C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Несовместимые категории ценностей личности

Восприятие одной и той же ценности психикой разных личностей может быть неоднозначно: вопреки классическим представлениям, далеко не все люди воспринимают принятую ценность, как благо. Что уже говорить об отношении к чужому выбору. Поэтому каждая личность должна осознавать не только свой выбор, но также идеалы, с ним несовместимые.

Данная статья предполагает раскрытие концептов категорий ценностей и исследование их совместимости, на основе чего определяется общая модель злоупотребления идеалами и каждой основной ценностью по отдельности.

Проанализируем проблему соотношения категорий ценностей. Характер взаимоотношения проявлений психических процессов структуры ценностей определённого субъекта сохраняется в отношении к проявлениям психических процессов других лиц. В основе многих социальных проблем лежит нежелание людей осознать особенности принципов взаимодействия психических процессов представителей «чужих» культур и применение к ним ценностных норм своей культуры.

Если особые характеры соотношения психических процессов структуры построения ценностей определённых двух категорий противоречат друг другу, то смешивание идеалов этих категорий приводит к самым деструктивным последствиям. Приводим несовместимые категории ценностей:

1. Трудящиеся – воины.

2. Коллективисты – индивидуалисты.

3. Консерваторы – реформаторы.

4. Агрессоры – мирные.

В рамках аксиопсихологии объективное понятие зла можно определить, как осуждение ценностей определённой категории относительно ценностных норм любой другой, а понятие добра, как суждение ценностей при условии их маргинальности. При изучении соотношений ценностей, следует учитывать, что каждая категория ценностей основана на наиболее уместной и согласованной в рамках её собственной культуры логике. Т. е., точек зрения в такой схеме должно быть столько же, сколько и категорий для сравнения.

Можно выделить основные модели отношения к личному выбору, исходя из которых, можно выделить четыре основных типа людей:

1. Идеалисты, которые стремятся к оптимизации собственной культуры. Если идеалистичность в личном выборе ценностной ориентации проявляется в достаточной мере ярко, то такой человек способен дать объективную оценку, как своим, так и чужим ценностям. Его деятельность приносит больше пользы, чем от него можно ожидать, а стремление к совершенству настолько сильно, что минусы окружающего мира не способны поколебать его убеждений и лишь увеличивают актуальность роли этой личности в принятой ею культуре.

2. Конформисты, деятельность которых направлена на угнетение чужих идеалов ради личного субъективного блага. Если конформность выражена ярко, то ценностная ориентация личности противоречит выбору категории ценностей для утверждения собственных ценностей за счёт обесценивания чужих. То, что может представлять ценность для человека, рассматривается конформистом, как перспектива для злоупотребления. Специфика такой позиции обусловлена тем, что ценности своей культуры воспринимаются конформистами, как благо, в чём они солидарны с идеалистами, но, в отличие от идеалистов, они ориентируются не на преодоление своих слабостей, а на их оправдание.

3. Антагонисты, стремящиеся привести к упадку собственную культуру. Сломленные с детства люди убеждены, что избранная им категория ценностей сформирована наихудшим образом. Их цель – в корне исказить ценностные ориентации окружающих людей, к которым относится с острой неприязнью, и защитить более достойных представителей своей культуры и быта от зла, которое несут конформисты. Осознание истинной сути причинённого ущерба от подмены ценностей не способствует оптимизации их отношения к принятым идеалам, а, наоборот, даёт возможность отточить мастерство утверждения личных ценностей за счёт деградации всеобщей культуры.

4. Миссионеры, чей путь направлен на оптимизацию идеалов чужого выбора, от злоупотребления которыми они пострадали. Они быстро распознают нарушения в своих культуре и быте. Деятельность таких людей сосредоточена на реабилитации, как личной культуры, так и окружающего мира. Очень самокритичны и могут винить себя даже за чужие грехи. Принятые ценности воспринимаются ими, как идеалы, подлежащие реабилитации из пепла. По этой же причине в окружающей реальности они выделяют преимущественно минусы. Они избирают предельно конструктивные пути постижения своих целей, даже кода вынуждены подвергать искуплению нарушителей. Встают на защиту справедливости, даже когда обстоятельства не на его стороне.

Мы разработали рекомендации, по оптимизации проблемы деградации ценностей личности и развития конформных установок:

1. Никогда не оправдывай одно злодейство другим.

2. Никогда не подвергай других тому, через что не проходил сам.

3. Никогда не постигай поставленные цели бездействием.

4. Никогда не твори бескорыстных дел ради чужой корысти.

5. Никогда не суди злодея, не осудив тех, кто пред ним склонился.

6. Никогда не суди то, чего не понимаешь.

7. Никогда не применяй закон к тому, кто его не принимал и не преступал по отношению к тем, кто принял.

Таким образом, были выделены четыре пары категорий психологических ценностей, которые нельзя совмещать. При их совмещении, ценности каждой категории становятся моделями злоупотребления противоречивых по структуре идеалов чужой категории.


Рецензии
Эльдар, познакомилась с рядом Ваших зарисовок,призадумалась. А последняя о "несовместимости" вернула меня в студенческую аудиторию.

Спасибо за лекцию. Ант.



Антонина Глушко   26.09.2019 07:15     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Антонина!

Эльдар Шарбатов   26.09.2019 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.