118 Слава балтийская 15 мая 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

118. Слава балтийская. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 15 мая 1972 года.

Сводка погоды: Калининград понедельник 15 мая 1972 дневная температура: мин.: 4.6°C, средняя: 6.6°C тепла, макс.: 10.3°C тепла, без осадков.

Целую неделю я был под впечатлением приезда в Калининград моей мамы на побывку ко мне. Меня не так беспокоили события в семье моего брата, как тот внешний вид и то состояние хронической усталости и беспомощной растерянности, с которыми моя мама говорила о Юре, о Гале, об Олежке и о тех причинах и следствиях, которые сотворили эту беду. Моя мама всегда была красивой женщиной, её красота была, если не броской, не модной, то очень эффектной, достойной, женственной, признаваемой всеми. Теперь же моя мама вместо весёлого и уверенного очарования излучала возрастную усталость, потерянность и разочарование.

Второй в жизни нашего Юры семейный разрыв и крушение надежд моей мамы и моего папы на семейно-родовую жизнь большой дружной семьи рода Суворовых-Максимовых сильно подорвал надежду и веру моей мамы. Ей оставалось верить в удачу и счастье младшего сына, то есть верить в меня, поэтому я не мог, не имел права, окончательно своими неудачами в жизни и в службе «добить и доконать» (так сказала моя мама – автор) её и нашего папу, который переживал за судьбу Юры даже сильнее, чем она (Юра был их первый, любимый, послевоенный сын – автор).

В самый разгар всех этих моих потаённых дум и переживаний, моей отстранённости от службы и корабельных дел, моего заторможенного состояния и блёклого настроения, я вдруг на праздничных мероприятиях, посвящённых Первомаю и Дню Победы, после торжественного прохождения строем всего экипажа новостроящегося БПК «Свирепый» по улицам Калининграда, получил лично из рук командира 67-го Отдельного дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ, капитана 1 ранга Виктора Николаевича Безносова, как награду и подарок, небольшую книгу «Слава Балтийская», Краткая летопись боевых и революционных свершений моряков Дважды Краснознамённого Балтийского флота», Издательство «Ээсти Раамат», Таллинн, 1971.

Книга мне очень понравилась и я даже не сразу обратил внимание на надпись-посвящение на форзаце книги, а там красивым почерком красной пастой шариковой ручки было написано: «Суворову Александру Сергеевичу за активную работу в комсомольской организации и достигнутые успехи в выполнении социалистических обязательств в честь 50-летия СССР», командир в/ч 63982 – Безносов и его размашистая подпись. Ниже подписи был фиолетовый оттиск гербовой печати войсковой части. Другим ребятам и годкам из нашего первого изначального экипажа новостроящегося БПК "Свирепый" в это время раздавали всякие поощрения, объявляли благодарности, давали 10-дневные отпуска, повышали в звании, назначали на новые должности.

Мои друзья и боевые товарищи по БЧ-1 и комитету ВЛКСМ первого экипажа новостроящегося БПК «Свирепый» мне сочувствовали, говорили: «Суворов у нас самый сознательный, идейный, ему материальные блага не нужны, ему идею подавай» и советовали: «Сплюнь, подтяни штаны, ремень, зажми покрепче гузку и не бери в голову!». При этом ребята больше обращали внимание на подпись Безносова, а не на книгу. Значение этого подарка-поощрения от командира Дивизиона-Экипажа, капитана 1 ранга В.Н. Безносова (этот кадровый флотский возрастной офицер был в секрете, о нём мало что было известно, даже имя-отчество его было под запретом – автор) я впервые инстинктивно начал ощущать только после того, как наш парторг, то есть секретарь партийной организации новостроящегося БПК «Свирепый», начальник РТС капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев неожиданно подошёл ко мне и попросил дать ему эту книгу, чтобы посмотреть.

