Михеево, Михейково - деревни и села

1) Пророк Михей

МИХА (ивр., в русской традиции Михей) ха-Морашти (то есть из поселения Мареша или Морешет-Гат в Шфеле), пророк, современник Исайи, живший в годы падения Самарии (около 720 г. до н. э.). Книга Михи — шестая среди книг малых пророков.

Как и другие пророки, Михей критикует социальную несправедливость и падение нравов  в обществе, предсказывает гибель Самарии и вторжение врагов в Иудею. Обличает, грозит, учит, утешает; в последней главе предсказывает спасение Израиля и приход Мессии.

Основные идеи

* Выступает против лживых «пророков»: «вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну».
* Критикует власть и правосудие: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!».
* Отмечает несправедливость экономических отношений в обществе: «Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?».
* Указывает на низкий уровень морали в обществе: «Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их». «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть».

В православии иконы с изображением пророка Михея отмечены с XV века; см.
2) Топонимика

а) Современная топография – 59 деревень

* Михеево – всего 39 деревень в областях: Архангельской, Владимировской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Московской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской; в т.ч.:
Михеево — деревня в Собинском районе Владимирской области; изв. с XIX века.
Михеево — село в Раменском районе Московской области; основано в XVIII веке.

* Михейково — 5 деревень;  Могилёвская, Смоленская; в т.ч.:   
Михейково — деревня в Ярцевском районе Смоленской области; упоминается с 1811 г, по мнению краеведов, существовала в 1779 г. (упоминается в Полевых записках землемера помощника Падерина от 4 августа 1779 г.).

* Михеевское (Михеевка) — село в Кизлярском районе Дагестана.
Михеевское — деревня в Лежневском районе Ивановской области; изв. с середины XIX века.
Михеевское — село в Нерехтском районе Костромской области.

* Михеевка — 12 деревень, в т.ч.:
Михеевка — деревня в Кормиловском районе Омской области; осн. в 1907 г.
Михеевка — деревня в Рыбинском районе Ярославской области; указана на плане Генерального межевания Рыбинского уезда 1792 года.
Михеевка — село в Новоград-Волынском районе Житомирской области; осн. в 1652 году.

б) Данные ресурса «Списки населенных мест Российской Империи» (списки 1859 г.); http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=

* Михеево  – всего 22 деревни в 5 губерниях: Калужской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Смоленской.
* Михеевка – 3 деревни, Ярославская, Смоленская, Нижегородская губ.
* Михеевское – Владимировская губ.
* Михейково – 6 деревень, Смоленская (5), Владимировская губ.
* Михейцово – Владимировская губ., изв. с 1783/5 г.; Михейцева – Тверская губ.

3) Имя и топоним в древнерусских письменных актах

а) ЭСБЕ
Михей (ум. 1392) — преп., ученик и келейник преп. Сергия Радонежского; по словам жизнеописателя св. Сергия, был свидетелем явления ему Божией Матери. Память 5 мая.

б) Национальный корпус русского языка

* Выпись из писцовых книг кн. В. И. Голенина на митрополичье село Пушкино, Московского у (1498-1499): «Коняево, дрв. Михеево, дрв. Ваганово Завражиое, дрв.».

* Ввозная грамота боярина и воеводы кн. Андрея Ивановича Голицына Степану Беклешеву (1599.03.16): «По государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, от боярина и воеводы ото князя Ондрея Ивановича Голицына с товарыщи в Красногородцкой уезд в Покровскую губу… в Ключицкую губу в дереню Федотову, в пустошь Михеево Мишка Литвинова, в пустошь Лукино Микифоровская Сотницына, в деревню Ргакино, в деревню Михеево Терешки Оникиева, …».

* Выпись из писцовых книг В. М. Чертенка Заболоцкого и Д. Д. Загрязского на митрополичью волость Караш, Ростовского у (1491): «Приданое: в. Федько, в. Михей. Дрв. Ескино».

* Устройная и отдельная книга яма Вышнего Волочка (1573): «А десятцкой у нихъ изъ нихъ же числа Михей Федоровъ сынъ Сапинъ».

* Кормленая книга Костромской чети 1613–1627 гг. (1613-1627): «Резанецъ Михей Третьяковъ сынъ Телеповъ — 122 году марта въ 27 день, по памяти за приписью дьяка Марка Поздеева написано…»;   
«Костромитинъ Михей Семеновъ сынъ Деглинъ — 123 году іюля въ 6 день, по памяти за приписью дьяка Марка Поздеева написано…».

* Записная книга Московского стола (1626-1627): «а чернецъ Михей посланъ въ Ондроньевъ монастырь въ архимариту для исправленія крестьянскіе веры; выходново дано ему 8 рублевъ, и отпущенъ въ Никитской монастырь съ игуменомъ съ Офонасьемъ».

3) Обобщение и вывод

Распространенное в средние века имя Михей фиксируется в документах с конца XIV века, в среде духовенства (сословие) редкое имя; топонимы Михеево зарегистрированы с конца XV века.

В результате деятельности Церкви (обучение и воспитание в христианстве) в сознании человека и общества формировалась  иерархическая система представлений о мире и о своём месте в нем.
Каждый элемент системы занимал определенное место по отношению к высшей ценности (абсолютному авторитету – Богу), Бог  в средневековом мире «главный ориентир» в жизни, а приближение к нему – цель жизни. Феодальные исторические документы (акты, купчие, челобитные, и т.д.), именная информация в них, позволяют нам уяснить, на каком идеологическом фундаменте строились экономические, политические и культурные отношения в средневековом русском обществе.

Вывод

Наличие имени Михей, топонимов Михеево и производных мы можем отнести к системе идеологии иудеохристианства. Русская православная Церковь тиражировала библейские имена во времени и пространстве с целью их увековечивания, а также для обучения и воспитания населения; частое повторения имени или термина – основа памяти, запоминание.

3.3.2018 г.


Рецензии