126 Шесть шаров 17 июля 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

126. Шесть шаров. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 17 июля 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, понедельник 17 июля 1972, дневная температура: мин.: 18.9°C тепла, средняя: 24.8°C тепла, макс.: 30.4°C тепла, без осадков.

В начале июля 1972 года в период итоговых аттестационных экзаменов на допуск к заведованиям офицеры и мичманы первого изначального экипажа новостроящегося БПК «Свирепый» тоже включились в это общее увлечение морским сленгом, морскими традициями и тоже начали щеголять морскими словечками и терминами, морскими выражениями и командными словами, а поощрял нас всех к этому командир 67-го Отдельного дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ капитан 1 ранга Виктор Николаевич Безносов. Вероятно, он сильно скучал по открытому морю, по настоящей флотской работе и службе на корабле, по морской романтике, поэтому он не просто говорил, а реально «ботал» по-морскому, знал наизусть все традиционные морские выражения и термины, вплоть до понятий и слов морского языка стародавнего парусного флота.

На экзамене по итогам боевой подготовки перед переселением на корабль мне достался билет: «Штормовые готовности и действия дежурного рулевого по штормовым готовностям». Этот вопрос я знал отлично, потому что, когда готовился и писал конспект занятий, то украшал свою рабочую тетрадь рисунками по теме занятий и тем самым лучше запоминал материал. Эту рабочую тетрадь наш командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров как бы "невзначай" начал листать в тот момент, когда я готовился отвечать и её увидел командир БЧ-3 БПК "Свирепый" старший лейтенант О.А. Белонин. Он взял из рук Печкурова мою тетрадь и начал её внимательно рассматривать.

В то время, когда командир минно-торпедной боевой части изучал мои каракули и рисунки, я старательно по памяти воспроизводил содержание этой тетрадь убористым почерком на листах бумаги...

Всем известно, что погода на море – это один из самых важных и опасных факторов кораблевождения. По корабельным уставам всех времён и народов установлено, что капитаны судов и командиры кораблей при стоянке на рейдах, в базах и портах обязаны принять все необходимые меры обеспечения безопасности кораблей при наступлении штормовой погоды, при подъёме или падении уровня воды, при ледоставе и других неблагоприятных гидрометеорологических явлениях. В момент прибытия в базу или на рейд командир корабля обязан получить указания о порядке своих действий у старшего морского начальника (старшего на рейде) на случай штормовой погоды, то есть где встать к причалу, как крепить корабль, куда и к кому обращаться за помощью, если что.

О приближении штормовой погоды корабли предупреждаются подъёмом специальных штормовых сигналов на рейдовых постах и брандвахтенных судах или по радио и телефону. По уставу существует три вида штормовых готовностей (ШГ) – ШГ №3, ШГ №2 и ШГ №1. Штормовая готовность № 3 объявляется при получении штормового предупреждения об усилении ветра до 6-7 баллов (12,5-15,2 м/с) с опасных направлений или об ожидании других опасных гидрометеорологических явлений, а также при фактическом резком усилении ветра до 6-7 баллов. Вот почему на надводных кораблях 1 и 2 ранга дежурный рулевой штурманской боевой части (БЧ-1) через каждые 30 мин замеряется скорость ветра и ведёт «График ветра». С момента объявления ШГ № 3 на всех кораблях и судах объявляется повышенная готовность к выходу в море и подходу корабля в штормовых условиях. При этом на основании самостоятельного анализа характера изменений погоды решение о действиях экипажа по ШГ №3 принимает командир корабля.

По указанию командира корабля или старшего помощника командира корабля вахтенный или дежурный по кораблю офицер:
организует и руководит заводкой дополнительных швартовов и изготовлением к отдаче (или отдачей) второго якоря;
выставляет сигнально-наблюдательную вахту и вахтенных для наблюдения за швартовами (якорными цепями и бриделями);
отдаёт распоряжение о запуске гирокомпаса и открывает вахту на УКВ связи;
даёт указания поднять на борт корабельные плавсредства или отвести их в укрытые места стоянки;
устанавливает повышенную готовность ГЭУ (главной энергетической установки) к даче хода кораблю.

Если корабль стоит в базе у причала, то увольнения личного состава на берег могут быть разрешены, но по ШГ №3 на кораблях, стоящих на рейде, прекращается увольнение личного состава на берег. При этом в соответствии с характером изменения погоды вахтенный или дежурный офицер запрашивает данные с Гидрометеостанции флота через оперативную службу штаба, которые сами на ближайшие 24 часа оповещают соединения, корабли и суда в море и в базе об обстановке, а также о предполагаемых изменениях погоды на последующие трое суток. По ШГ №3 запрещается движение всяких маломореходных плавсредств на рейдах и в гаванях (шлюпок, малоразмерных катеров, плотиков и т.д.). Между бортами кораблей, ошвартованных кормой к стенке, выставляются дополнительные кранцы и расстояние между ними должно быть не менее половины ширины самого большого корабля. После объявления ШГ №3 командиры кораблей и капитаны судов сходят на берег только с разрешения командира соединения или начальника базы-порта.

