Когда б вы знали, из какого сора росли они...

                Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
                Козьма Прутков
   

                Легендарный силач Самсон, трепетная Мария, патриарх Исаак, пророки Самуил и Креститель,
                милосердный Христос – герои, оракулы, мессии… Их зачатие и появление на свет окружены
                тайной, в ней проступают странные детали, а они заставляют сомневаться в искренности родителей
                и достоверности их историй. Быть может, то, что случилось, случилось как-то иначе?

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


Несмотря на обилие деталей, библейские рассказы про обетованные зачатия в своей основе удивительно похожи друг на друга. Эту основу – «базовый сюжет» -  совсем не трудно выделить и описать. Ну, скажем, так:

1.Предыстория
    Богатая* и праведная чета не имеет детей. Виновницей этого несчастья традиционно считают прекрасную половину
    (далее - Жену).

2.Возвещение
   Один из супругов НАЕДИНЕ общается с незнакомым человеком (далее - Х). Супруга на таких свиданиях держится спокойно, а её муж почему-то трепещет.
   Х сразу предрекает чудо - у Жены, мол, будет ребенок, но не спешит подкреплять это каким-либо знамением**.
   Тем не менее, Жена сразу верит незнакомцу. А вот ее Муж сомневается, хотя Х выступает от имени Бога и сулит ребенку
   почести и славу.
   ЭТУ РАДОСТНУЮ ВЕСТЬ СУПРУГИ СКРЫВАЮТ ОТО ВСЕХ И ДАЖЕ ДРУГ ОТ ДРУГА (?).

3.Зачатие
    Вскоре Жена и впрямь зачинает. То ли Бог исцелил/«осенил» бесплодную Жену, то ли сделал продуктивным Мужа, то ли ей «поспособствовал» любовник…
    Если Муж и подозревает свою Жену в измене, хранить это он предпочитает  в тайне от окружающих.

4.Рождение
    Спустя некоторое время, один из супругов публично благодарит Бога, и тогда все понимают: эта беременность – от Бога.
    Затем рождается ребенок, который в первые годы ничем не выделяется среди сверстников.

5.Становление
    МУЖ ТАК ИЛИ ЭДАК СТРЕМИТСЯ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СВОЕГО ОБЕТОВАННОГО ОТПРЫСКА и тот едва не погибает
    или оказывается за пределами родного дома***.
    Под разными предлогами долгожданное чадо отдают/посвящают Богу. Бог/некая важная персона покровительствует
    ребенку**** и тот впоследствии возвышается.



Конечно, отдельные этапы нашего сценария надо бы прописать подробнее, но для этого не хватает информации – повсюду ведь тайна, тайна, тайна…
 
Возьмем, к примеру, все осчастливленные семьи. Нам остается лишь гадать, чем руководствовался Господь, посылая весьма заурядным родителям***** таких неординарных детей – будущих пророков, героев, спасителей.

То же самое относится и к предыстории чуда: нигде и никогда Писание не касается причин немилости (за что, собственно, Царь Небесный поразил бесплодием - этой тяжкой божией карой - праведную чету), а о причинах Своей милости – восстановлении репродуктивности семьи – Бог говорит невнятно****** (между тем, в других ситуациях Создатель четко выражает свою волю*******)

Да и центральный момент всех этих сюжетов – само зачатие - тщательно затушёван (Жена просто зачала и все)********

------------------------------------------------------               
                * Авраам, Иоаким, Сонамитянка – богаты. Захария принадлежит к жреческой элите. Жена Елканы приносит в   
                жертву 3 тельцов, 1 эфу муки и мех вина, хотя принято было – 1 тельца, а сам Елкана имеет 2 жен и его
                родословная известна до 4 колена. Сын Маноя Самсон становится судьей – правителем Израиля. Бедны
                только родители Иисуса (Иосиф принес в жертву лишь 2 голубиц).
              ** Вестник обращается к знамениям только тогда, когда ощущает недоверие собеседника и надо придать
                пророчеству убедительности (так, Маной и Иоаким принимают Х за человека, Захария сомневается).
            *** Исаак едва не погибает от руки Авраама; сын сонамитянки умирает; Самуила и Марию отсылают в храм;
                Предтечу уносят в пустыню; Иисус оказывается зимней порой в хлеву.
          **** Исааку является и помогает Бог; сына сонамитянки исцеляет и защищает Елисей; Самуила и Самсона
                продвигает Бог; Марии приносят пищу ангелы; они же спасают и защищают Иоанна; Иисуса поддерживает
                и охраняет Бог.
        ***** Почему именно с Авраамом решил Господь заключить свой обет? Почему выбрал его и Сарру
                родоначальниками множества народов, в том числе и избранного - израильского?            
                За какие особые заслуги он даровал Маною сына – героя, а Елкане и Захарии – пророков?
      ****** Все эти причины носят антропоморфный характер и ставят под сомнение всемогущество и всеведение Господа.
                «Вспомнил о ней» — значит, может забывать и действовать спонтанно? 
                «Услышал молитвы твои» - т.е. слышит не всех и не всегда, не способен читать в душах людей без молитв?
    ******* Змею: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми
                зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3:14)
                Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22:18)
                Моисею: «скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих
                между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет
                его камнями» (Левит 20 2) 
  ******** Авраам и Сарра: «Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему
                Бог» (Бытие 21 2)
                Елкана и Анна: «Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына» (1-я Царств 1:20)
                Маной и жена: «И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон» (Книга Судей 13 24)
                Иоаким и Анна: «Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила» (Протоев.)
                Захария и Елизавета:«После сих дней зачала Елисавета,жена его,и таилась пять месяцев»(Лк 1 24 )
                Сонамитянка: «И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал
                ей Елисей». (4 Царств 4 17)
                В большинстве случаев остается не проясненным главное: КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ БЫЛ ОТЦОМ РЕБЕНКА?