- Надо же, - сказал вполголоса К.Д. Васильев. – На моей памяти это первый раз, когда капитан 1 ранга Безносов нисходит до уровня матроса и дарит ему что-то со своей подписью, да ещё с гербовой печатью. Эта книга, Александр, всё равно, что Почётная грамота, береги её. Запомни эту фамилию – Безносов, если только это его настоящая фамилия…

Я не стал ни о чём спрашивать Константина Дмитриевича Васильева, потому что нас заранее всех предупредили, что интересоваться персоной командира 67-го ОДСРНК нельзя, но с тех пор книга стала мне дорогой, а потом и очень полезной, потому что с её помощью я готовился к политзанятиям, к общественно-политическим мероприятиям БПК «Свирепый» и она мне очень помогла при изготовлении многочисленных стендов наглядной агитации на корабле. Теперь эта книга «Слава Балтийская» стала раритетной, особо ценной и дорогой, потому что была издана в Таллинне (Эстония) группой местных авторов-составителей во главе с Павлом Евдокимовичем Краснопёровым и другой подобной подробной книги по хронологии Балтийского флота с тех пор не издавалось.

«Слава балтийская». Краткая летопись боевых и революционных свершений моряков дважды Краснознамённого Балтийского флота. Хроника событий с 1703 по 1970 гг.
Оглавление:
1. Из героической истории Балтийского флота.
2. Революционная слава.
3. На фронтах гражданской войны.
4. Балтийский флот в годы мирного строительства (1921-1941гг.).
5. В боях за родину (1941-1945гг.).
6. На страже Родины. Хроника важнейших событий (1946-1970гг.).
Приложения: Многочисленные фотодокументы.
Издательство: Таллинн: Ээсти раамат. Переплёт: твёрдый; 228 страниц; 1971 г. ISBN: (не указан); Формат: стандартный. Язык: русский. Тираж: 10 000 экз.

После разговора с парторгом экипажа БПК «Свирепый» начальником РТС капитан-лейтенантом К.Д. Васильевым я словно ожил, потому что почувствовал «запах тайны». Мне стало интересно и я по-новому открыл глаза на всё происходящее вокруг. Жизнь и служба продолжались, они становились всё более интересными, событийными, приключенческими. Именно в этот момент я впервые подумал, что было бы здорово составить книгу-летопись, а ещё лучше, книгу-фотоальбом или фотоальбом-летопись «славных свершений моряков первого изначального экипажа БПК «Свирепый».

Дело в том, что в эти весенние дни 1972 года я вдруг стал «своим» среди годков осеннего призыва 1969 года, которые с уходом ДМБовских годков весеннего призыва 1969 года, стали полновластными хозяевами в первом экипаже новостроящегося БПК "Свирепый". Причинами моего превращения из карася в соратника годков и крутого переворота в моих отношениях с годками стали: "янтарное приключение" на приморском стрельбище, включение меня в абордажную команду корабля и моё участие в массовой драке на танцах в городском парке Калининграда.

После этих событий-приключений наш первый комсорг и мой друг лейтенант Николай Судаков сказал мне: "Если бы я знал, что ты такой глупый, задира и хулиган, я бы не стал просить Тихонова и Безносова дарить тебе книгу "Слава балтийская". Тихонов требовал отобрать у тебя подарок, а Безносов только хохотал над нами и говорил, что ты, Суворов, герой".

Какой же я "герой"? Еле жив остался...

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: 15 мая 1972 года. Калининград. Учебный центр 67-го ОДСРНК. Книга, которую мне подарил лично командир 67-го Отдельного дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей капитан 1 ранга В.Н. Безносов (в/ч 63982). «Слава балтийская». Краткая летопись боевых и революционных свершений моряков дважды Краснознамённого Балтийского флота. Хроника событий с 1703 по 1970 гг. Издательство: Таллинн: Ээсти раамат. Переплёт: твёрдый; 228 страниц; 1971 г. ISBN: (не указан); Формат: стандартный. Язык: русский. Тираж: 10 000 экз.


Рецензии