Почему тройка, семерка, туз?

      Адресовав этот вопрос интернету, я моментально получил почти исчерпывающий ответ. Тройка – сакральное число, семерка – число удачи, туз символизирует богатство, к которому стремится Германн (А.Пушкин «Пиковая дама»). Там же можно прочитать о числе «три» – три карты Германна: расчет, умеренность и трудолюбие. «Вот мои три верные карты», – говорит герой повести. Со всем этим невозможно не согласиться, пусть даже речь идет всего лишь о символах, которые нередко отличаются неопределенностью в трактовке. К тому же сами по себе символы, как правило, не являются основой сюжета или идейной стороной произведения, а прежде всего служат в качестве литературных штрихов.
      Тем не менее складывается довольно четкая картина образов и значений, если анализировать эту цепочку, состоящую из тройки, семерки и туза. Все продумано автором до мелочей. Каждая карта в отдельности и их комбинация в целом таят в себе символы, которые несут важную информацию.
      Первая карта – тройка – символизирует исходное состояние героя, который отнюдь не разбрасывается деньгами и вначале только наблюдает за игрой. Германн полагается в жизни прежде всего на свои три карты: расчет, умеренность и трудолюбие. «Игра занимает меня сильно, – сказал Германн, – но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
     Конечное состояние данной последовательности карт – это туз как символ богатства. Что ценилось тогда в высшем обществе? Критерии Германа? Нет, общество признавало лишь богатство, знатность рода, фамилию, происхождение. Разве можно было завоевать праздный класс трудолюбием?
     Безусловно, путь к богатству для сына обрусевшего немца лежит не иначе как через удачу – джекпот – семерку. Это единственный шанс для скрытного и честолюбивого Германна пробраться в тузы. Так что тройка, семерка, туз – это своего рода дорожная карта главного героя повести, соединяющая в себе цель и средства ее достижения.
    Подобно тому как за мыслями героя Достоевского в романе «Игрок» – как делать ставки на цвет, четность, нечетность цифр – угадывается опыт автора, немало поигравшего в рулетку, так и в создателе «Пиковой дамы» виден опытный игрок, который, в духе своего времени, проводил ночи за карточным столом («Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра»). Пушкин превосходно разбирается и в психологии игрока, и в комбинаторике выпадения карт.
     В плане психологии Германн, как ясно из повести, игрок, скрывающий эту черту характера до поры до времени под маской сдержанности. Почуяв возможность узнать заветную комбинацию, выигрышные «три карты», он предстает перед нами в совсем другом свете. Если бы Германн сохранил пусть даже толику выдержки, осторожности – не играть более одного раза в сутки – то он не закончил бы свои дни в сумасшедшем доме. Но такова натура игрока: он не знает меры!
     Между прочим, в фильме «Казино» (режиссер М.Скорсезе, 1995г.) есть любопытный эпизод о том, как знание психологии позволит казино остаться в выигрыше, несмотря на головокружительное везение игрока. Некто, отхватив миллионный выигрыш, прекращает игру и в радужном настроении едет в аэропорт. Тогда управляющий казино договаривается с директором аэропорта о задержке рейса на несколько часов. Расчет управляющего весьма точен: зуд игрока заставит клиента вернуться в казино. Итог: игрок спустит недавний выигрыш – миллион, а затем оставит в казино и свой миллион. 
      Есть, как мне кажется, еще одно обстоятельство, которое объясняет выбор триады из тройки, семерки и туза. Она является единственной комбинацией, где разность очков между последующей и предыдущей картами одинакова и максимально возможна в колоде из 52-х карт. Действительно, если принять туз за 11 очков, то 11 – 7 = 7 – 3 = 4. Другие подобные варианты (где туз замыкает набор из трех карт) в колоде отсутствуют. Напомню, что набор карт в ней начинается с двойки. Значит, и без большой науки ясно, что данная комбинация выпадает крайне редко в силу своей уникальности. Таким образом, большой куш в игре соотнесен и со значительным риском, и с редкостным случаем. Все как в настоящей игре, где играют по-крупному.
     «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...». Что должно было выпасть в той последней, проигрышной игре вместо туза, чтобы Германну почудилась в этой карте графиня? Конечно, пиковая дама. Но дело в том, что дама – это трехочковая карта. А это значит, что вместо ожидаемой, ведущей к путешествиям и парижским игорным домам комбинации «тройка-семерка-туз», Германн остается все на той же «тройке», при пиковом интересе. Значит, дама символизирует и проигрыш, и насмешку, и возврат в исходное состояние.
     В усадьбе Марьино, родовом имении Строгановых-Голицыных, экскурсовод пригласила нас в комнату и, усадив за карточный стол, обратила наше внимание на портрет княгини Натальи Голицыной, ставшей, как известно, прообразом графини в «Пиковой даме». Далее наш гид, одетая в элегантное платье на манер дам в 19-м веке, пояснила правила карточной игры, во время которой и разыгралась та драма в «Пиковой даме»… Разумеется, многих интересовал все тот же вопрос: почему тройка, семерка, туз? В ответ мы услышали еще одно толкование:
– Тройка и семерка, – произнесла барышня, – это 1837 год, год трагической гибели поэта, а туз… сам Пушкин.
     И с этим невозможно не согласиться. «Пушкин — наше всё».


Рецензии