------------------------------------------------------


В атмосфере таинственности тонут многие детали «базового сюжета» и обнаружить их удается лишь при внимательном чтении рассматриваемых библейских текстов.

Так обстоит дело с богатством и/или влиянием, характерным для всех родителей (кроме Святого семейства): обычно их состоятельность или замалчивается, или упоминается вскользь.
А вот с благочестием все обстоит ровно наоборот: семейные пары походя зачисляют в праведники, хотя они, если приглядеться, порой совершают не самые благовидные поступки*.
Упускается из виду еще одно важное обстоятельство: Х ПРЕДПОЧИТАЕТ ИМЕТЬ ДЕЛО С ЖЕНЩИНАМИ И ЧАСТО НАНОСИТ ИМ ВИЗИТЫ В ОТСУТСТВИЕ МУЖЕЙ. МУЖЬЯМ ОБ ЭТИХ ВИЗИТАХ ЗНАТЬ НЕ ПОЛОЖЕНО**.

В то же время другие детали, общие для всех сюжетов, буквально бросаются в глаза.

Что, например, известно нам о возвещении божьей милости? О, многое, очень многое.
Эти эпизоды перенасыщены подробностями о том, где появился Х, к кому из супругов обратился, что сказал, что сделал, как реагировал его визави, где находился второй супруг...
Поневоле складывается впечатление, что миссия Х очень важна, хотя если разобраться, в его визите не было никакой необходимости.

              Ну разве не очевидно, что Вседержитель не нуждался в посредниках для исцеления Жены***. Не нуждалась
              в вестнике и бездетная чета: набожные супруги и так знали, что бесплодие Жены ниспослано свыше.
              Оттуда же придет и внезапное исцеление.
              Только один Муж (Елкана) познал Жену перед зачатием, только одна Жена (жена Маноя) сообщила Мужу
              об Х. Значит, благовест был задуман не для того, чтобы воодушевить супругов и придать им силы для
              продолжения рода....
              Быть может, благовестом Всевышний хотел прославить себя и своих подопечных? В таком случае Он объявил
              бы свою волю ПУБЛИЧНО, при скоплении народа****, а не окружал ее непроницаемой тайной*****.

Итак, Х приносит весть, которая на тот момент не имеет особой важности ни для самого Бога, ни для избранной четы, ни для народа Израиля. Что и говорить, такой вывод слегка озадачивает. Зачем же тогда приходил этот таинственный Х? Быть может, в действительности, прежде чем истории обросли легендами,

              Х ВЫПОЛНЯЛ СОВСЕМ ДРУГУЮ РОЛЬ (например, САМ ИСЦЕЛЯЛ/ОПЛОДОТВОРЯЛ ЖЕНУ)?

------------------------------------------------------
         * Авраам обманывает фараона и царя, наживается на обмане. Сарра изводит Агарь, обрекает на гибель ее и
            Измаила, лишает их наследства. Иоаким подвержен тщеславию, бросает ни в чем не повинную жену, собирается
            обобрать ее.
            Мать Самуила Анна позволяет себе роптать на Бога. О праведности Маноя, его жены, сонамитянки и ее мужа
            вообще не сказано ни слова.
       ** Анна не рассказывает об ангеле своей доверенной служанке Юдифи. Елизавета таится ото всех. Мария скрывает
            встречу с Х от Иосифа. Авраам не извещает Сарру о своей первой встрече с Богом, на которой Бог обещал ему
            сына от Сарры. Все счастливые избранники Господа предпочитают не делиться своей радостью с родными и
            соседями.
    *** Безо всяких помощников Господь заключил всякое чрево в доме Авимелеха и затем собственноручно
            исцелил «Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Бытие 20:17).
  **** Например, в форме гласа небесного.
***** Ведь осчастливленная семья, как правило, вступает в контакт с общественностью только после рождения ребенка.
------------------------------------------------------


Чтобы проверить нашу гипотезу, приглядимся к «мистеру Икс», его всемогущему господину и их подопечным.

