Печать Исайи

   В прошлый четверг была опубликована статья К. Мосс (The Daily Beast) о сенсационной находке археологов, которая подтверждает, что ветхозаветный пророк Исайя (Йешаяху) является  историческим лицом.


   Найденный артефакт представляет из себя маленький кусочек керамики (всего на 0,4 дюйма длиной), на  котором учёные прочли надпись “пророк Исайя”. Этот древний осколок был найден при раскопках в Иерусалиме неподалеку от места, где ранее обнаружена печать царя Езекии. Раскопки возглавила Эйлат Мазар, которая сделала подробное описание найденного артефакта с древней печатью среди множества других глиняных черепков и кусочков слоновой кости. Исследователи предполагают, что печать относится ко времени правления царя Езекии (Хизкиягу), правившего Иудеей в VIII-VIIвв. до н.э.



   По словам Э. Мазар, учитывая особое почитание пророка Исайи в мировой истории, найденный оттиск имеет огромное значение как для евреев, так и христиан.

   Пророчества Исайи, жившего в восьмом веке до н.э., во время правления царя Езекии (одного из немногих “добрых царей”, которые правили Иудеей до Вавилонского завоевания), составляют Книгу Пророка Исайи.  Собственно, пророчествовать Исайя начал ещё ранее, во время царствования Озии и, предполагают, пережил время царей Иоафама и Ахаза. Многие ученые считают, что видение Исайей Г-спода, восседающего на престоле на небесах (Ис.6:1-7, прим. моё - С.Т.), заложили основу для последующего описания рая.

   Исайя особо почитаем христианами за его мессианские пророчества и его мученическую кончину. В четвертом веке христианский богослов Григорий Нисский писал, что пророку Исайе было ведомо "таинство Евангелия" более, чем кому-либо из других пророков. Cвятой Иероним прямо называет его "евангелистом", поставив в один ряд с авторами Евангелий; а Иоанн Златоуст писал, что "хотя уста его были уста человеческие, но пророчествовал Исайя - от Духа". Эндрю Дэвис, глава Эдвард Кэдбери Центра Бирмингемского университета, рассказал The Daily Beast, что "без Исайи мы упустили бы некоторые из самых скорбных, но и самых вероучительных стихов всех времен."



   Исайя был значим не только во дни его пророчеств в Иерусалиме и в тесной связи с царями иудейскими, но он остаётся таковым и для последующих поколений. Большинство исследователей считает, что Книгу Пророка Исайи нужно разделять на два или три сегмента, каждый из которых написан разными авторами. Второй сегмент (Ис. 40-55), как считается, написан во время изгнания и содержит предсказание о возвращении Израиля (еврейского народа) из Вавилона в Иерусалим. Что касается включения этих более поздних пророчеств в Книгу, то это свидетельствует о том, что Исаия был достаточно важным и для последующих читателей.


   Теперь, впервые, у нас есть доказательство не только реальности пророка Исайи, но и вероятное свидетельство его роли в VIII веке до н.э. в современном ему обществе. Не каждый, кто имел печать, обязательно обладал высоким статусом ( печати были средством идентификации личности), но Библия, действительно, описывает Исайю как советника короля, к которому монарх обращался за советом. Открытие оттиска печати пророка в непосредственной близости к оттиску царя Езекии подтверждает описанное в Библии.

   
   Как отмечает Мазар в своей статье, есть некоторые проблемы с оттиском печати, в частности, не достаёт некоторых букв. В несохранившейся части, возможно было бы прочитать идентификацию Исайи не только по фактическому роду, но и по роду занятия, по роду профессиональной деятельности. Будут рассмотрены альтернативные варианты прочтения.

    Роберт Каргилл, профессор университета Айовы, скептически относящийся к находке, признался The Daily Beast, что статья была "основательно подготовленная" и что "журнал не утверждает категорично, что нашел печать Исайи." Роберт Каргилл оценил научный и ответственный подход доктора Мазар к этому открытию, предложив альтернативы надписи, а не просто сенсацию.

    Профессор Каргилл, лично проведший большую часть своей карьеры, развенчивая ложные археологические мифы, считает, тем не менее, что Мазар действительно обнаружила слепок печати пророка Исайи и "первое археологическое и внебиблейское упоминание пророка."

    Последствия открытия еще предстоит увидеть. Раскопки в Иерусалиме неизбежно являются политически обоснованными из-за израильско-палестинского конфликта. Сама Мазар в прошлом подвергалась критике за участие в раскопках в Сильване (Восточный Иерусалим) со стороны Сионистских организаций. Как отметил Каргилл, место раскопа
вызывает противоречие вследствие его близости к Храмовой горе и, в частности, к мечети Аль-Акса. В прошлом, любое открытие, связанное с еврейским присутствием на Храмовой горе, немедленно использовалось израильскими политиками в политических целях, в поддержку их заявлений о суверенитете Иерусалима по отношению к палестинцам. В свою очередь, палестинцы отвечали, что любое открытие является фейком, протестуя против самого присутствия израильских или еврейских археологов на "палестинских территориях". Таким образом, раскопки в Иерусалиме, особенно возле Храмовой горы, не для слабых духом; это по сути политический спор, независимо от того, хочет этого археолог или нет.”

Как бы то ни было, открытие конкретизирует позицию, в которой в принципе ученые никогда не сомневались: что пророк по имени Исайя служил советником царя Езекии, хотя и не доказывает богодухновенность его воззвания, точность его предсказаний или идентификацию авторства библейского послания.


The Daily Beast

фото - Rotternet
01.03.2018
 


Рецензии
Это очень интересно, но есть сомнения - мог ли человек сам именовать себя пророком?
Это Исайя говорил: "Задаром были вы проданы и без серебра будете выкуплены""
С уважением
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   01.03.2018 12:49     Заявить о нарушении
Спасибо большое за прочтение и мысли о пророке. Исайя - действительно, весьма почитаем. Мне он особенно близок, так как я - калужанка, а на образе Калужской Божией Матери Богородица изображена с Книгой Пророка Исайи. Что касается толкование на стих 3 главы 52, то Златоуст пишет, что евреи попали в плен частично и по своей вине ради грехов их, но Г-сподь милосерд. И я с Вами согласна, что от себя человек не должен пророчествовать. Даже и шаманы-язычники передают своё знание. Даже они не занимаются "самодеятельностью". Пророк же ходит пред лицо(старсл.-е)м Г-спода. И не зря Исайя говорит: : "Дух Г-сподень на мне..." Со взаимным уважением, Светлана

Светлана Татарова   01.03.2018 18:14   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Светлана! Я - человек нерелигозный, почитаю Исайю, как социалиста древности

Юлюбарский   01.03.2018 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.