Третий рассказ. алма-ата 1951 1963г

      В.А.Вышенский получил высокую должность нач. сметного отдела в институте Казгипроводхоз. Для жилья семье сняли частный дом с приусадебным участком за парком культуры и отдыха им. Горького, а через год предоставили относительно благоустроенную трёхкомнатную квартиру в двухэтажном кирпичном доме с водопроводом, канализацией и печным отоплением.
       Владимир почувствовал себя настоящим победителем и достойным Главой семьи, он, буквально засучив рукава, вместе с детьми принялся обустраивать свою квартиру: туалет был переоборудован в душевую кабинку с газовой колонкой для нагревания воды, стены были выложены белоснежным кафелем, а в комнатах появились красивые обои. Вскоре к дому подвели теплоцентраль и семья могла забыть про печное отопление, а сарай во дворе, предназначенный для угля, превратился в мастерскую В.А.
    У девочек появилась отдельная комната, у супругов – своя спальня, а сын спал на диване в гостиной, которую называли столовой. Отец смастерил книжные полки, специальную этажерку для пластинок и тумбочку под проигрыватель.
      В семье всегда уделялось большое внимание новейшим достижениям науки и техники, как в бытовом, так и в духовном плане. Вся  зарплата, до копейки отдавалась жене, а премиями глава семьи распоряжался по своему усмотрению. На первую премию, по случаю победы сметного отдела в соц. соревновании, Владимир Александрович купил холодильник ЗИЛ, к явному неудовольствию супруги, которая рассчитывала на приобретение одежды… В ответ на претензии жены, муж написал в Москву старшему сыну, чтоб приобрёл для матери ножную швейную машину, чтобы она могла быстрее шить всю одежду для семьи.
      Как только в Алма-Ате появилась телевышка, у нас появился телевизор, отец дарил нам в качестве подарка фотоаппараты - сначала ФЭД, потом «Заря» с прекрасным объективом и широкоплёночный Москва -2.
      Не слишком высокий бюджет семьи по обоюдному согласию супругов расходовался на приобретение книг, репродукций картин, посещение театров и фотографию.
На день рождения своей жены отец приходил с огромным букетом цветов.

   Выходные дни и трудовой отпуск отец тратил на походы в горы всей семьёй с друзьями и товарищами детей. Его часто командировали в Москву на согласование и утверждение проектов в Госплане и Головном предприятии, как начальника сметного отдела, откуда он возвращался с полным чемоданом подарков для жены и детей...

     Привыкший терпеть свои болезни и недомогания отец практически не обращался за помощью к врачам и даже сам себе удалял зубы плоскогубцами. Поэтому он «пропустил» воспаление аппендикса и попал в больницу уже с перитонитом. Первые дни после операции он по-прежнему посылал жене и детям весёлые записки, но через несколько дней понял, что ему на этот раз не уйти от «костлявой» и смирился с приближением конца. Врачи больницы посоветовали вызвать на прощание с отцом старшего сына, но приезд Евгения вернул отца к жизни, вернее к сопротивлению смерти.

       В 1959году Владимир Александрович вышел на пенсию, но продолжал консультировать и помогать расчётами своих подчинённых, взяв в отделе свой арифмометр «Феликс».
      Всю жизнь Владимир Александрович пополнял своё образование, читая научно – популярные журналы и даже решая шахматные задачи, приобщившись к этому занятию на пенсии. Он переписывал интересные статьи, рекомендации из журналов Наука и Жизнь, Химия и Жизнь, Знание – Сила и др. и высылал своей дочери Рите, понимая как важно ей – молодому специалисту быть в курсе последних достижений науки.
      Несмотря на никчёмное здоровье, он не мог обойтись без физического труда, к которому привык за свою трудную жизнь, презирая занятия зарядкой ради «совершенствования» своего тела, ничего при этом не производя… Поэтому отец решил озеленить голую территорию, прилегающую в дому.
       Во дворе дома росли два дерева клёна ясенелистного, вокруг которых появилось много самосева – 2х-4х летних сеянцев, и он вознамерился рассадить их в виде аллеи, окаймляющей двор. В течение недели больной старик долбил лунки с помощью лома и кирки, потом таскал в вёдрах плодородный слой почвы и рассаживал сеянцы, не обращая внимания на протесты жены и детей. Когда он закончил свою работу, то был очень доволен и потребовал у жены рюмку водки на ужин – чтоб обмыть…

