129 Комсомольская служба 23 июля 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

129. Комсомольская служба. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 23 июля 1972 года.

Сводка погоды: Калининград воскресенье 23 июля 1972, дневная температура: мин.: 11.2°C тепла, средняя: 19.2°C тепла, макс.: 25.9°C тепла, без осадков.

Всё воскресенье 23 июля 1972 года я провёл фактически в "красном уголке" или в "ленкаюте" учебного центра 67-го ОДСРНК, штудируя и изучая руководящие документы по организации комсомольской работы, инструкции, памятки, и методические рекомендации, устав ВЛКСМ, права и обязанности комсорга, порядок и регламент проведения комсомольских собраний разного уровня и других комсомольских мероприятий. От меня теперь требовалось составить план работы, оформить рабочие дневники группкомсоргов, план и журнал проведения комсомольских собраний, митингов, субботников и иных мероприятий и т.д. и т.п. Вскоре я понял, что обязанности комсорга класса в средней школе резко отличаются от обязанностей комсорга корабля, да ещё в офицерском звании. Количество "руководящих документов" было запредельным, целая библиотечка из десятков книг, брошюр, сборников, журналов и рабочих тетрадей. Правда, был один "плюс" в этом скопище документов, - в них легко можно было спрятать мой дневник-ежедневник, который я украдкой вёл с первого дня службы на флоте, а также мой альбом для рисования, в котором на средних страницах (на оборотной стороне рисунков) были написаны нормы и положения "Годковского закона" с автографами (подписями) ушедших в запас ДМБовских годков весеннего призыва 1969 года (как жаль, что я не сумел сохранить этот альбом после ДМБ! - автор).

Нынешнему поколению военных моряков Военно-Морского флота России практически непонятно и неизвестно это слово "комсорг", вероятно, они не знают, кем были группкомсорги и комсорги в системе организации флотской жизни и службы, поэтому автор постарается в этой книге новелл-воспоминаний просто и кратко рассказать о комсомоле на флоте, о комсомольцах, комсоргах, а наших славных делах и комсомольских приключениях.

Комсорг (по энциклопедическому определению) - это сокращение понятия "комсомольский организатор" и означает - выборный руководитель первичной комсомольской организации. В свою очередь "комсомол", "ВЛКСМ" или "Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи" - это "самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи", "комсомол - активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза, являющейся руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций", в том числе ВС СССР (СА и ВМФ СССР).

По уставу ВЛКСМ - весь смысл деятельности комсомола в осуществлении решений партии и Советского правительства, в претворении в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР. "Верный ленинским заветам, ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, неукоснительного соблюдения Конституции СССР и советских законов, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме. Величайшая честь для комсомольца - стать членом КПСС" - так было записано в Уставе ВЛКСМ, который действовал в 70-е годы XX века, и который я теперь должен был знать так же, как Корабельный устав и иные уставы СА и ВМФ СССР.

В уставе особо подчёркивалось, что "ВЛКСМ работает под руководством Коммунистической партии Советского Союза, является активным проводником политики партии во всех областях коммунистического строительства. Сила комсомола - в руководстве КПСС, в идейной убежденности и преданности делу партии, в сознательной дисциплине, единстве его рядов. Комсомол учится у партии по-ленински жить, работать, бороться и побеждать".

Главной задачей ВЛКСМ устав определял так: "Воспитывать юношей и девушек на великих идеях марксизма-ленинизма, на героических традициях революционной борьбы, на примерах самоотверженного труда рабочих, колхозников, интеллигенции, вырабатывать и укреплять у молодого поколения классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, готовить стойких, высокообразованных, любящих труд молодых строителей коммунизма". При этом "Священный долг комсомола - готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага".