Как следует из текста, Творец всего сущего ведать не ведал, что испокон веков иудеи считали бесплодие тяжким наказанием за грехи и презирали нерожавших Жен, а бездетные еврейские Жены страстно мечтали о ребенке. Поэтому бездетные (и безвинные!) родители долгие годы страдали и молили Господа о потомстве, пока он не обращал внимание на несчастных, которых сам незаслуженно обделил детьми*.

Слуга не может быть выше господина своего. Поэтому Х тоже не всеведущ: он (пророк Елисей, первосвященник Илия) не догадывается, что Жена мечтает о сыне или что сын Жены умер (Елисей).
Разобравшись в ситуации, Х обещает бесплодной Жене только ОДНОГО ребенка, но не детей (то есть только «РАЗОВОЕ» размыкание чрева). Так в основном и происходит**: ПРОТЕЖЕ ГОСПОДА ЗАЧИНАЮТ И РОЖАЮТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА К НИМ ЯВЛЯЕТСЯ САМ ВЛАДЫКА ИЛИ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Х.

Эти визиты, внешне благопристойные, при ближайшем рассмотрении выглядят весьма двусмысленно:

     1.Своим конфиденткам Х всегда является НАЯВУ (а мог бы присниться, привидеться, сойти на нее Святым Духом, 
        разразиться гласом с небес, начертать огненные слова на стене...) Всему этому виртуальному и дистанционному
        общению Х ПРЕДПОЧИТАЕТ ПРЯМОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ КОНТАКТ ВО ПЛОТИ.
        Мало того, она, эта плоть, всегда МУЖСКОГО ПОЛА, хотя в Библии упоминаются и женщины-
        пророчицы (Мариам, Девора, Олдама, Ноадия, Анна, четыре дочери Филиппа)…
       Но ПРОРОЧИЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИХОДЯТ К ЖЕНЩИНАМ ВОЗВЕСТИТЬ О ЗАЧАТИИ.

    2.Вступая в контакт с дамами, Х никогда не поясняет, за что Бог столько лет наказывал супругов и почему «снизошел» к
       ним именно сейчас. О сроках Х не говорит, но Жена и Муж почему-то ожидают ребенка в самое ближайшее время.

    3.А «осеменение» Жены? Кем и как оно будет произведено? Х не уточняет, хотя этот вопрос не мог не волновать
       супругов, поскольку жены считали, что их мужья на это просто не способны***. Тем не менее, Муж и Жена относятся к
       подробностям предстоящего совокупления на диво безучастно****.

    4.Удивительно и другое. Сначала Муж и Жена молят Всевышнего о потомстве. Он нисходит, и они повергаются ниц
       перед лицом его. Когда чудо зачатия/рождения свершается, супруги торжественно славят Господа… Налицо
       безоговорочные доверие и покорность Отцу Небесному. Тем не менее, НИКТО ИЗ БОГОПОСЛУШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
       НЕ ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ-ПОКРОВИТЕЛЮ ЗА ЗАЩИТОЙ, когда их детям грозит опасность*****.

    5.Жена и Муж называют Х почтительно, но просто - «господин мой», «владыка», а своего Бога в молитвах величают куда
       торжественней - «Господь бог неба и бог земли» (Авраам и Сарра), «Господи [Всемогущий Боже] Саваоф” (Маной),
       «Бог моих отцов» (Иоаким и Анна), «Бог, спаситель мой” (Мария), «Господь Бог Израилев» (Захария и Елизавета).

------------------------------------------------------
          * Так вынуждены поступать Авраам и Сарра, Захария и Елизавета, жена Елканы Анна, Иоаким и Анна, Исаак и
             Ревекка, Иаков и Рахиль, страдающая женщина, о которой рассказывает Ездра.
       ** Сарра, жена Иоакима Анна, Елизавета, сонамитянка, Ревекка, женщина из книги Ездры – все они смогли зачать и
             родить только один раз.
     *** Сарре кажется, что Авраам слишком стар. Жена Иоакима считает себя вдовой. Захария две недели занят службой
             в храме. Иосиф находится вдали от дома на плотницких работах. Муж сонамитянки слишком стар.
   **** Любопытство проявляет только юная Мария.
***** Авраам не умоляет пощадить Исаака, хотя заступается за праведников Содома и своего племянника Лота. Ревекка
            не просит потушить гнев Исава, грозящего смертью Иакову. Сонамитянка вымаливает спасение сына не у Бога, а
            у Елисея. Женщина из книги Ездры, потеряв сына, не просит Бога воскресить его. Иаков, особо отмеченный Богом,
            не взывает к Владыке, потеряв любимого сына Иосифа. Елизавета обращается за защитой Иоанна к горе...
------------------------------------------------------


И последнее. Ответственность за бездетность всегда возлагается только на Жену*. Но почему же? Резонно предположить, что источником проблем мог оказаться любой из супругов, причем «вина» такого родителя могла носить различный характер.