Если ветер и волнение усиливаются до 8-10 баллов (18,3-21,5 м/с), то объявляется штормовая готовность ШГ № 2. При этом, кроме мероприятий, выполняемых по ШГ № 3, на всех кораблях и судах запрещается увольнение личного состава на берег, запускаются неработающие гирокомпасы, на кораблях, стоящих на рейде, выставляется полноценная «ходовая вахта». При усилении ветра и волнения до 9 баллов на корабле объявляется: «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить!» и корабль экстренно готовится к плаванию в штормовых условиях. Во избежание повреждения кораблей и судов в порту или гавани базы, корабли и суда могут выйти в море, но в те районы, которые специально предназначены для нахождения в штормовую погоду.

При усилении ветра и волнения до 11 баллов и выше (ураган), объявляется штормовая готовность ШГ № 1, в дополнение к мероприятиям, проводимым по ШГ №3 и ШГ №2, весь личный состав находится на кораблях и судах в установленной боевой готовности к походу в штормовых условиях. При ожидаемом сильном урагане в месте нахождения кораблей, командование флотом и соединением принимают решение об уводе кораблей в другие районы моря, другие базы, гавани и порты (укрытия).

Всё это я рассказал моему экзаменатору командиру БЧ-3 старшему лейтенанту О.А. Белонину, а он, хитро ухмыльнувшись, спросил меня: «Что означают специальные штормовые сигналы на рейдовых постах?». В тоне его вопроса я почувствовал подвох, интерес и некий намёк на что-то, связанное со знаменитыми военно-морскими розыгрышами «молодых» и «салаг» типа посылки бачкового с чайником на клотик. Эти рейдовые посты с мачтами и реями, как на настоящих кораблях, я видел в Севастополе у Графской пристани на командном пункте Черноморского флота. Иногда на этих мачтах вывешивались чёрные конусы или шары. Мой старший брат Юра часто в речи употреблял выражение: «Шесть шаров!», что в его понимании и в понимании его друзей означало наивысшую степень какого-либо одобрения, восхищения, признания, оценки.

Не хотелось серьёзный экзамен на классность и военно-морской профессионализм сводить к шутке-розыгрышу и морской байке, поэтому сначала я обстоятельно, но кратко рассказал О.А. Белонину о специальных штормовых сигналах рейдовых постов...

- Рейдовые посты, - сказал я Белонину, - как правило, устраивают на входах в гавани по краям или в самой гавани базы, но так, чтобы этот рейдовый пост, особенно, его сигналы и огни были видны отовсюду, со всех мест базы, гавани. Все рейдовые посты имеют корабельные мачты и реи, на которые вывешиваются специальные сигналы: днём – черные фигуры (шары, конусы, кресты), а ночью – белые или красные огни (фонари).
- Чёрный конус вершиной вверх или два красных огня по вертикали на мачте рейдовой службы означает, что ожидается шторм или усиление ветра с северо-запада, чёрный конус вершиной вниз или два белых огня – ожидается шторм с юго-запада.
- Два чёрный конуса вершинами вверх или красный огонь над белым, расположенные на мачте рейдовой службы по вертикали, означает, что ожидается шторм с северо-востока, а два чёрных конуса вершинами вниз или белый огонь над красным – шторм с юго-востока.
- Если на мачте рейдового поста вывешен один чёрный шар или один красный огонь, то это значит – ожидается ветер силой 6-7 баллов, если вывешиваются два чёрных шара по вертикали или два красных огня по горизонтали, то это означает – ожидается сильный шквал, резкое изменение погоды, гроза, буря.
- Если на мачте рейдового поста вывешивается чёрный крест или четыре красных огня, соединённых в виде креста, то это означает – приближается настоящий ураган.

- А что означают три чёрных шара на мачте рейдового поста? – просил Белонин.
- Три чёрных шара, расположенных вертикально на мачте рейдового поста, - отчеканил я по правилам полного военно-морского ответа на вопрос начальника, - означает запрет на всякое движение или на заход в гавань базы, например, из-за занятости акватории кораблями или судами, или по какой-либо иной причине.
- А ты знаешь, Суворов, почему три чёрных шара по вертикали означают запрет всякого движения? – спросил меня командир БЧ-3 старший лейтенант О.А. Белонин, и я честно ответил, что не знаю.

- Ты светофор на улицах видел? Верхний – зелёный огонь означает разрешение движения, средний – жёлтый означает насторожённость, готовность к движению или торможение, а красный – запрет движения, остановку. Так? Так вот, неработающий светофор или все три огня «чёрные» - означают аварию светофора, а значит, хаос на улицах и дорогах. Вот почему три чёрных шара по вертикали означают абсолютный запрет на любое движение в гавани.
- Ты был на рейдовом посту? Нет? Их шары и конусы очень большие – около метра в диаметре и в размерах, их вывешивает на мачте сигнальщик, поднимает их на фалах. Каждый флот имеет свои «Правила рейдовой службы», которые утверждаются приказом командующего флотом и все корабли и суда в гавани базы обязаны соблюдать эти правила.
- Все сигналы на рейдовых постах вывешиваются только по приказам оперативного дежурного главного штаба соединения флота, расположенного в базе. Командиры кораблей или капитаны судов сами решают обращать ли внимание на сигналы рейдовой службы, но за последствия своих решений они отвечают своей головой.