Возможно, сейчас некоторые читатели могут сморщиться, скривить недовольно лицо, бросить читать эти строки или даже перестать читать мою книгу, это их право, но отвернуться от истины, от правды времени, от того, что было в 70-е и 80-е годы XX века в Советском Союзе нельзя, это было, составляло суть нашей жизни, нашей военной службы, нашей комсомольской молодости, нашего советского мировоззрения, наше политики, экономики и борьбы за существование, за развитие, за тот базис, которым сейчас пользуются нынешние поколения граждан России и бывших стран-республик бывшего СССР. Поэтому, чтобы понять мотивацию нашего поведения, жизненную позицию и логику наших поступков, нашу советскую действительность и жизнь, наши приключения и подвиги, - для этого нужно вчитаться, постараться понять и принять то, что автор сейчас поведает.

Все матросы и старшины первого изначального экипажа БПК "Свирепый" были сплошь комсомольцами, все молодые офицеры и мичманы, кто не был коммунистом, то есть членом КПСС, были комсомольцами и участвовали в комсомольских собраниях и мероприятиях наравне с самыми молодыми матросами - духами-призывниками, карасями, салагами, молодыми, подгодками и годками. В этом была особая демократичность системы организации комсомольской работы, которую я подметил с самого начала борьбы с "годковщиной", потому что наряду с годковщиной в матросской среде, была ещё и чванливая высокомерная "годковщина" в среде офицеров и мичманов, в отношениях между командованием корабля (старшими офицерами), офицерами и мичманами.

На комсомольских и партийных собраниях субординация званий и должностей "не работала", не должна была работать, потому что все мы были в одном статусе членов комсомола и должны были подчиняться требованиям устава ВЛКСМ. Вот почему наши командиры почувствовали угрозу оттого, что я заявил на отчётно-выборном собрании: для них было немыслимо и непонятно, что молодой матрос может "на равных" взаимодействовать с командиром корабля, замполитом или старпомом. Однако, теперь, хотя бы я один из всего личного состава экипажа БПК "Свирепый", почти официально мог представлять интересы и права комсомольцев во взаимоотношениях к командованием и от этого права и этой уставной возможности невозможно было уклониться.

Вот почему в воскресенье 23 июля 1972 года я парился в жаркой и душной комнате "ленкаюты" Дивизиона-Экипажа, не играл в футбол, и волейбол, как мои друзья, не стирался и не гладился, не писал письма, а читал, читал, писал и думал, - как мне организовать комсомольскую работу в экипаже корабля, как внедрить в нашу корабельную жизнь нормы и положения Годковского закона, которые я пообещал нашим годкам всеми силами защищать, хранить и развивать. При этом многое в уставных требованиях ВЛКСМ меня смущало...

Я никоим образом не был против того, чтобы "воспитывать у юношей и девушек глубокое уважение к государственным Гербу, Флагу, Гимну СССР, олицетворяющим героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны", наоборот, в этих символах я закономерно и естественно видел то же самое - силу, гордость, любовь и мощь. К этим символам я добавлял наш Военно-Морской Флаг и Гюйс, нашу флотскую форму, тельняшку, бескозырку, брючный ремень с бляхой. Все эти предметы и вещи были для меня и для всех нас святыми.

Однако меня смущало уставное требование "добиваться свято выполнять ленинский завет "Учиться коммунизму", потому что я сам не очень понимал, как это "учиться коммунизму". Соблюдать нравственные принципы, изложенные в Программе КПСС - в моральном кодексе строителя коммунизма? Да, согласен, но вот такие требования как:

- "добиваться преданности делу коммунизма, любви к социалистической Родине, к странам социализма" вызывали чувство неприятия: как это - добиваться любви?;

- "добиваться добросовестного труда на благо общества по принципу: "Кто не работает, тот не ест", то есть отнимать у кого-то недобросовестного пищу что ли?;

- "добиваться заботы каждого о сохранении и умножении общественного достояния", что в абсолюте означало отказ от личного в пользу общественного;

- "добиваться высокого сознания общественного долга, нетерпимости к нарушениям общественных интересов", что тоже порождало вопросы, например: "Какие интересы общественные, а какие - нет";

- "добиваться коллективизма и товарищеской взаимопомощи по принципу: "Каждый - за всех, все - за одного" - вот один из немногих принципов, который понимали буквально все, потому что это был основной закон ещё детской "уличной братвы";

- "добиваться гуманных отношений и взаимного уважения между людьми по принципу: "Человек человеку - друг, товарищ и брат", что тоже благом складывался в наш Годковский закон, по которому "все моряки - братишки";

- "добиваться честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни" - это уставное требование комсомола точно соответствовало моей жизненной позиции в вопросе борьбы с "годковщиной" и в организации флотской службы и жизни на корабле.