               У Жен, к примеру, могли быть проблемы не только с зачатием, но и с вынашиванием ребенка (выкидыши), или
               случались неудачные роды (недоношенный/ мертвый/ неполноценный/ нежизнеспособный ребенок).
               В свою очередь бесплодие Мужей могли вызывать болезни, старость, импотенция или скрываемая ото
               всех гомосексуальность. На такие подозрения наводит, в частности, то, что Мужья страдают, но не берут себе 
               второй жены для продолжения рода, хотя обладают достаточными средствами** (лишь Елкана имеет вторую
               жену и детей от нее).


------------------------------------------------------
        * Неплодными считаются Сарра, Ревекка, Рахиль, жена Маноя, жена Иоакима, Елисавета, жена Елканы, женщина
           из 3 кн. Ездры.
     ** Ощутимо беден только Иосиф.
------------------------------------------------------


Отмеченные странности, несообразности и противоречия проистекают из укоренившейся трактовки текстов. Однако, положение кардинально изменится, если освободить их от привычного мистического ореола. Тогда действующие лица получат право на ошибки и непоследовательность, личные мотивы и предпочтения, реальные чувства, страсти и поступки. Тогда окажется, что они САМИ определяли свою судьбу, СОЗНАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЯ МИСТИКУ В СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ.

              И никого не удивит, что томящаяся со старым мужем Жена заводит себе любовника. Долгие годы бездетного
              супружества приучили ее к мысли о собственной неполноценности, поэтому Жена не опасается естественных
              последствий своей внебрачной связи. Тем сильнее потрясет Жену зарождение новой жизни в ее бесплодном
              чреве. Придется мобилизовать всю свою изобретательность, чтобы оправдаться перед Мужем и людьми, но не
              утратить нежданно-негаданно выпавшего на её долю счастья.
               
              Ее подруга по несчастью сталкивается с другой проблемой: супружеские отношения невозможны из-за
              заболевания, которым длительное время страдает Муж или Жена. В конце концов супругам удается найти
              целителя, который излечивает болезнь и восстанавливает плодовитость Жены.

              Еще одна Жена вынуждена прибегнуть к помощи врача, так как подвержена выкидышам, а у другой рождаются
              уродцы и она вынуждена скрывать их.

              Следующая Жена, потерявшая всякую надежду на потомство, имитирует беременность и тайно усыновляет
              чужого ребенка.

              Глава еще одной семьи с давних пор предпочитает однополые связи, но тщательно скрывает их от окружающих.
              Общественное мнение традиционно обвиняет в бездетности Жену. Стоит ли осуждать ее за то, что она прибегает
              к помощи постороннего мужчины?..


                Выключив лампочки в сорок электросвечей,
                Люди ночами делают новых людей.
                Группа Сплин

2010 г.


Рецензии
Уважаемый Томас! Покоряет Ваша безупречная логика и знание Священного писания. Нечаянно, при попытке написания исторического романа, сам коснулся происхождения двух главных христианских праздников - рождество Иоанна Крестителя и рождество Христа. Пришёл к выводу схожему с Вашим. От себя добавлю
ещё одно соображение. Если ребёнку говорить о его богоизбранном происхождении, он сможет в это уверовать и вести себя соответственно.
В календаре оба Рождества заняли время главных языческих праздников, приуроченных к летнему и зимнему солнцестоянию. Почему для рождения церковь назначила это время легко можно понять. Вместо 7 ноября - дня годовщины Великой революции по решению новой власти 4 ноября празднуем "День народного единства". Манипуляторы подменили праздник, чтобы народ скорее забыл, что он может взять судьбу в свои руки. Напоминает попытку заставить объединить общим праздником овец и волков. Думаю, волки только "За".

Иннокентий Темников   09.11.2018 13:59     Заявить о нарушении
О да, чем больше власть имущие становятся особой кастой, тем старательнее прячутся за словами "Мы все" (подобно тому, как раньше партийная номенклатура шаманила: "Народ и партия - едины!") Авось овцы примут волков за своих. Кстати, пока этот прием срабатывает неплохо.

Спасибо, Иннокентий, что делитесь своими соображениями.

С уважением,

Томас Твин   09.11.2018 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.