Амосово топонимы, этимология

Мы, изучавшие тогда в детстве Библию, чувствовали,
что Амос костит царей и богачей, и нам это очень нравилось
Л. М. Каганович. Памятные записки (1991)

1) Топонимика

Найдено 22 разновременных топонима образованных от корня Амос в областях: Архангельской, Владимировской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской. Дислокация поселений говорит о религиозно-культурном преобладании данных регионов в средние века.

Амо;сов — хутор в Белореченском районе Краснодарского края.

Амосово — деревня в Приморском районе Архангельской обл.
Амосово — деревня в Холмогорском районе  Архангельской обл.
Амосово – поселок (не жилой) Плисецкий р-он, Архангельская обл.
Амосово -  поселок  в Меленковском р-не, Владимировской обл.
Амосово — деревня в Бабаевском районе Вологодской обл. «В писцовой книге второй половины XVII в. значилась под двумя названиями: «...д. Пожар, Амосов Конец то ж» (ПК Белоз 1678, л. 68). Первое свидетельствует о том, что деревня построена на выжженном для посева участке леса, подсеке. Возобладало второе наименование, образованное от м. л. и. Амос и существительного конец, известного в древнерусском языке в значении 'отдаленная, окраинная часть территории' (Сл РЯ XI – XVII, VI, 272). Чайкина Ю. И. Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. — Архангельск, 1988.

Амосово — деревня в Белозерском районе Вологодской обл.
Амосово — деревня в Кирилловском районе Вологодской обл.
Амосово – деревня в Крестецком р-не Новгородская обл.
Амосово — деревня в Приморском районе Архангельской обл. Шахматов А.А. Исследование о двинских грамотах XV века. СПб. 1903; «Деревня (тогда село) Амосово впервые упомянуто в XV веке по имени тогдашнего собственника Амоса Микулина».
Амосово — деревня в Порховском районе Псковской обл.
Амосово — деревня в Псковском районе Псковской обл.
Амосово — деревня в Андреапольском районе Тверской обл.
Амосово – деревня (не жилая) в Тихвинском районе Ленинградской обл.
Амосово – деревня в Спасском районе Рязанской обл.
Амосово – урочище, Тверская обл.; Псковская обл.; Ленинградская обл.
Амосково — деревня в Краснопрудской волости Псковского района Псковской области
Амосовка — деревня в Чашникском районе Витебской области.
Амосовка — деревня в Медвенском районе Курской области.
Амосова Гора — деревня в Бокситогорского района Ленинградской обл., известна в 1879 г.

Гидронимы
Верхняя Амосовка, Нижняя Амосовка – малые реки, притоки реки Сясь.

2)  Пророк Амос

Время деятельности Амоса (ивр. бремя, нести груз, от корня АМАС, стронг ивр. 5986, 6006) определяют ок. 793-753 гг. до н.э., он был уроженцем Иудеи. Господь направляет его в Северное царство (в Израиль), место его видений и пророчеств город Вефиль (евр. Бет-Эль, святилище Израиля, ивр. Дом Бога). Местный священник Амасия пытается его изгнать (конкурент) и посылает донос царю: «Амос производит возмущение против тебя».
Амос 7:12-15
И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.
И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю ".

Называя себя «пастухом»,  Амос прекрасно знал жизнь верхушки общества, разбирался во всех военных и политических событиях  происходящих у соседей; его кругозор охватывал судьбы народов всего Ближнего Востока.

В этот период Израиль (Северное царство) переживает расцвет, сильные государства-соседи, находятся в кризисе и не беспокоят Иудею и Израиль; торговля приносит в страну богатства, однако материальные блага достаются только богачам.
Пророк  Амос выступал против социальной несправедливости: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся властью; осуждает жизнь в роскоши и наслаждениях, провозглашает идеал простой и праведной жизни. Критиковал богослужения в храмах с жертвоприношениями и многочисленной восторженной толпой; считал, что культовые обряды теряют смысл, при общем падении нравов и несправедливостью в обществе.

Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_358.htm

3) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка

* Вологодско-Пермская летопись (852–1538 гг.) (1550-1590): «Амос же пророкъ рече: «слышите слово господне: аз приемлю на вы плач, дом Израилевъ падеся и не приложи встати».
* Сотная с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на город Яренск с уездом (1585-1586): «Амос Карпов, середней д. пуст Амосов, Омос живет в другом дворе».