Другие требования устава ВЛКСМ я тоже принял, как должное и вписывающееся в нормы нашего Годковского закона:

- "взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей" трансформировалось в нашем Годковском законе во взаимоуважение молодых и годков; в заботу годков, старшин и старослужащих матросов о воспитании и боевой подготовке духов, карасей, салаг и молодых, как в братской семье военных моряков, - так было встарь на парусном русском флоте, в Революцию, во время Гражданской и Великой Отечественной войны, так и должно было быть и сейчас;

- "непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству" вообще точно "легло" в наш Годковский закон и в нашу флотскую жизнь, потому что "отлынивание" от работы означало "труд за того парня", за "годка", за "сильного", а значит - несправедливость, порождающую праведный гнев и ненависть, разрушающую братское единство моряков;

- "дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни" тоже точно соответствовало принципу "морского братства" всех военных моряков, невзирая на национальность, происхождение и социальное неравенство;

- "непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов" - вообще не обсуждалось, потому что ненависть к врагам - это естественная и законная обязанность любого военного человека;

- "братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами" тоже не вызывала чувства отчуждения, потому что соответствовало общей нашей направленности на нашу традиционную русскую мирность, миролюбие, потому что: "Русские не хотят войны".

Я был согласен с уставом ВДКСМ, который утверждал, что "роль комсомольцев в условиях развитого социалистического общества зависит от активности и боевитости всех комсомольских организаций, углубления содержания, совершенствования стиля и методов их работы", поэтому я хотел так организовать комсомольскую работу в экипаже, чтобы точно соответствовать завету В.И. Ленина о том, что "Союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин", добиваются, чтобы каждый комсомолец был примером в труде, в учебе, на военной службе.

"Для этого", - думал я, - "надо чтобы мы, комсомольцы БПК "Свирепый", члены комитета комсомола, в соответствии с уставом ВЛКСМ участвовали в управлении государственными и общественными делами на нашем корабле, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, пользовались правом инициативы у нашего командования кораблём и боевыми частями". Только кто осмелится выступить с инициативами? Кто сможет выдержать ответный "прессинг" офицеров и командиров? Вопросы были тяжёлыми и я тяжело "ворочал" жерновами мыслей, чтобы найти ответы.

- Одному соваться с инициативами бесполезно и глупо, - почти вслух говорил я самому себе и прислушивался к молчащим моим внутренним голосам-друзьям. - А вот выступать с инициативами от комсомольской организации, - это по уставу, так как здесь чёрным по белому записано: "Комсомольские организации активно осуществляют предоставленное партией право широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими партийными организациями всех вопросов работы предприятия, колхоза, учреждения, участвуют в решении Советами народных депутатов, государственными органами, профсоюзами и другими общественными организациями вопросов воспитания, обучения, организации труда, быта и отдыха молодежи". Вот так и будем действовать: соберёмся, обсудим, потом примем решение на собрании, сформулируем предложение и попробуй только не отреагировать!

Я решил взять на вооружение ленинский принцип коллективного руководства, всестороннего развития внутрикомсомольской демократии, широкой инициативы и самодеятельности всех членов ВЛКСМ, критики и самокритики, потому что это соответствовало борьбе с проявлениями "порочной годковщины", нашему общему стремлению к скорейшему освоению корабля и к выходу на БС (боевую службу) и вырисовывающимся в нынешнем личном составе экипажа БПК "Свирепый" новым традициям и нормам Годковского закона. Для этого только требовалось дать соответствующий настрой самым авторитетным морякам в боевых частях, избрать их группкомсоргами и укрепить нашу дружбу, организованность и сознательную дисциплину в своих рядах. Вместо группировок по срокам службы, я решил организоваться в группы единомышленников, создать, как бы клуб моряков разных сроков службы "по интересам", например, по общему интересу скорейшего выхода в море на БС.

