Микрорассказ Два типа реакций

- Я несколько раз от Вас слышала о том, что Вы увлекаетесь физиономистикой. А можете ли Вы что-то сказать по этой теме нетривиальное, что до Вас никто не говорил?
- Я не могу ручаться за то, что знаю всё, что до меня кто-то говорил по этой теме. Я могу рассказывать лишь о своём личном опыте, а насколько он оригинален, это уж Вам судить. На каждом лице написано выражение ума. В статике читать эти иероглифы выражения ума в состоянии человек, как правило, имеющий немалый жизненный опыт. Но в динамике многое упрощается. Вот я приведу Вам пример того, что может увидеть любой даже недостаточно опытный человек. Когда кто-то встречается с человеком заметно умнее его, то по выражению лица можно идентифицировать две альтернативные реакции: чувство огорчения и даже злобы и чувство восхищения. Люди очень легко идентифицируются по этому признаку с помощью изменения выражения лица. Человек, который плохо воспринимает чьё-то превосходство, скрыть соответствующую этому негативному восприятию динамику мелких мускулов лица просто не в состоянии. Тем более, когда он интуитивно пытается её скрыть.
- А тот, кто испытывает чувство восхищения от того, что встретил более умного человека?
- А такие не испытывают потребности скрывать своё восхищение. Потребность скрывать чувства возникает у тех, чьё подсознание заботится об их имидже, автоматически пытаясь скрыть чувство зависти и неудовлетворения, а это скрыть очень трудно.
- И как Вы охарактеризуете людей, демонстрирующих эти два типа реакций?
- Между этими двумя типами реакций практически не бывает переходных форм. Эти две структуры психики довольно легко различимы. Квалифицировать эти две структуры - дело довольно субъективное. Что касается меня лично, то я в своей жизни очень редко сталкивался с "восхитителями". Память об этих людях и радость знакомства с этими людьми для меня составляет один из немногих самых важных интересов и смыслов жизни.
- Не означает ли это, что Вы весьма неравнодушны к комплементам?
- Нет, не означает! Я являюсь падким на комплименты самому себе...


Рецензии