     На следующее утро, когда Мария Кузьминична - жена, вышла из подъезда, то увидела плачущую молодую девушку – местного почтальона, которая объяснила свою печаль такими словами: Вот, посмотрите! Тут старик еле живой больше недели деревья сажал, а их кто-то сломал!  -  У всех саженцев были сломаны верхушки, а некоторые лежали на земле…Потом кто-то из соседей пояснил, что дети хотели поиграть и устроили соревнование, кто успешнее перепрыгнет через деревце…
    
    Вероятно, это было последней каплей людской неблагодарности и неуважения к труду для Владимира Александровича, и он перестал поливать свои деревья и практически выходить во двор….. 

     Приближался день рождения Владимира Александровича - 2–е февраля 1963г и он, как и все мужчины, не лишённый тщеславия, ждал поздравлений и подарков от жены и детей.  Младшая дочь Ира, которая работала в это время в алматинском ЦУМе, уже приготовила сюрприз для отца, купив новый импортный костюм, а жена заготовила продукты для праздничного стола. Владимир Александрович, предвкушая торжество в честь своего дня рождения, решил сделать подарок самому себе и доказать всем родным, что есть ещё «порох в пороховницах»…
    Он давно намеревался изготовить резонатор под телефон, потому что слуховой аппарат не помогал в разговорах по телефону с дочкой Ритой, которой он не только много писал и посылал вырезки из газет и журналов по новым открытиям на ниве растениеводства, но и любил давать пояснения по телефону. Владимиру Александровичу очень нравилось, что дочь пошла по его стопам и вроде продолжила работу, которую он начал в ВИР у Николая Вавилова.
    22 января 1963г Владимир Александрович уединился на весь день в свой любимый сарай, где оборудовал свою мастерскую, и распилил еловую доску вдоль на тонкие дощечки для своего резонатора…. Когда  труженик пришёл домой, к обеду, то жена ахнула – лицо мужа было зелёным и он тяжело дышал. Ночью, после укола, поставленного врачом скорой помощи, он умер на руках жены и дочери Иры. 
     На похороны отца прилетел из Москвы старший сын Евгений и дочь Рита из Кокчетава. Никто не ожидал такого нелепого и быстрого конца, когда казалось, что можно было бы отдохнуть и пожить для себя…
     Институт Казгипроводхоз организовал похороны и добился «престижного» места на Центральном кладбище... На фото 1962года - Проводы на пенсию начальника отдела
     Жена Мария пережила мужа на 29 лет, хотя врачи предрекали ей кончину ещё в далёком 1940г.

ПОСЛЕСЛОВИЕ - http://www.proza.ru/2018/02/25/848


Рецензии
Ваш отец, Маргарита, был настоящим мужчиной, в самом лучшем смысле этого слова! И Вы не правы, назвав его смерть "таким нелепым и быстрым концом", наоборот, он умер красиво! Нелепый и быстрый конец, это когда мужик завалится пьяный в лужу лицом вниз, и утонет. А он умер, изготавливая резонатор для телефона. Хотел бы и я умереть быстро... Не дай Бог умирать так мучительно и долго, как моя жена Людмила, например... А дети жестоки и глупы, умнеют с годами... Это я саженцы имею ввиду... Р.Р.

Роман Рассветов   27.02.2018 19:05     Заявить о нарушении
Согласна с ВАМИ!

Маргарита Вышенская   28.02.2018 08:38   Заявить о нарушении