Единственное, что тогда ускользнуло от моего пристального внимания к вопросу об организации комсомольской работы, - это активное укрепление связей с братскими экипажами других БПК пр.1135 типа "Буревестник", которые уже были на плаву и ходили на БС и стрельбы - БПК "Бдительный" и БПК "Бодрый". Они уже давно были "при деле", мы только начинали, поэтому дружить особо был не скем, мы были пока одни. Можно было бы дружить с комсомольскими организациями других боевых кораблей, но мы даже ещё не вышли с Калининградского ПССЗ "Янтарь", а те матросы, которые служили на кораблях, стоящих в заводе, для нас были, прежде всего, "несунами", они тащили с нашего корабля всё, что "плохо лежит"...

Уловив главную цель и задачу своей работы комсоргом корабля, я начал "перекраивать" требования к обязанностям членов ВЛКСМ применительно к обязанностям годков на корабле. Я уже знал, что большинство годков, да и вообще, матросов и старшин, "на дух" не переносят всякие "красивые", "идейные" и "правильные" слова, поэтому себе в тетрадь для будущего разговора с членами обновлённого комитета комсомола корабля я записал следующие формулировки обновлённого Годковского закона:

"Годок" обязан:
- признавать Годковский закон, активно его применять и защищать, участвовать в работе комсомольской организации боевой части и корабля, выполнять решения комитета комсомола и схода годков;
- быть активным борцом за успешное исполнение программы швартовных, ходовых и государственных испытаний, за сдачу курсовых задач "К-1", "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС;
- показывать пример салагам и молодым в боевой и политической подготовке, повышать эффективность исполнения ими служебных обязанностей;
- участвовать в социалистическом соревновании боевых частей и боевых постов за лучшую организацию действий по боевой и учебно-боевой тревоге;
- непрерывно совершенствовать свою профессиональную боевую квалификацию, строго соблюдать воинскую и корабельную дисциплину, субординацию во взаимоотношениях с офицерами и мичманами, старшими и младшими по должности и по званию;
- беречь корабельную технику и имущество, обеспечивать сохранность личного имущества своего и своих боевых товарищей;
- повышать свою культуру, заниматься самообучением и самовоспитанием, разъяснять молодым и салагам политику Коммунистической партии, ВЛКСМ, быть честным и правдивым, чутким и внимательным ко всем и каждому члену экипажа корабля;
- вести решительную борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии, с тунеядством, религиозными предрассудками, различными антиобщественными проявлениями и другими пережитками прошлого, всегда ставить общественные интересы выше личных (эту норму устава ВЛКСМ я записал в наш Годковский закон полностью - автор);
- самоотверженно защищать интересы Советского Союза, быть готовым в любой момент к подвигу, изучать своё дело и заведование так, чтобы действовать на нём по тревоге автоматически, проявлять бдительность, хранить военную и государственную тайну;
- содействовать укреплению дружбы в экипаже между матросами всех национальностей, с экипажами и личным составом братских кораблей ВМФ и других военных частей;
- активно интересоваться политической жизнью страны, чтобы быть в курсе событий, чтобы на комсомольских мероприятиях показывать салагами и молодым пример в выполнении своего общественного долга;
- развивать братские заботливые отношения в экипаже по принципу: "Моряк моряку - друг, товарищ и брат";
- укреплять ряды комсомольской организации, действовать на собраниях боевито, организованно и сплочённо, проявлять инициативу, строго соблюдать комсомольскую дисциплину, одинаково обязательную для всех членов комсомола, быстро и точно выполнять поручения комсомольской организации, доводить всякое начатое дело до конца (эти нормы устава ВЛКСМ я тоже переписал в Годковский закон точно и полностью - автор);
- смело критиковать других и давать возможность критиковать себя, бороться против годковского высокомерия и зазнайства, вскрывать недостатки и добиваться их устранения, сообщать о нарушении Корабельного устава и устава ВЛКСМ в первичную комсомольскую организацию, в комитет комсомола (вплоть до ЦК ВЛКСМ);
- не отлынивать от службы, подавать салагам и молодым пример в физической культуре и личной гигиене, закалять себя физически, регулярно заниматься спортом, всегда быть готовым к бою.