- Какие вы знаете общие правила плавания в гавани военно-морской базы, Суворов? – спросил меня О.А. Белонин и я почувствовал, что он тоже сейчас хочет прочитать мне «лекцию». Мне захотелось показать ему, что я читаю не только то, что мне положено и опять кратко, запинаясь, начал рассказывать…

- Правила поведения кораблей и судов в гаванях, в портах, в проливах и узостях должны соответствовать МППСС-72 (Международным правилам предупреждения столкновения судов 1972 года – автор). Каждая гавань и подходы к ней имеют определённые пути плавания кораблей и судов, чтобы разделить встречные их потоки. На этих путях рыболовным судам запрещён лов рыбы.
- Все корабли и суда, которые находятся в гавани базы и использующие флажные сигналы для обозначения своих действий, манёвров и местоположения, должны использовать только МСС-65 (Международный свод сигналов 1965 года – автор).

- Верно, - подхватил О.А. Белонин. – А кто конкретно осуществляет руководство движением кораблей и судов в гавани базы? Не знаешь? Командир охраны водного района (ОВР) через дежурного по рейду через радиотехнические рейдовые посты и брандвахтенный корабль. Причём связь с дежурным по рейду производится по УКВ на 12 канале на частоте 156.6 МГц, а также по телефону.

Я, конечно, не знал таких подробностей, но включился в игру и уже с азартом начал вспоминать текст руководства, по которому готовился к экзаменам…

- Никто не имеет права входить (выходить) в гавань базы или начинать движение по акватории гавани без разрешения дежурного по рейду, не получив от него информации об обстановке на рейдах. Входить и выходить в гавань базы разрешается только по створам, придерживаясь правой стороны линии створа по ходу движения корабля.
- Верно, - сказал О.А. Белонин. – При подходе на установленный рубеж повышения готовности для хода в гавань базы, а также при выходе из гавани, при съёмке с якоря или швартовке, все корабли и суда должны открыть радиовахту, установить связь на УКВ с дежурным по рейду на указанных частотах и выполнить мероприятия для обеспечения безопасности плавания.
- В Правилах сказано, - заявил я торопясь опередить командира БЧ-3 старшего лейтенанта О.А. Белонина, - что не позднее чем за 30 минут до подхода на установленный рубеж повышения готовности командир корабля обязан запросить разрешение на вход у дежурного по рейду. При подходе на дальность видимости рейдовых постов все корабли и суда обязательно показывают свои позывные: днём — флагами, ночью — средствами световой сигнализации или УКВ.

- Район ожидания входа в гавань располагается на расстоянии 7,5 кбт (кабельтов) или 1389 метров от определённой точки, установленной Правилами, - тоже нетерпеливо заявил О.А. Белонин. – Если разрешения на вход в гавань базы нет, то корабли ожидают его в другой точке района внешнего рейда. При этом постановка на якорь в районах ожидания запрещена.
- Проходы по путям следования в гавань и из гавани, а также в узостях, - заявил я, - регулируются специальными сигналами – фигурами или огнями либо брандвахтенным кораблём ОВР, либо рейдовым постом. В любом случае тот, кто входит в гавань, уступает путь тому, кто выходит из гавани.
- Командиры кораблей и капитаны судов, - уже спокойно, не соревнуясь, сказал О.А. Белонин, - обязаны находиться на мостике при входе в гавань базы от рубежа повышения готовности до постановки на якорь или к причалу, а при выходе из неё – от причала (места якорной стоянки) до рубежа повышения готовности.
- Моментом разрешения кораблям и судам на съёмку с якоря или швартовов, а также следования на рейды и с рейдов является время получения командирами кораблей или капитанами судов слова «Добро» от дежурного по рейду, - чувствуя, что пора «закругляться», подытожил я наше экзаменационное соревнование.

- Добро, Суворов! – сказал Олег Анатольевич Белонин, прихлопнул ладонью мою рабочую тетрадь к столу и встал из-за стола. – Экзамен, по моему мнению, вы сдали на «шесть шаров», однако окончательное решение будет принимать экзаменационная комиссия. Вы знаете, что значит, выражение «Шесть шаров!».
- Точно так! – весело «выпалил» я. – «Шесть шаров!» означает «Звиздец как здорово!»…
- Не совсем точно, но, по сути, верно, - ответил мне командир БЧ-3 старший лейтенант О.А. Белонин, замечательный человек и офицер БПК «Свирепый».

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: 1972. Балтийское  море. Финский залив. Ленинград (Санкт-Петербург). Рейдовый пост на подходе к Кронштадту. Таблица специальных штормовых сигналов на рейдовых постах. База данных новеллы из книги: «Справочник по управлению кораблём». Под общей редакцией А.А. Александрова. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР. Москва - 1974. А.А. Александров (руководитель авторского коллектива), А.П. Броневицкий, В.А Кузнецов, Г.М. Кузнецов, А.Б. Орлов, Ю.Е. Титов, С.С. Юшин.


Рецензии