тем, что могли провинившегося превратить в камень, а воду – в вино. Во всем остальном это были обычные существа, похотливые, завистливые и мстительные. Именно на основе единственного бога возникло учение Христа: «Будьте совершенны, как совершенен отец ваш». Сами названия: Ветхий завет, Новый завет – говорят о преемственности, эволюции и логике в развитии религии. Тем не менее, подобно новой научной теории, христианство по отношению к иудаизму делало и шаг вперед. Вместо «око за око, зуб за зуб» пришло «милости хочу, а не жертвы». Взамен «не возжелай жены ближнего своего» – «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Во многих дохристианских обществах человеческая жизнь не считалась чем-то священным. Отсюда и варварская практика не сохранять жизнь больным, уродливым, ненормальным младенцам. А христианство провозглашает святость человеческой жизни. Вне всякого сомнения, христианский постулат «вечной жизни» был заимствован у культуры древних верований в загробный мир. По примеру египетских, где фараон с самого начала царствования готовился к путешествию в страну мёртвых. Да и христианское «взвешивание» душ умерших архангелом Михаилом на Страшном суде не отличается от древнеегипетского «взвешивания» на суде Осириса сердец скончавшихся.
       Следовательно, христианство развивалось по тем же земным законам, как и наука и технологии. Как и они, учение Христа опиралось на предыдущую «ступень» и делало шаг уже к новой. В этом чувствуется рука человека, его почерк,  «фирменный стиль» решения проблем, который остается неизменным и в науке, и в технологиях, и в религии. 
       Что это значит? Это значит, что бога выдумал человек. Точно так же он придумал акведуки, теорию относительности и интернет. Постепенно, шаг за шагом, отталкиваясь от предыдущей ступени лестницы бесконечного совершенства.
       С кого срисованы ангелочки на картинах старых мастеров? Конечно, с младенцев, детей, этих невинных и прелестных созданий. А кто служил моделью для написания библейских или мифических героев? Профессиональные натурщицы, дочка булочника с соседней улицы… Для «Кающейся Магдалины» так и напрашивается взять в натурщицы представительницу древнейшей профессии. Художникам было из кого выбирать: всегда находятся люди с печатью характера на лице. Не так уж редко встречаются знакомые с драматической внешностью, на лицах которых застыла печаль (зависть, злоба, доброжелательность, страх, равнодушие). Одним словом, вся палитра эмоций человека. История не оставила нам достоверных изображений библейских героев, но их чувства, эмоции, если судить по библейским сюжетам, нетрудно предположить. Так откуда взяты канонические изображения библейских персонажей на прекрасных полотнах? Все это взято художниками здесь, на земле, и в часы вдохновения вознесено на небо.


Рецензии