Я дописал последние строчки этого обновлённого Годковского закона и тяжело вздохнул, - не примут ребята всего этого, не примут, побоятся. То ли я это сказал, то ли кто-то из моих "внутренних голосов-друзей", но стойкое ощущение "эфемерной идейности" этих моих норм обновлённого Годковского закона овладело мной.

- А ты не спеши, - сказал мне кто-то из моих "голосов". - Не показывай эту "писанину" никому, пока. Ты просто действуй по "писаному" и всё. Покажи сам своим примером, как эти нормы Годковского закона будут действовать, а если тебя кто-то спросит: "Почему ты так себя ведешь?", вот тогда покажи или прочитай им эти свои строки, пусть знают, что ты выполняешь Годковский закон первых свиреповцев.

Сказать по правде, я очень обрадовался этому совету кого-то из моих давних друзей, живущих в моей памяти, в моём сознании и воображении. Действительно: "Не говори красиво, - действуй правильно!". Только всё же я не утерпел и дописал новую редакцию Годковского закона БПК "Свирепый" совершенно новыми нормами:

Любой "дух", "карась", "салага" или "молодой" матрос имеют право:
- избирать и быть избранным в комсомольские органы комсомольской организации корабля;
- получать слово и свободно обсуждать на комсомольских собраниях и в корабельной стенной печати все вопросы жизни комсомольской организации корабля, вносить свои предложения, открыто высказывать и отстаивать свое мнение до принятия соответствующего решения;
- критиковать на комсомольских собраниях любого комсомольца, а также любой комсомольский орган комсомольской организации корабля;
- обращаться в комитет комсомола корабля с вопросами, заявлениями, жалобами и предложениями по любому вопросу службы, жизни, взаимоотношений с любым членом экипажа.

Потом я попытался сформулировать нормы Годковского закона о мерах воздействия за невыполнение уставных требований и требований Годковского закона, но быстро понял, что это уже лишнее, что мне не переписать Дисциплинарный устав и другие законы. Хватит и сделанного, главное, чтобы эти обновлённые нормы Годковского закона начали действовать! Я почувствовал нечто вроде уверенности и даже обрадовался, мне, лично мне, становилась понятна моя дальнейшая жизнь и судьба, как комсорга, но как всё обернётся в дальнейшем?

Потом я стал думать над тем, как мне строить свои отношения с комсомольцами. Например, как в условиях военной организации и военной дисциплины, основанной на административно-командной системе, выполнить норму устава ВЛКСМ о "строгой комсомольской дисциплине и подчинении меньшинства большинству"? Военные подчиняются приказам старших по званию и по должности, а тут ещё какое-то "подчинение" меньшинства большинству. Я подумал и решил для самого себя не создавать ситуации, по которой меньшинство должно было "подчиняться", я решил отказаться от системы "подчинения" в комсомольской работе, пусть всё будет основано не на подчинении, а на "принятии", "восприятии", "осознанном исполнении по взаимному согласию".

- "Плетью обуха не перешибёшь!" - сказал во мне голос моего друга деда "Календаря" из деревни Дальнее Русаново, - "А против лома нет приёма". Сыграют ДМБовские годки ДМБ, придут новые духи, караси и салаги, подгодки станут годками и власть поменяется. Будут другие лидеры, другие вожди. Тебя тоже не будет, скоро забудут, и новые "ломы" будут ломать всё по-своему. Поэтому не устанавливай свои "суворовские" порядки, а следуй за интересами и волей большинства, командования, боевых планов и задач корабля, - это главное, это останется для всех последующих поколений моряков срочной службы. Вывод: утверждать новые традиции и нормы Годковского закона, делай их преемственными, а они могут быть преемственными, если войдут в плоть и жизнь поколений моряков. Понял?

