Дети подземелья

      Случайно, в разговоре, одна из моих молодых коллег рассказала, что ее ребенку учитель не завязал шнурки на кроссовках и вывел на физкультуру на улицу на снег. Она обеспокоенная этим событием устроила разгон педагогам по поводу здоровья ребенка, который мог простудиться. Удивившись, что ребенок не умеет завязывать шнурки, я узнала, что ему 10 лет, и он учится в платной школе. Этот короткий разговор и натолкнул меня на мысль описать жизнь моих соседей по Садовому товариществу и особенно их дочери, моей любимицы.
Итак, слушайте.
       Когда наш молодой сосед женился, молодые поначалу жили у тёщи в Москве все вместе, муж работал шофером, а жена диспетчером в троллейбусном парке, потом у них родились дети, сын и через несколько лет дочь. Когда дочери было лет пять, все пошло наперекосяк, мужа за вождение автомобиля в пьяном виде  лишили прав и уволили с работы, тёща его возненавидела, молодая семья в одночасье переехала на дачу в маленький сборно-щитовой домик, и уже не стала возвращаться в Москву. Домик был аккуратный с печкой, его строили прадедушка и дедушка своими руками, но тем не менее такие домики в шутку называют сборно-щелевые. Не очень то он был приспособлен для постоянного проживания.
        Старший мальчик десяти лет, жить остался у бабушки в Москве, поскольку там он посещает коррекционную школу. В пятницу обычно он один едет на электричке на дачу к родителям и идёт потом от автобуса пешком восемь километров, если  нет попутных машин. Автобус, который подъезжает ближе к дачам, ходит только с апреля по октябрь. В воскресенье он проделывает этот путь обратно, и только иногда вместе с кем то из дачных соседей доезжает до метро. Сейчас ему уже 14 лет и он так далеко уже давно ездит самостоятельно да еще и  помогает родителям как может.
           Средняя девочка, сильная и шустрая, очень сообразительная, носилась по дачным дорожкам летом с друзьями, а зимой и осенью скучала одна и приходила всегда к нам, когда мы приезжали. Когда она была поменьше она любила помогать мне во всём и после садовых работ, любила приготовить вместе что-нибудь вкусное и плотно поесть. Иногда она производила впечатление голодного зверька, которому надо наесться впрок, про запас, до следующего моего приезда. Она со временем запомнила наши привычки и знала когда мы приезжаем и когда садимся за стол, когда у нас бывают гости, то есть когда можно хорошо поесть и всегда старалась к нам заходить в нужное время. Она такая ласковая и непосредственная, что мы всегда очень рады, когда она заходит.
        В апреле ее мама родила еще одного ребенка и девочка в свои неполные семь лет уже помогала маме с братишкой. Она его и кормит и спать укладывает и одевает и памперсы меняет и гулять ходит и на руках таскает. Она растёт крепкой и смышлёной, ее поведение, и характер формируется в постоянных трудностях проживания в маленьком дачном домике без удобств. Когда она подросла, мама её записала в школу, которая находится в соседней деревне, автобус, понятно, туда не ходит и надо пешком через лес идти восемь километров до школы. Ну и потом идти обратно те же восемь километров. Так они вдвоём и ходили весь первый класс. Девочка как то рассказывала, что когда они с мамой шли пешком, из леса выходили бродячие собаки и они всю дорогу молились богу, чтобы собаки на них не напали. После таких прогулок ей еще надо было не заснуть, а сделать уроки и посидеть с братишкой.
     Жалко было, что при ее остром и хватком уме, учеба остается порой на последнем месте. Когда родителям бывало надо уехать, она оставалась с братишкой одна в ветхом домишке. В свои неполные семь лет она отвечала не только за себя, но и за жизнь еще одного, новорожденного ребенка. Когда приезжает ее старший брат, он помогает родителям по хозяйству, колет дрова, и сидит с маленьким братишкой, а девочка в это время может сбегать в гости или погулять с другими детьми летом. Часто ее видели, что она на прогулку тащила с трудом коляску с братишкой по щебёнке, который тут же засыпал от этой тряски. Грудного молока у мамы не было и малышу давали разведенное обычное коровье сухое молоко, купленное в деревенском магазине. Иногда удавалось взять в соседней деревне молоко от коровы, но редко. Денег на детские молочные смеси у семьи не было. Поэтому малыш быстро начал есть все, что дают. А если не дают, то все, что можно засунуть в рот.
     Он растет бледный и слабенький, часто болеет и хронически не дышит носом, поскольку у него все время насморк. Малыш начал поздно ходить, в два с половиной года его ещё часто возят в коляске, а ходит он в раскоряку в памперсах.  В осенне-зимний период с ним почти не выходят гулять. Особенно зимой, наметает снега столько, что коляска не может проехать, а санки просто тонут в снегу и малыш сидит дома. Его кроватка находится прямо под стенкой печки, которую сложил своими руками ещё его покойный дедушка.
      Когда не хватало дров, частенько в домике, продуваемом всеми ветрами бывало холодно. Поскольку во все щели лезли мыши, пришлось им завести кошку, которая весной принесла котят. Потом завели собаку для охраны. Через  некоторое время приблудилась еще одна собака. И вот вся эта живность голодная, как иногда и сами хозяева, дружно и скудно живут в маленьком домике на участке 6 соток. Туалет у них на улице, как обычно в деревне, воды в доме  нет.