* Данная Шарапа, Адаша и Сурьянина Федоровых детей Нелюбова (Бедарева) строителю Сп.-Генн. пустыни Иосифу на д. Лабунино в Осецком ст. Костромского у. Противень 2 (1565-1566): «А на то послуси Пятой Иванов сын Нелюбов, да Русин Микифоров сын Нелюбов, да Подосен Осифов сын Матренин, да Олексий Амосов сын Смирного, да Бажен Дмитреев сын Крев».

б)  Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли (паломническая литература, XIII в.); http://www.drevne.ru/lib/daniil_2.htm
О гробе Лота, что в Сигоре
 Недалеко от этого места создана церковь со стрельчатыми сводами во имя пророков. Внутри под этой церковью есть большая пещера, и в той пещере лежат двенадцать пророков в трех раках: Аввакум, Наум, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Исзекииль, Измаил, Савеил, Варух, Амос и Осия.

в) Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Деятели

* Адриан Монзенский (умер 1610) — русский православный святой, преподобный, основатель (1592) Благовещенского монастыря на реке Монза близ Костромы. Адриан Монзенский был уроженцем города Костромы, в миру носил имя Амос.
* Коменский (Komensky) Ян Амос (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики.

г) О гимнографическом наследии Ермолая-Еразма (1500-1560)
ТРЕПАР (краткая песня святому) ПРОРОК АМОСУ. Июнь 15. Гла 1. Прозря Христово плотское родство от рода Давыдова, пророче, роду тезоименитый  Амосе, предрекий, глаголя: «Вставлю храм Давыдов пад¬ший и возгражду и и раскопанна его», к сему же Христово и распятие вознесение Святага Духа действом  предглаголивый, моли давшаго  ти сию благодать получити и нам велию милость!
 
4) Обобщение и вывод

а) Топонимика

Выделено 22  разновременных топонимов (малые поселения и реки), которые произведены от имени библейского пророка Амоса, его книга была известна на Руси в XIII веке, более ранних примеров найти не удалось. Населенные пункты Амосово и др. производные фиксируются с XVI века.
 
Ранее мы рассмотрели  топонимы, образованных от имен библейских пророков: Авдея, Аввакума, Авраама и Захарии, и здесь большинство названий поселений  и имен людей зафиксированы в русской литературе начиная  с XVI века. Что же случилось на рубеже XVI-XVII вв. в России?

б)  Социально-политическая обстановка в России на рубеже XVI-XVII вв.

До 1564 года русская литература была рукописной, вплоть до XVII века произведения распространялись путем переписки, книги стоили дорого и были недоступны для простого человека. Литература была в ведении духовенства, Церковь единственный культурный центр на десяток  сел и деревень, где христианин мог узнать о событиях в стране, области, районе; прихожанам читали грамоты и книги на собраниях в приходах. Составители житий святых (раскрытие святости в земном мире), хождений (паломничество) и летописей (жанры древнерусской литературы) постоянно обращаются в своих произведениях к морально-нравоучительным сюжетам книг Библии, откуда заимствуются: образы, метафоры и цитаты.

Рубеж XVI-XVII  вв. в  Русском государстве  проходил в условиях политического, военного и экономического кризиса во время правления Ивана Грозного (ум.1584), Бориса Годунова (ум. 1605). В истории этот период выделен выразительным термином – Смута (1598-1618 гг.): борьба между боярами и царской властью, польская интервенция, самозванцы, народные восстания, голод - народ потерял уважение к власти и закону.

В XVII веке происходит резкое увеличение выпуска книг, представители всех слоев общества принимают участие в создании литературных произведений, появляются новые жанры, имеющие агитационную направленность. Например «Повесть о видении» в Нижнем Новгороде, 1611 г., где автор пророчествовал о погибели русского государства, если на трон воссядет самозванец. Повесть быстро разошлась по стране и была направлена в полки Ополчения; при получении повести в городах объявляли трехдневный пост (покаяние).  См. https://www.portal-slovo.ru/history/39668.php

Таким образом, появление топонимов Амосово, Амосовка в XVI-XVII вв. и позже связано с   религиозно-разъяснительной работой русской православной церкви в интересах сохранения единого Русского государства; других влиятельных общественно-политических объединений не выявлено.

* Основные идеи пророка Амоса
Внутренняя вера важнее,  чем ритуал, торжественное поклонение не имеет ценности.
Религия и вера заключается не в ритуале, а в праведности.
Экономическое равенство необходимо для сохранения народа.
Связь Бога и Народа основана на морали, если народ падет ниже нравственных Законов Бога, то государство разрушается.

Называя и освящая поселения именем библейского пророка Амоса, Церковь создавала единое культурно-религиозное пространство, то, что мы называем основой государства -  один Бог (идеология) - один Царь - один Народ.

28.2.2018 г. 


Рецензии