Так я с делал...

Я был матросом срочной службы и самым "молодым" на корабле, поэтому, хотя и исполнял обязанности комсорга корабля по штатной офицерской должности и званию "лейтенант", но не был им, поэтому не мог, не имел права никому приказывать, поэтому я, как комсорг, действовал иначе: создавал ситуацию общего интереса и потребности личного состава, чутко улавливал общиё или конкретный интерес, нарушение чьих-то прав, несправедливость или несоответствие чьего-то поведения общим интересам и боевым задачам корабля и делал всё это достоянием личного состава экипажа корабля, выносил эти проблемы и интересы на обсуждение и решение комсомольских организаций боевых частей, комитета комсомола и комсомольской организации в целом. Порой это делалось так естественно и незаметно, что ребята, особенно, командиры боевых частей считали, что это они выявили проблемы и они предложили нужные решения.

Эту сопряжённую с нормами так называемого "Годковского закона" организацию комсомольской работы очень быстро уловил, осознал и принял к действию наш заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин. Он сначала с большим сомнением и неохотой слушал меня, когда я докладывал ему о принципах и планах организации комсомольской работы на корабле, но потом, особенно, на выходах в море на ходовые испытания и стрельбы в августе - декабре 1972 года, во время сдачи курсовых задач в мае-июле и на первой БС (боевой службе) в Северной Атлантике в июле-октябре 1973 года, полностью принял мои наработки и развил их, придав им идейную наполненность и свой авторитет лучшего замполита корабля (недаром его потом в 1974 году перевели заместителем командира корабля первого тяжёлого авианесущего противолодочного крейсера ТАВКР "Киев" - автор).

Когда мы были в учебном центре 67-го ОДСРНК, то заседания комитета ВЛКСМ экипажа БПК "Свирепый" проводились первым нашим комсоргом лейтенантом Николаем Судаковым строго по уставу, вовремя и планомерно, по тем вопросам, которые были в заранее составленных планах, программа, приуроченных к партийным и общественным событиям. Когда я стал исполнять обязанности секретаря комитета комсомола БПК "Свирепый", то формулировки повестки дня заседаний комитат комсомола изменились, я их "привязывал" к проблемам корабельной службы и жизни, к задачам боевой и политической подготовки. Например, вместо вопроса повестки дня "Об усилении контроля комсомольской организации за соблюдением дисциплины" я предложил тему: "О доверии молодым матросам " и выступил на заседании комитета комсомола корабля так: "Если молодой матрос успешно сдал экзамен на классность (например, 3 класс), то он уже автоматом получает право на доверие ему с самостоятельно работать на заведовании (оборудовании). Если не будет доверия молодым матросам, то они так и останутся в статусе "молодых", поэтому доверие и личная ответственность неизбежно повысят самодисциплину молодых матросов". Комитета комсомола принял решение обратиться к командиру корабля и командирам боевых частей "больше доверять молодым матросам", а к молодым матросам-комсомольцам - "оправдать оказанное высокое доверие самодисциплиной". В результате в экипаже резко усилилась исполнительская дисциплина, потому что она стала осознанной, общепринятой.

Другой пример иного характера организации комсомольской работы на БПК "Свирепый": в уставе ВЛКСМ было записано, что "Комсомол всемерно развивает критику и самокритику в своих рядах, используя ее для дальнейшего совершенствования работы комсомольских организаций, лучшего осуществления решений партии и своих собственных, укрепления сознательной дисциплины, еще большего сплочения комсомола вокруг КПСС" и так было, но вместо формальной критики и самокритики по принципу: "Я себя перед Лениным чищу", когда комсомольцы должны были отчитываться о своих достижениях и критиковать самих себя, я предложил другой вариант - откровенные выступления с изложением своей жизненной позиции, то есть жизненных принципов, лозунгов, кредо, избранных правил поведения. В результате изложения своих жизненных позиций, например, избранного девиза, годок, подгодок, или молодой матрос неизбежно получали критику, вынуждены были защищать свои позиции, сорить, полемизировать, а значит, критиковать других и себя. Такие дискуссии на комсомольских собрания в боевых частях были редко, только в дни проведения "Ленинского зачёта" 22 апреля (день рождения В.И. Ленина - автор), но потом эти жизненные принципиальные споры-обсуждения продолжались долго.