       Отец, не имея документов, потихоньку, прячась от гаишников иногда выезжал из леса на источник, находящийся за 15 километров, за питьевой водой. Мама купала детей в тазике, но редко. Стиральной машины у них нет, стирать приходится руками и тоже редко, когда удается натопить снега на печке. Вода в домике была только летом, когда включали летний садовый водопровод и тогда в семье наступало счастье, сразу все вещи начинали перестирываться, дети отмывались дочиста, домик прибирался и все сияло чистотой.   
       Чтобы как то выживать родители решили завести кур, а потом и кроликов. Но куры не неслись, а кролики чем то заболели и все передохли. Не было привычки у городских людей ухаживать за животными, да и лень пьющего отца сводила все начинания матери на нет. Привычка вести крестьянский образ жизни так и не прижилась у них. Про отца соседи шутили - «где бы не работать, лишь бы не работать» или «работа — это не про него». Как то раз отца поймали сотрудники ГИБДД  и отобрали старенькую раздолбанную ниву на штрафстоянку, за вождение без прав. Без машины жить за восемь километров от ближайшей дороги стало уж совсем тяжело и мама решила выйти из декретного отпуска на работу в троллейбусный парк и теперь работает два дня через два. Жизнь семьи стала немного налаживаться. Появились деньги, хоть и не большие, но мамы нет два дня и все это время двое младших детей остаются вместе с отцом или одни, когда он подрабатывает. Отец немного иногда прихалтуривает на дачах, но почти все пропивает, а дети в это время сидят вдвоем дома. Собак со временем стало четыре и они такие тощие, что соседи покупают батоны хлеба, кости или еще что-нибудь и кидают им через забор, когда приезжают. Старшая сука уступает свою еду щенку и приходится ее подкармливать отдельно, чтобы она не умерла с голоду. Курица у них осталась только одна и то надолго ли? 
        К этому времени семья уже скопила какую то небольшую сумму и приобрела старенькую пятёрку — жигули. Теперь девочку, уже в третий класс, отец подвозит до ближайших кустов на подъезде к деревне и оттуда она бежит в школу. Бензин отец привозит на автобусе, пряча канистру в клетчатой сумке. И теперь все реже   приходится детям ходить пешком по восемь километров через лес. Да и дети подросли и окрепли в трудностях, неслабая физкультура пройти пешком шестнадцать километров в день.
      Этой осенью внезапно умер довольно молодой сторож нашего товарищества пятидесяти девяти лет и председатель предложила безработному отцу работать сторожем. Но уже зимой обчистили две дачи, находящиеся на краю товарищества. Теперь опять не понятно, чем же кончится дело и оставят ли на этой работе отца.
      А дети тем временем растут, радуются жизни и даже не понимают, что живут крайне трудной и не характерной для их сверстников жизнью. Одни, на огромном пространстве пустых, закрытых на зиму домов, порой отрезанные от остального мира снежными заносами и упавшими деревьями. Девочка веселится, когда не может попасть в школу, бегает и прыгает полная сил и энергии. Она сама научилась стоять на руках и ходить колесом, почти выполняет сальто. У нее явные способности, она очень спортивная. В январе ей уже исполнилось девять лет, малышу уже почти три года. Когда растает снег и начнут приезжать дачники, она сможет общаться, приедут ее друзья.
       В деревне конечно им жилось бы проще, там есть соседи, магазин, школа, газ в домах, водопровод или колодец, а они одни все девять месяцев в пустом садовом товариществе и только изредка кто-то приедет из дачников и принесёт собакам поесть.
    Дети иногда с матерью ездят к бабушке в Москву сходить к врачу и помыться, они не посещают развлекательные центры, театры, не были в цирке, у них нет компьютера. И тем не менее они по своему счастливы и умеют радоваться жизни, у них есть отец и мать, которые их любят, есть свой дом, есть кошки и собаки, природа, они понимают что такое ответственность за других членов семьи, за животных, они не боятся трудностей и дальней дороги, они искренние и открытые, добрые и простые. Иногда я и сама начинаю сомневаться плохо или все-таки хорошо, что они так живут.
       В детстве, в школе, мы все читали повесть  В.Г. Короленко «Дети подземелья» меня тогда поразила и на всю жизнь врезалась в память тяжелая судьба маленькой девочки Маруси. Вот и жизнь многодетной семьи моих соседей по даче напоминала бледным личиком своего третьего малыша мне эту повесть. Долго я девочку с маленьким братишкой называла «дети подземелья», но теперь я поняла, что это не так, я не права, они же - счастливы! Просто сработал стереотип мышления, я всегда видела и общалась с детьми, которые растут в абсолютно рафинированных условиях и никогда не сталкивались с трудностями. А теперь, каким же контрастом мне кажется история про десятилетнего мальчика, который сам не умеет завязывать шнурки на кроссовках.

        Уважаемые читатели, в рассказе отражены подлинные события и описаны реальные люди, поэтому я не рискнула указывать их имена.
      


Рецензии
Мария Михайловна, Вы верно подметили, что дети радуются жизни.
Это их счастливая пора - детство, хотя и очень трудная.
Я наблюдала такое же восприятие жизни у детей в детском доме;
мы с сыном много лет помогаем в меру сил.
Так вот эти дети улыбчивы, открыты, отзывчивы на добро.
Спасибо Вам за рассказ!
С уважением, Мила

Мила Суркова   15.05.2018 03:59     Заявить о нарушении