К сожалению, с самого начала исполнения обязанностей секретаря комитета комсомола корабля, я вошёл в затяжной конфликт с нашим новым замполитом капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным, который в силу своего возраста, звания, должностного положения и жизненного опыта был сторонником "правильной", то есть формальной организации работы комсомола, по Уставу ВЛКСМ, на основе инструкции ЦК ВЛКСМ и Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, под непосредственным руководством политотдела главного штаба Балтийского флота, под своим непосредственным руководством, а также под влиянием партийной организации БПК "Свирепый". Конечно, я не был против, но старался разнообразить свою работу, сделать её неформальной, творческой. В следующих новеллах-воспоминаниях читатели смогут убедиться в этом.

Например, капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин буквально понимал нормы устава ВЛКСМ, по которым комсомольские организации Вооруженных Сил, в том числе ВМФ, должны были "сплачивать молодых воинов вокруг Коммунистической партии", "воспитывать их в духе идей марксизма-ленинизма, мужества, отваги и героизма, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, беззаветной преданности и постоянной готовности к защите социалистической Родины и стран социалистического содружества", "мобилизовать молодежь на успешное выполнение задач боевой и политической подготовки, укрепление воинской дисциплины, овладение боевой техникой и оружием", "воспитывать у комсомольцев и молодых воинов черты человека коммунистического общества"...

Эх! Сколько шуток и розыгрышей было в среде годков, когда они демонстративно рассматривали мою физиономию и во всеуслышание говорили мне: "Суворов, у тебя появились новые черты человека коммунистического общества!". Сколько раз нагловатые годки говорили мне словами героя первой новеллы кинофильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика": "Ну, давай, Суворов, трынди нам, мобилизуй на успешное выполнение задач боевой и политической подготовки, укрепление воинской дисциплины, овладение боевой техникой и оружием". Дмитрий Васильевич Бородавкин практически не понимал "годковский юмор", нарочитую "антисоветскую браваду", которая вошла в моду, примерно, с 1973 года, обижался, напрягался, а я, наоборот, ценил плоский и грубоватый флотский юмор, использовал его в своей комсомольской работе комсоргом корабля, применял в корабельной сатирической газете "Ну, погоди!" и в играх в военно-морской КВН, о которых поведаю в дальнейших новеллах.

В заключении скажу, что большинство офицеров, мичманов, командиров отделений, старшин, годков, подгодков и молодых матросов считали комсомольскую работу, комсомольские поручения и работу комсорга корабля чем-то не серьёзным, недостойным, внеслужебным, не соответствующим званию военного моряка. Наш второй старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, например, был убеждён, что "матрос Суворов должен исполнять обязанности комсорга корабля во внеслужебное время, то есть в своё личное свободное время, а в остальное время он должен служить, как все, по Корабельному уставу, нести вахты, подвахты, участвовать в приборках, в хозработах, в исполнении нарядов и дежурств". Несмотря на такое отношение некоторых членов экипажа БПК "Свирепый" ко мне, я с июля 1972 года по январь 1974 года исполнял обязанности секретаря комитета комсомола (комсорга) БПК "Свирепый" и передал дела тоже "исполняющему обязанности комсорга корабля" мичману Анатолию Андреевичу Дворскому.

Насколько серьёзной или не серьёзной была моя комсомольская служба на БПК "Свирепый" вы узнаете из последующих новелл-воспоминаний, так как автор переходит непосредственно к корабельной службе, потому что 29 июля 1972 года наш первый изначальный экипаж покинул учебный центр 67-го ОДСРНК и переехал на свой корабль, на легендарный БПК "Свирепый".

Фотоиллюстрация: "Слава тебе, закалённый в бою и труде Комсомол!". Современный плакат в 100-летию ВЛКСМ в Музее комсомола в Борисоглебске. 2018.


Рецензии